Кто в муниципалитете принимает решения о создании нового учреждения

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Федеральным законом 2003 г. (например, п. 4 ч. 1 ст. 17, п. 6 ч. 10 ст. 35, п. 7 ч. 1 ст. 55) определяются особенности порядка участия органов местного самоуправления в деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в ис­ключительной компетенции представительного органа муниципаль­ного образования находятся определение порядка принятия реше­ний: о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных уни­тарных предприятий и учреждений; об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений; оп­ределение размеров части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, и части доходов от оказания органами ме­стного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов, подлежащих за­числению в местный бюджет.

1. Правовое положение муниципальных унитарных предприятий и порядок участия органов местного самоуправления в их деятельности регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 113—115, 294—297 и т.д.), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.

Муниципальным унитарным предприятием признается коммерче­ская организация, не наделенная правом собственности на закреп­ленное за ней муниципальным образованием имущество. От имени муниципального образования права собственника имущества муни­ципального унитарного предприятия осуществляют органы местно­го самоуправления в рамках их компетенции, установленной право­выми актами, определяющими статус этих органов. Имущество та­кого предприятия является неделимым и не может быть распреде­лено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия, а само оно не несет ответственности по обязательствам муниципального образования.

В Российской Федерации создаются и действуют муниципаль­ные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — муниципальные предприятия; муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — муниципальные казенные предприятия.

Между указанными видами муниципальных унитарных пред­приятий существуют значительные различия.

Во-первых, муниципальное образование не несет ответствен­ность по обязательствам муниципального предприятия, за исклю­чением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого пред­приятия вызвана муниципальным образованием. В указанных слу­чаях на муниципальное образование при недостаточности имущест­ва муниципального предприятия может быть возложена субсидиар­ная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Муниципальные образования всегда несут субсидиарную ответ­ственность по обязательствам муниципальных казенных предпри­ятий при недостаточности их имущества.

Во-вторых, муниципальное предприятие распоряжается движи­мым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом муниципального предприятия. Муниципальное предпри­ятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имуще­ство, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким иму­

ществом без согласия уполномоченного органа местного само­управления.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом всегда только с согласия уполномоченного органа местного само­управления.

В-третьих, в муниципальном предприятии формирует уставный фонд. В муниципальном казенном предприятии такой фонд не фор­мируется.

В-четвертых, муниципальное образование вправе принять реше­ние о прекращении права хозяйственного ведения на имущество му­ниципального предприятия только при наличии обращения муни­ципального предприятия или его согласия, выраженного в пись­менной форме, в пределах, не лишающих его возможности осуще­ствлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уста­вом такого предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального ка­зенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, в том числе без его согласия.

В-пятых, муниципальное образование имеет право на получе­ние части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Муниципаль­ное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, кото­рые определяются уполномоченными органами местного само­управления.

Муниципальное образование вправе доводить до муниципаль­ного казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муни­ципальных нужд и утверждать смету доходов и расходов муници­пального казенного предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального уни­тарного предприятия:

■ принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности му­ниципального унитарного предприятия;

■ утверждает устав муниципального унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав муни­ципального унитарного предприятия в новой редакции;

■ назначает на должность руководителя муниципального унитар­ного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает

трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, заслушивает отчеты об их деятельности;

■ принимает решение о реорганизации или ликвидации муни­ципального унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы муниципального унитар­ного предприятия;

■ дает согласие на участие муниципального унитарного предпри­ятия в иных юридических лицах, в ассоциациях и других объе­динениях коммерческих организаций;

■ дает согласие на создание филиалов и открытие представи­тельств муниципального унитарного предприятия;

■ определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия;

■ согласовывает прием на работу главного бухгалтера муници­пального унитарного предприятия, заключение с ним, измене­ние и прекращение трудового договора;

■ утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты муниципально­го унитарного предприятия;

■ дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нор­мативными правовыми актами или уставом муниципального унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

■ осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальному унитарному предприятию имущества;

■ утверждает показатели экономической эффективности дея­тельности муниципального унитарного предприятия и контро­лирует их выполнение;

■ дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным зако­ном, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении ко­торых имеется заинтересованность, и иных сделок;

■ принимает решения о проведении аудиторских проверок, ут­верждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

■ имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством рф.

2. Правовое положение муниципальных учреждений и порядок уча­стия органов местного самоуправления в их деятельности регулиру­ются Гражданским кодексом РФ (ст. 120, 296, 298 и т.д.), Феде­ральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Муниципальным учреждением признается некоммерческая органи­зация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций неком­мерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Имущество муниципального учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осу­ществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имуще­ство поступают в самостоятельное распоряжение муниципального учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несут органы местного самоуправления от име­ни муниципального образования.

