Нужен ли штам в путевом листе ля ип

Содержание

Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?

Путевой лист индивидуального предпринимателя

Начнем с того, что индивидуальный предприниматель, использующий для работы транспортное средство, обязан оформлять путевые листы. Путевой лист — это первичный документ, служащий для учета работы транспортного средства и водителя. С точки зрения бухгалтерии такой документ служит для учета расходов на ГСМ, а также для начисления водителю заработной платы. Если рассматривать его с позиции самого ИП, то путевой лист необходим для контроля за работой транспортного средства и водителя. Также путевой лист важен в плане соблюдения правил дорожного движения, ведь от правильности заполнения путевого листа и в принципе его наличия зависит, составит инспектор ГИБДД протокол о нарушении или нет.

О том, какие штрафы установлены за отсутствие путевого листа, читайте здесь.

Впервые форма путевого листа была установлена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Данная форма распространялась только на юридических лиц. Несколько позже был издан приказ Минтранса РФ от 30.06.2000 № 68, который действовал в отношении индивидуальных предпринимателей и содержал в себе формы путевых листов, а также регламентировал порядок их заполнения. Однако он утратил свою силу в связи с выходом приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, который на сегодняшний день является основным документом, регламентирующим порядок составления и заполнения путевых листов.

В приказе № 152 нет конкретных форм путевых листов ни для ИП, ни для организаций, а установлены только обязательные реквизиты этих документов и порядок заполнения. Хотелось бы также отметить, что с выходом данного приказа заполнение путевых листов стало обязательным для всех индивидуальных предпринимателей, использующих транспортные средства. В ранее действовавшем приказе № 68 обязанность по заполнению путевых листов была возложена только на тех ИП, которые использовали транспортные средства для перевозок на коммерческой основе.

Таким образом, наряду с применением форм, установленных постановлением Госкомстата № 78, допускается использование самостоятельно разработанных бланков путевого листа. Указание в таком бланке реквизитов, приведенных в приказе № 152, делает его документом, обоснованно подтверждающим расходы на приобретение ГСМ (письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161).

С 01.03.2019 оформлять ПЛ нужно строго до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя, или до начала первого рейса, если в течение смены водитель совершает один или несколько рейсов. До этой даты путевой лист выдавался сроком на 1 день, если индивидуальный предприниматель занимался оказанием автотранспортных услуг. Единственным исключением могла быть служебная командировка, тогда путевой лист выдавался на время командировки. Индивидуальные предприниматели, не оказывающие автотранспортных услуг, вправе были выдавать путевой лист на срок от 1 дня до месяца.

Какие обязательные реквизиты должен содержать бланк путевого листа для ИП

К обязательным реквизитам путевого листа индивидуального предпринимателя, впрочем, как и организаций, согласно приказу № 152 относятся:

  • Наименование и номер путевого листа.
  • Срок действия (указывается дата путевого листа, если он выдается на 1 день; в случае если он выдается на более длительный срок — период, на который выдан путевой лист).
  • Сведения о собственнике транспортного средства (указывается Ф. И. О. собственника, почтовый адрес, а также контактный телефон и ОГРН).
  • Сведения о транспортном средстве. Включают в себя:
    • данные о типе и модели транспортного средства;
    • номер и серию государственного регистрационного знака;
    • показания одометра;
    • дату и время выезда (заезда) с места постоянной парковки;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового (или предсменного) контроля технического состояния транспортного средства.
  • Сведения о водителе (указывается Ф. И. О. водителя, дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра).

Даты и время проведения контроля технического состояния транспортного средства и аналогичные данные о медосмотрах водителя заверяются подписью (с расшифровкой инициалов) ответственных за проведение этих процедур лиц.

Подробнее об изменениях, внесенных в реквизиты путевого листа, читайте здесь.

Помимо обязательных реквизитов, приказом № 152 разрешено размещать на бланке путевого листа ИП дополнительные реквизиты на усмотрение руководителя ИП, отражающие особенности его деятельности.

Итак, индивидуальный предприниматель может разработать собственную форму путевого листа либо воспользоваться унифицированными формами, дополнив их. Ввести в действие форму путевого листа индивидуального предпринимателя необходимо приказом руководителя либо прописать ее в учетной политике. Для контроля за движением путевых листов индивидуальному предпринимателю необходимо вести журнал учета путевых листов, в котором должны отражаться все выданные им путевые листы. Полностью заполненные путевые листы и журналы по их учету должны храниться не менее 5 лет (ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 04.11.2014 № 402-ФЗ).

