Хозяйственное право — 13

Учет хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………. 17

Введение

В данной контрольной работе я рассмотрю и опишу понятие, принципы и методы хозяйственного права; содержание формы и методы хозяйственного договора. Рассмотрю понятие иностранные инвестиции; расскажу об учете хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

1. Понятие, принципы и методы хозяйственного права

Понятие “хозяйственное право” может использоваться в следующих значениях.

1. Как отрасль законодательства, — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные тесно связанные с ними отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Дуалистическая концепция рассматривает хозяйственные отношения с точки зрения гражданского и административного права. Горизонтальные отношения регулируются нормами гражданского права, а вертикальные нормами административного права.

2. Как научная дисциплина, т. е. совокупность знаний, полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового.

3. Как учебная дисциплина, т. е. обобщенные и систематизированные сведения о явлениях, понятиях и науке предпринимательского права.

4. Как регулятор поведения в предельно широком смысле, включающем в себя помимо правовых норм обычаи делового оборота, судебную практику, предпринимательские мышление и культуру.

5. Как комплексная отрасль права, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов общества и государства. При таком подходе указанные отношения и составляют предмет (объект) правового регулирования хозяйственного права.

Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.

Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном — в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер.

Статья 13. Право хозяйственного ведения предприятия

Статья 13. Право хозяйственного ведения предприятия

13.1. Имущество предприятия находится в собственности Свердловской области и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

13.2. Закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество составляет единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом.

13.3. Имущество предприятия как унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество предприятия в целом как единый имущественный комплекс признается недвижимостью.

13.4. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в пределах, определяемых Гражданским Кодексом Российской Федерации и законами Свердловской области.

13.5. Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого Свердловской областью как собственником принято решение о закреплении его за предприятием, возникает у предприятия с момента передачи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо решением собственника.

13.6. Право хозяйственного ведения на имущество предприятия прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для прекращения права собственности.

13.7. Предприятие не вправе без согласия Свердловской области как собственника имущества продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве пая (вклада) в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом.

Перечень объектов, относящихся к недвижимому имуществу, определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

13.8. Сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации по правилам Гражданского Кодекса Российской Федерации.

13.9. Имуществом, не относящимся к недвижимости, предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

13.10. Право хозяйственного ведения предприятия на землю и недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. В случаях, предусмотренных федеральным законом или законом Свердловской области, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

О произведенной государственной или специальной регистрации предприятия выдается документ.

13.11. Продукция, плоды и доходы от использования закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения имущества, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия.

13.12. Имущество предприятия составляют основные средства, средства в обороте (оборотные средства), а также иные ценности. Стоимость названного имущества отражается на самостоятельном балансе предприятия.

Отнесение имущества к основным средствам, к средствам в обороте, к иным ценностям определяется законодательством о бухгалтерском учете и отчетности на предприятиях.

13.13. Предприятие имеет нематериальные активы. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, торговые знаки, торговые марки и т.п.

13.14. Предприятие в соответствии с действующим законодательством создает фонды. Виды фондов, порядок их формирования и расходования средств определяются предприятием, а в случаях, прямо предусмотренных, — законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Положение о фондах утверждается предприятием. В случаях, предусмотренных законодательными актами, положения о фондах разрабатываются и утверждаются с участием трудовых коллективов.

>
Права Свердловской области как собственника на имущество предприятия
Содержание
Закон Свердловской области от 4 ноября 1995 г. N 32-ОЗ «О статусе областного государственного унитарного предприятия»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте также:  Как отказаться от передачи персональных данных

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Хозяйственное право

Особенность процедуры банкротства ликвидируемого должника проявляется в особенностях ведения и реализации конкурсного производства.

Процедура банкротства отсутствующего должника применима как в отношении юридического лица, так и в отношении индивидуального предпринимателя. Основанием для ее применения является отсутствие должника – индивидуального предпринимателя либо руководителя должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, и невозможность установления их местонахождения.

Срок отсутствия должника законом не установлен. Не установлена также и необходимость признания гражданина безвестно отсутствующим в порядке, предусмотренном ст. 38 ГК. Это объясняется тем, что истечение годичного срока, необходимого для признания гражданина безвестно отсутствующим, нецелесообразно с точки зрения защиты интересов кредиторов.

