Хозяйственное право — 12

Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Хозяйственное право может выступать в качестве:

1) отрасль законодательства – совокупность НПА, регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности;

2) наука – деятельность по исследованию проблем в области правового регулирования предпринимательской деятельности и по предложению путей их решения

3) учебная дисциплина – совокупность знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства.

Концепции хозяйственного права:

В начале 30-х годов XX в. теории двухсекторного права была противопоставлена и стала господствующей теория единого хозяйственного права, исходившая из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей.

В 1938 году вернулись к гражданскому и административному праву в традиционном понимании. Теория единого хозяйственного права была признана вредительской.

В 1956 — 1958 годах была вновь выдвинута идея хозяйственного права как самостоятельной отрасли права (такой предмет не прекращал существования в зарубежных странах и, более того, стало складываться европейское хозяйственное право). На базе данной концепции в начале 60-х годов XX в. был разработан проект Хозяйственного кодекса СССР, направленный на укрепление законности в хозяйственном управлении.

С 60-х годов XX в. были обоснованы другие концепции хозяйственного права, а именно:

a) хозяйственно-административного права как подотрасли административного права (Братусь С.Н.);

b) хозяйственного права как вторичной по отношению к гражданскому и административному структуре в форме комплексной отрасли права (Алексеев С.С., Толстой Ю.К.);

c) предпринимательского права как подотрасли гражданского права (Пугинский Б.И.), регулирующей отношения в сфере коммерческой, или торговой, деятельности (цивилистическая концепция);

d) хозяйственного права как нормативного массива (Красавчиков О.А.), включающего нормы разных отраслей права, функционально взаимосвязанных между собой.

История становления и развития хозяйственной деятельности:

1. Двухсекторная теория. Совпала с этапом НЭПа (1921-1930 гг.), для нее характерно, что наряду с социалистическим сектором хозяйствования, в экономике продолжал существовать частный сектор;

2. Школа единого хозяйственного права (1930-1960 гг.). Для этой школы характерна, возможность регулировать все хозяйственные отношения, включая частные отношения между гражданами, единой правовой отраслью – хозяйственным правом;

3. Третья школа хозяйственного права (1961-1990гг.). В основу этой школы был положен принцип целенаправленного воздействия на экономический комплекс, путем создания хозяйственно-правовой базы, введения системы планирования, хозяйственного расчета, широкого внедрения между предприятиями договорных отношений.

Нынешний, современный этап в развития хозяйственного права носит название школы предпринимательского права (1991 – по настоящее время). Важнейшими особенностями этой школы является внедрение в хозяйственный комплекс основ рыночной экономики: возрождение частной собственности и возможность ее использования в предпринимательстве, участие государственной собственности в рыночных сферах и др.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности —совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности и при ее организации (регулированию) (хозяйственные отношения по горизонтали и вертикали).

Предметвключает в себя три сложных группы общественных отношений:

2) тесно с ними связанные иные, в т. ч. некоммерческие;

3)отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.

Под принципами хозяйственного права можно понимать основные начала, сущность правового регулирования хозяйственной деятельности, закрепляемые или отражающиеся в нормах законодательства, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Значение принципов состоит в том, что:

· осуществление, регулирование и контроль хозяйственной деятельности должны соответствовать принципам хозяйственно-правового регулирования;

· при отсутствии конкретных нормативных предписаний, регулирующих данные и сходные общественные отношения, следует применять принципы хозяйственно-правового регулирования.

Основные принципы:

1) Свободы предпринимательской деятельности государство предоставляет всем равные возможности для осуществления хозяйственной деятельности, гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно данному принципу каждый гражданин по своему выбору может начать и вести свое дело в избранной отрасли хозяйства с использованием предусмотренной законом формы. Ограничения допустимы только на основе закона в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2) Юридического равенства форм собственности — не могут создаваться преимущества, специальные правила, предоставляться льготы, дотации, субсидии либо налагаться ограничения по признаку принадлежности к форме собственности.