О том, какие особенности имеет хранение путевых листов, читайте в статье «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?»

Видеообзор по заполнению путевых листов см. здесь.

Путевой лист индивидуального предпринимателя: бланк

Разработка бланка путевого листа для ИП — трудоемкое занятие, требующее определенного времени. Для вашего удобства специалисты нашего сайта разработали бланк путевого листа индивидуального предпринимателя, соответствующий всем обязательным требованиям. Скачать его вы можете, перейдя по ссылке.

Путевой лист ИП: образец

Для наглядности нами приведен образец заполнения бланка путевого листа для ИП, который вы также можете скачать на нашем сайте.

Итоги

На сегодняшний день унифицированной формы путевого листа для индивидуальных предпринимателей нет. Так что ИП могут использовать либо унифицированные формы, дополняя их необходимыми реквизитами, либо разработать свою собственную. Однако в любом случае применяемый бланк должен соответствовать обязательным требованиям приказа № 152.

Особое внимание необходимо уделить порядку заполнения путевых листов, ведь это один из основных документов, позволяющих индивидуальному предпринимателю включить затраты на ГСМ в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли или УСН-налогу.

Путевой лист для ИП

  • Нужен ли путевой лист и предрейсовый осмотр для ип.
  • Нужен ли путевой лист для трактора ИП главы КФХ.
  • Путевой лист для ип.
  • В каких случаях нужен путевой лист для ИП, а в каких путевой не требуется?
  • Для чего путевой лист нужен для
  • Нужен ли путевой лист для ИП при перевозке грузов если он сам за рулем.
  • Для ИП кто может делать отметку в путевом листе автомобиля как механик?
  • Енвд грузоперевозки путевые листы
  • Нужен ли путевой лист физ.
  • И как правильно поступить.
  • Путевой лист для ИП? Сам водитель и хозяин нужен ли он мне?
  • Наказание за отсутствие путевого листа для ИП приперевозке коммерческого груза.
  • Существует ли штраф для ИП за отсутствие путевого листа грузового автомобиля 2016 г?
  • Больничный лист для ип
  • Штраф за отсутствие путевого листа для ип
  • Путевые листы для ООО
  • Ип путевой лист грузового автомобиля

Советы юристов:

6.1. Здравствуйте, Сергей
Кто за рулем, абсолютно не важно. Если вы занимаетесь коммерческими перевозками, значит путевой лист обязаны оформлять

Желаю Вам удачи и всех благ!

10.1. Уважаемый Руслан г. Красноярск!
ВО-ПЕРВЫХ:
Рекомендую вам заключить с сестрой как с ИП Договор аренды автомобиля с экипажем на возмездной основе (ст.632 ГК РФ).

ВО-ВТОРЫХ:
При траспортировке продукции вам при себе необходимо иметь:
— путевой лист;
— товарно-транспортные накладные на перевозимую продукцию и т.д.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 23.11.2018 г.

12.1. Здравствуйте.
Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (с изменениями и дополнениями)

15.1. Здравствуйте! Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

16.1. ИП арендует легковой автомобиль у другого ИП, и самостоятельно, без привлечения наемных работников осуществляет доставку товара от продавца. Нужно ли в этом случае оформлять путевой лист? Если да, то по какой форме? Обязательны ли подписи механика и медработника? Если их не будет, можно ли на основании такого путевого листа подтвердить расходы по ГСМ для Налоговой? Заранее благодарна!

Ваш вопрос известен, но отвечать на него можно только за плату.

18.1. Добрый день!

Ваши вопросы относятся к категории платных, обращайтесь к консультантам лично

Читайте также:  Кто оплачивает услуги купли продажи дома

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

20.1. Добрый день! Если авто оформлен на ип, то нужен путевой лист.

Пожалуйста. В собственности имеется грузовая машина. Нужен ли путевой лист для перевозки грузов, не будучи ИП?

22.1. Добрый день!

Конечно может, а как вписывать зависит от формы аренды с экипажом или без

С уважением, Филатов Евгений Павлович.

25.1. Что грозит за подделку путевого листа для ИП-шника?, не для сбыта. Был изготовлен во избежание штрафа за его отсутствие.