Положение о банкротстве отсутствующего должника применяется также в случаях, если имущество должника не позволяет покрыть судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения управляющему, а также иные расходы, или если в течение 12 месяцев до дня возбуждения в хозяйственном суде дела о банкротстве не проводились операции по счетам должника, или если имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Особенности процедуры заключаются в следующем. С заявлением о банкротстве отсутствующего должника в хозяйственный суд может обратиться кредитор, прокурор, налоговый и иной уполномоченный орган. При этом такой критерий, как неплатежеспособность, значения не имеет. В соответствии с ч. 2 ст. 251 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» хозяйственный суд в определении о возбуждении производства по делу о банкротстве отсутствующего должника указывает об открытии конкурсного производства. Кандидатуру управляющего представляет хозяйственному суду Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь.

Управляющий публикует сообщение об открытии конкурсного производства, а также в письменной форме уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов.

Решение об открытии ликвидационного производства принимается хозяйственным судом в течение трех месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве. При этом срок ликвидационного производства не может превышать шесть месяцев.

Сумма, вырученная от продажи обнаруженного управляющим имущества отсутствующего должника, направляется на покрытие судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения управляющему и иных расходов.

Основные нормативные источники

1. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь, 18 июля 2000 г. № 423-3, в ред. от 31 декабря 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.

2. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г. № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.

3. О некоторых вопросах экономической несостоятельности(банкротства): Указ Президента Республики Беларусь, 12 ноября 2003 г. № 508, в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 6 апр. 2009 г. № 178) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003 г. – № 127. – 1/5085.

4. О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства): постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2 декабря 2005 г., № 30 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 9. – 6/469.

8. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности

Основные понятия: разгосударствление, приватизация, государственное имущество, приватизационный чек, приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности

Определение понятий «разгосударствление» и «приватизация» содержится в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам и организациям со статусом юридического лица частично либо полностью (в том числе в результате приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация – это приобретение физическими лицами и организациями со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Различие между рассматриваемыми процессами состоит в следующем. В результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В результате приватизации собственниками объектов, ранее принадлежавших государству на праве собственности, становятся физические лица и организации со статусом юридического лица.

Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию государственной собственности. Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии с нормами Закона о разгосударствлении и приватизации выступают: в отношении объектов республиканской собственности – орган Совета Министров по управлению государственным имуществом, в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.

Министерство экономики вырабатывает государственную политику в сфере управления государственным имуществом и приватизации.

В компетенцию Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, являющегося республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству Республики Беларусь, входит проведение государственной политики по вопросам имущественных отношений, включая приватизацию.

Специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности республики Беларусь, осуществляет Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, который является структурным подразделением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

Аналогичные полномочия в данной сфере предоставлены исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь и Российской Федерации; негосударственные организации со статусом юридического лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%; организации со статусом юридического лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых организаций; иностранные инвесторы; лица без гражданства; совхозы и другие государственные сельскохозяйственные организации в случае преобразования в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытое акционерное общество с участием сельскохозяйственных предприятий – производителей сельскохозяйственной продукции (ст. 4 Закона о приватизации).

Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и АТЕ, в имуществе субъектов хозяйствования (ст. 3 Закона о приватизации).

Объектами разгосударствления являются: государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду.

Формы и способы разгосударствления и приватизации

Форма приватизации – это организация процесса приватизации, т.е. передачи физическим лицам и организациям со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству. Законом о приватизации предусмотрены две формы осуществления приватизации:

1) безвозмездная передача государственной собственности;

2) продажа государственной собственности.

Цель безвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь – обеспечение социального равенства.

Способами разгосударствления являются:

— преобразование государственного предприятия в ОАО;

— внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

В качестве способов приватизации выступают:

— продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

— продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях, в соответствии с нормами права;

— выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности

Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности может исходить от Правительства, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации.

Хозяйственное право — 13

Хозяйственное право: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участием профессионального предпринимателя. 3. ХП – комплексная отрасль, предметом которой являются разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное управление хозяйственной деятельностью, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в процессе хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса).

Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно).

Читайте также:  Потребитель 3 категории на сколько можно отключать электроэнергию

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Согласно ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ее признаки: 1) профессиональный характер; 2) целевой характер (цель – постоянное извлечение прибыли); 3) рисковый характер; 4) самостоятельность; 5)легальность.

