Вопросы выносимые на собрание кредиторов физического лица

Содержание

ВС разъяснил вопросы признания недействительными решений собраний кредиторов при банкротстве

26 декабря 2018 г. Президиум ВС утвердил Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства.

Как отметила адвокат АК «Бородин и Партнеры» Дарья Захарова, Закон о банкротстве достаточно подробно регламентирует процедуру организации собрания кредиторов. «Между тем вопросы о компетенции собрания, о том, какие решения собрание и комитет вправе принять, о деятельности комитета кредиторов во многом остаются без законодательного урегулирования и разрешаются судебной практикой совершенно по-разному», – указала эксперт. Дарья Захарова подчеркнула, что единого, консолидированного подхода у судов нет, поэтому, несомненно, следует положительно оценить то, что Верховный Суд обратил внимание на эти вопросы.

О полномочиях собрания кредиторов

Партнер юридической компании Tenzor Consulting Group Антон Макейчук отметил, что в п. 1 Президиум ВС напомнил, что собрание кредиторов должника полномочно принимать решения по вопросам, которые прямо не отнесены Законом о банкротстве к его компетенции. При этом главное, что необходимо учитывать собранию кредиторов должника при принятии подобных решений, это то, что решения не должны препятствовать осуществлению процедур банкротства, должны соответствовать требованиям закона и не могут быть направлены на обход норм Закона о банкротстве.

Эксперт указал, что арбитражные управляющие часто исходят из того, что поскольку Закон о банкротстве не отнес к компетенции собрания решение того или иного вопроса, значит, в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве оно не может быть включено в повестку дня, так как собрание не полномочно его рассматривать. «Сейчас же кредиторы могут прямо указать арбитражному управляющему на арбитражную практику, с которой в обзоре согласился Верховный Суд, что позволит предотвратить лишние действия, например по обжалованию действий управляющих, не включивших в повестку дня собрания кредиторов вопросы, включения которых требовал кредитор», – привел пример Антон Макейчук.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «LLC-Право» Дмитрия Лизунова, новинкой для правоприменительной практики является указание в п. 2 обзора на то, что в обособленном споре лицо вправе ссылаться на то, что решение собрания кредиторов не имеет юридической силы в связи с существенными нарушениями закона, допущенными при его принятии, независимо от того, было это решение оспорено или нет.

Старший партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры» Вадим Байбуз отметил, что со стороны в деле, указанном в п. 2 обзора, все правильно: требования кредитора исключены из реестра, следовательно, решение собрания не имеет юридической силы. Он добавляет, что на этапе, когда конкурсный управляющий еще не утвержден судом, суд предлагает кредиторам провести новое собрание с исключением голосов кредитора, требования которого признаны недействительными.

«Однако в ситуации, когда суд уже утвердил конкурсным управляющим кандидата, за которого большинством голосов голосовал кредитор, требования которого впоследствии исключаются из реестра требований, такой подход не работает. Несмотря на то что решение собрания не имеет юридической силы, в основе утверждения управляющего лежит уже судебный акт», – отметил эксперт. Он указал, что, таким образом, если кто-то из лиц, участвующих в деле, обжалует определение о включении в реестр сомнительных требований, необходимо принимать меры к отложению вынесения судебного акта об утверждении судом кандидатуры управляющего. Вадим Байбуз считает, что в противном случае повернуть процесс вспять будет невозможно, конкурсным останется управляющий, избранный кредитором, чьи требования исключены из реестра.

Антон Макейчук отметил, что в п. 3 Президиум ВС повторно разъяснил, что собрание кредиторов обладает компетенцией отменить принятое ранее им решение (Закон о банкротстве запрета на подобное действие не содержит), но только вплоть до того момента, пока принятое решение не повлияло на интересы лиц, не входящих в собрание кредиторов должника.

По мнению Вадима Байбуза, Суд указывает, что отмена решения признается правомерной при условии, что отсутствует злоупотребление правом и не произведен юридический эффект в гражданском обороте. Эксперт отмечает, что если вернуться к п. 2 обзора, то можно заметить, что возникновение этого юридического эффекта охватывает ситуации, когда судом на основании первичного решения вынесен судебный акт, который и создает этот эффект – распространение решения на более широкий круг лиц по сравнению с гражданско-правовым сообществом, коим является собрание кредиторов конкретного должника. «Соответственно, возникновение юридического эффекта и (или) наличие признаков злоупотребления правом при отмене или изменении раннего решения должны повлечь за собой судебный отказ в защите права кредиторов на принятие нового решения», – считает Вадим Байбуз.