Уполномоченные органы местного самоуправления в отноше­нии муниципального учреждения:

■ принимают решение о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения;

■ определяют цели, условия и порядок деятельности муници­пальных учреждений;

■ утверждают устав муниципального учреждения;

■ назначают на должность и освобождают от должности руко­водителей муниципальных учреждений;

■ заслушивают отчеты о деятельности руководителей муници­пальных учреждений, в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;

■ вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество муниципального учреждения и распорядиться им по своему усмотрению;

■ имеют другие права и несут другие обязанности, определен­ные законодательством РФ.

Решениями представительного органа муниципального образова­ния, главы муниципального образования определятся, какой именно орган местного самоуправления от имени муниципального образова­ния будет реализовывать указанные полномочия собственника в от­ношении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в соответствии с решением Омского городского Со­вета «Об утверждении Положения о порядке назначения на долж­ность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитар­

ных предприятий и учреждений» от 23 апреля 1997 г. № 324 руко­водители муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений назначаются на должность мэром г. Омска или по его поручению руководителями отраслевых структурных подразделений администрации г. Омска.

3. Органы местного самоуправления от имени муниципального об­разования могут участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с ч. 4 ст. 8, а также ст. 68 и 69 Феде­рального закона 2003 г.

Так, для объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть обра­зованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и со­глашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут на­деляться полномочиями органов местного самоуправления.

Представительные органы муниципальных образований для со­вместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Межмуниципальные хозяйственные общества осу­ществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодек­сом РФ, иными федеральными законами. Государственная регистра­ция межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистра­ции юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Органы местного самоуправления могут выступать соучредителя­ми межмуниципального печатного средства массовой информации.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в фор­ме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммер­ческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Фе­деральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, иными федеральными законами.

Особенности создания и регистрации муниципального учреждения

Наше законодательство полностью урегулировало такой вопрос как порядок и цели создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Регистрация таких учреждений — длительный процесс, требующий тщательной подготовки. На территории РФ муниципальные организации могут быть трех типов: автономными, казенными или бюджетными. Создаются подобные общества решением администрации субъекта. Так какие же шаги следует пройти, чтобы зарегистрировать муниципальную организацию?

Необходимые документы

Регистрация муниципального учреждения проходит в два этапа. Сначала следует подготовить проектную документацию и предоставить ее на утверждение в Администрацию. На данном этапе потребуется создать и согласовать следующие документы:

  • Постановление о создании МУ;
  • проект создания МУ;
  • пояснительная записка к Проекту;
  • Устав МУ.

Про конкретные документы для открытия муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения читайте ниже.

Данное видео расскажет про формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Проект создания муниципального учреждения

Принявшие решение о создании муниципального учреждения органы управления должны подготовить Проект создания. Разрабатывать его будут функциональные органы Администрации или ответственные лица. Документ должен содержать следующие пункты:

  • Наименование и тип создаваемого учреждения;
  • цели деятельности;
  • учредители из Администрации;
  • недвижимое имущество, которое передается МУ (здания и земли);
  • численность сотрудников по ШР;
  • мероприятия по созданию МУ, ответственные лица, органы и сроки.

Вместе с ним ответственными лицами подается Пояснительная записка к нему, а также Устав создаваемого МУ, если он уже разработан.

Пояснительная записка к Проекту

Разработчик должен создать пояснительную записку к документу, в которой будет расписано:

  • Целесообразность создания учреждения;
  • необходимость предоставить организации (если требуется) право управления.

Пояснительная записка должна быть обязательно согласована с теми органами, в ведении которых будет находиться создаваемая организация.

Далее рассмотрена регистрация устава муниципального учреждения.

Устав

После того, как Администрацией будет принято Постановление о создании муниципального учреждения (казенного, бюджетного и т.п.), участниками его создается Устав. Данный документ может подаваться на рассмотрение вместе с Проектом, или начать разрабатываться спустя 2 недели после его согласования.

В Уставе должны быть оговорены основополагающие принципы деятельности, а также определенные данные:

  • Местонахождение МУ или его исполнительного органа;
  • перечень учредителей;
  • сведения о собственнике имущества, которое предоставляется учреждению;
  • оргструктура организации;
  • перечень разрешенных видов деятельности;
  • перечень органов МУ и их полномочий;
  • порядок пользования имуществом;
  • порядок открытия счетов, филиалов.