Основные принципы предпринимательской деятельности: а) свобода (свобода в выборе форм деятельности, гарантированность государством ее осуществления); б) законность (осуществление в установленном порядке); в) государственное регулирование; г) свобода договора; д) защита прав предпринимателя.

Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности.

Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Методы правового регулирования хозяйственных отношений: 1) административно-правовой: обязательные предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности; 2) гражданско-правовой: сторонам законом предоставляется возможность выбора варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Некоторые авторы (Е.П. Губин, П.Г. Лахно) выделяют метод автономных решений для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители.

2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХД)

Основой правового регулирования ХД является Конституция РФ 1993 г.: в ней – отраслевые принципы, а также гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Основные начала хозяйственной деятельности закреплены в ГК РФ, там же – нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами.

Общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК предусматриваются специальные правила: повышенная ответственность предпринимателей, нормы об обычаях делового оборота, о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке, о поставках товаров и т. д.

Законы, содержащие общие для предпринимательства нормы: об АО, ООО, об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера: о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.

К законодательству о государственном предпринимательстве относится закон о поставках продукции для государственных нужд.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяют законы об иностранных инвестициях в РФ, о соглашениях о разделе продукции (принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ).

Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Иные источники: 1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота.

Не считаются источниками, но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

Основа правового регулирования предпринимательской деятельности – Конституция РФ – основа для всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции.

В Конституции установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополизации и недобросовестной конкуренции.

Конституция провозглашает принцип свободы труда: только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий (например, обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д.).

Права неотделимы от обязанностей: в Конституции РФ установлена обязанность каждого платить налоги.

Гарантированное юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав.

Хозяйственное право — 13

Глоссарий к дисциплине «Хозяйственное право»

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО) — хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами, — акциями. АО — коммерческая организация, имеющая корпоративный характер и статус юридического лица.

АПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. appellatio) — одна из двух форм обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений, приговоров, определений и постановлений суда. не вступивших в законную силу.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ — специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ — урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки с валютными ценностями.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ — универсальный способ защиты гражданских прав. В законодательстве РФ принят в качестве общего правила принцип на возмещение только конкретных убытков: расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполучение доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС — урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных и общественных интересов, а также по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов, осуществляемая с обязательным обеспечением возможности активного участия в этой деятельности заинтересованных лиц.

ДИВИДЕНД — часть чистой прибыли акционерного общества, распределенная среди акционеров прямо пропорционально числу и виду принадлежащих им акций, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию по итогам дивидендного периода (обычно года).

ДОВЕРЕННОСТЬ — в гражданском праве письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

ДОГОВОР — соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении определенных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается возможностью государственно организованного принуждения. Договор — важнейшее наряду с изданием законов и иных правовых актов средство правового регулирования деятельности людей. Заключение Договора ведет к установлению юридической связи между его участниками.

ИЗОБРЕТЕНИЕ — новая совокупность приемов и способов действий в любой области человеческой деятельности, направленная на достижение поставленной цели. Изобретение обозначает обретение автором определенного жизненного блага в результате творческой, в первую очередь мыслительной, деятельности, самовыражения автора. Как результат духовного творчества Изобретение всегда нематериально, однако с его помощью могут создаваться материальные предметы: произведения искусства, науки, техники и пр.

Читайте также:  Исковое заявление по взысканию алиментов + Расчет стоимости иска + Решение суда

ИМУЩЕСТВО — совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанностей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (англ. intellectual property) — исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица. продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания т.п.>. Исключительное право обладателя интеллектуальной собственности складывается из неотчуждаемости права на имя, неприкосновенность произведения. а также возможности по своему усмотрению разрешать и запрещать другим лицам использовать объекты принадлежащей ему интеллектуальной собственности.

ИСК — процессуальное средство защиты нарушенного оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса, присущее исковой форме защиты права. Исковая форма используется не только в гражданском, но и в арбитражном процессе, в третейском разбирательстве.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — установленный законом порядок принудительной реализации постановлений юрисдикционных органов, имеющий целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав либо охраняемых законом интересов.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО — 1) составная часть гражданского права. совокупность норм права, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ. В этом смысле понятие «корпоративное право» шире, чем акционерное право, поскольку его нормы относятся помимо акционерных обществ также к иным видам коммерческих организаций; 2) система правил, установленных собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения (например, Правила трудового распорядка, положения о порядке премирования и т.п.).

