Обязательна ли регистрация обособленного подразделения в одном бюджете

Содержание

Обязательна ли регистрация обособленного подразделения в одном бюджете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

У федерального бюджетного учреждения есть обособленные подразделения.
Каков порядок создания обособленного подразделения и филиала?
Что необходимо предпринять для создания филиалов на базе уже созданных обособленных подразделений?

1. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Сведения же об иных обособленных подразделениях включению в ЕГРЮЛ не подлежат. По месту нахождения любых обособленных подразделений (включая филиалы) организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом, если для постановки на учет в налоговом органе по месту создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, юридическое лицо в течение одного месяца обязано подать в налоговый орган по своему месту нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ), то постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 84 НК РФ). В свою очередь, в ЕГРЮЛ соответствующие сведения включаются на основании заявлений, направляемых в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном Законом о регистрации (смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Создание и ликвидация филиалов и представительств).
Филиалом бюджетного учреждения является обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
Сведения о филиалах бюджетного учреждения должны содержаться в его учредительных документах (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ, пп. «д» п. 33 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, далее — Порядок N 539). Соответственно, в случае создания в бюджетном учреждении филиала необходимо внести соответствующие изменения в устав учреждения. Такие изменения должны быть утверждены правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 32 Порядка N 539).
Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом N 129-ФЗ с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. С учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе учреждению необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), помимо приказа, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения, самих изменений (или устава в новой редакции), а также документа об уплате государственной пошлины, заявление по форме N Р13001. В нем подлежат заполнению титульный лист, листы «К» и «М» (сведения о заявителе); правовой акт, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения; изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
2. Законодательство не ограничивает количество создаваемых филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц, равным образом не устанавливая и запрета на одновременную ликвидацию обособленного подразделения и создание на его базе филиала. Поэтому указанные процедуры могут протекать одновременно. Косвенно это подтверждается позицией Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.02.2013 N 03-02-07/1/223).
Основания снятия организации с учета в налоговом органе предусмотрены п. 5 ст. 84 НК РФ. Ни эта, ни иные нормы НК не указывают на то, что основанием для снятия организации с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения является создание этой организацией филиала по тому же адресу, где располагается соответствующее обособленное подразделение. Следовательно, в рассматриваемой ситуации создание учреждением филиала, внесение о нем сведений в ЕГРЮЛ и последующая постановка учреждения на основании содержащихся в ЕГРЮЛ сведений на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала приведет к тому, что учреждение будет состоять на учете в соответствующем налоговом органе по двум основаниям: в связи с созданием филиала и в связи с созданием иного обособленного подразделения (в связи с этим отметим, что в структуре КПП, присваиваемого в связи с постановкой на учет в налоговом органе, постановка на учет по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения обозначается разными кодами: смотрите, например, письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2008 г. N ЧД-6-6/396).
Поэтому для снятия с учета в налоговом органе по последнему из указанных оснований учреждению, на наш взгляд, следует в соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ в трехдневный срок после внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале направить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о прекращении деятельности через обособленное подразделение по форме N С-09-3-2 (приложение N 4 к приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Сравнение представительства, филиала, иного обособленного подразделения и рабочего места.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Обязательна ли регистрация обособленного подразделения в одном бюджете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обязательна ли регистрация обособленного подразделения в одном бюджете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если подразделение организации создается на территории, которая относится к налоговой инспекции, в которой уже состоит юридическое лицо, то в этом случае такое подразделение не нужно ставить на учет в ИФНС (п.4 ст.83 НК РФ).

Налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, вправе не осуществлять распределение сумм налога по этим подразделениям. Сумма налога может быть уплачена через одно подразделение исходя из совокупных показателей по всем подразделениям.

Обособленное подразделение организации

Иными словами, мнение судов по этому вопросу сводилось к тому, что подразделение является территориально обособленным, если только оно располагается на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация уже состоит на учете в качестве налогоплательщика.