3) Государственного регулирования хозяйственной деятельности — Для него характерно государственное воздействие на экономический оборот и на деятельность субъектов хозяйствования с помощью различных механизмов – политических, социальных, экономических и др.

4) Свободы конкуренции — означает, что преимущества на рынке может получать тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности, производит новые более качественные товары (работы, услуги) с наименьшими издержками.

5) Законности – в его основу положен механизм осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не нарушая правовых основ государства, т.е. в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Методы правового регулирования хозяйственной деятельности: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций.

Под источниками права понимаются юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы.

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на общие и специальные. В общих, наряду с хозяйственными, содержаться иные нормативные предписания, применимые к различным отраслям регулирования. Специальные же регламентируют определенные правоотношения.

Система хозяйственного законодательства:

1) Конституция (ст.13)

2) Кодексы (ГК, УК, КоАП, ТК, НК)

3) Законы (закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 18.07.00г.)

4) Декреты президента (№1 16.01.09 «Об утверждении положения о государственной регистрации и ликвидации деятельности субъектов хозяйствования»)

5) Указы президента (№450 01.09.10 «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

6) Директива (4 директивы)

7) Постановления СовМина (№126 04.02.04 «Об утверждении положения о создании комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротстве)»)

8) Акты Верховного и Высшего хозяйственного судов (Постановления Пленума ВХС 22.12.06 №19 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации и прекращения деятельности и.п.»)

9) Акты республиканских органов (Постановления министерств, НацБанка, департаментов, комитетов)

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 974 | Нарушение авторских прав

Хозяйственное право (стр. 12 из 13)

Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случаях, когда имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

8.Понятие и способы создания субъектов ХП.

СХП может быть создан путем учреждения нового или реорганизации существующего ЮЛ (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (см. вопр.11)). Основаниями создания СХП явл.:

При учреждении вновь – решение учредительного собрания

При реорганизации – решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, — решение уполномоченных гос.органов или решение суда

Создание нового ЮЛ: Учреждение — решение об учреждении; утверждение устава; денежная оценка ценных бумаг и имущества, вносимых учредителями; договор учредителей. Регистрация ЮЛ.

Этапы создания коммерч.организации:

Выработка и утверждение учредительных документов

Подача документов на гос.регистрацию

Правовая экспертиза поданных документов

Выдача временного свидетельства о регистрации

Получение постоянного свидетельства о регистрации

(Устав + Учредительный договор) / З

Учредительный договор – простая и письменная форма. Его атрибуты: дата и место; срок действия; личн.подпись учредителя. Содержание учредительного договора: намерение; порядок совместной деятельности по созданию Юр.Л.; условия передачи под юристдикцию создания Юр.Л. имущества и порядок участия в его деятельности. Устав – документ, устан.правовой статус организации. Его назначение: информация контрагентов о характере деят-ти, а также о правах и обязанностях организации. Устав определяет: организационно – правовую форму; наименование; место нахождения; размер уставного капитала; ответственность учасников за нарушения по оплате УК; состав и компетенцию органов управления; порядок принятия решений. Образование Юр.Л., занимающегося исключительной деятельностью (банки, биржи), регламентируется спец.законом.

35. Порядок рассмотрения споров третейским судом

Граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений. Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейская запись) должен быть заключен в письменной форме.

Третейский суд организуется по особому всякий раз соглашению всех участников спора. Третейский суд образуется по усмотрению сторон в составе одного судьи либо в составе нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию судей.

Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейская запись) должен содержать: наименование сторон и их места жительства; предмет спора; наименование избранных судей;

Читайте также:  Сколько нужно хранить упаковку от холодильника

срок разрешения спора; место и время составления договора. П

Перемена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. Разбирательство дел в третейских судах производится бесплатно. Граждане, заключившие договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечение срока. Третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР. Однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений.