По мнению Дарьи Захаровой, данные разъяснения весьма логичны, тем более что в практике встречаются ситуации, когда собрание кредиторов отменяет свое же решение по разным мотивам – будь то изменившиеся обстоятельства дела или изменения, связанные с составом кредиторов. Эксперт указывает, что решения, принимаемые собранием, не должны иметь догматический характер и, поскольку дела о банкротстве часто развиваются самым непредсказуемым образом, кредиторы должны иметь возможность отменять свои же решения.

«Стоит учитывать, что должник, несмотря на проведение процедур несостоятельности, остается коммерческой организацией, которая продолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность и которой, следовательно, необходимо оперативно управлять. Участники собрания кредиторов, заинтересованные в эффективности процедур банкротства, вправе участвовать в управлении организацией-должником, именно поэтому собрание кредиторов должно иметь возможность действовать оперативно. Выводы судов о компетенции и возможностях собрания кредиторов (особенно в части указания на возможность отмены собранием принятого им решения или на возможность принятия собранием решения по вопросам, прямо не отнесенным законодательством к его компетенции) как раз-таки позволят собранию кредиторов оперативно и результативно участвовать в управлении должником и процедурами банкротства», – считает Антон Макейчук.

Адвокат, управляющий партнер АБ «ЕМПП» Сергей Егоров отметил, что данное разъяснение ВС РФ формально логично: если большинству кредиторов на каком-то моменте процедуры банкротства покажется предпочтительной другая кандидатура управляющего или СРО, то данное большинство кредиторов через собрание вправе отменить ранее принятое решение о выборе управляющего и выбрать иного управляющего. По его мнению, это положение перекликается с п. 1 обзора.

Сергей Егоров заметил, что на практике данное разъяснение существенным образом повлияет на баланс сил в банкротных процедурах, в которых имеются противоречия между большинством кредиторов и ранее выбранным, например, должником арбитражным управляющим, который может не быть лояльным большинству кредиторов. «До текущего момента утверждение управляющего в конкурсном производстве означало, что без его согласия или отстранения такой арбитражный управляющий будет вести процедуру до конца вне зависимости от позиции большинства кредиторов», – напомнил он.

В п. 5 Президиум ВС указал, что собрание кредиторов не вправе переизбирать отдельных членов комитета кредиторов. Дарья Захарова считает, что Суд предложил корректный порядок переизбрания комитета кредиторов, который соответствует процедуре, установленной Законом о банкротстве.

Очное и очно-заочное голосование

По мнению Дмитрия Лизунова, очередным новшеством стало указание в п. 7 на возможность проведения собрания кредиторов юридического лица в форме заочного голосования, если при этом полностью будут соблюдены права кредиторов на их уведомление о проведении такого собрания.

Дарья Захарова добавила, что возможность проведения собрания кредиторов при банкротстве юрлиц в форме заочного и очно-заочного голосования вызывает много вопросов. «Мне представляется, что при такой процедуре сложно реализовать все возможности, предусмотренные законом. Например, предложить дополнительные вопросы. Кроме того, такая форма проведения собрания не исключает возможность злоупотреблений при подсчете голосов, определении полномочий голосующих лиц. Даже при проведении собраний с личным присутствием представителей возникает множество вопросов, и, думаю, с заочным голосованием их будет не меньше. С другой стороны, это хорошая возможность проводить собрания для процедур, где нет конфликта между кредиторами, отсутствует имущество в конкурсной массе, кредиторы географически удалены друг от друга и должника», – считает эксперт.

Включение в повестку дня дополнительных вопросов

В п. 8 обзора указывается, что при включении в повестку дня собрания кредиторов новых вопросов все его участники должны иметь достаточное время для ознакомления с соответствующей информацией и материалами и формирования позиции для голосования. Сергей Егоров отметил, что нельзя не согласиться с обоснованностью разъяснения ВС. «Однако в данном пункте ВС РФ, к сожалению, не разъяснил, что делать самому арбитражному управляющему в таком случае: объявлять перерыв в собрании или отказывать во включении таких дополнительных вопросов в повестку дня, так как кредиторы требуют дать им неопределенное время для изучения материалов», – указал эксперт.

Дарья Захарова считает, что в данном пункте приведены правильные и взвешенные разъяснения. Она отмечает, что на практике в таких ситуациях часто объявляется перерыв для того, чтобы кредиторы могли ознакомиться с материалами по тем вопросам, которые предлагаются для голосования. «В п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве прямо закреплена обязанность заблаговременно (за 5 рабочих дней) предоставить кредиторам материалы, которые будут рассмотрены на собрании. И нет причин для того, чтобы не применять этот же порядок в случае, когда заявляются дополнительные вопросы», – указала эксперт.

