Закон об образовании 2018 г статья 52 права и обязанности родителей

Содержание

Закон об образовании ст. 52

Закон об образовании 2018 г статья 52 права и обязанности родителей

1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3. Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 52 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Помимо должностей педагогических и научных работников, в образовательных организациях комментируемой статьёй 52 Закона Об образовании России устанавливаются должности работников, осуществляющих вспомогательные функции: инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные и иные.

Стоит отметить, что положения комментируемой статьи отчасти уже были представлены в нормах образовательного законодательства. Так, в ст. 20 закона о высшем образовании (N 125-ФЗ), именуемой «Работники высших учебных заведений», упоминалось, что в высших учебных заведениях предусматриваются должности инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. Требования к их квалификации определяются ЕТКС и профессиональными стандартами.

Права, обязанности и ответственность этих категорий работников устанавливаются законодательством России, ПВТР и иными локальными актами. Руководящие работники этой категории служащих обладают правами, социальными гарантиями и мерами социальной поддержки в соответствии с п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Закона (подробнее см. комментарий).

Подождите, идет загрузка документа…

29 декабря 2010 года N 439-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 52.2 И 55 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.

Статья 52 закона об образовании

1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2009, N 29, ст. 3585; 2010, N 31, ст. 4184) следующие изменения: 1) в статье 52.2: а) абзацы первый и второй пункта 1 изложить в следующей редакции: «1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные, муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся указанные образовательные учреждения, но не менее 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка — не менее 50 процентов размера этой платы, на третьего ребенка и последующих детей — не менее 70 процентов размера этой платы. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся указанные образовательные организации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, на второго ребенка — не менее 50 процентов размера этой платы, на третьего ребенка и последующих детей — не менее 70 процентов размера этой платы.»; б) абзац второй пункта 3 признать утратившим силу; 2) в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа),» исключить, второе предложение изложить в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.», дополнить предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.». Статья 2 Признать утратившими силу: 1) абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5285); 2) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6150). Статья 3 Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ Москва, Кремль 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ

Права и обязанности родителей в новом «Законе об образовании»

Детский сад и школа имеет огромное значение в жизни каждой семьи, в которой есть дети. Данная сфера также регулируется нормативными актами. Многие слышали, что в России действует новый федеральный Закон об образовании. В настоящей статье расскажем какие права и обязанности обучающихся и их родителей закрепляются этим документом.

Суть нового закона

С 2013 года в России произошли изменения законодательства в сфере образования. Они коснулись всех его уровней – от дошкольного до высшего.

Были реформированы условия приема и обучения, права и обязанности участников образовательного процесса, организация работы учреждений.

Где-то новшества отражены кратко, в других областях они имеют более широкое распространение.

Закон об образовании в статье 44 устанавливает права и обязанности родителей в процессе обучения их ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Круг лиц, имеющих права и обязанности

Права и обязанности родителей в новом Законе об образовании распространяются на следующий круг лиц:

  • родные мать и отец (подтверждается свидетельством о рождении ребенка);
  • усыновители (подтверждается решением суда, а также свидетельством о рождении). Их статус приравнивается к родным матери и отцу;
  • опекун (на основании постановления о назначении таковым);
  • приемные родители в соответствии с договором;
  • руководители учреждений, где ребенок воспитывается (детские дома, интернаты и прочее).

Вышеперечисленные лица являются законными представителями ребенка. На них всех в равной степени распространяются положения статьи 44.

Права

Одним из новшеств последней редакции Закона об образовании является то, что именно родители обладают преимущественным правом на воспитание и обучение своего ребенка. Обязанность законных представителей – дать детям фундаментальную внутреннюю основу развития их личности по всем направлениям. Это моральные качества, физическое здоровье, интеллектуальные способности.

Ни детский сад, ни школа этим правом не наделены. Данные учреждения, совместно с муниципальными и региональными управлениями и департаментами образования, призваны лишь оказывать всю посильную помощь. Это содействие по следующим направлениям:

  • воспитательный процесс;
  • защита и укрепление здоровья детей;
  • развитие способностей каждого ребенка;
  • оказание помощи детям с отклонениями в развитии.

Родители воспитанника детского сада и школьника имеют право:

  1. Решать, в какое учреждение отдать своего ребенка.

При этом нужно учитывать, что за детскими садами и школами закреплены определенные территории (районы, улицы). Принять в учреждение ребенка из другой местности руководитель вправе только при наличии свободных мест.

  1. Выбирать способы обучения несовершеннолетнего.

Можно обучаться в школе вместе со всеми детьми по общим программам. Также допускается дистанционное или вечернее образование, экстернат.

  1. Выбор языка преподавания.

Это актуально для субъектов Российской Федерации, являющихся республиками, где, помимо русского, имеется свой национальный язык. Сюда относятся Татарстан, Башкортостан, Якутия, Дагестан и другие.

  1. Выбор дополнительных факультативов и курсов из числа тех, что предлагает образовательное учреждение.
Читайте также:  Какого года рождения попадут граждане под пенсионную реформу

Решение вопросов по вышеперечисленным четырем пунктам должно происходить с учетом мнения ребенка. Окончательное решение принимает родитель, но он должен руководствоваться при этом интересами несовершеннолетнего.