30 000 — за отсутствие предрейсового медосмотра
30 000 — за отсутствие предрейсового технического контроля

от 30 до 40 000 = за подделку. Итого: стольник.

26.1. Водительское удостоверение
Трезвый водитель)))
квитанции

нет вы используете свой личный автомобиль в работе в Такси, когда вы выходите на работу, то соответственно должны иметь соответствующие документы, когда у вас выходной и вы используете автомобиль в личных целях, иметь при себе данные документы вы не обязаны.

Лицензию лучше возить всегда, когда ваш автомобиль имеет на бортах автомобиля рекламу такси.

30.1. На данный момент размер штрафа за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Сотрудники ГИБДД при выписывании штрафа могут полагаться на две статьи:

Часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ.
Статья 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно статье 12.3, ответственным за транспортное средство является водитель. Поэтому сотрудник ГАИ может выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 рублей либо сделать предупреждение.

По статье 12.31.1 штраф составляет 20 000 руб. в случае привлечения к ответственности должностного лица предприятия. Размер штрафа способен достигать 100 000 рублей, когда ответственность будет нести лично юрлицо.

Штрафные санкции применяются не только за отсутствие путевого, но и за некорректное оформление данного документа. Основываясь на статью 12.31.1 КоАП РФ, при отсутствии соответствующей отметки от врача на путевом листе о медосмотре водителя, организация может быть оштрафована на 30 000 рублей, а ее должностное лицо – на 5000. Такая же сумма штрафа ожидает предприятие, если будут нарушены правила техосмотра автомобиля.

Стоит помнить, что при выявлении отсутствия путевого листа оштрафовать могут сразу и водителя, и юридическое лицо по двум статьям, приведенным выше.

Нужно уделить особое внимание примечанию в статье 12.31.1, где говорится, что частный предприниматель, который не оформился юридически, несет полную ответственность, вне зависимости от того, является он юрлицом или нет. Так, штраф может достигать размера 100 000 рублей вполне на законных основаниях. Индивидуальным предпринимателям стоит внимательно относиться к путевому листу, следить за его наличием и правильным оформлением.

Порядок оформления путевых листов

Нужно ли ставить печать (круглую) организации в путевом листе в случае, если автомобили будут пересекать региональные границы в течение одного дня работы?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

ООО имеет на балансе несколько транспортных средств (легковые и грузовые автомобили), которые используются при обслуживании предприятия при оказании хозяйственных услуг, так как предприятие не автотранспортное. ООО использует унифицированные формы путевых листов.

При оформлении путевого листа на легковой и грузовой автомобиль нужно ли ставить в нем печать организации (круглую), если в нем проставляется штамп организации в левом углу бланка путевого листа (автомобили осуществляют поездки в одном регионе)? Нужно ли ставить печать (круглую) организации в путевом листе в случае, если автомобили будут пересекать региональные границы в течение одного дня работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Печать или штамп ООО в путевом листе в настоящее время проставлять не обязательно. В то же время, если в применяемой в ООО форме путевого листа имеется место для печати (штампа), соответствующие оттиски должны быть проставлены.

Обоснование вывода:

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ). Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство. За управление транспортным средством без оформления путевого листа предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2017 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17). Небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2017 приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 476. Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее — Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019.

Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись.

Для остальных (не транспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

Обязательные реквизиты путевого листа согласно Приказу N 152 в последней редакции приводятся ниже:

— наименование документа «Путевой лист». В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства (например, «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист грузового автомобиля» и т.п.) (п. 12 Приказа N 152). Каждый путевой лист должен быть пронумерован в хронологическом порядке в соответствии с принятой в ООО системой нумерации;

— сведения о сроке действия путевого листа;

— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)) (пп. 1 п. 5 Приказа N 152);

— модель транспортного средства, а также модель автоприцепа (полуприцепа) при их использовании;

— государственный регистрационный знак транспортного средства;

— дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты), показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на указанную парковку (проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя ООО, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов);

— дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) (п. 6, п. 13 Приказа N 152);

— сведения о водителе (фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра) (п. 7 Приказа N 152).

Легко видеть, что среди обязательных реквизитов не фигурируют круглые печати и даже штампы владельца транспортного средства. Дело в том, что обязательное проставление в заголовочной части путевого листа печати или штампа владельца транспортного средства (организации или ИП) было отменено приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17. Обязанность проставлять штампы должностных лиц отменена приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467.

