Хозяйственное право — 10

Хозяйственное право — 10

Хозяйственное право: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участием профессионального предпринимателя. 3. ХП – комплексная отрасль, предметом которой являются разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное управление хозяйственной деятельностью, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в процессе хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса).

Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно).

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Согласно ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ее признаки: 1) профессиональный характер; 2) целевой характер (цель – постоянное извлечение прибыли); 3) рисковый характер; 4) самостоятельность; 5)легальность.

Основные принципы предпринимательской деятельности: а) свобода (свобода в выборе форм деятельности, гарантированность государством ее осуществления); б) законность (осуществление в установленном порядке); в) государственное регулирование; г) свобода договора; д) защита прав предпринимателя.

Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности.

Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Методы правового регулирования хозяйственных отношений: 1) административно-правовой: обязательные предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности; 2) гражданско-правовой: сторонам законом предоставляется возможность выбора варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Некоторые авторы (Е.П. Губин, П.Г. Лахно) выделяют метод автономных решений для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители.

2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХД)

Основой правового регулирования ХД является Конституция РФ 1993 г.: в ней – отраслевые принципы, а также гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Основные начала хозяйственной деятельности закреплены в ГК РФ, там же – нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами.

Общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК предусматриваются специальные правила: повышенная ответственность предпринимателей, нормы об обычаях делового оборота, о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке, о поставках товаров и т. д.

Законы, содержащие общие для предпринимательства нормы: об АО, ООО, об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера: о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.

К законодательству о государственном предпринимательстве относится закон о поставках продукции для государственных нужд.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяют законы об иностранных инвестициях в РФ, о соглашениях о разделе продукции (принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ).

Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Иные источники: 1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота.

Не считаются источниками, но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

Основа правового регулирования предпринимательской деятельности – Конституция РФ – основа для всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции.

В Конституции установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополизации и недобросовестной конкуренции.

Конституция провозглашает принцип свободы труда: только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий (например, обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д.).

Права неотделимы от обязанностей: в Конституции РФ установлена обязанность каждого платить налоги.

Гарантированное юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав.

Хозяйственное право

Аудитор имеет право (ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности»):

— самостоятельно определять формы и методы проверки;

— проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию финансово-хозяйственной деятельности;

— получать у банков, налоговых органов и любых третьих лиц соответствующие сведения о деятельности проверяемого субъекта хозяйствования, необходимые для проведения аудита;

— отказаться от производства проверки в случае непредставления субъектом хозяйствования необходимой документации.

Аудитор обязан (ст. 11 Закона «Об аудиторской деятельности»):

— сообщить заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита;

— обеспечить сохранность документации, полученной им на проверяемом субъекте хозяйствования и составляемой им в ходе проверки;

— гарантировать заказчику конфиденциальность представленных ему и выявленных в ходе проверки данных, любой информации о деятельности субъекта хозяйствования, результатов проверки и финансового состояния проверяемого субъекта;

— не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц информацию, ставшую ему известной в процессе осуществления аудиторской проверки;

— сообщать собственникам или заказчикам в письменной форме о фактах, выявленных в ходе проверки и свидетельствующие о таких нарушениях действующего законодательства, которые причинили или могут причинить субъекту хозяйствования или государству ущерб.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, которое является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской отчетности, составленным по результатам аудита и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых операций законодательству.

Основные нормативные источники

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З, с изм. и доп. на 28 декабря 2009 г. № 299-З (глава 4 ГК).

2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 28 мая 1991 г., в редакции от 26 декабря 2007 г.

7. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)

Основные понятия: банкротство, экономическая несостоятельность, неплатежеспособность, конкурсные кредиторы, должник, временный управляющий, антикризисный управляющий, досудебное оздоровление.

Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства)

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Для определения признаков экономической несостоятельности закон использует критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязанности вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

В законодательстве предусмотрены признаки несостоятельности, имеющие юридический характер:

1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.

Эти признаки и выясняются в ходе судебного разбирательства.

Основание подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом)

Открытие процедуры банкротства начинается с подачи заявления в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротстве. С заявлением в суд может обратиться как должник, так и кредитор. Что касается должника, то законодательство выделяет случаи, когда должник может обратиться в хозяйственный суд и обязан.

При наличии одного из этих обстоятельств должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве:

— неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

— наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленные сроки исполнить обязательство.