Согласно изложенной в данной правовой позиции ситуации, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов по дополнительному вопросу повестки дня – об утверждении порядка продажи дебиторской задолженности должника. По мнению заявителя, он и другие кредиторы были лишены возможности своевременно ознакомиться с материалами, касающимися этого вопроса, поэтому не смогли сформировать позицию и участвовать в голосовании (воздержались от голосования).

Анализируя ее, Вадим Байбуз отметил, что продажа дебиторской задолженности очень часто является предметом злоупотреблений со стороны должников, кредиторов и арбитражных управляющих. «В частности, в ходе процедур банкротства должников, входящих в состав группы юридических лиц, внутригрупповые дебиторские задолженности в результате различных манипуляций с виду могут создавать иллюзию безнадежности и невозможности взыскания. Запутанные отношения юрлиц без проведения тщательного финансового правового анализа не позволяют сделать однозначный вывод о невозможности взыскания этих долгов. Даже отчет оценщика в таких случаях может быть не совсем объективным», – подчеркнул эксперт.

Он указал, что налоговые органы и иные разумные кредиторы относятся с большой степенью подозрительности к действиям лица, проводящего собрание кредиторов, когда подобные вопросы заявляются в качестве дополнительных. В связи с этим, по его мнению, нельзя не согласиться с позицией ВС РФ о том, что кредиторы должны иметь время на ознакомление с материалами.

Однако, указал Вадим Байбуз, данная правовая позиция обязывает соблюдать указанный в законе срок для всех категорий вопросов. Поэтому дополнительный вопрос, возникший в ходе собрания кредиторов, формально должен быть рассмотрен только после предоставления кредиторам возможности ознакомления с соответствующими документами. «Незначительность цены вопроса все равно влечет за собой эту обязанность. Следовательно, спонтанно возникший, финансово незначительный, но важный для процедуры дополнительный вопрос не может быть рассмотрен на этом собрании, если кто-то из кредиторов против. Следствие этого – перенос собрания или проведение нового», – отметил он.

Читайте также:  Образец отзыва на иск о взыскании задолженности по кредитному договору и обращению взыскания на пред

Выводы экспертов

Сергей Егоров отметил, что в целом ВС дал важные и справедливые разъяснения по вопросам, связанным с оспариванием решений собрания и комитета кредиторов в делах о банкротстве. По его мнению, еще более важно то, что Верховный Суд устранил неопределенность в некоторых спорных моментах. «Так, при проведении и оспаривании решений собраний кредиторов в практике достаточно часто возникали спорные ситуации, у которых не было буквальных и однозначных решений по букве закона, а соответствующая судебная практика не была последовательной и сложившейся», – указал адвокат.

Антон Макейчук отметил, что обзор позитивно повлияет на работу нижестоящих арбитражных судов, арбитражных управляющих и непосредственно главных лиц, участвующих в деле о банкротстве, – кредиторов и должника, поскольку Президиум ВС РФ скооперировал все ключевые разъяснения и, зафиксировав их в обзоре, придал им более весомую силу.

Дмитрий Лизунов считает, что обзор в основном направлен на уточнение существующих пробелов в законодательстве, которые особенно часто возникают в правоприменительной практике.

Собрание кредиторов при банкротстве физических лиц

В 2015 году в Российской Федерации был образован институт банкротства физических лиц . Признать гражданина несостоятельным могут как по его личному заявлению, так и по заявлению любого из его кредиторов или налогового органа. Когда банкротство признается обоснованным судебным решением, то гражданин может получить отсрочку на выплату долгов, а также заморозку кредитной ставки. Основной процедурой после признания финансовой несостоятельности является реструктуризация долгов физического лица.

Запуск процедуры

Процедура происходит под управлением финансового (арбитражного) управляющего в полном соответствии со статьей 213.8 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). После вступления в законную силу признания гражданина банкротом, управляющий в течение 15 суток обязан уведомить о данном факте всех кредиторов физического лица и о запуске процедуры реструктуризации долгов. В обратном письме кредиторы должны заявить о своих финансовых требованиях к данному гражданину.

Первое собрание кредиторов считается важнейшим в процессе признания несостоятельности. На нем встречаются все лица из списка кредиторов должника, которые совместными усилиями составляют план реструктуризации долгов, а также решают вопрос о снижении процентных ставок по платежам.

Кредиторы имеют исключительные полномочия в процедуре признания лица финансово несостоятельным:

  • они утверждают стратегию реструктуризации кредитов;
  • принимают и предлагают свои изменения в план;
  • имеют право обратиться в судебный орган с целью отмены утвержденных планов;
  • ходатайствовать перед судом о признании гражданина финансово несостоятельным и запуске процедуры реализации имеющегося имущества;
  • согласиться на мировое соглашение на приемлемых условиях.

