Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584
«Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1028 настоящее постановление признано утратившим силу

Во исполнение статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

19 сентября 2003 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в настоящее Положение внесены изменения

Положение
о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ, утвержденный приказом Минюста РФ от 31 июля 2012 г. N 151

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливает порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации (далее именуется — реестр).

2. Адвокатов иностранного государства, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрирует Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Реестр ведется на русском языке по форме согласно приложению N 1.

4. Для регистрации в реестре адвокат иностранного государства представляет в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:

а) заявление на русском языке по форме согласно приложению N 2;

б) анкета по форме согласно приложению N 3;

в) документ, подтверждающий статус адвоката иностранного государства (указанный документ должен быть легализован, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации), документ, удостоверяющий личность, и их копии, переведенные на русский язык.

Нотариусом должны быть засвидетельствованы перевод указанных документов, если он владеет соответствующим иностранным языком, либо подлинность подписи переводчика, если нотариус не владеет таким языком;

г) документы, подтверждающие легальность пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также копии этих документов, засвидетельствованные нотариусом;

д) 2 фотографии (анфас, без головного убора, на матовой бумаге) размером 4 х 5 см.

5. Представление недостоверных сведений или представление не всех документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, является основанием для отказа в регистрации адвоката иностранного государства в реестре.

6. Министерство юстиции Российской Федерации в течение 3 месяцев после поступления документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляет проверку их достоверности. При этом Министерство вправе обратиться в правоохранительные и другие государственные органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности представленных документов. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки документов или подтвердить их достоверность не позднее одного месяца со дня получения запроса.

После подтверждения достоверности указанных документов Министерство юстиции Российской Федерации издает распоряжение о регистрации адвоката иностранного государства в реестре, на основании которого выдает свидетельство о регистрации по форме согласно приложению N 4 (далее именуется — свидетельство о регистрации).

7. Регистрационным номером является номер записи в реестре, при этом осуществляется сквозная нумерация без деления по годам.

Регистрационный номер не может быть присвоен другому лицу, в том числе при аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре. Регистрационный номер указывается на реестровом деле адвоката иностранного государства и в свидетельстве о регистрации.

8. Решение об отказе в регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

9. В случае утраты свидетельства о регистрации адвокату иностранного государства по его заявлению выдается дубликат.

10. Заявление адвоката иностранного государства о регистрации его в реестре, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации адвоката иностранного государства в реестре и иные документы, имеющие отношение к адвокату иностранного государства, формируются в реестровое дело.

11. Аннулирование регистрации адвоката иностранного государства в реестре производится по заявлению адвоката или по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации.

12. Министерство юстиции Российской Федерации аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае:

а) установления недостоверности представленных для регистрации документов;

б) выдворения адвоката из Российской Федерации в установленном порядке;

в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления.

13. Об аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре Министерство юстиции Российской Федерации издает мотивированное распоряжение.

14. Решение об аннулировании регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

15. Адвокат иностранного государства, регистрация которого в реестре аннулирована, возвращает свидетельство о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

16. Информация, содержащаяся в реестре, предоставляется за плату в размере 300 рублей, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.

Информация предоставляется в виде выписок о конкретных адвокатах.

Форма выписки, а также порядок ее предоставления устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в настоящее приложение внесены изменения

Приложение N 1
к Положению о ведении реестра адвокатов
иностранных государств, осуществляющих
адвокатскую деятельность на территории
Российской Федерации

Реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.

Фамилия, имя, отчество и гражданство адвоката

Адрес и телефон постоянного места жительства или места пребывания в Российской Федерации

Дата поступления заявления о регистрации

Реквизиты документа, подтверждающего статус адвоката
в иностранном государстве

Реквизиты документа, удостоверяющего личность адвоката

Дата и номер распоряжения о регистрации адвоката

Дата выдачи свидетельства о регистрации и его дубликата

Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 103-106

И.В. ВОРОНЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

Рассматриваются проблемы оказания юридической помощи иностранными адвокатами по гражданским делам в судах общей юрисдикции; анализируются нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

Foreign lawyers in the Russian civil procedure

The article is devoted to the problems of foreign lawyers’ legal aid in the civil procedure in common law courts. The article examines the rules of the law “About lawyers’ activity and the Bar in the Russian Federation” if there are any restrictions of foreign lawyers’ right to represent their clients’ interests.

Keywords: representative, foreign lawyer, foreign citizens, a register of foreign lawyers.

Судебное представительство есть не что иное, как предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного разбирательства своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица[1].

В действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте представительства, и касаются они иностранных граждан. Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Иностранной юридической коллегии (Инюрколлегии), которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей соответствующей лицензией. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в России закреплена законодательно. В статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление такой деятельности на территории нашей страны запрещается.

Во исполнение требований указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России.

Читайте также:  Какие документы нужно запроить у ип для заключения договра

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

По мнению Н.А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь[2]. В связи с этим, как отмечает Н.А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью второй следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты»[3].

Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так.

Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

1) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

2) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принял решение от 22.04.2004 (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации» (далее — решение ФПА), в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

Таким образом, адвокат иностранного государства может вести адвокатскую деятельность по вопросам права только того государства, гражданином которого он является (с обязательной регистрацией в специальном реестре). Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[4].

Следует согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права[5]. Указанный автор считает, что у иностранных адвокатов тем не менее есть выход — получение статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со статьями 9—12 Закона. Однако разделить его предложение, сформулированное им еще до принятия указанного решения ФПА, уже нельзя.

Следует также поддержать мнение А.И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «по мысли совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ»[6].

В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Предполагается, что такие лица будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны субъектами юридической помощи[7].

Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А.И. Муранова, очевидно, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим. Указание в решении ФПА на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано желанием не допустить их через получение такого статуса к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной (недаром в решении ФПА есть упоминание о такой тайне). Но, как представляется, в большей степени данное решение обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами, и в свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе о мнимой угрозе интервенции иностранных адвокатов, оно все равно ошибочно с точки зрения и политики, и указанных интересов[8].

Не касаясь деталей перечисленных и других причин, отметим, что мотивы таких ограничений остаются непонятными и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни, в связи с чем заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах—членах Европейского союза от 2 марта 2006 г.; Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи от 31 июля 2008 г.

Любопытен также и тот факт, что законодатель, ограничивая право иностранных адвокатов в осуществлении деятельности, одновременно в п. 8 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, считаем уместным предложение о том, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи; а пока этого не предвидится, следует внести в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» ГПК РФ статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

1 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. — М., 2003. С. 257.

2 См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12.

3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108.

4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7.

5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113.

6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26.

7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20.

Иностранные адвокаты в России

Законопроектом, который есть в распоряжении «АГ», ст. 2 указанного закона дополняется п. 7 следующего содержания:

«7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Как мы уже писали ранее, готовящиеся поправки направлены на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Разработка документа осуществляется Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

Читайте также:  Заявление об установлении индивидуального графика работы образец

«Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства, и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее, и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать сами требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил Андрей Сучков.

Он не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура выскажет свое видение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России, если Правительство РФ привлечет ФПА РФ к обсуждению этой темы.

Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов поддержал позицию исполнительного вице-президента ФПА РФ. Заметив, что регулирование правового положения иностранных адвокатов действительно является недостаточным, он подчеркнул, что отчасти это затрудняет и возможность обращения к ним потенциальных доверителей в России. «Разработка указанных требований сделает привлечение иностранных коллег к оказанию ими юридической помощи по правовым вопросам, в которых они компетентны, более понятным, в том числе и российским судам», – уверен адвокат.

Александр Боломатов также выразил надежду, что в разработке указанных требований и условий примут участие и представители иностранных юридических фирм. «Важным фактором разработки таких правил должно быть использование международного принципа взаимности: следует учитывать то, как регулируется статус российских адвокатов в иностранных странах, предоставляя равные права и адвокатам соответствующих стран в России», – добавил он.

По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Госдуму внесен в декабре. Согласно паспорту разрабатываемого нормативного акта он должен вступить в силу в декабре 2017 г.

Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность». Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Адвокат — лицо, получившее в установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности (ст. 2 –Закона об адвокатуре).

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Закона об адвокатуре, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1 — Закона об адвокатуре).

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Виды адвокатской деятельности. Адвокат в рамках адвокатской деятельности:

  • 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь оказываемая:

— работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключением, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо, другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства и не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной РФ.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Гарантии независимости адвоката (Адвокатура и государство. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов:

законности (принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает…);

независимости характеризующийся тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями и иными формами воздействия на него со стороны органов адвокатского сообщества, адвокатского образования, другими внешними факторами и является самостоятельной фигурой в выборе форм и методов защиты или других видов юридической помощи, основываясь только на законе и воле своего доверителя, если она не противоречит закону);

самоуправления (заключается в том, что адвокатура, в том числе адвокатские образования, не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами. Всеми делами создания, деятельности адвокатуры ведают сами адвокаты непосредственно или путем избрания органов управления, которые действуют на основе принимаемых только адвокатами внутренних нормативных актов (уставов, положений, договоров и проч.);

корпоративности (заключается в объединении и деятельности адвокатов через свою организацию (корпорацию адвокатов), которая устанавливает свои корпоративные правила поведения и другие нормы, решает вопросы ответственности адвокатов, регулирует другие вопросы адвокатской деятельности в соответствии с нормами права и пожеланиями адвокатов. Адвокаты, даже не действующие в составе коллегий или бюро, обязаны подчиняться корпоративным правилам. В свою очередь корпорация стоит на страже прав и законных интересов своих членов, выступая их представителем в любых государственных или иных органах и организациях);

равноправия адвокатов Принцип равноправия адвокатов заключается в отсутствии кастовости в адвокатуре, деления адвокатов на начальников и подчиненных, старших и младших по чину, работодателей и работников. При решении своих внутренних корпоративных задач каждый адвокат пользуется правом только «одного голоса», независимо ни от стажа его работы, ни от возраста, ни от количества зарабатываемых или вносимых им в «общую кассу» средств. К адвокатам не могут быть применены «правила внутреннего трудового распорядка», требования трудовой дисциплины и иные категории трудового права, т.к. их деятельность не носит характера работы по трудовому договору или иного характера, регулируемого трудовым законодательством).