Третейский суд признается несостоявшимся: вследствие истечения предусмотренного третейской записью срока; вследствие отказа кого-либо из судей или устранения такового; если при производстве дела откроется обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны и могущее оказать влияние на исход дела; в случае смерти одной из сторон. Решение третейского суда постановляется по большинству голосов.

Решение излагается в письменном виде, в нем обязательно должны быть указаны: время и место постановления решения и состав третейского суда; третейская запись, на основании которой суд действовал; наименование всех участников спора; предмет спора; мотивы, по которым третейский суд пришел к своим выводам; постановление третейского суда.

Решение подписывается всеми судьями. Отказ кого-либо из судей от подписи и особое мнение отмечаются на самом решении. Решение объявляется сторонам в заседании суда, причем они расписываются на самом решении. В случае отказа стороны от подписи или ее неявки без уважительных причин в заседание суда решение считается ей объявленным, о чем на решении делается отметка председателя. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть приведено в исполнение принудительно на основании исполнительного листа, выдаваемого народным судом.

51. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЦЕССУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

выбор допустимой формы предпринимательства

лицензирование отдельных видов деятельности

требования по налаживанию энергоснабжения

документ «электроустановка зданий», № ГОСТ 50571.1-93

сертифицирование всего электрооборудования

учет электроэнергии (правила учета электроэнергии)

организация бухгалтерской отчетности

контроль за использованием наличных денег

40(41). МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

Хозяйствующие субъекты — российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке

1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Установленный настоящей статьей перечень действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим (см. п. 12 обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства)

2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п.1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

42. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается: вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров; давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров ( выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Предмет, метод, принципы хозяйственного права

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйственное право представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, занимающую важное место в системе юридического образования и значительно дополняющую такие отраслевые юридические науки, как гражданское право, банковское право, инвестиционное право, хозяйственный процесс.

Цель курса состоит в изучении совокупности правовых норм, складывающихся в сфере хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо рассмотреть сущность основных законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и управление ею со стороны предпринимателя и государства; изложить основы правового статуса предпринимателя, источники его прав и обязанностей, способы защиты своих законных прав и интересов; рассмотреть различные организационные формы предприятия, договорные отношения.

В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить: основные положения хозяйственного права; принципы, методы и формы регулирования хозяйственной деятельности; хозяйственное законодательство и его роль в регулировании хозяйственных правоотношений; субъекты и объекты хозяйственных правоотношений; особенности правового режима субъектов хозяйствования и их имущества; правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства); общие положения о хозяйственном договоре; ответственность (санкции) в хозяйственных отношениях; правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг; особенности регулирования ценообразования; законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции; законодательство об инвестиционной деятельности.

Тема 1 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

1.1. Предмет, метод, принципы хозяйственного права.

1.2. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей права.

1.3. Состав и структура хозяйственного права.

1.4. Понятие науки хозяйственного права и этапы ее становления.

Предмет, метод, принципы хозяйственного права

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений.

Первая группа: отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения). Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «предпринимательской является самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Но хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для того чтобы начинать производство, необходимо приобрести или построить производственные помещения, закупить оборудование, сырье, топливо. В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д.

Хозяйственный оборот также является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Все эти отношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете хозяйственного права.

Вторая группа: отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. В частности, такой является хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности предприятий, управлению собственностью.

Читайте также:  Образцы приказов покупки продажи автомобиля в организации

Третья группа: отношения по государственному регулированию экономики. Государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения образуют третью группу из состава предмета хозяйственного права. Все три группы отношений составляют определенное единство, которое выражает многостороннюю деятельность товаропроизводителей, нацеленных профессионально на работу для рынка, осуществляемую при его государственном регулировании. В силу этого в процессе организации и осуществления производства и на последующих стадиях обмена и производственного потребления применяется хозяйственное законодательство как особая отрасль права, предназначенная именно для этих процессов.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

При реализации директивных актов применяются директивные предписания (например, предписания антимонопольных органов). Однако вследствие перехода к преимущественно экономическим методам регулирования экономики властные предписания в ряде случаев трансформируются в диспозитивные, или рекомендательные, или реализуются на основе договора. Кроме того, властное, но некомпетентное предписание может быть оспорено через хозяйственный суд.