  1. Обучать дошкольника, ученика начального, среднего и старшего звена в семье.

Законом предусмотрено и семейное образование на дому. При данной форме ребенок проходит установленную программами аттестацию в школе. В любой момент возможен переход на классовый вариант учебы.

  1. Знакомиться с документами детсада, школы.

Сюда относятся следующие виды локальных актов:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство о госаккредитации;
  • правила внутреннего распорядка;
  • документы по учебной деятельности;
  • иные.

В настоящее время каждое образовательное учреждение обязано иметь собственный официальный сайт в сети Интернет. На такой страничке и размещаются указанные документы.

Но не все школы соблюдают данные требования. В этом случае необходимо обратиться непосредственно к руководителю. Он обязан предоставить для ознакомления все запрошенные документы.

  1. Знакомиться с программами и методами преподавания, оценками своего ребенка.

Не всегда дневник ученика, даже электронный, содержит всю необходимую информацию об оценках. По требованию законного представителя ему должны показать журнал. Также учитель обязан предоставить родителю всю запрашиваемую информацию по используемым им программам.

  1. Защита прав своего ребенка.

Если родитель полагает, что по отношению к ребенку допущена несправедливость, ущемлены его интересы, он может их защищать. Это реализуется путем обращения к следующим лицам и органам:

  • воспитателю или учителю;
  • директору образовательного учреждения;
  • городское (районное) управление образованием;
  • департамент образования субъекта РФ;
  • прокуратуру;
  • суд.

Это могут быть как устные обращения, так и письменные заявления (в том числе электронные, через интернет). Исключение составляет судебная инстанция (предусмотрена только подача иска).

  1. Получение сведений о проводимых психологических тестах и работе педагогических комиссий в отношении ребенка.

Как правило, в большинстве школ родителям направляется опросный лист. В нем указывается, какое обследование планируется провести, предусмотрена графа для согласия либо отказа законного представителя. Это касается тестов в отношении всех детей.

Когда у ребенка обнаруживаются отклонения в развитии, отставание по общей программе, проводятся обследования специальной комиссией. В нее включаются педагоги, медики и психологи. По результатам работы выдаются рекомендации: оставить ребенка учиться в его классе, или перевести в коррекционный.

Законный представитель имеет право присутствовать при работе данной комиссии и обсуждении ее результатов. Он может высказать свое мнение по предлагаемой форме обучения ребенка.

  1. Участвовать в процессе управления образовательным учреждением.

Каждый родитель может принять участие в управлении школой. Порядок и формы предусматриваются уставом учреждения.

Самым распространенным является организация родительских собраний. Они бывают как классовые, так и общешкольные. На них обсуждаются актуальные вопросы, заслушивается мнение родителей. Порой решения принимаются по результатам голосования законных представителей.

Также действуют родительские комитеты. Они принимают участие в решении многих вопросов наравне с администрацией учреждения. Контролируют расходование собранных средств, следят за организацией питания, ремонта.

Таким образом, права родителей в школе достаточно широки. Они позволяют получать всю необходимую информацию о своем ребенке и процессе обучения, максимально защищать его права.

В школе родители имеют право заниматься организацией различных мероприятий – на уровне класса, звена (например, начального), так и всего учреждения. Это могут быть конкурсы, выставки, праздники тематические или приуроченные к каким-либо датам.

Родители вправе организовывать для детей различные поездки, экскурсии и походы. Это могут быть посещение театров, музеев, памятных мест. Также допускаются выходы на природу (туризм).

Часто родителей интересует, могут ли они присутствовать на уроках своего ребенка. Первоначально нужно уточнить, регулируется ли данный вопрос внутренними актами школы. Если нет – прийти на занятия можно только с разрешения учителя, иногда – директора. В любом случае родитель не должен мешать учебному процессу.

Обязанности родителей

Законом определены также и основные обязанности родителей в школе. К ним относятся:

  1. Получение их ребенком образования.

Обязательным является обучение детей до 9 класса. Далее несовершеннолетний сам решает, продолжать ли ему образование, и в каких формах.

  1. Соблюдение правил, установленных в образовательном учреждении.

Родители должны сами следовать правилам и другим локальным актам школы и объяснить необходимость этого детям. Нужно соблюдать порядок и дисциплину во время учебного процесса, обеспечивать сохранность имущества, выполнять требования педагогов и тому подобное.

  1. С уважением относиться к педагогам, иным сотрудникам школы, другим ученикам.

Родители должны не допускать в своем поведении оскорбительных или унижающих выражений по отношению к учителям, обслуживающему персоналу, другим ученикам. Нужно также прививать своим детям чувство уважения к старшим и младшим.

Перечень обязанностей невелик. Но все они крайне важны и призваны обеспечивать нормальный учебный процесс.

Что школа не вправе требовать от родителей

Договором со школой могут быть установлены дополнительные права и обязанности родителей. Такой документ не должен противоречить Закону об образовании.