В то же время, если в применяемой в ООО форме путевого листа имеется место для печати (штампа), соответствующие оттиски должны быть проставлены. В связи с этим рекомендуем утвердить и использовать форму путевых листов, в которой отсутствовало бы место для оттиска печати ООО.

Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов

Многие организации в своей деятельности используют собственный и арендованный автотранспорт, в связи с чем у бухгалтеров появляется необходимость отражать еще один вид расходов. Как оформлять путевые листы и какие изменения в законодательстве применять для бухгалтерского и налогового учета? Ответим на наиболее острые вопросы по теме в этой статье.

Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Правда ли, что с 1 марта 2019 года нельзя оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Читайте также:  377 фз льгота на налог на землю

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Если компания оформляет путевые листы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, можно ли отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния автомобиля в таких листах проставлять дополнительно?

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Кто проводит технический контроль транспортного средства?

Разрешается ли проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей при помощи компьютера и специального оборудования?

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

При выездной проверке организации налоговые инспекторы признали необоснованными расходы на ГСМ в связи с отсутствием в путевом листе конкретного маршрута автомобиля. Могут ли путевые листы без указания маршрута подтверждать расходы на приобретение ГСМ в целях исчисления налога на прибыль?

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Новые путевые листы с 2019 года: последние изменения

Путевые листы очень часто становятся объектами проверки не только со стороны налоговых органов, но и внутренних аудиторов. Ведь на их основании бухгалтер производит списание затрат на поездки сотрудников компании, на топливо, ремонт и запасные части, а также начисляет заработную плату водителя и компенсационные выплаты, если сотрудник использует свой автомобиль в процессе работы.

Формы путевых листов

При оформлении нужно помнить, что для легковых и грузовых автомобилей предусмотрены разные формы путевых листов. Они были утверждены Минтрансом России в Приказе №457. В 2019 году приказ претерпел очередные изменения.

Читайте также:  Можно ли ездить на непереоформленной машине только с птс

Стоит отметить, что компании могут, но не обязаны использовать утвержденные формы документов. Об этом должно быть сказано в утвержденной учетной политике организации. Компаниям законодательство позволяет самостоятельно разрабатывать бланки.

Единственным условием при этом является наличие обязательной информации, а именно:

  • название документа;
  • порядковый номер;
  • информация о периоде, на который выписан путевой лист;
  • информация о владельце автомобиля;
  • данные автомобиля, т.е. его тип и модель, государственный номер;
  • информация о километраже на начало и конец рабочего дня;
  • дата и время, в которое автомобиль покинул парковку и в которое вернулся;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, контролирующего километраж автомобиля и время его работы;
  • сведения о водителе;
  • отметка врача об осмотре водителя;
  • отметка о том, что автомобиль перед началом работы прошел технический контроль, с указанием даты и времени проведения такой проверки;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, выпускающего автомобиль на выезд.

Обязательные реквизиты

О том, что механик должен контролировать техническое состояние автомобиля перед каждым рейсом, было указано Минтрансом России еще в 2014 году. Однако необходимого реквизита в путевом листе не было, что позволяло организациям безнаказанно игнорировать данное требование. Теперь же данный реквизит стал одним из обязательных.

Нужно указывать точную информацию о владельце ТС. Юридические лица теперь указывают ОГРН, ИП — ОГРИП. Печать и штамп в заголовочной части — больше не обязательные реквизиты.

Унифицированные бланки уже разработаны и утверждены. Компании же, которые их не используют, должны доработать свои документы на предмет соответствия новым требованиям.

Постоянные споры ведутся по поводу того, какие же компании должны соблюдать требования Минтранса – транспортные или же все организации, у которых есть автомобили. Мнение министерства однозначно. Его требования распространяются абсолютно на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, даже если автомобиль используется руководством только для управленческих нужд.

Если компания не соблюдает данное требование, то ей грозит административный штраф в сумме 30 000 руб., а также расходы на топливо могут быть исключены из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

Сотрудник, которому поручено проведение контроля над техническим состоянием автомобиля перед началом его работы, должен иметь соответствующую аттестацию. Как правило, он является механиком или водителем. Если в компании нет такой должности, то поставить нужную отметку можно в сервисном центре, с которым придется заключить договор на обслуживание имеющегося автопарка.