Собрания по процедуре признания финансовой несостоятельности физического лица проводятся аналогично подобным в делах с организациями. Важным нововведением является возможность кредитора подать заявление о включении в перечень собственных требований к задолжнику даже после окончания установленного финансовым управляющим сроком. Для этого кредитор должен обратиться в суд, который при наличии достаточно веской причины, дает разрешение присоединиться к запущенной процедуре.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Арбитражным судом назначается в дела о финансовой несостоятельности ответственное лицо — финансового управляющего, который обязан созвать всех кредиторов. Данное уполномоченное лицо не менее чем за две недели публикует в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве время и место проведения первого собрания кредиторов. Все лица, причастные к данной встрече получают от управляющего уведомления в соответствии с ФЗ.

На собрание приглашается и сам должник, который может присутствовать как лично, так через своего представителя. В случае невозможности присутствовать на встрече кредиторов, должник должен направить управляющему соответствующие заявление. Независимо от причины отсутствия должника или его представителей собрание кредиторов проводится в установленный срок и по всему списку поставленных вопросов.

Чтобы требования кредитора к физическому лицу были включены в реестр, уполномоченному органу или непосредственно самому кредитору необходимо предъявить свои требования к должнику в срок до двух месяцев, после официального опубликования решения судебного органа о признании лица финансово несостоятельным.

Особенности процедуры с физическими лицами

При процедуре банкротства юридических лиц кредиторы должны присутствовать лично, то на собрании по вопросам должников физических лиц есть возможность проголосовать заочно. Если проводится заочное голосование, то управляющей должен вместе с уведомлением о проведении собрания приложить и бланк для голосования. Участники должны получить данные документы не позднее, чем за месяц до момента проведения встречи.

В уведомлении должны быть указаны сведения о должнике, повестка собрания, дата собрания, контактные данные финансового управляющего, а также порядок отправки бланка после его заполнения. Помимо этого, есть возможность голосования посредством электронных каналов связи.

Результаты заочного голосования должны быть выложены в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве. Там же выкладываются и иные документы, рассмотренные и одобренные собранием.

Помимо этого, в отличие от признания несостоятельности юридических лиц, законодательно установлены временные рамки проведения собрания. Они должны быть проведены по месту рассмотрения дела в рабочие дни с 8 до 20 часов.

Подсчет голосов и периодичность собраний кредиторов

В ФЗ прописан порядок подсчета голосов по итогам собрания. Воспользоваться правом голоса имеют право те кредиторы, чьи требования официально включены в соответствующий реестр. Количество голосов каждого из кредиторов рассчитывается на основе суммы его требований в общем размере требований к физическому лицу в денежном выражении. Стоит учитывать, что по части обязательств голоса не учитываются. К таким требованиям относятся неустойки, штрафы, пени, размер просрочки платежа и пр.

Периодичность собраний не установлена законодательством. Обязанностью финансового управляющего является лишь предоставление кредиторам отчета о процессе реструктуризации долгов. Такой документ должен быть получен кредиторами не менее одного раза за три месяца.

Возможно вам будет интересно:

Записаться на консультацию

Повторное собрание кредиторов (Касьянов А.)

Дата размещения статьи: 11.11.2015

По общему правилу организация и проведение собрания кредиторов должника осуществляются арбитражным управляющим. Он вправе проводить собрание кредиторов, если на нем присутствуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа включенных в реестр требований кредиторов голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. При отсутствии указанного кворума собрание кредиторов не может быть проведено и арбитражному управляющему следует организовать проведение повторного собрания кредиторов.

Особенности проведения

Законом не предусмотрены минимальные сроки для созыва и проведения повторного собрания кредиторов после того, как не состоялось первоначальное собрание. Вместе с тем, исходя из общей обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно, представляется, что проведение повторного собрания кредиторов должно состояться в разумные сроки с учетом общих сроков осуществления той или иной применяемой процедуры банкротства.
Для признания повторного собрания кредиторов правомочным требуется наличие двух условий: 1) на собрании должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; 2) все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр, должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении собрания кредиторов.
Подобные послабления в размере кворума при проведении повторного собрания кредиторов, по сравнению с требованиями к кворуму обычного собрания кредиторов, предусмотрены «в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом» .
———————————
Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор — В.Ф. Попондопуло).

