Закон о полиции 2019 остановка транспортного средства

Содержание

Основания для проверки документов водителя: пункт 106 приказа 664 ГИБДД в 2019 году

В 2017 году был утвержден приказом МВД РФ №664 новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих функций взамен ранее действовавшего, утвержденного приказом МВД РФ №185 от 02.03.2009г. Специалисты по-разному оценили этот ведомственный акт. В частности, некоторые пункты подверглись критике, как противоречащие законодательству и даже провоцирующие коррупцию.

К тактовым можно отнести и 106 пункт 664 приказа ГИБДД «Основания для проверки документов сотрудниками ГИБДД». Многие посчитали, что данный пункт в совокупности с п. 84 «Основания для остановки сотрудниками ГИБДД транспортных средств» существенно расширяет права гаишников по сравнению с ранее действовавшими правилами. Так это или нет, разберемся далее в статье.

Основные положения

Приказом №664 от 23 августа 2017 года утвержден новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих надзорных функций на дороге. То есть, пункты содержатся в регламенте, а не конкретно в приказе, но это формальная юридическая тонкость. Таким образом, далее в статье обсуждаемое положение может быть обозначено как «пункт приказа» так и «пункт регламента».

Изменения в Административный регламент уже вносились, но не конкретно в данный пункт. Пока не планируется менять данное положение, проекты нормативных актов по этому вопросу не разрабатываются.

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2019-2020 гг. для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Оценка пункта 106

Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.

Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.

Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.

Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

664 Приказ ГИБДД в 2019 году – читать обновленный 106 пункт

Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

выявление признаков нарушения правил дорожного движения;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

остановка транспортного средства о основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 63 Приказа МВД России от 02.03.2009 года № 185 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

Вас могут остановить в том случае, если инспектор смог установить визуально или зафиксировать при помощи специальных технических средств признаки нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, если вы, к примеру, совершили обгон там, где это запрещено, то вы подвергли опасности не только себя, но и других участников движения. Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас.

Наличие данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастен к ДТП, преступлению или административному правонарушению. Такие данные могут быть представлены в виде ориентировки или информации дежурного, так же это могут быть свидетельские показания других участников дорожного движения или визуально зафиксированные обстоятельства.

Наличие каких-либо данных, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль находится в угоне или в розыске. Данными являются все те же ориентировки или любая информация.

Так же остановка может производиться в том случае, если вы являетесь свидетелем аварии или совершенного преступления. Вас попросят дать показания, так как вы очевидец.

Необходимо привлечь понятого, а оно, как нам известно, должно быть незаинтересованным лицом.

Для выполнения распорядительно – регулировочных действия.

Необходимость предоставить свое транспортное средство врачам или сотрудникам ГИБДД.

Также вас могут остановить для того, чтобы вы помогли оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции.

Проведение специальных мероприятий, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки ваших автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.

Читайте также:  Правильно написать жалобу на капремонт в прокуратуру

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Абзац 10 пункта 63 Приказа МВД

Если сотрудник ГИБДД остановил вас для проверки документов не озвучивая причину (нарушение ПДД, необходимость в понятом и т.д.), то вы можете отказаться предоставлять документы. Причины остановки ТС сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2020 году только те, что мы указали выше.

Конечно, бывают и такие сотрудники, которые под предлогом ориентировки будут просить ваши документы для проверки не на стационарном посту. Но в таком случае вы можете изначально попросить данную ориентировку для ознакомления и если он ее не предоставит, то вы имеете право не представлять документы на проверку.

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 65 Приказа МВД

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

Пункт 66 Приказа МВД

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения
. (в ред. Приказа МВД России от 03.10.2014 N 857)

Пункт 68 Приказа МВД

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Пункт 73 Приказа МВД

Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Причины остановки транспортных средств в 2020 году

Исчерпывающий перечень оснований для предъявления инспекторами ДПС требования об остановке транспортного средства содержится в приказе МВД России от 23.08.2017 N 664 , которым утвержден так называемый «Административный регламент ГИБДД».

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Такими основаниями являются:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

Когда машину могут останавливать обычные сотрудники полиции?

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона «О полиции».

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

p, blockquote 12,0,0,0,1 —>

Законом установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину причину и основания применения данных мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Читайте также:  Автокресла для детей по правилам дорожного движения

Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Законодательство регулярно обновляется, и касается это не только прав и свобод граждан-автолюбителей, но и самих сотрудников полиции. Совсем недавно был обновлён Административный регламент МВД, в который было внесено большое число изменений. Что на 2019 год разрешено «ДПСникам», какие у них есть права по ограничению свобод водителей, и что им запрещено, давайте выяснять!