В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять хозяйственную деятельность. Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвязаны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулирования за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диспозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие.

Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты, брать лицензии для определенных видов деятельности, не допускать монополистической деятельности и т.д. Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, — характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования. Для характеристики метода хозяйственного права принято иногда называть применение рекомендаций при воздействии на поведение субъектов и необходимости согласований соответствующих действий при реализации нрав. Эти способы не представляют самостоятельных черт метода хозяйственного права, а являются как бы промежуточными между двумя взаимосвязанными сторонами единого метода и объясняются сложной тканью хозяйственных отношений, в регулировании которых дозы обязательного и автономного могут быть различными.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственные отношения строятся в первую очередь на основе следующих принципов.

А. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании. Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью. Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав. Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

Б. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов. На смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления. Отношения государства с хозяйствующими субъектами строятся в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

В. Принцип свободы конкуренции и зашиты от монополизма. В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты. Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

Г. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение. Организации и граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных и муниципальных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Хозяйственное право — 12

Хозяйственное право: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участием профессионального предпринимателя. 3. ХП – комплексная отрасль, предметом которой являются разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное управление хозяйственной деятельностью, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в процессе хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса).

Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно).

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Согласно ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ее признаки: 1) профессиональный характер; 2) целевой характер (цель – постоянное извлечение прибыли); 3) рисковый характер; 4) самостоятельность; 5)легальность.

Основные принципы предпринимательской деятельности: а) свобода (свобода в выборе форм деятельности, гарантированность государством ее осуществления); б) законность (осуществление в установленном порядке); в) государственное регулирование; г) свобода договора; д) защита прав предпринимателя.

Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности.

Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Методы правового регулирования хозяйственных отношений: 1) административно-правовой: обязательные предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности; 2) гражданско-правовой: сторонам законом предоставляется возможность выбора варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Читайте также:  Продление лицензии на травматическое оружие

Некоторые авторы (Е.П. Губин, П.Г. Лахно) выделяют метод автономных решений для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители.

2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХД)

Основой правового регулирования ХД является Конституция РФ 1993 г.: в ней – отраслевые принципы, а также гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Основные начала хозяйственной деятельности закреплены в ГК РФ, там же – нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами.

Общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК предусматриваются специальные правила: повышенная ответственность предпринимателей, нормы об обычаях делового оборота, о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке, о поставках товаров и т. д.

Законы, содержащие общие для предпринимательства нормы: об АО, ООО, об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера: о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.

К законодательству о государственном предпринимательстве относится закон о поставках продукции для государственных нужд.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяют законы об иностранных инвестициях в РФ, о соглашениях о разделе продукции (принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ).

Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Иные источники: 1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота.

Не считаются источниками, но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

Основа правового регулирования предпринимательской деятельности – Конституция РФ – основа для всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции.

В Конституции установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополизации и недобросовестной конкуренции.

Конституция провозглашает принцип свободы труда: только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий (например, обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д.).

Права неотделимы от обязанностей: в Конституции РФ установлена обязанность каждого платить налоги.

Гарантированное юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав.

Хозяйственное право

Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1.Общие положения. Курс лекций — М.:Издательство БЕК, 1994. — 312 с.
12. Трудовые коллективы предприятий как субъекты хозяйственного права
1. Вопрос о правосубъектности трудовых коллективов в хозяй-

ственных отношениях в настоящее время сложен и спорен. В прежних

условиях хозяйствования он вообще не возникал, ибо трудовые

коллективы государственных предприятий и кооперативных пред-

приятий по распространенной в теории права и законодательстве

версии составляли ядро предприятия, выражали его сущность и не

составляли особой правовой фигуры (*1).