В законе содержится перечень, по которому должник обязан обратиться в хозяйственный суд:

Читайте также:  Вечканов валерий владимирович адвокат

— удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

— если орган юридического лица, уполномоченный на принятие решения о подаче заявления должника в хозяйственный суд о признании его банкротом, примет такое решение.

Для того чтобы кредитор мог обратиться в суд, необходимо:

— наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

— применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

— наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Участниками производства по делу об экономической несостоятельности являются:

Временный управляющий – это физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия основания для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества.

Его обязанности: принимать меры по сохранности имущества; истребовать у должника полный список его кредиторов; устанавливать кредиторов и размер требований; проводить анализ финансового состояния должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности; выполнять поручения хозяйственного суда; предоставить после окончания защитного периода свой отчет о своей деятельности и о финансовом состоянии должника.

Его права: предъявлять в хозяйственный суд требования о недействительности сделок; заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника; получать вознаграждение; заявлять в хозяйственный суд ходатайства об отстранении руководителя должника; производить опись и оценку имущества; производить экспертизу хозяйственной деятельности должника.

Антикризисный управляющий (управляющий) – физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего.

Управляющими могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица. Индивидуальные предприниматели или работники юридического лица должны иметь высшее образование (юридическое или экономическое), необходимый опыт в хозяйственной деятельности. Управляющий действует на основании лицензии.

Права управляющего: осуществлять контроль за обеспечением сохранности имущества должника; проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника; входить в служебное помещение должника; созывать собрание кредиторов; истребовать имущество, вышедшее из владения должника; оспаривать требования кредиторов; организовывать хозяйственную деятельность; совершать сделки с имуществом должника; заявлять отказ об исполнении обязательств должника; привлекать к помощи работников.

Управляющий обязан: принять в ведение имущество должника; обеспечивать сохранность имущества; принимать меры, направленные на поиск имущества; истребовать у должника полный список кредиторов; определять наличие признаков ложного банкротства; произвести опись и оценку всего имущества; организовывать хозяйственную деятельность должника; осуществлять проведение санации должника; представлять необходимую информацию кредиторам; представлять отчеты о своей деятельности в органы государственного управления по делам о банкротстве; осуществлять иные полномочия.

Должник – это неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Правовое положение должника зависит от того, на какой стадии находится дело о банкротстве, и значительно отличается от правового положения платежеспособного участника, поскольку платежеспособные участники обладают и правоспособностью, и дееспособностью, а после возбуждения дела о банкротстве дееспособность ограничивается, при этом ограниченная дееспособность должника восполняется действиями управляющего.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Хозяйственное право

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО-полный конспект лекций

Тема 1. Введение в хозяйственное право.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

2. Хозяйственное право и его место в системе российского права.

3. Методы и принципы регулирования предпринимательских отношений.

4. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Экономическая деятельность — процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление.

Хозяйственная деятельность — один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Коммерческая деятельность — вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом.

Деятельность может быть признана предпринимательской, если она соответствует признакам, закрепленным в законодательстве (ст. 2 Гражданского кодекса).

Такими признаками являются: 1) систематичность; 2) самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

2. Хозяйственное право и его место в системе российского права.

Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предметом хозяйственного права являются отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и некоторые связанные с ними отношения. Большинство авторов представляют предмет хозяйственного права в виде 3х блоков отношений:

1) горизонтальные отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности и с самой предпринимательской деятельностью. Отношения по типу «предприниматель — предприниматель»

2) вертикальные отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательства. Они регулируются публично-правовыми методами. Отношения типа «предприниматель – государство».

3) внутрифирменные (внутрихозяйственные, внутрикорпоративные) отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ).

Признаками предпринимательской деятельности являются: 1) систематичность; 2) самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

3. Методы и принципы регулирования предпринимательских отношений.

Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.

Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения, каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования. В хозяйственном праве используются не один, а несколько методов (юридических режимов) правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций.

С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности. Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей.

Принципы – основные начала, отправные положения, пронизывающие всю отрасль права. Значение принципов состоит в том, что они прямого действия и необходимы при применении аналогии права.

  • равенства участников гражданского оборота;
  • неприкосновенности собственности;
  • свободы договора;
  • недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  • необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • обеспечения восстановления нарушенных прав;
  • судебной защиты;
  • законности;
  • государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • свободы предпринимательской деятельности;
  • поддержки конкуренции;
  • единства экономического пространства;
  • свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • стабильности гражданского оборота;
  • юридической безопасности предпринимателей;
  • признания и защиты равным образом разных форм собственности.

4. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности.

Источник права – форма выражения нормы права. В разных странах, тяготеющих к какой-либо правовой семье, состав и значимость отдельных формальных источников права различаются. Однако обычно в качестве источников правового регулирования признаются: а) закон и иные нормативные акты, б) судебная практика, в) обычай.

Наибольшее значение в правовом регулировании предпринимательской деятельности имеет закон. Понятие «закон» предполагает, в свою очередь, выделение федеральных законов, обладающих более высокой степенью юридической силы, чем законы субъектов Федерации; федеральных конституционных законов — законов еще более высокой юридической силы и, наконец, закона, обладающего высшей юридической силой, — Конституции России. Особое значение и определенный приоритет в отношении других федеральных законов имеют кодифицированные законы — кодексы.

В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, правовое регулирование организации и функционирования топливно-энергетического комплекса, рекламный бизнес и т.д.).

Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах, к числу которых относятся нормативные указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции России). Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств.

Читайте также:  Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов

Обычаи делового оборота — сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права.

Хозяйственное законодательство

Понятие, признаки и особенности хозяйственного законодательства

Нормы хозяйственного права как общие правила поведения субъектов хозяйственных отношений функционируют благодаря своей нормативной форме — форме нормативных актов. Именно в форме нормативных актов нормы хозяйственного права принимаются, изучаются и применяются, то есть функционируют как общие обязательные правила хозяйствования. Соответственно хозяйственное законодательство в целом можно определить как систему нормативных актов, которые согласно закону являются институциональными источниками хозяйственного права. Основными источниками хозяйственного права являются именно законы и другие нормативные акты. Такие формы права, как обычай, судебный прецедент, в этой сфере применяются редко.

Система хозяйственного законодательства в целом обусловлена предметом регулирования. Официально пределы этого предмета сегодня определены в кодифицированном нормативном акте — Хозяйственном кодексе Украины.

Согласно ст. 1 ГК этот Кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Итак, предметом хозяйственного законодательства являются хозяйственные отношения, т. е. отношения между организациями относительно производства и реализации (поставки, купли-продажи, мены) продукции, отношения в капитальном строительстве, отношения в закупке сельскохозяйственной продукции в аграрных товаропроизводителей (агропредприятий и фермерских хозяйств), отношения организаций всех видов транспорта с клиентами и между собой, отношения в государственном страховании, внешнеэкономической деятельности и тому подобное. Это точка зрения представителей теории хозяйственного права. Согласно ей хозяйственное законодательство представляет собой самостоятельную отрасль — систему нормативных актов, правила которых регулируют хозяйственные отношения по организации и осуществления хозяйственной деятельности в отрасли общественного производства и обращения.

Теория хозяйственного права исходит из того, что как отрасль хозяйственное законодательство очерчено лишь хозяйственными отношениями и не включает всех нормативных актов (финансового, административного, трудового права и тому подобное), которые тоже регулируют народное хозяйство. В таком специальном значении хозяйственное законодательство кодифицировано путем принятия Хозяйственного кодекса.

Второе определение предмета хозяйственного законодательства длительное время формулировался не по предмету регулирования («хозяйственные правоотношения»), а за «критерию адресата» — по отношению нормативных актов народного хозяйства, адресованием их этому объекту. Согласно этому определению хозяйственное законодательство является совокупностью нормативных актов, которые регулируют все, а не только хозяйственные отношения в народном хозяйстве. Такое определение термина «хозяйственное законодательство» узагальнювало адресовано экономике гражданское (хозяйственное), трудовое, финансовое, земельное, экологическое и другие отдельные системы законодательства. То есть это бесконечно широкая «супер система» законодательства»безграничный нормативный массив»). Сторонники этой теории называют хозяйственное законодательство не отраслью, а «нормативным массивом» — термином, содержательно-понятийные границы которого выяснить трудно. Он охватывает все нормативные акты, которые так или иначе касаются народного хозяйства. С учетом того, что и чисто хозяйственно-правовых актов у нас очень много, научная ценность этой теории весьма сомнительна.

Признаки и особенности хозяйственного законодательства, одной из которых бы комплексный содержание основных нормативных актов, более полно характеризуют эту отрасль законодательства. Большинство нормативных актов хозяйственного законодательства включает нормы двух и более отраслей права.

Как пример можно привести транспортные кодексы и уставы.