ЛИЦЕНЗИЯ (лат. licentia — свобода, правомочие, власть) — разрешение на определенные действия, выдаваемое уполномоченным лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам), в отсутствие которого совершение таких действий признается неправомерным.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО — система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От материального права принято отличать процессуальное право, которым закрепляют формы и порядок реализации материального права, условия его защиты. Материальное право подразделяется с учетом иерархии норм и предмета регулирования на отрасли (конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др.) и институты права (избирательное, пенсионное, право собственности и др.).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) — система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ — соглашение сторон о прекращении судебного спора на определенных условиях (чаще на основе взаимных уступок). Результатом заключения мирового соглашения является окончание процесса без вынесения решения. Мировое соглашение возможно только по делам искового производства.

НАЛОГ — обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый в определенном размере и в определенный срок. Налог зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налог отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются в бюджет, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Налоговое право — одна из наиболее важных подотраслей финансового права.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ — наиболее важная разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный акт есть внешнее выражение воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый, порядок принятия.

НОУ-ХАУ (англ. know how-букв. знать как) — технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической или иной задачи. Чаще всего под ноу-хау понимается результат технического творчества, хотя этот термин может применяться к технической и иной информации, необходимой для производства какого-либо изделия, к техническим решениям, выполненным на уровне изобретений, которые по какой-либо причине не были запатентованы в той или иной стране.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСКА — принятие судом (арбитражным судом) мер, которые гарантируют возможность реализации исковых требований в случае удовлетворения иска. Обеспечение иска — одна из важных гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных гражданским уголовным и арбитражным процессуальным законодательством. С помощью обеспечения иска защищаются законные интересы истца, если имеется реальная угроза того, что ответчик, будет действовать недобросовестно или когда непринятие подобных мер сделает невозможным исполнение судебного постановления в будущем.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ — система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданской ответственности слагается из мер двух типов — возмещения убытков (компенсации морального вреда) и санкций.

ОТВЕТЧИК — лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию. По законодательству РФ ответчиком могут выступать как граждане, так и юридические лица. Для того чтобы выступать в качестве ответчика, лицо должно обладать гражданской процессуальной правоспособностью, которая напрямую зависит от гражданской правоспособности.

ПАТЕНТ (лат. partens — открытый, ясный) — документ, выдаваемый компетентным государственным органом и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение. В РФ патенты выдаются на патентоспособные изобретения. промышленные образцы и селекционные достижения. Патент закрепляет приоритет, права и обязанности автора, патентообладателя и других субъектов патентных отношений. дает информацию обществу о наличии изобретения и его охране государством.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предпринимательская деятельность является одним из видов отношений, регулируемых гражданским законодательством (наряду с имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями). В силу этого на предпринимательскую деятельность распространяются общие принципы гражданского права: свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела и т.д.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ — художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Являясь результатом труда дизайнера, определяющего целесообразность форм, фактуры поверхности цвета и других видимых глазу свойств изделия с точки зрения удобства его эксплуатации, Промышленный образец одновременно представляет собой решение эстетической или декоративной стороны изделия, предназначенного для промышленного производства.

СДЕЛКИ — действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, предназначенное для различения соответственно товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других. В условиях рыночных отношений товарный знак служит для идентификации товаропроизводителя, гарантирует качество товара и способствует увеличению объема его продаж за счет своей рекламной функции.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ — документы, удостоверяющие субъективное гражданское имущественное право, осуществление или передача которого возможны только при условии предъявления или передачи самих этих документов. Ценные бумаги — оборотоспособные документы, т.е. документы, подчиненные правовому режиму вещей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными экономическим правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участие в управлении предприятием.

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию.

ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ — последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

ЭМИТЕНТ — орган исполнительной власти, местного самоуправления или юридическое лицо. которым в установленном порядке, на определенных условиях предоставлено право эмиссии (выпуска в обращение) денег, облигаций, акций и других ценных бумаг и документов, включая кредитные (пластиковые) карточки, дорожные чеки. Каждый эмитент может осуществлять лишь разрешенную ему эмиссию платежных средств и ценных бумаг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...