Законы 2019 года о правах ДПС

Сегодня полномочия сотрудников ГИБДД на дороге регулируют 2 нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон О полиции,
  • Административный регламент, которому инспекторы ДПС обязаны следовать при выполнении процессуальных действий, согласно Приказу №664 (регламент вводится в действие Приказом).

Если первый содержит основополагающие принципы работы полиции и сотрудников ДПС в частности, то второй предписывает подробный порядок проведения различных процедур.

Что разрешено инспектору?

Итак, сначала перечислим все возможные административные и уголовные действия, которые уполномочены проводить сотрудники ГИБДД:

  1. инспектору ДПС на сегодня разрешено задерживать водителей и пассажиров,
  2. досматривать и осматривать автомобили, водителей, пассажиров или пешеходов, их личные вещи,
  3. можно снимать на фото или видео водителя и его машину,
  4. пользоваться автомобилями граждан в соответствующих случаях,
  5. использовать граждан при их согласии в сотрудничестве,
  6. пользоваться телефоном гражданина в особых случаях,
  7. доставлять в отделение полиции в особых случаях,
  8. составлять протокол, возбуждая административное дело,
  9. выносить постановление, если нарушение ПДД предусматривает штраф, но не лишение – то есть назначать наказания по штрафам,
  10. также сотрудникам разрешается эвакуировать машину законно,
  11. требовать прекратить нарушение – как административное, так и уголовное,
  12. разрешается проверка документов при наличии оснований,
  13. вызывать в отделение водителей, пешеходов или пассажиров,
  14. записывать данные водителя и хранить эту информацию в определённых случаях,
  15. проникать в определённые помещения при конкретных условиях,
  16. патрулировать улицы,
  17. требовать покинуть место ДТП или иные площади в рамках административного расследования,
  18. останавливать транспортные средства для проверки документов и иных определённых целях,
  19. проводить освидетельствование на алкогольное опьянение и направлять на медосвидетельствование,
  20. проводить розыскные меры в рамках своих полномочий,
  21. выносить представления в определённых случаях и конкретным лицам.

Теперь давайте подробнее рассмотрим основные полномочия инспектора из перечисленных – при каких условиях ему разрешено проводить ту или иную процедуру, а при каких – запрещено!

Останавливать автомобили

Такое право ему дано пунктом 20 статьи 13 ФЗ О полиции, а регулируют эту процедуру пункты 84-89 регламента. Конечно же, большинство водителей интересуют причины остановки. Они на 2019 год таковые:

  • проверка документов (но для проверки должны быть свои причины – они указаны ниже), в том числе на грузы,
  • проведение спецмероприятий и спецопераций,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • если машина похожа на ту, что числится в угоне или розыске,
  • Людей нужно привлечь как понятых,
  • если дальше по дороге ехать нельзя (в том числе временно – проезд кортежа, ДТП и т.п.),
  • если нужно использовать транспортное средство инспектору ДПС,
  • требуется помощь водителя или пассажиров.
Читайте также:  Как правильно составить заявление приставу о задолженности по алиментам

Останавливать автомобиль сотруднику ГИБДД разрешено в том числе рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать машину там, где остановка запрещена по Правилам, за исключением исключительных случаев.

Сразу после остановки инспектор обязан сразу подойти к водителю, представиться, сообщить причину остановки, а предъявить служебное удостоверение обязан только по требованию водителя.

Проверять документы

Причинами для проверки документов могут быть следующие (п. 106 регламента):

  • нарушение водителем ПДД,
  • ориентировки или спецмероприятия.

Таким образом, причиной остановки авто может быть проверка документов, но для проверки документов также должны быть основания – без них останавливать машины инспектору ДПС не разрешается регламентом.

Водитель при проверке в стандартных случаях, согласно пункту 2.1.1 ПДД, обязан передать:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Разрешено ли останавливать не на стационарном посту?

Да. После изменений регламента сноску о возможности остановки транспортных средств исключительно на стационарных постах без причины убрали. Теперь в любом случае нужны основания для остановки и проверки документов.

Разрешается ли останавливать и проверять документы ППСникам?

Да. Но только в рамках замеченных нарушений водителем. В этом случае сотрудник ППС обязан вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего ведения административного дела.

Задерживать и доставлять водителя или пассажиров

Задержание – это такая же административная процедура. От доставления задержание отличается тем, что первое – это только транспортировка лица в определённый орган, а последнее – уже доставление плюс содержание человека в этом органе определённое время.

Причина для задержания одна – необходимость всесторонне рассмотреть дело о нарушении в присутствии лица в исключительных случаях либо в целях ареста.

Задержанному должна быть дана возможность в течение 3 часов позвонить родственникам или друзьям. Протокол задержания – обязательная бумага (п. 186 регламента), которая должна составляться до процедуры, а лицу должны быть объяснены причины на это.