Регулирование количественных требований к кворуму собрания кредиторов не является строго установленным правилом, подвергаясь определенным изменениям со временем. Так, требование о необходимости для проведения собрания кредиторов присутствия кредиторов с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств, ранее содержалось в Законе РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Но в последовавшем за ним Федеральном законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вообще не устанавливались никакие требования к кворуму собрания кредиторов, оно считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.
В связи с особенностями проведения повторного собрания кредиторов требуется точно понимать, какое именно собрание кредиторов является повторным? Следует согласиться с тем, что собрание кредиторов является повторным только тогда, когда причина его проведения вызвана недостаточностью голосов для наличия кворума первоначального собрания и выносимые на повестку вопросы аналогичны заявленным при созыве первоначального собрания кредиторов .
———————————
Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) // Под ред. Е.А. Рыбасовой. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор — Е.А. Рыбасова).

Если же первоначальное собрание кредиторов было в силу каких-либо обстоятельств перенесено арбитражным управляющим либо были внесены изменения в повестку дня, то следующее собрание кредиторов нельзя считать повторным, значит, к нему неприменимы требования о 30%-ном кворуме для признания собрания правомочным (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 05АП-1434/12).

Исключения

По общему правилу решения собрания кредиторов по поставленным на голосование вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Но из этого правила есть исключение, установленное в отношении принятия решений по ряду вопросов, имеющих существенное значение. Круг таких вопросов определен п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в частности, к ним относятся вопросы выбора арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; включения в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов). Для принятия решения по этим вопросам требуется большинство голосов конкурсных кредиторов не от присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Закон не содержит указаний на то, как принимаются решения по указанным вопросам, требующим голосования большинства от общего числа включенных в реестр требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при проведении повторного собрания кредиторов, для правомочности которого установлен 30%-ный кворум от общего количества голосов конкурсных кредиторов, включенных в реестр.
Ответ на этот вопрос дан Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ему на повторном собрании кредиторов решения по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.
Очевидно, что при помощи подобного подхода ВАС РФ постарался исключить ситуацию, при которой кредиторы, обладающие большинством голосов от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, не принимают участия в собраниях умышленно или из-за утраты интереса к процедуре банкротства, что при ином подходе заведомо исключало бы возможность принятия остальными кредиторами необходимых решений для осуществления процедуры банкротства, а само проведение повторного собрания кредиторов утрачивало бы всякое значение (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 08АП-4870/14).

Читайте также:  Обращение в страховую виновника по осаго после отказа в страховой компании потерпевшего

Не дотянули до 30%

Законодатель, закрепив уменьшение кворума для проведения повторного собрания кредиторов, не урегулировал ситуацию, при которой на повторное собрание не являются кредиторы, обладающие предусмотренными 30% голосов.
В подобном случае возникают следующие вопросы: распространяются ли на собрания кредиторов, проводимые после признания повторного собрания несостоявшимся, правила о 30%-ном кворуме? Как следует поступить арбитражному управляющему в ситуации, когда неоднократно созываемые собрания кредиторов раз за разом не собирают указанных 30% кредиторов?
На возможность возникновения проблем ввиду неявки 30% голосов для проведения повторного собрания кредиторов обращалось внимание непосредственно после принятия редакции ныне действующей ст. 10 Закона N 127-ФЗ . Вместе с тем до настоящего момента Закон ответы на данные вопросы не содержит.
———————————
Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003. N 3 — 12. Комментарий к ст. 12.

Само по себе отсутствие 30%-ного кворума для проведения повторного собрания кредиторов может быть обусловлено как несознательными действиями кредиторов (ввиду неорганизованности, неактивности конкурсных кредиторов в силу низкой заинтересованности в удовлетворении требований), так и вполне осознанными действиями кредиторов (ввиду того, что в собрании кредиторов не принимают участия по каким-либо причинам так называемые дружественные конкурсные кредиторы, чьи требования тем или иным способом подконтрольны заинтересованным лицам).

В гражданском праве.

Необходимо отметить, что похожие проблемы существуют в иных сферах гражданского права и имеют там свое решение.
Так, законом предусмотрено право участника общества требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.
С учетом разъяснений, предоставленных Пленумом ВС РФ в абз. 2 п. 35 Постановления от 23.05.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», к таким нарушениям относится и систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать значимые хозяйственные решения по вопросам повестки дня общего собрания участников, если непринятие таких решений причиняет существенный вред обществу и/или делает его деятельность невозможной либо существенно ее затрудняет.
Очевидно, что неоднократное уклонение одного или нескольких конкурсных кредиторов, обладающих более 70% голосов, от участия в собрании кредиторов должника способно существенно осложнить и даже сделать невозможным проведение процедуры банкротства. Между тем применение процедуры принудительного исключения лица, уклоняющегося от участия в собрании кредиторов, представляется нецелесообразным и не отвечающим природе возникающих в рамках несостоятельности отношений.
В качестве еще одного примера можно привести следующую ситуацию. Собрание кредиторов должно утвердить предложение о продаже имущества должника в течение двух месяцев с даты его представления конкурсным управляющим, а если этого не происходит, то конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предлагавшегося предложения, который и принимает решение о его утверждении.
Думается, что передачу на рассмотрение арбитражного суда вопросов повестки дня повторного собрания кредиторов должника в связи с невозможностью его проведения в отсутствие кворума нужно также считать нецелесообразной и не отвечающей целям деятельности суда.