В графе 5 приводятся инвестиции, осуществляемые за счет кредитов банков, в графе 6 из них выделяются инвестиции за счет кредитов иностранных банков.

Так, если беременная сотрудница обратилась за выплатой пособия по беременности и родам в период трудовых отношений, то есть до увольнения в связи с ликвидацией организации, то пособие ей необходимо выплатить в полном объеме за все календарные дни отпуска по беременности и родам.

Этот факт накладывает дополнительные обязанности на организацию по созданию вне ее территории дополнительных обособленных подразделений. Гражданский кодекс РФ рассматривает две регистрируемые формы функционирования обособленных подразделений: филиал и представительство.

Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава.

Поэтому перед тем, как платить транспортный налог, необходимо проверить дату постановки автомобиля на учет в ГИБДД, свидетельство о регистрации ТС с уточнением собственника (владелец) (Наименование, адрес) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Для расчета среднесписочной численности работников за месяц необходимо списочную численность работников за каждый календарный день месяца поделить на число календарных дней месяца (ст. 11 НК РФ, п. 87 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного Постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69).

Однако ФНС обращает пристальное внимание на налогообложение обособленных подразделений при УСН. Нередко возникают споры между фирмами и налоговиками, когда последние ищут в документах «обычного» структурного отделения признаки филиала или представительства.

Следует отметить, что даже после выхода в свет вышеуказанных разъяснений Минфина России арбитражные суды все еще иногда придерживаются своей прежней позиции (см., например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012, от 06 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011 и т.д.).

Читайте также:  В чем заключается работа юриста по банкротству

Уважаемые посетители сайта, информируем о том, что ИП Дудник Е.В. работает без привлечения наемных работников.

Если сотрудник постоянно числится в одном из подразделений, но периодически выполняет производственные задания в других (например, находясь в командировке), то разбивать оплату его труда нет никаких оснований.

КоАП РФ в случае не постановки организаций на учет в установленные сроки своего обособленного подразделения применяется редко.

Налоговое законодательство детально прописывает порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения.

В то же время уплачивать налог за головную организацию через ответственное подразделение нельзя. Та часть налога, которая приходится на головной офис, уплачивается в бюджет субъекта РФ отдельно (Письмо Минфина России от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130).

Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Вместе с тем, как это сделать, разъяснено в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Письмо носит рекомендательный характер. Однако налоговики на местах, скорее всего, будут руководствоваться им в своей практической работе (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016328). Поэтому рассмотрим порядок, изложенный в названном Письме ФНС России.

Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.

Обособленное подразделение – любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). А рабочим местом считается место, где сотрудник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Сведения о сотрудниках, уволенных в связи с ликвидацией организации, нужно подать в Пенсионный фонд РФ в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в инспекцию документов для госрегистрации ликвидации.
Из общего объема собственных средств предприятия в графе 2 выделяются инвестиции, произведенные за счет прибыли, а в графе 3 — за счет амортизационных отчислений.

Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Об увольнении по ликвидации работодатель обязан предупредить сотрудников не менее чем за два месяца под подпись. Трудовые договоры с сотрудниками можно расторгнуть и до истечения двухмесячного срока предупреждения. В этом случае с них нужно взять письменное согласие на досрочное увольнение.

Отчетность подается в ИФНС территории, в котором зарегистрированы т/с.Если же транспорт зарегистрирован в головной организации, а эксплуатируется обособленным подразделением, то его следует поставить на временный учет в данном регионе, и уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы. Напомним, что ранее данный срок законодательно закреплен не был. Поэтому Минфин России разъяснял, что уведомить налоговые органы нужно до начала налогового периода (Письма от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, от 21.04.2006 N 03-03-02/88).

Единственным исключением является тот случай, когда названное сообщение подписывает представитель организации.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном положениями НК РФ.

Обособленные подразделения: создание и особенности налогообложения

Если головная организация и обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ, то вы вправе принять решение об уплате налога на прибыль за эти обособленные подразделения через головной офис. О таком решении необходимо уведомить налоговые органы (см. дополнительно Письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, УФНС России по г.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.