Досмотр и осмотр автомобиля

Для них также должны быть основания. Если кратко, то осмотр – инспектор не прикасается к автомобилю, досмотр – сотрудник трогает вещи, но не нарушает конструкцию автомобиля и не открывает сумки. Для досмотра все должны выйти из машины.

Досмотр проводится, если у инспектора ДПС есть основания полагать, что в машине есть запрещённые вещи или предметы, с помощью которых было совершено правонарушение (например, съёмная тонировка)

Для этого процессуального действия обязательно наличие двух понятых.

Также как и досмотр автомобиля, личный досмотр, личных вещей, груза имеет аналогичные основания и для них нужен соответствующий протокол.

Общение с водителем

Как мы уже говорили выше, инспектору ДПС разрешено производить фото- и видеосъёмку при обращении к водителю (пп. 33 ст. 13 ФЗ О полиции). Также как и водителю ничего не запрещает снимать на видео сотрудника ГИБДД.

Сотрудник полиции также имеет право записывать данные граждан и использовать их далее (тот же пп. 33 закона), проверять паспорты пассажиров (п. 84.14 регламента).

Использование автомобиля инспектором

Кроме того, сотрудник может использовать Ваш автомобиль, но только в рамках своих полномочий и если это неотложное дело. При этом, он обязан сообщить цель использования и маршрут, кроме случая, если машина ему требуется для преследования преступника (п. 90 регламента).

Также обратите внимание, что за рулём должен быть сам водитель, если нет исключительных обстоятельств, когда это невозможно, и тогда инспектор ДПС обязан отстранить водителя – составить соответствующий протокол, указав основания.

По завершении использования транспортного средства Вы можете потребовать у инспектора выдать справку или сделать запись в путевом листе о факте этого с указанием данных: маршрута, времени и продолжительности. Сотрудник должен поставить свою подпись.

За уклонение от требования в использовании авто отказавшийся водитель может быть привлечён к штрафу 1 000 рублей или аресту до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Если автомобилю вследствие использования нанесён ущерб (ИДПС попал в ДТП, иным образом испортил имущество), то такой вред подлежит возмещению.

Всё вышеперечисленное касается аналогично и случаев использования телефона гражданина инспектором.

Требовать прекратить нарушение

Логично и закономерно, что если инспектор ДПС видит на улице, к примеру, дерущихся людей, то ему разрешено требовать прекратить драку. То же самое касается аналогичных ситуаций. Но не касается письменных требований. Речь идёт о случаях, когда сотрудник выписывает требование за тонировку.

Проникать в помещения

Такое право инспектору дано подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 ФЗ О полиции. Но речь идёт исключительно о публичных общественных заведениях и организациях. Просто так в квартиру или домой к гражданину инспектор зайти не может – на это уполномочены только специальные работники МВД при наличии соответствующих документов и оснований (почти всегда в рамках уголовного дела).

Проводить освидетельствование на опьянение

Выявлять пьяных водителей – прямая обязанность ДПС. Порядок это меры (п. 227-243 регламента) такой:

  1. инспектор останавливает автомобиль при подозрении, что за рулём находится пьяный,
  2. при наличии достаточных оснований после остановки ДПС составляет протокол отстранения и акт освидетельствования, приглашает двоих понятых и предлагает пройти освидетельствование на опьянение на месте либо проехать до ближайшего поста ДПС, если в наличии нет прибора; но Вы можете и отказаться,
  3. в случае Вашего отказа, либо если прибор не показал опьянение, но инспектор сомневается всё равно, либо если прибор показал опьянение, но сомневается сам водитель и не соглашается с показаниями прибора, инспектор может направить водителя на медицинское освидетельствование,
  4. уже по результатам медосвидетельствования водителя либо лишают прав, а автомобиль увозят на штрафстоянку, либо не нарушающее ничего лицо обязаны отпустить.

Что касается прибора для «продувки», на него должно быть свидетельство о поверке и сертификат, и инспектор обязан предоставить возможность ознакомиться с этими документами. Вот только иметь в наличии с собой ДПС их не обязан, но тогда должен указать, где они находятся.

Допустимым значением является величина до 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха либо 0,3 г на литр крови – последнее определяется только в рамках медосвидетельствования. Результат продувающего прибора должен печататься на бумаге (как чек в магазине).

Если инспектор просто не хочет или не имеет возможности провести освидетельствтование на месте, то он не может направить его на медосвидетельствование, так как для последнего есть всего 3 основания, и они включают либо отказ водителя от «продувки», либо несогласие одного из оппонирующих лиц с показателями. При этом, инспектор ДПС должен препроводить лицо до пункта медосвидетельствования, а перед этим составить акт медосвидетельствования. Если медосвидетельствование показало, что водитель трезвый, то его должны препроводить к его машине.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2019 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...