Вторым признаком и особенностью хозяйственного законодательства является то, что оно включает в себя одноотраслевые акты хозяйственной законодательства. Такими, в частности, следует считать Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления. Они одноотраслевые, так как регулируют отношения относительно заключения и выполнение соответствующих хозяйственных договоров.

Объективным признаком хозяйственного законодательства является множественность актов, обусловлена тем, что:

1) это законодательство регулирует разные виды хозяйственной деятельности (промышленную, строительную, транспортную, инновационную и т. п), каждый из которых имеет существенные особенности, которые учитываются в специальных актах;

2) в экономике имеются различные формы собственности (частная, коллективная, государственная, коммунальная), что тоже соответствующим образом дифференцирует акты хозяйственного законодательства;

3) на территории Украины до сих пор применяются отдельные акты законодательства Союза PCP по вопросам, не урегулированным законодательством Украины (в том числе и относительно законодательного регулирования хозяйственных отношений), при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины;

4) долгое время отсутствовал кодифицированный акт хозяйственного законодательства, зато действовало значительное количество актов, принятых высшим и центральными органами государственной исполнительной власти.

Из названных объективных факторов и субъективных причин напрашивается вывод о том, что кодифицировать хозяйственное законодательство даже в большом акте (Хозяйственном кодексе) будет очень трудно. Сегодня мы это видим уже после принятия Хозяйственного кодекса, который, по нашему мнению, так и не выполнил до конца задачу кодификации.

Следующим признаком хозяйственного законодательства Украины является его сочетание с коммерческим правом других стран и международными договорами по хозяйственным вопросам. Оно осуществляется в соответствии с определенными принципами, указанными ниже.

Принцип приоритета специальных норм международного договорного права над общими нормами хозяйственного права Украины. Этот принцип сформулирован, в частности, в ст. 50 ГК: «в случае если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила относительно предпринимательства, чем те, что предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного договора. Правила международных договоров Украины, действующих на момент принятия Конституции Украины, применяются соответственно Конституции Украины в порядке, определенному этими международными договорами».

Принцип предоставления нормам международных экономических договоров статуса национального законодательства Украины. Законом Украины от 29 июня 2004 г. «О международных договорах Украины»1 действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.

Если международным договором Украины, который вступил в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора (ст. 19 Закона). Если такого порядка не установлено, приоритет, согласно нормам международного права, имеют нормы международных договоров.

Третьим принципом сочетания хозяйственного законодательства Украины с коммерческим правом других стран есть право сторон внешнеэкономических договоров выбирать (согласовывать выбор) право страны, которым определяются права и обязанности сторон договоров. В то же время законодательством Украины установлено, что в случае отсутствия согласия сторон договора о выборе права, подлежащего применению к этому договору, применяется право в соответствии с частями 2, 3 ст. 32 Закона Украины «О международное частное право», при этом стороной, которая должна осуществить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, является: продавец, даритель, получатель ренты, наймодатель, ссудодатель, подрядчик и т. п (ст. 44 Закона Украины от 23 июня 2005 г. «международное частное право»1).

Завершая рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что понятие «хозяйственное законодательство» охватывает как хозяйственные законы в собственном значении, так и другие нормативные акты по вопросам хозяйственной жизнедеятельности. Это законодательство включает в себя и так называемое ведомственное хозяйственное законодательство. К ведомственным нормативным актам относятся в таком случае имеющие нормативную силу относительно прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений. Это нормативные акты министерств, государственных комитетов, других органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление экономикой.

Несмотря на то, что в отношении хозяйственных отношений внедрены принципы прямого действия законов и сфера действий ведомственного хозяйственного законодательства, таким образом, ограничивается, его удельный вес в составе хозяйственного законодательства еще довольно значительная. С целью обеспечения законности актов ведомственного законодательства, их соответствия законам и подзаконным нормативным актам Указом Президента Украины от С октября 1992 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»2 в Украине введена государственная регистрация ведомственных нормативных актов. ее осуществляют: Министерство юстиции Украины — относительно нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля; Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым — по нормативно-правовых актов министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым; областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции — относительно нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля; районные, районные в городах Киеве и Севастополе управления юстиции — относительно нормативно-правовых актов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений.

К хозяйственного законодательства относятся также нормативные акты, которые в теории права называют локальными, или уставными. Это уставы и учредительные договоры предприятий, хозяйственных обществ, хозяйственных объединений, положения о структурных подразделения хозяйственных организаций, в том числе обособленные (филиалы, представительства, отделения). Совокупность этих нормативных актов является, с юридической точки зрения, своеобразным элементом хозяйственного законодательства.