Далее будет рассмотрен порядок создания муниципальных казенных, автономных, бюджетных предприятий и учреждений

Списание имущества казенных учреждений рассмотрено в данном видеоролике:

Регистрация в органах

Регистрация муниципального учреждения (казенных, автономных, бюджетных) проходит так же, как и регистрация любого другого общества.

  • Если МУ не имеет целью получать доход в ходе своей деятельности, оно признается некоммерческим и документы на его создание подаются в МинЮст.
  • Если же в Уставе прописана коммерческая деятельность, регистрировать ее следует в ФНС.

В регистрирующий орган соответственно типу деятельности подаются следующие документы:

  1. Заявление Р 13001 с нотариально заверенными подписями учредителей.
  2. Постановление о создании МУ;
  3. Решение об утверждении учредительных документов.
  4. Устав муниципального учреждения.
  5. Учредительный договор (если предусмотрен).
  6. Квитанцию об уплате госпошлины.
  7. Сведения о местонахождении организации (договор аренды или свидетельство на собственность).

Финансовый вопрос

Если регистрация будет проводиться третьей организацией, за услуги вам придется заплатить около 30 000 рублей. К этой сумме прибавятся стандартные платы, которые требуется совершить, узаконивая деятельность МУ:

  • Размер госпошлины за регистрацию МУ пока составляет 4000 рублей;
  • Стоимость услуг нотариуса, заверяющего подписи учредителей на заявлении, будет варьироваться в зависимости от их числа.

Как показывает практика, нередки отказы в регистрации ЮЛ. поэтому важно все сделать правильно.

Все об имущественной ответственности муниципального учреждения содержится в видео ниже:

Кто в муниципалитете принимает решения о создании нового учреждения

Благотворительный марафон «Ты нам нужен!» Показатели оценки эффективности Оценка регулирующего воздействия проектов НПА города Иванова и экспертиза НПА города Иванова Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Фотогалерея

Порядок создания муниципального учреждения

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение, созданное муниципальным образованием может быть бюджетным либо автономным.

Муниципальное учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» регистрацию юридических лиц при создании осуществляют налоговые органы (отдел регистрации и учета налогоплательщиков инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иванову), далее – регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого муниципального учреждения в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Подпись уполномоченного лица (заявителя) должна быть заверена нотариально.

Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утвержден Порядок заполнения формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

б) решение о создании юридического лица.

Порядок принятия решения о создании муниципального учреждения установлен решением Ивановской городской Думы от 30.05.2007 № 451 «Об определении Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иванова» (в действующей редакции).

Согласно указанного Порядка учредителем учреждения может являться муниципальное образование городской округ Иваново в лице Администрации города Иванова или уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Иванова. Решение о создании бюджетного учреждения принимается Ивановской городской Думой, автономного учреждения – Главой города Иванова, и должно содержать в обязательном порядке наименование, цели и предмет деятельности учреждения, поручения Администрации города Иванова (ее отраслевым (функциональным) органам) о проведении организационных мероприятий по созданию учреждения.

Кроме того, к проекту муниципального правового акта о создании учреждения в обязательном порядке прилагаются:

— заключения финансово-казначейского управления и иных структурных подразделений Администрации города Иванова в соответствии с установленной компетенцией по представленному проекту;
— пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия соответствующего решения, а также прогнозы социальных, экономических и иных последствий его принятия.

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ учредительным документом юридического лица, созданного одним учредителем является устав. Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК: в уставе муниципального учреждения должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности юридического лица.

г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставляются льготы по уплате государственной пошлины при создании муниципального учреждения. Согласно письма ФНС Российской Федерации от 13.01.2005 № ШС-6-09/5 если уполномоченное лицо (заявитель) действует на основании полномочия, предусмотренного распорядительным актом органа местного самоуправления, то государственная пошлина не взимается.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом. Указанные документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) осуществляется в течение 5-ти рабочих дней.

Зампредседателя АОСД Игорь Чесноков о новой реформе МСУ: «Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью»

Укрупнение муниципальных районов и поселений – таков новый тренд. Главная цель новаций – сделать местную власть компетентной и финансово эффективной. Какой же видит очередную реформу заместитель председателя областного Собрания Игорь Чесноков?

Разговор с заместителем председателя областного Собрания, председателем комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления оказался несколько неожиданным. В России взят курс на проведение новой реформы местного самоуправления (МСУ) – объединение муниципальных районов и поселений. Каковы цели этих преобразований и коснутся ли они муниципалитетов Архангельской области?