Территориальные отделения с любым правовым статусом не являются юрлицами и не могут выступать как самостоятельные налогоплательщики. Каковы полномочия этих подразделений, внесены ли они в Устав организации в качестве филиалов/представительств – для целей налогообложения существенного значения не имеет. Исключение – применение такими фирмами упрощенного налогового режима.

Юридическое лицо обязано подать сведения о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Необходимость регистрации в ИНФС обособленных подразделений.

Уведомление подписывается руководителем организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Ответы, на часто возникающие вопросы об обособленных подразделениях вы найдете в нашем материале. Что является обособленным подразделением, какие налоги уплачивают филиалы и представительства, как поставить на учет обособленное подразделение, как уплачивают налоги обособленные подразделения, ответы на эти и многие другие вопросы найдете здесь.

Мы объединяем два магазина в один. Один из пригорода переезжает в город. Продавцов приглашаем в город.

Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Открываем обособленное подразделение

Т.е. ВАС РФ отмечал, что если юридическое лицо уже состоит на налоговом учете в конкретном налоговом органе, то повторно ему вставать в этом же налоговом органе на учет по тому или иному основанию, в том числе в связи с открытием обособленных подразделений, уже не требуется.

Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Когда необходимо ее оформление

Если в данной местности отсутствует головной офис (другое обособленное подразделение), то увольнять нужно в связи с ликвидацией. Если в данной местности также расположен головной офис юрлица (другие обособленные подразделения), то увольнять нудно в связи с сокращением.

По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России. Указанные уведомления необходимо направить в налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, с начала которого налог будет уплачиваться через ответственное подразделение (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании

ФНС России в письме от 25.04.2019 № БС-4-11/8062@ рассказала, может ли компания выбрать ответственное обособленное подразделение, по месту учета которого она может перечислять НДФЛ и представлять отчетность по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по всем обособленным подразделениям, расположенным на территории одного муниципального образования.

Налоговики рассмотрели следующую ситуацию. У компании в одном муниципальном образовании есть три обособленных подразделения, каждое из которых поставлено на учет в налоговом органе по месту их нахождения. Компания решила выбрать из этих трех подразделений одно ответственное, через которое она будет производить уплату НДФЛ и представлять отчетность. Однако налоговый орган отказал ей в праве выбора ответственного обособленного подразделения. Компанию интересовало, правомерен ли такой отказ.

НДФЛ и отчетность — по месту учета обособленных подразделений

В общем случае организации, в состав которых входят обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Но если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Отчетность по НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений организация представляет в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Учитывая эти положения, налоговики пришли к следующему выводу. Поскольку организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения. Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ, заполненные по каждому обособленному подразделению, тоже должны быть представлены по месту учета каждого обособленного подразделения. Специалисты налогового ведомства также отметили, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих компаниям, имеющим обособленные подразделения, поставленные на учет в налоговых органах, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога, а также представление справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ.

Аналогичные выводы содержатся в письме ФНС России от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666@.

Ответственное подразделение — только для налога на прибыль

Отметим, что понятие ответственного обособленного подразделения применяется только для целей налога на прибыль. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ в общем случае уплата налога на прибыль в региональный бюджет производится исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Но если несколько подразделений расположено в одном субъекте РФ, компания может выбрать одно из них, через которое будет платить налог исходя из доли прибыли, исчисленной по совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Такое подразделение считается ответственным обособленным подразделением (письмо ФНС России от 13.09.2017 № СД-4-3/18247). В налоговый орган по месту учета этого подразделения представляется декларация по налогу на прибыль в отношении всей группы подразделений, по которым уплачивается налог через ответственное подразделение (п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

Что касается НДФЛ, то постановка всех обособленных подразделений на основании п. 4 ст. 83 НК РФ на учет в налоговом органе по месту нахождения одного обособленного подразделения не означает, что это подразделение становится ответственным обособленным подразделением. Просто поскольку все подразделения состоят на учете в одном налоговом органе, именно туда и представляется отчетность по НДФЛ и уплачивается сам налог.