Читайте также:  Какие документы нужны для регпстрацию у мебя в каатире

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 4 Закона об адвокатуре).

Кодекс профессиональной этики адвоката принятый в порядке Закона об адвокатуре, устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Кодекс профессиональной этики адвоката основывается на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии (ст. 1 Кодекса профессиональной этики адвоката).

Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре (ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката).Положения кодекса не должны трактоваться как предписывающие или допускающие совершение деяний, противоречащих требования законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Гарантии независимости адвоката. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются (ст. 18 Закона об адвокатуре).

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с Законом об адвокатуре.

Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Эти гарантии закреплены в главе 52 УПК РФ, положения которой являются новеллой уголовно-процессуального законодательства. Адвокат отнесен к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК РФ). Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12. 3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108. 4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7. 5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113. 6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26. 7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20. 8 См.: Муранов А.И. Указ. раб.

Иностранные адвокаты в россии

  • Получение права на проживание в Германии и других странах Евросоюза и осуществления своих прав российскими гражданами на территории Германии – одна из наиболее распространённых категорий дел с участием российскогно адвоката. В отдельных случаях рекомендательный отзыв российского адвоката является важным условием для приобретения права на проживания в Евросоюзе.

Действия по этой категории дел: Оформление документов, включая легитимный перевод, Проверка состоятельности клиента, как то, родословная, биографические данные, образование, квалификация, кредитоспособность.

Статья 2. адвокат

Верховный суд РФ дал разъяснения о статусе иностранных адвокатов в российских судах. Соответствующие материалы содержатся в обзоре судебной практики за первое полугодие 2014 года, опубликованном на сайте суда.

Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

    Налоговое консультирование. Актуальность вызвана применением Соглашения между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. Однако, сложность и противоречивость применения налогового законодательства обеих стран влечёт участие налогового адвоката, имеющего допуск к профессиональной деятельности в обеих странах.
Признание российского судебного акта на территории Германии.

или российских документов о профессиональной квалификации в Германии.

Advokatregion

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», иностранные адвокаты могут давать россиянам разъяснения по вопросам законодательства своего государства (для этого юристу нужно зарегистрироваться в специальном реестре, кроме того, он не может быть допущен к делам, связанным с государственной тайной). В указанной норме закона нет слов «только» и «исключительно», однако в Верховном суде РФ сочли, что смысл фразы именно таков.
В обзоре подчеркивается, что Воронежский областной суд, зная, что интересы фигуранта представляет «незаконный» адвокат, должен был предоставить ему «законного» адвоката по назначению. Поскольку этого не было сделано, решение суда подлежит пересмотру (впрочем, о результатах пересмотра в обзоре не сообщается).

Деятельность иностранных адвокатов в рф

Разработка указанных требований сделает привлечение иностранных коллег к оказанию ими юридической помощи по правовым вопросам, в которых они компетентны, более понятным, в том числе и российским судам», – уверен адвокат. Александр Боломатов также выразил надежду, что в разработке указанных требований и условий примут участие и представители иностранных юридических фирм.


« Важным фактором разработки таких правил должно быть использование международного принципа взаимности: следует учитывать то, как регулируется статус российских адвокатов в иностранных странах, предоставляя равные права и адвокатам соответствующих стран в России», – добавил он. По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Госдуму внесен в декабре.

Общее количество иностранных адвокатов в реестре Федеральной Адвокатской палаты ФРГ составляет 888 адвокатов на дату 01 января 2016 года. Правовые основания допуска иностранного адвоката для деятельности в Германии следующие: Правила адвокатской деятельности ФРГ от 01.08.59 § 206, 207 (Bundesrechtsanwaltsordnung) в переводе с немецкого языка: «§ 206.


Разрешение на открытие адвокатской практики (1) Гражданин государства — участника Всемирной Торговой Организации, который работает по профессии, которая соответствует по образованию и полномочиям профессии адвоката, определённой согласно данного закона, имеет право допускаться под названием профессии государства происхождения к профессиональной деятельности в области права государства происхождения и международного права в Германии, если он по его заявлению включён в состав адвокатов одной из палат адвокатов Германии.

По этой теме интересным направлением адвокатской практики становятся дела, связанные с применением коллизионных норм национального законодательства России и Германии. Между Россией и Германией отсутствует договор об оказании правовой помощи по торговым, гражданским, административным и уголовным делам, в связи с чем повышается роль адвоката при оказании помощи гражданам и предприятиям этих стран, находящимся в иностранном государстве.

Рассмотрим отдельные категории дел с участием адвоката, имеющего допуск к профессиональной деятельности в обеих странах:

  • Юридическое сопровождение сделок. Равное участие российского адвоката в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
  • Сопровождение получения банковского кредита.

Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России. «Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства, и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее, и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...