В условиях, когда сущность предприятия законодатель связал с

фигурой собственника или предпринимателя, у трудового коллектива

появился собственный, особый экономический интерес, выражаю-

щийся в необходимости оговорить основные условия труда работни-

ков предприятия и получения соответствующих имущественных

фондов в свое ведение, а также участвовать в решении вопросов

создания и прекращении предприятия.

этого как бы дистанцировался от предприятия и в качестве самос-

тоятельной фигуры должен вступать в правоотношения с предпри-

ятием, за которым ныне четко просматривается фигура собственника

Признание трудового коллектива субъектом хозяйственного права

позволяет четко определить его статус и компетенцию в решении

вопросов, затрагивающих интересы такого образования. Однако те-

оретическую сложность представляет то, что трудовой коллектив

как таковой не ведет предпринимательскую деятельность и в силу

этого не обладает теми признаками, которые характеризуют субъ-

ектов хозяйственного права. В то же время вряд ли правильно будет

считать трудовой коллектив предприятия субъектом иной отрасли

К числу субъектов трудового права его нельзя отнести, потому

что ряд вопросов, которые входят в компетенцию трудового коллек-

тива (например, решение вопроса о выделении из состава предпри-

ятия структурных подразделений) невозможно считать .

Еще меньше оснований для отнесения их к сфере административного

права, поскольку это не исполнительно-распорядительная деятель-

ность в сфере управления. Нельзя считать .трудовой коллектив и

субъектом гражданского права, поскольку он не является юриди-

В силу этого, наверное, более целесообразным представляется

признание трудового коллектива предприятия особого рода субъектом

хозяйственного права, хотя и не принимающим участия в предпри-

нимательской деятельности или руководстве ею, но тем не менее

тесно связанным с нею, влияющим своими актами на такую дея-

2. Как субъекта хозяйственного права трудовой коллектив ха-

рактеризует то, что в его состав входят все граждане, участвующие

(**1) См., например, ст. 2 Положения о социалистическом государственном производ-

ственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4

октября 1965 г.-СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 155. См. также: ст. 1 Закона СССР

, принятом 30 июня 1987 г. — Изд.

Известия. М., 1987.

своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового до-

говора (ст. 32 Закона ) . Его имущественной базой деятельности являются фон-

ды, сформированные им на основе коллективного договора с собст-

венником предприятия или возглавляющим его предпринимателем.

Эти фонды используются трудовым коллективом для предоставления

членам коллектива социальных льгот по оплате труда, по предос-

тавлению материальной помощи, строительству домов отдыха, дет-

ских учреждений, жилых домов и др.

Трудовой коллектив возглавляют избранные им органы. Этим

органом является обычно совет трудового коллектива и иной упол-

номоченный на выступление от имени коллектива орган.

3. Хозяйственная компетенция трудового коллектива опреде-

Трудовой коллектив независимо от его организационно-правовой

— решает вопрос о необходимости заключения с администрацией

коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;

— рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового

коллектива в соответствии с уставом предприятия;

— определяет перечень и порядок предоставления работникам

предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива;

— определяет и регулирует формы и условия деятельности на

предприятии политических партий, религиозных и других общест-

венных организаций (*1).

Трудовой коллектив государственного или муниципального пред-

приятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад госу-

дарства или местного Совета составляет более 50%:

— совместно с учредителем предприятия определяет условия

контракта при найме руководителя;

— принимает решение о выделении из состава предприятия од-

ного или нескольких структурных подразделений для создания нового

Как мы видим, хозяйственная компетенция трудового коллектива

(в виде воздействия на решение хозяйственных вопросов) различна

для государственных и муниципальных предприятий и иных пред-

приятий. Законодатель считает необходимым предоставить больший

объем компетенции трудовым коллективам государственных и му-

(**1) Компетенцию трудового коллектива в этой области нельзя отнести к сфере хозяй-

ствования. К тому же эта норма практически не действует в силу ряда актов Президента

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...