Читайте также:  Ответ на претензию о задержке поставки товара

Обратите внимание: в письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 Минфин России разъяснил, что постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, осуществляется после получения этим налоговым органом сведений о снятии с учета организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. Таким образом, если компания хочет по трем обособленным подразделениям, расположенным в одном муниципальном образовании, уплачивать НДФЛ и представлять отчетность только в один налоговый орган, она должна снять с учета два обособленных подразделения в налоговых органах по месту их нахождения и поставить их на учет в налоговый орган по месту нахождения третьего обособленного подразделения.

Регистрация обособленного подразделения в 2019-2020 годах — пошаговая инструкция

Что такое обособленное подразделение

У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.

Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).

В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:

  • торговые розничные сети;
  • банковские организации.

Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2019 году.

О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».

Пакет документов для регистрации

Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.

На этом этапе действия организации заключаются в следующем:

  1. Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
  2. На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.

В приказе должно быть отражено:

    • название нового подразделения;
    • основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
    • местонахождение подразделения;
    • руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
    • в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.

Документ подписывается руководителем головной компании.

  1. На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
    • степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
    • виды деятельности;
    • функции;
    • структуру управленческого аппарата;
    • другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
  2. Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
    • отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
    • новой редакции учредительного документа.

После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.

Регистрация обособленного подразделения в 2019-2020 годах: пошаговая инструкция

На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

  • копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
  • копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
  • копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
  • копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
  • копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
  • копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;

На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины — образец 2019-2020».

  • выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
  • заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).

Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. Согласно приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@ достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1.

Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.

При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

В заявлении указываются:

  • ИНН/КПП головной компании;
  • ее полное наименование;
  • код налоговой инспекции;
  • ОГРН головного предприятия;
  • количество новых подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
  • контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
  • круглая печать предприятия.

Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

Бухгалтерский учет в филиале и представительстве

Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.

  • Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.

В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

  • Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.

Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации (2020)?».

Закрытие обособленного подразделения в 2019-2020 годах: пошаговая инструкция

Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, в котором указываются:

  • ИНН и КПП головной организации;
  • полное наименование;
  • код налогового органа;
  • ОГРН головной организации;
  • количество закрывающихся подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
  • контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
  • печать предприятия.

При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.

Подробности см. здесь.

Итоги

Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

Читайте также:  Граница балансовой принадлежности по газу в частном секторе

После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.

Впервые открываем по соседству ОП: нужна ли регистрация и где

Как поставить на учет в налоговой ОП, если оно находится в том же муниципальном образовании, что и организация

Тему статьи предложила аудитор Ирина Борисовна Ланина, г. Москва.

Когда создается первое обособленное подразделение (ОП), которое будет находиться в том же муниципальном образовании, что и организация (либо, как и сама организация, в Москве или Санкт-Петербурге), приходится решать такие вопросы:

  • создается ли ОП в том смысле, который вкладывает в это понятие НК;
  • если создается ОП, то в какой инспекции его поставить на учет?

Мы не будем рассматривать ситуации, когда создается филиал либо представительство или когда организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Как определить, что рождается именно ОП

Для этого, прежде всего, нужно задать себе два вопроса:

  • отличается ли адрес нового подразделения от адреса организации, указанного в
  • оборудовано ли (или будет ли оборудовано) в подразделении хотя бы одно стационарное рабочее место на срок более месяца?