Что делать управляющему?

Порядок действий арбитражного управляющего в ситуации, когда он не может провести собрание кредиторов ввиду отсутствия необходимого для повторного собрания кредиторов кворума, законодательно не установлен, но в любом случае арбитражный управляющим связан сроками проведения той или иной процедуры банкротства. При этом длительная невозможность проведения собрания кредиторов способна серьезно затруднить и даже сделать невозможным осуществление конкретной процедуры банкротства, что в принципе не отвечает целям института несостоятельности.
Вместе с тем любая попытка арбитражного управляющего провести собрание кредиторов в отсутствие кворума влечет за собой обоснованный риск быть привлеченным к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП за неисполнение установленных законодательством о несостоятельности обязанностей.
Решением рассматриваемой проблемы могло бы быть, в частности, предоставление арбитражному управляющему права проводить третье собрание кредиторов с одной и той же повесткой дня вне зависимости от количества явившихся на него конкурсных кредиторов, но при условии соблюдения порядка уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о проведении всех собраний кредиторов. А решения по вопросам, поставленным на голосование на таком собрании кредиторов, следует считать принятыми при голосовании за них большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.
Целесообразность подобного предложения состоит в том, что оно позволяет не только провести конкретную процедуру банкротства без увеличения установленных законом сроков ее проведения, но и минимизировать расходы на проведение процедуры (в частности, за счет уменьшения расходов арбитражного управляющего на уведомление конкурсных кредиторов о проведении собрания).
Исходя из принципа добросовестности, считаем, что конкурсные кредиторы несут риск наступления последствий осуществления или неосуществления предоставленных в рамках процедуры банкротства возможностей, поэтому конкурсный кредитор, трижды надлежащим образом уведомленный о проведении собрания кредиторов, предполагается имеющим возможность принять в нем участие, а если он не реализует предоставленное ему право, то собрание кредиторов может проводиться без него, с тем чтобы не допускать нарушений прав должника и иных кредиторов.
С учетом этого предлагаемый подход позволит обеспечить определенный баланс интересов всех заинтересованных лиц, в том числе и арбитражного управляющего, а также в состоянии создать своеобразный барьер на пути злоупотребления конкурсным кредитором в вопросе проведения собраний кредиторов должника.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Первое собрание кредиторов при банкротстве юридического лица-должника и особенности его созыва и проведения

Собрания кредиторов проводятся в рамках процедуры банкротства юридического лица-должника, если такая процедура осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Все собрания имеют свою нумерацию и проводятся с целью определения дальнейшей судьбы юридического лица-должника.

Первое собрание кредиторов и сроки его созыва

Первое собрание кредиторов в рамках объявленной процедуры о признании юрлица несостоятельным, то есть банкротом, проводится в стадии наблюдения за организацией-должником. Однако для того, чтобы такое собрание могло быть рассмотрено в качестве легитимного, все участвующие в нем кредиторы должны заявить свои требования. Требования объявляются суду в рамках специально назначенного заседания в течение тридцати дней с даты начала банкротной процедуры. Суд рассматривает предоставленные данные о существующих требованиях кредиторов, определяет, какие требования будут включены с присвоением их обладателю статуса конкурсного, залогового или иного кредитора, включенного в одну из очередей.

В противном случае можно вести речь о том, что арбитражный управляющий не исполнил должным образом возложенные на него обязанности. В этом случае в качестве инициатора созыва первого собрания должен выступать один из тех кредиторов, который имеет право голоса в ходе осуществления всех проводимых собраний. Как правило, это один из конкурсных кредиторов, заявивший свои требования в составляемый реестр при условии соблюдения установленных сроков.

В том случае, если вся процедура банкротства «завязана» на необходимости погашения существующих долгов перед работниками юридического лица-должника, созыв собрания кредиторов не потребуется – все решения будут приняты судом в ходе специального банкротного производства.