— Каковы цели очередного реформирования МСУ в России?

— 1 мая 2019 года внесены изменения в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новая трактовка закона дает возможность принимать решения об объединении поселений и района в одно муниципальное образование — муниципальный округ. С одним главой, одним депутатским корпусом, одним бюджетом – то, что у нас, в общем-то, было до введения этого закона в начале нулевых.

Не секрет, что подавляющее большинство поселений и районов испытывают сегодня серьезный дефицит кадров на муниципальной службе, невысокий уровень собственных доходов и нехватку средств на реализацию полномочий. Расходы на содержание администрации поселений нередко уже превышает сумму в 80 процентов от собственных доходов. Эффективность расходования бюджетных средств тоже оставляет желать лучшего, даже когда выделяется значительная финансовая поддержка из регионального бюджета на решение вопросов местного значения. По мнению инициаторов изменений в 131 ФЗ, объединение позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую систему муниципальной власти, понятную населению, обеспечить новые возможности для решения проблем, волнующих жителей.

— И сколько времени дал федеральный законодатель для принятия решения?

— Закон имеет переходный период до 2025 года. Сейчас основная задача, которую предстоит решать региональной и местной власти, — проработать условия объединения (правовые, финансовые), чтобы было понятно, что будет способствовать дальнейшему развитию вновь создаваемого муниципалитета.

Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью. Убежден, что действовать здесь нужно аккуратно, заранее готовить необходимую нормативную базу. Важно помнить, что решение об объединении должно пройти как процедуру общественного обсуждения в каждом поселении района, так и утверждения на сессиях представительных органов поселений и района. Поэтому необходимы будут весомые аргументы. Люди должны почувствовать конкретные результаты от преобразования муниципалитета, главный из которых — повышение качества жизни на территории.

— Есть ли уже опыт создания муниципальных округов в других регионах России?

— Изменения в законе утверждены совсем недавно, но уже приняты решения о создании 24 муниципальных округов: в Пермском крае (10), Кемеровской области (12), Тверской области (2). Обсуждение данного вопроса идет в Республике Удмуртия, Приморском и Камчатском краях, Орловской, Нижегородской, Челябинской областях и т. д.

Наш комитет совместно с коллегами из исполнительной власти и Совета муниципальных образований внимательно изучает опыт таких преобразований в других регионах страны. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках.

Так, в начале сентября мне совместно с рядом глав районов и представителями областного правительства удалось побывать в Пермском крае. В этом регионе еще до вступления в силу изменений в 131-й закон шел процесс создания на базе муниципальных районов, имеющих в своем составе хотя бы одно городское поселение, городских округов. В результате, по сравнению с 2006 годом, количество районов за последние пять лет уменьшилось с 42 до 10, а общее количество муниципалитетов — с 363 до 133. В настоящее время в Пермском крае действует 26 городских округов, 10 муниципальных районов, 10 муниципальных округов, 87 сельских поселений.

В октябре в законодательном Собрании края планируется рассмотрение вопроса о преобразовании в муниципальные округа еще двух районов. В одном из них нам удалось побывать, встретиться с рядом глав поселений, представителями депутатского корпуса, общественных объединений, выслушать их позицию по вопросам будущего объединения. Она в основном положительная.

Во многом на это повлиял подход, принятый на региональном уровне. Прежде всего законодательно установленные меры поддержки программ развития преобразованных территорий, в том числе по вопросам ЖКХ, благоустройства, ремонта и содержания муниципальных дорог. Поэтому в ходе встреч не раз приходилось слышать знакомые слова: «Нам без разницы, чьи это полномочия, за кем они закреплены. Важно, чтобы чистились дороги, благоустраивалась территория».

— А как в муниципалитетах Пермского края отреагировали на сокращения части муниципальных чиновников? И осталось ли представительство муниципальной власти в населенных пунктах, которые были административными центрами поселений? Не удалится ли местная власть от людей при ликвидации администраций на уровне поселений?

— Здесь, на мой взгляд, пермяки тоже подошли системно. С одной стороны, на месте администраций поселений образованы территориальные отделы администрации округа. С широким кругом полномочий, в том числе в сфере содержания дорог, жилфонда, благоустройства. Часть теротделов получила статус юридических лиц. Так что власть на территориях осталась. Еще раз напомню, что подобная система управления была у нас в Архангельской области в начале двухтысячных.