Если ответы на оба этих вопроса положительные, то надо готовиться к тому, что скоро в вашей организации появится

Если же хотя бы один ответ отрицательный, то о создании ОП речь не идет. Так, не возникает ОП на территориях, где рабочие места предоставлены вашим работникам контрагентами, ведь вы эти рабочие места не контролируете. Это могут быть, к примеру, посты охраны на территориях клиентов для ваших охранников (если фирма оказывает услуги по охран

ОП считается созданным в тот день, когда выполнены все следующие услови

  • по месту нахождения ОП оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место (есть все, что нужно для работы, — мебель, оборудование, инструменты и прочее);
  • рабочее место создано на срок более месяца. Причем неважно, будет ли кто-то из работников трудиться на нем постоянно или лишь периодическ
  • вышел на работу человек, который будет трудиться в ОП (то есть подразделение уже ведет деятельность).

Не исключено, что кое-где за право поставить ОП на учет в одной инспекции с ГП придется побороться

Иногда инспекторы определяют «день рождения» ОП как дату, когда появляется хотя бы один из этих признаков. К примеру, для отсчета они могут взять дату:

  • заключения договора аренды какого-либо помещения;
  • подписания акта с арендодателем о получении доступа в арендованное помещение;
  • подписания приказа вашего руководителя о создании ОП;
  • подписания трудового договора с первым работником, который будет занят в новом ОП.

Однако если после появления этих документов ОП так и не начало работать (в подразделении не были созданы реальные рабочие места), то говорить о создании ОП рано. Чтобы вам было проще объяснить инспекторам, когда именно родилось ваше ОП, попросите руководителя издать приказ о начале деятельности нового подразделения.

Некоторые бухгалтеры задаются вопросом: нужна ли обособленному подразделению отдельная печать, отличная от печати самой компании? Это решать вашему руководству. Так, на ряде документов печать вообще необязательна, а значит, работники ОП могут ставить на них любую печать (штамп) на выбор вашего руководства, нужно лишь заказать дополнительную печать. Если же печать на документах обязательна, лучше ставить основную печать вашей организации, особенно если эти документы направляются в налоговую службу, ПФР или ФСС. Для удобства можно сделать дополнительный экземпляр основной печати, который будет находиться у руководителя нового ОП.

Регистрируем ОП в налоговой

О создании ОП надо сообщать в инспекцию по месту регистрации вашей организации. На это отводится 1 месяц с даты создания

Внимание

Даже если вы создаете обособленное подразделение на соседней улице, об этом надо сообщить в налоговую службу.

Учтите: неважно, насколько далеко расположено новое ОП от вашего головного подразделения. Также не имеет значения то, какая налоговая инспекция обслуживает территорию, на которой расположено новое ОП: та же, в которой вы уже состоите на учете, или друга

К сожалению, нередко бухгалтеры считают, что если ОП создается на территории, относящейся к инспекции, которая обслуживает головное подразделение (ГП), то ставить на учет новое ОП нет необходимости. Логика такая: инспекция-то все равно одна и в ней организация уже состоит на учете. Интересно, что иногда так же считают и сотрудники налоговых инспекций, отказывающие в приеме сообщений о создании ОП (то ли по незнанию, то ли из соображений обеспечить впоследствии поступление штрафов в бюджет — кто знает). Однако это неправильно, что нам подтвердили в московском УФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Места нахождения организации и ее обособленных подразделений определяются по их адресам. Таким образом, если у нового обособленного подразделения и самой организации разные адреса (в случае если создается ОП, отвечающее признакам, указанным в п. 2 ст. 11 НК РФ), то организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения нового ОП. Это требуется и в том случае, если обособленное подразделение и сама организация расположены на территории, обслуживаемой одной налоговой инспекцие

Чтобы определить, какие документы вам надо подать в налоговую инспекцию, воспользуйтесь схемой.

* В инспекцию, обслуживающую территорию, на которой расположено ваше новое ОП, подавать сведения не требуется.

Также не нужно представлять в инспекцию, в которой зарегистрирована организация, какие-либо документы, подтверждающие создание

Если вы стоите перед выбором — поставить ли ОП в ту же инспекцию, в которой стоит на учете сама организация, или в другую, учтите особенности электронной сдачи отчетности. Уточните у спецоператора, с которым у вас заключен договор, будут ли какие-либо дополнительные платежи, если ваше ОП будет стоять на налоговом учете в другой инспекции.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Для сдачи отчетности в несколько налоговых инспекций вполне может быть использована одна электронная подпись. Для этого спецоператор регистрирует для такой электронной подписи дополнительные ИФНС. Ценовую политику по дополнительным налоговым определяет каждый спецоператор самостоятельно. Какого-то единого шаблона нет.