Уведомление участников

Для того чтобы собрание носило правомочный характер, арбитражный управляющий обязан уведомить всех участников такого собрания путем направления специальных писем. Осуществить такое направление можно двумя путями – посредством использования почтовой связи и иными доступными способами. Главным нюансом второго варианта является необходимость получения подтверждения о факте рассылки уведомлений, чтобы использовать такие подтверждения в суде в случае возникновения вопросов у участников, то есть использование различных сервисов сообщений в этом случае является некорректным, так как доказать отправку сообщения бывает очень сложно, а также возникает вопрос спорности официального обращения в ходе такого вида рассылки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В уведомлении, которое направляется арбитражным управляющим всем без исключения участникам первого собрания кредиторов, должны содержаться следующие сведения:

  • информация о том юридическом лице-должнике, в отношении которого проводится процедура признания финансово несостоятельным;
  • обозначение даты проводимого собрания, а также места, где оно состоится;
  • повестка собрания, а также тот план, которого следует придерживаться при участии в нем;
  • информация о применяемом порядке регистрации участников проводимого собрания;
  • данные о тех правилах, которые установлены относительно изучения и формирования представления о содержании представленных документов, рассматриваемых на собрании.

Также в уведомлении может быть предоставлена информация о том, каким образом участник собрания может получить копию протокола (в случае необходимости) при условии уважительной причины пропуска собрания.

Первое собрание кредиторов может быть признано несостоявшимся не только в случае несоблюдения сроков его созыва, но также и в том случае, если его участники не проголосовали по ключевым вопросам, вынесенным на его повестку. В этом случае все решения будут приняты арбитражным судом на специально назначенном заседании.

Участники первого собрания кредиторов при банкротстве юридического лица

Все участники собраний кредиторов при проведении процедуры банкротства юридического лица делятся на две большие группы:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • голосующие кредиторы. Эта группа кредиторов не только обладает правом голосования по ключевым вопросам, поднимаемым в рамках существующей повестки собрания, но также и правом направления инициативы о созыве первого собрания в установленные законом сроки;
  • неголосующие кредиторы. Данные виды кредиторов могут только принимать участие в проводимых собраниях для сообщения своей позиции по определенным вопросам без включения такой позиции в существующий протокол голосования, а также для общего ознакомления с ходом банкротного дела.

К числу голосующих кредиторов относятся те лица, которые имеют свои финансовые претензии к юридическому лицу-должнику и заявили их путем включения в реестр. Однако не все те кредиторы, которые заявили свои требования и включили их в реестр, могут рассчитывать на предоставление им права голоса. К основной массе голосующих кредиторов относятся:

  • физические лица, в отношении которых у организации-должника имеются невыполненные финансовые обязательства. Однако такие лица не должны относиться к категории сотрудников организации либо к учредителям или владельцам активов. Как правило, это лица, с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера с указанием на выплату фиксированной суммы вознаграждения. Невыполненные обязательства в этом случае возникают по причине прекращения платежей по таким договорам;
  • юридические лица, перед которыми должник также имеет невыполненные финансовые обязательства, факт возникновения которых подтвержден документально. Однако такие юридические лица не должны выступать в качестве владельцев уставного капитала должника либо играть роль учредителя;
  • государственные органы и фонды, перед которыми у юридического лица, находящегося в рамках процедуры банкротства, возникли задолженности по исполнению обязательств. В этом случае для получения права голоса на собраниях кредиторов представители государственных органов, действующие по доверенности от лица таких органов, должны заявить в суде свои требования и, доказав обоснованность их возникновения, добиться включения в реестр требований.

Если говорить о перечне неголосующих кредиторов, которые, однако, имеют право принимать участие в проводимых собраниях кредиторов, то к ним относятся:

  • сотрудники организации, входящие в штат на основании заключенных трудовых договоров;
  • лица, взаимодействующие с организацией-должником на основании договора гражданско-правового характера, в результате чего они оказались сотрудниками, не включенными в штат организации;
  • лица, выступающие в качестве учредителей организации-должника (вне зависимости от того, идет ли речь о физическом или юридическом лице, выступающим в качестве инициатора создания организации, проходящей в настоящее время процедуру признания финансово несостоятельной);
  • собственники тех активов, которыми располагает юридическое лицо, находящееся в состоянии процедуры банкротства, вне зависимости от того, когда возникло право собственности на такие активы – до введения судом такой процедуры или после принятия этого решения;
  • саморегулирующиеся организации в виде представляющих их интересы членов (например, представители той саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, к которой относится назначенный для ведения конкретного дела управляющий);
  • сотрудники, представляющие интересы существующих надзорных ведомств и органов, осуществляющих контроль за соблюдением действующего законодательства в различных его отраслях и сферах.
Читайте также:  Как изменить свои данные в госуслугах после замужествао

В том случае, если последних двух видов участников собрания кредиторов в первом собрании не было (при условии надлежащего их уведомления), признать собрание неправомочным нельзя, так как эти участники правом голоса не обладают и не могут повлиять на принятые решения.