С другой стороны, всем муниципальным служащим, попавшим под сокращение, регион предложил пройти программу переподготовки за счет средств краевой казны. Кстати, вся экономия от сокращения расходов на содержание администраций поселений осталась в муниципальном округе. Кроме того, региональная власть удвоила эту сумму, чтобы муниципальные округа могли направить ее на развитие территории. Словом, в Пермском крае было что посмотреть. Думаю, что опыт пермяков будет полезен нашему региону при формировании необходимой нормативно-правовой базы.

— В Архангельской области активно развивается тосовское движение. На ваш взгляд, усилится ли роль и значение ТОСов в муниципальном округе?

— Думаю, да. Напомню, что ТОС является одной из форм участия населения в местном самоуправлении. Перспективной становится идея создания на территориях бывших поселений объединений ТОС, в том числе со статусом некоммерческих организаций, способных организовать системный диалог между местной властью и жителями, проживающими на территории, закрепленной за ТОСами. Учитывая, что представительный орган останется только на уровне муниципального округа, это было бы серьезным усилением роли ТОСов во взаимодействии с органами власти.

К тому же, 131-й закон дает право ТОСам выполнять и ряд полномочий муниципального образования – но только в том случае, если они зарегистрированы как юрлица. У нас есть примеры по НАО, когда ТОС в качестве некоммерческой организации брал на себя по соглашению ряд полномочий поселений. Такие примеры есть и в других субъектах. Так что для ТОСов тоже есть возможности для развития.

Думаю, что реформа даст возможность по-новому взглянуть на еще один институт местного самоуправления – на сельских старост. У нас в области закон о сельских старостах был принят в прошлом году, но он пока практически не действует.

— Как вы думаете, когда в нашей области начнется процесс объединения районов и поселений в муниципальные округа?

— У нас есть время – переходный период установлен до 2025 года. Но я не исключаю, что в ряде муниципальных районов Архангельской области, в которых к этим изменениям готовы в наибольшей степени, инициатива по объединению поселений в муниципальный округ будет вынесена на обсуждение уже в следующем году.

— А мнение населения будет учтено?

— Безусловно. Это четко определено в федеральном законодательстве. Тот опыт, который сегодня имеется в других российских субъектах, показывает, что органам местного самоуправления перед принятием решения необходимо провести с населением как серьезную разъяснительную работу по планируемым преобразованиям, так и широкое обсуждение предложений по дальнейшему развитию территорий. Именно в муниципалитетах принимается решение объединяться или нет. А задача региональной власти, еще раз подчеркну, — делать такого рода преобразования взвешенно, учитывая опыт других субъектов и определяя при этом главный приоритет – интересы жителей Архангельской области.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Федеральным законом 2003 г. (например, п. 4 ч. 1 ст. 17, п. 6 ч. 10 ст. 35, п. 7 ч. 1 ст. 55) определяются особенности порядка участия органов местного самоуправления в деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в ис­ключительной компетенции представительного органа муниципаль­ного образования находятся определение порядка принятия реше­ний: о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных уни­тарных предприятий и учреждений; об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений; оп­ределение размеров части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, и части доходов от оказания органами ме­стного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов, подлежащих за­числению в местный бюджет.

1. Правовое положение муниципальных унитарных предприятий и порядок участия органов местного самоуправления в их деятельности регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 113—115, 294—297 и т.д.), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.

Муниципальным унитарным предприятием признается коммерче­ская организация, не наделенная правом собственности на закреп­ленное за ней муниципальным образованием имущество. От имени муниципального образования права собственника имущества муни­ципального унитарного предприятия осуществляют органы местно­го самоуправления в рамках их компетенции, установленной право­выми актами, определяющими статус этих органов. Имущество та­кого предприятия является неделимым и не может быть распреде­лено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия, а само оно не несет ответственности по обязательствам муниципального образования.

В Российской Федерации создаются и действуют муниципаль­ные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — муниципальные предприятия; муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — муниципальные казенные предприятия.

Между указанными видами муниципальных унитарных пред­приятий существуют значительные различия.

Во-первых, муниципальное образование не несет ответствен­ность по обязательствам муниципального предприятия, за исклю­чением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого пред­приятия вызвана муниципальным образованием. В указанных слу­чаях на муниципальное образование при недостаточности имущест­ва муниципального предприятия может быть возложена субсидиар­ная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Муниципальные образования всегда несут субсидиарную ответ­ственность по обязательствам муниципальных казенных предпри­ятий при недостаточности их имущества.

Во-вторых, муниципальное предприятие распоряжается движи­мым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом муниципального предприятия. Муниципальное предпри­ятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имуще­ство, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким иму­

ществом без согласия уполномоченного органа местного само­управления.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом всегда только с согласия уполномоченного органа местного само­управления.