Представители несовершеннолетнего вправе заниматься благоустройством школы и класса, прилегающей территории, своими силами производить ремонтные работы. Однако руководство учреждения не может обязать родителей выполнять этого.

Также запрещены обязательные для всех сборы денежных средств на ремонт и иные потребности. Не вправе принуждать родителей дошкольников приносить в детский сад предметы гигиены и бытовую химию.

Все это может делаться исключительно в добровольном порядке. При отказе родителей выполнять какие-либо работы или сдать деньги, недопустимо ущемление прав ребенка по этому основанию. При нарушении данных требований нужно обращаться с жалобами в управление образованием города (района) или прокуратуру.

Ответственность

Ответственность родителей за образование детей в Законе об образовании прописана лишь в общих формулировках. Сам данный нормативный акт никаких конкретных ее видов не устанавливает.

Ни школа, ни детсад самостоятельно не вправе налагать на законных представителей какие-либо наказания. При обнаружении фактов ненадлежащего выполнения родителями своих обязательств образовательное учреждение должно сообщить об этом в органы опеки.

За грубые и систематические нарушения прав ребенка родители, в соответствии с нормами Семейного кодекса, могут быть лишены или ограничены в своих правах. Также они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Закон наделяет родителей рядом прав и обязанностей при осуществлении учебного процесса. Это позволяет защищать интересы ребенка, гарантирует получение им качественного образования в выбранной форме. Не допускается возложение на представителей несовершеннолетнего обязательств, противоречащих закону. При нарушении школой этих требований необходимо обращаться в управление образованием либо прокуратуру.

Права родителей в школе

Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка. Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость. Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

Законодательство

Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением. Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность. Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

  1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
  2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

Законные представители

Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

  1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
  2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
  3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

  1. Биологические мать и отец.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.

В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

Родители

В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия. Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей. С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

Читайте также:  Пенсии инвалидам 2 группы в 2019 в феврале

Опекуны

Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья. При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Выбор учебного заведения

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

Также можно выбирать:

  1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
  2. Какие факультативы посещать.
  3. На какие дополнительные курсы ходить.

И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

Знакомство с документацией

Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

Получение информации

Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

  1. Методах обучения, применяемых в школе.
  2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
  3. Полученных оценках и замечаниях.
  4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
  5. Результатах проведенных обследований.

Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

Участие в управлении

Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях. Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

Обязанности

Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

  1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
  2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
  3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

Ответственность

Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

  1. Поставят на учет в органы опеки.
  2. Лишат родительских прав.

Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

Права и обязанности родителей в школе в соответствии с законом об образовании

Одним из главных субъектов отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.

Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.

Права родителей

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Права и обязанности

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Многие семьи волнует вопрос, имеет ли право родитель присутствовать на уроке? Ответ на этот вопрос можно найти во внутреннем документе школы. Присутствие родителей во время урока допускается с разрешения педагога.

Закон об образовании обязанностями родителей признает:

  • организация процедуры получения образования;
  • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
  • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.
Читайте также:  Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

  • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
  • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
  • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
  • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
  • по обеспечению безопасного пути;
  • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
  • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
  • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
  • по заботе о престиже школы;
  • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

Участие родителя в делах школы

Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

  • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
  • организация родительского комитета;
  • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
  • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
  • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
  • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
  • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
  • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
  • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
  • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
  • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
  • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.

Нарушение прав в школе

Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

Эти нарушения могут касаться:

  • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
  • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
  • нарушения процесса образования без основания;
  • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
  • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

  • директору школы;
  • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
  • прокуратуру;
  • управление образованием по области;
  • министерство образования.

В жалобе следует указать:

  • ФИО заявителя;
  • Суть жалобы;
  • Дата, подпись.

Заключение

Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Права и обязанности родителей (законных представителей
статья по теме

Выдержки из статьи 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Выдержки из Семейного Кодекса РФ, Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Статья 52 Закона Российской Федерации «Об образовании»

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
  3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
  5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  • Статья 43. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

Конституция Российской Федерации, Москва, 2001, с.12, 14

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
    Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.
  • Статья 65. Осуществление родительских прав.
    При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.
  • Статья 69. Лишение родительских прав.
    Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
— злоупотребляют своими родительскими правами;
— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,
— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

ИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

IV. Участники образовательного процесса.

45. Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения.

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

47. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

48. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

О ПРАВЕ ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с имеющейся в Европейском Суде по правам человека практикой рассмотрения дел, связанных с нарушением прав детей на образование в Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет.

Статьей 2 Протокола N 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ от предоставления права на образование. В соответствии с законодательством Российской Федерации права и свободы граждан не подлежат ограничению на основании регистрации по месту жительства.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 5) гарантировано право на образование независимо от места жительства. Российское законодательство не допускает постановку осуществления данного права детьми в зависимость от регистрации по месту жительства родителей, то есть отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение.

Рособрнадзор обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приеме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации и просит принять меры по недопущению на территории Российской Федерации подобных нарушений международного и российского законодательства учреждениями образования и органами управления образованием.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 24 июля 2006 г. N 01-678/07-01 В.А.БОЛОТОВ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...