К примеру, в нашей компании есть варианты сдачи электронной отчетности как с «платными» (сумма зависит от тарифного плана), так и с «бесплатными» дополнительными налоговым

Правда, московское УФНС из формулировок Налогового кодекса делает вывод, что обособленное подразделение нельзя поставить на учет в той же ИФНС, в которой стоит на учете сама организация (разумеется, если только территория нового ОП не обслуживается той же инспекцией).

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация может быть поставлена на учет налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельн

Таким образом, в ситуации, когда организация создает свое первое обособленное подразделение, пусть оно и находится в том же муниципальном образовании, что и сама организация, либо в том же городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, в целях постановки на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения нет возможности выбора налогового органа. Если территории, на которых расположены новое обособленное подразделение и сама организация, обслуживаются разными инспекциями, нельзя поставить новое ОП на учет в инспекции, где стоит организация по своему местонахождени

БИРЮКОВА Ирина Ивановна
УФНС России

Однако есть письма Минфина, в которых сказано, что головное подразделение может выполнять функции обособленного. В частности, ГП может быть выбрано в качестве ответственного подразделения для централизованной уплаты налога на прибыль (что на самом деле прямо в п. 2 ст. 288 НК РФ не предусмотрен

Учитывая, что поправки в НК, дающие возможность регистрировать новое ОП в той же инспекции, в которой уже стоит другое ОП, были призваны облегчить процедуру регистрации и всего налогового учета, вполне логично было бы позволить организациям ставить ОП на учет в инспекции по месту нахождения самой организации. И нам известны случаи, когда на практике это получалось. Так что обращайтесь за разъяснениями в свою налоговую инспекци

Отметим, что сообщение о создании ОП и уведомление о выборе налоговой можно передать инспекции разными способами:

  • через руководителя вашей организации или представителя организации, у которого есть доверенность;
  • по почте ценным письмом с описью вложения;
  • в электронном виде через спецоператора (по телекоммуникационным каналам связи).

В течение 5 рабочих дней со дня получения от вас сообщения о создании обособленного подразделения инспекция направит вам уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения В нем будет указан, в частности, присвоенный вашему новому подразделению КПП.

Санкции за несвоевременное сообщение инспекции об ОП

За задержку сообщения о создании обособленного подразделения инспекция может оштрафоват

  • организацию — на 200 руб.;
  • руководителя — на сумму от 300 до 500 руб.

Некоторые бухгалтеры, вовремя не сообщившие в инспекцию о создании ОП, опасаются, что на организацию могут наложить более крупный штраф — 10 000 руб. по п. 1 ст. 116 НК РФ. Такие страхи напрасны. Ведь этот штраф предусмотрен за нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет. Поскольку при создании ОП в инспекцию надо подавать сообщение (а не заявление), такого штрафа быть не должно. Такой же точки зрения придерживаются и Минфин, и налоговая служб

Однако не откладывайте сообщение о создании ОП в долгий ящик — помните еще об одном штрафе. Если инспекция сама выявит, что у вас создано ОП, о котором вы вовремя не сообщили, то при проверке она может оштрафовать за ведение деятельности без постановки на учет. Такой штраф довольно внушительный: 10% от доходов, полученных от деятельности незарегистрированного ОП, но не менее А руководителю может грозить административный штраф от 2000 до Причем оштрафовать налоговики могут, даже если новое ОП и головное подразделение находятся на территории, подведомственной одной и той же инспекци

В следующем номере мы разберем, когда при открытии нового ОП нужно вставать на учет во внебюджетные фонды и что для этого требуется сделать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...