В-третьих, в муниципальном предприятии формирует уставный фонд. В муниципальном казенном предприятии такой фонд не фор­мируется.

В-четвертых, муниципальное образование вправе принять реше­ние о прекращении права хозяйственного ведения на имущество му­ниципального предприятия только при наличии обращения муни­ципального предприятия или его согласия, выраженного в пись­менной форме, в пределах, не лишающих его возможности осуще­ствлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уста­вом такого предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального ка­зенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, в том числе без его согласия.

В-пятых, муниципальное образование имеет право на получе­ние части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Муниципаль­ное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, кото­рые определяются уполномоченными органами местного само­управления.

Муниципальное образование вправе доводить до муниципаль­ного казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муни­ципальных нужд и утверждать смету доходов и расходов муници­пального казенного предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального уни­тарного предприятия:

■ принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности му­ниципального унитарного предприятия;

■ утверждает устав муниципального унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав муни­ципального унитарного предприятия в новой редакции;

■ назначает на должность руководителя муниципального унитар­ного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает

трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, заслушивает отчеты об их деятельности;

■ принимает решение о реорганизации или ликвидации муни­ципального унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы муниципального унитар­ного предприятия;

■ дает согласие на участие муниципального унитарного предпри­ятия в иных юридических лицах, в ассоциациях и других объе­динениях коммерческих организаций;

■ дает согласие на создание филиалов и открытие представи­тельств муниципального унитарного предприятия;

■ определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия;

■ согласовывает прием на работу главного бухгалтера муници­пального унитарного предприятия, заключение с ним, измене­ние и прекращение трудового договора;

■ утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты муниципально­го унитарного предприятия;

■ дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нор­мативными правовыми актами или уставом муниципального унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

■ осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальному унитарному предприятию имущества;

■ утверждает показатели экономической эффективности дея­тельности муниципального унитарного предприятия и контро­лирует их выполнение;

■ дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным зако­ном, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении ко­торых имеется заинтересованность, и иных сделок;

■ принимает решения о проведении аудиторских проверок, ут­верждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

■ имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством рф.

2. Правовое положение муниципальных учреждений и порядок уча­стия органов местного самоуправления в их деятельности регулиру­ются Гражданским кодексом РФ (ст. 120, 296, 298 и т.д.), Феде­ральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Муниципальным учреждением признается некоммерческая органи­зация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций неком­мерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Имущество муниципального учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осу­ществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имуще­ство поступают в самостоятельное распоряжение муниципального учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несут органы местного самоуправления от име­ни муниципального образования.

Уполномоченные органы местного самоуправления в отноше­нии муниципального учреждения:

■ принимают решение о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения;

■ определяют цели, условия и порядок деятельности муници­пальных учреждений;

■ утверждают устав муниципального учреждения;

■ назначают на должность и освобождают от должности руко­водителей муниципальных учреждений;

■ заслушивают отчеты о деятельности руководителей муници­пальных учреждений, в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;

■ вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество муниципального учреждения и распорядиться им по своему усмотрению;

■ имеют другие права и несут другие обязанности, определен­ные законодательством РФ.

Решениями представительного органа муниципального образова­ния, главы муниципального образования определятся, какой именно орган местного самоуправления от имени муниципального образова­ния будет реализовывать указанные полномочия собственника в от­ношении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в соответствии с решением Омского городского Со­вета «Об утверждении Положения о порядке назначения на долж­ность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитар­

ных предприятий и учреждений» от 23 апреля 1997 г. № 324 руко­водители муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений назначаются на должность мэром г. Омска или по его поручению руководителями отраслевых структурных подразделений администрации г. Омска.

3. Органы местного самоуправления от имени муниципального об­разования могут участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с ч. 4 ст. 8, а также ст. 68 и 69 Феде­рального закона 2003 г.

Так, для объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть обра­зованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и со­глашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут на­деляться полномочиями органов местного самоуправления.

Представительные органы муниципальных образований для со­вместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Межмуниципальные хозяйственные общества осу­ществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодек­сом РФ, иными федеральными законами. Государственная регистра­ция межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистра­ции юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Органы местного самоуправления могут выступать соучредителя­ми межмуниципального печатного средства массовой информации.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в фор­ме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммер­ческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Фе­деральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, иными федеральными законами.

Читайте также:  Доверенность на управление если водитель не вписан в осаго
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...