Решения, принимаемые на первом собрании кредиторов

Круг вопросов, решаемых на первом собрании кредиторов, ограничен, так как это собрание носит характер ознакомительного с ситуацией, которая сложилась в финансовом плане у юридического лица-должника. К числу тех вопросов, которые должны быть рассмотрены на этом собрании, относятся следующие:

  • этап банкротной процедуры, который следует ввести дальше за этапом наблюдения;
  • определение графика мероприятий, направленных на оздоровление юридического лица, а также согласование такого графика в том варианте, который не будет противоречить действующему законодательству и позволит максимальным образом удовлетворить интересы всех участников процедуры;
  • определение перечня кредиторов, которые должны войти в состав комитета кредиторов и представлять их интересы в рамках всех проводимых мероприятий, в том числе в судебных заседаниях;
  • определение требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, кроме обозначенных в действующем законодательстве, и рассматриваемых в качестве дополнительных требований;
  • определение того лица, которое рассматривается в качестве управляющего на том или ином этапе банкротной процедуры;
  • возможности заключения мирового соглашения с организацией-должником, а также условия такого соглашения.

Для того чтобы проводимое собрание было признано легитимным, в голосовании должны принять не менее тридцати процентов всех голосующих участников собрания.

Однако в том случае, если в суде комитет кредиторов докажет, что количество проголосовавших менее указанной нормы по уважительным причинам (не смогли принять участие по причине несвоевременного получения уведомления, направленного с соблюдением сроков), суд может принять решение о возможности повторного проведения такого собрания. Если и повторное собрание не состоялось, суд будет самостоятельно принимать решение по всем вынесенным на повестку собрания вопросам без предоставления права созыва еще одного собрания.

Число повторных собраний кредиторов при этом не ограничено, а к числу голосующих уже не предъявляется таких серьезных требований.

Протокол собрания и приложения к протоколу

По итогам проведенного собрания должен быть составлен протокол. Он отражает все принятые решения на основании той повестки, которая была составлена для него. В качестве приложений к такому протоколу потребуется приобщить:

  • бюллетени с данными о том, как голосовали все участники собрания по имеющимся вопросам;
  • документы, в том числе именные доверенности, подтверждающие предоставленные права и сформированные обязанности для всех участников собрания;
  • документы, подтверждающие фактическое осуществление оповещения всех участников собрания;
  • сформированный еще до созыва реестр требований, заявленных кредиторами;
  • пакет документов, направленных для ознакомления участникам собрания до момента начала собрания в рамках установленных законом сроков.

Процедура созыва

Созыв собрания кредиторов происходит в строго определенном порядке, при несоблюдении которого само первое собрание может быть признано нелегитимным. Весь порядок действий выглядит следующим образом:

  • заявление кредиторами имеющихся у них требований об удовлетворении существующих задолженностей суду с предоставлением всех необходимых документов, подтверждающих правомерность такого заявления;
  • формирование реестра требований в соответствии с вынесенным решением арбитражного суда на основании рассмотренных заявлений от кредиторов;
  • составление арбитражным управляющим перечня участников собрания на основании существующего реестра, а также на основании данных о тех лицах, которые имеют право участвовать в собрании без участия в проводимых голосованиях;
  • оповещение всех участников первого собрания посредством доступных способов связи при условии, что возможно будет получить подтверждение своевременного направления сведений всем участникам (подтверждение должно быть оформлено в документальном виде для приобщения к протоколу собрания, о котором говорилось выше);
  • извещение представителей уполномоченных и надзорных органов, которые имеют право присутствовать на проводимом собрании, с целью сообщения им сведений о дате и месте проведения первого собрания, а также о его повестке;
  • подготовка документов, необходимых для проведения первого собрания кредиторов, например, бюллетеней для голосования членов собрания;
  • направление всем участвующим в первом собрании лицам документов и сведений, являющихся обязательными для ознакомления до проведения собрания.

При необходимости арбитражный управляющий может привлечь помощников уже на этапе подготовки и созыва первого собрания кредиторов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 56 г. Москва Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.

2. Министерству юстиции Российской Федерации разработать в месячный срок совместно с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и утвердить типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов.

Правительства Российской Федерации

Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов

1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.

2. Если собрание кредиторов не было проведено арбитражным управляющим в установленный срок, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.

3. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;

б) составляет список участников собрания кредиторов;

в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;

в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

6. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

в) проводит в установленном порядке голосование;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

8. Перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.

По окончании голосования арбитражный управляющий:

а) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес — для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...