Во-первых, указанные акты принимаются (утверждаются), как правило, теми субъектами, уставные процедуры функционирования которых они регулируют, т. е. предприятиями (относительно государственных предприятий действует порядок утверждения их уставов уполномоченными на это органами), обществами, концернами, корпорациями, ассоциациями и тому подобное. Отсюда источником юридической силы уставов, учредительных договоров являются нормотворческие полномочия именно этих лиц как основанных на законе социальных институтов. Пределы таких полномочий определены законом, то есть уставное право основывается на законе. Во-вторых, по кругу лиц такие акты являются «субъектными», то есть распространяются лишь на тех субъектов, которые их приняли. Отсюда определение локальные.

Предмет, метод, принципы хозяйственного права

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйственное право представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, занимающую важное место в системе юридического образования и значительно дополняющую такие отраслевые юридические науки, как гражданское право, банковское право, инвестиционное право, хозяйственный процесс.

Читайте также:  Надбавки к ценам заготовок за сварку и сборку каркасов

Цель курса состоит в изучении совокупности правовых норм, складывающихся в сфере хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо рассмотреть сущность основных законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и управление ею со стороны предпринимателя и государства; изложить основы правового статуса предпринимателя, источники его прав и обязанностей, способы защиты своих законных прав и интересов; рассмотреть различные организационные формы предприятия, договорные отношения.

В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить: основные положения хозяйственного права; принципы, методы и формы регулирования хозяйственной деятельности; хозяйственное законодательство и его роль в регулировании хозяйственных правоотношений; субъекты и объекты хозяйственных правоотношений; особенности правового режима субъектов хозяйствования и их имущества; правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства); общие положения о хозяйственном договоре; ответственность (санкции) в хозяйственных отношениях; правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг; особенности регулирования ценообразования; законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции; законодательство об инвестиционной деятельности.

Тема 1 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

1.1. Предмет, метод, принципы хозяйственного права.

1.2. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей права.

1.3. Состав и структура хозяйственного права.

1.4. Понятие науки хозяйственного права и этапы ее становления.

Предмет, метод, принципы хозяйственного права

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений.

Первая группа: отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения). Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «предпринимательской является самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Но хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для того чтобы начинать производство, необходимо приобрести или построить производственные помещения, закупить оборудование, сырье, топливо. В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д.

Хозяйственный оборот также является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Все эти отношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете хозяйственного права.

Вторая группа: отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. В частности, такой является хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности предприятий, управлению собственностью.

Третья группа: отношения по государственному регулированию экономики. Государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения образуют третью группу из состава предмета хозяйственного права. Все три группы отношений составляют определенное единство, которое выражает многостороннюю деятельность товаропроизводителей, нацеленных профессионально на работу для рынка, осуществляемую при его государственном регулировании. В силу этого в процессе организации и осуществления производства и на последующих стадиях обмена и производственного потребления применяется хозяйственное законодательство как особая отрасль права, предназначенная именно для этих процессов.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

При реализации директивных актов применяются директивные предписания (например, предписания антимонопольных органов). Однако вследствие перехода к преимущественно экономическим методам регулирования экономики властные предписания в ряде случаев трансформируются в диспозитивные, или рекомендательные, или реализуются на основе договора. Кроме того, властное, но некомпетентное предписание может быть оспорено через хозяйственный суд.

В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять хозяйственную деятельность. Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвязаны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулирования за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диспозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие.

Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты, брать лицензии для определенных видов деятельности, не допускать монополистической деятельности и т.д. Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, — характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования. Для характеристики метода хозяйственного права принято иногда называть применение рекомендаций при воздействии на поведение субъектов и необходимости согласований соответствующих действий при реализации нрав. Эти способы не представляют самостоятельных черт метода хозяйственного права, а являются как бы промежуточными между двумя взаимосвязанными сторонами единого метода и объясняются сложной тканью хозяйственных отношений, в регулировании которых дозы обязательного и автономного могут быть различными.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственные отношения строятся в первую очередь на основе следующих принципов.

А. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании. Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью. Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав. Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

Б. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов. На смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления. Отношения государства с хозяйствующими субъектами строятся в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

В. Принцип свободы конкуренции и зашиты от монополизма. В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты. Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

Г. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение. Организации и граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных и муниципальных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...