Если при проведении предрейсового контроля была обнаружена поломка, то отметку в путевом листе ставить не нужно, а автомобиль к выезду не допускается.

Правила заполнения

Согласно действующим правилам, путевой лист должен выписываться на каждое выезжающее транспортное средство, даже если это автопогрузчик и работает он в пределах склада. Название бланка должно содержать тип автомобиля. Имеется в виду легковой автомобиль или грузовой.

Кроме формы используемого путевого листа в учетной политике должно быть указано, каким образом производится присвоение номеров бланкам. Связано это с тем, что законодательство требует вести учет выдачи путевок в специализированном журнале, где в течение года должна соблюдаться сквозная нумерация. Однако, при наличии в компании нескольких типов транспортных средств допускается нумерация листов для легковых автомобилей обособленно от грузовых.

Период, на который выдается рассматриваемый бланк, зависит от деятельности компании. Если это транспортная компания, то она выдает его сроком на один рабочий день. Исключение составляют командировки. В этом случае путевой лист действует на весь период служебной поездки.

Для всех остальных фирм жестких ограничений нет. Они также могут оформлять документ каждый день, а могут оформить его на месяц. Причем календарный месяц – это максимальный срок, на который он выдается.

Механик или водитель, имеющий соответствующие полномочия, должен заверять дату и время выезда и возвращения, километраж на начало и конец рабочего дня своей подписью. Подпись обязательно должна иметь письменную расшифровку или штамп с данной информацией.

С 2019 года если на одной машине могут выезжать несколько сотрудников, то путевой лист выдается каждому водителю. В такой ситуации дата, время выезда и показания прибора, учитывающего пробег, вносятся в путевой лист водителя, который выезжает из гаража первым, а дата и время прибытия и километраж в конце рабочего дня – в путевой лист водителя, который вернул автомобиль на место парковки.

Сотрудники, которым выдаются путевые листы, должны быть осмотрены врачом до начала работы. Он должен заверить лист своей подписью. Послерейсовый осмотр предусмотрен только для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Данное требование на практике довольно часто нарушается, т.к. далеко не каждая компания может позволить себе иметь должность медицинского работника в штатном расписании. Однако отсутствие указанной отметки является серьезным нарушением. Чтобы избежать его, руководителю необходимо заключить договор на медицинское обслуживание со специализированной организацией.

Табличная часть путевого листа предназначена для внесения информации о маршруте сотрудника. Сюда вносятся данные о месте назначения, времени прибытия и выезда оттуда. Причем целесообразным представляется требование о том, чтобы заверяли эти данные ответственные лица.

Например, автомобиль торговой компании был направлен с партией груза для доставки ее в розничные магазины. В этом случае директора магазинов должны подписывать путевой лист при прибытии к ним машины. Эта мера является дополнительной функцией контроля, позволяющей проверять пробег, время работы, также она подтверждает производственный характер затрат, учитываемых по данному документу.

В путевом листе также указывается информация о движении топлива. На его основании производится списание ГСМ. Данный участок бухгалтерского учета всегда являлся объектом пристального внимания со стороны различных проверяющих. И довольно часто налоговые органы изымали путевые листы, а точнее затраты на топливо, из расчета налога на прибыль в связи с их некорректностью, что вело к штрафным санкциям и начислению пеней.

Как было указано выше, регистрация выданных путевых листов должна вестись в специализированном журнале. Обычно этот журнал составляется за календарный год, т.к. с нового года нумерация начинается заново. Храниться он должен, как и вся документация, в том числе путевые листы, в течение 5 лет.

Отмена печати

В текущем году действующими остаются Положения федерального законодательства, позволяющие юридическим лицам с организационно-правовой формой ООО и АО вообще не пользоваться печатью. Если руководство таких компаний принимает соответствующее решение, то оно должно быть зафиксировано в их уставе.

Таким образом, если в уставе организации указано, что компания не использует печать, то она не ставится ни на одном документе такой организации. Если же компания принимает решение об использовании печати, то ее необходимо ставить только на тех документах, на которых законодательство предусматривает данную обязанность.

Следовательно, Минтранс России, приняв в начале года изменения в Приказ №152, просто устранил существовавшие разногласия между его положениями и вышеприведенными нормами. В частности, корректировки коснулись п. 12 Приказа, из которого было исключено упоминание о штампе и печати организации, являющейся собственником автомобиля. Считается, что данных, которые указываются в бланке путевого листа о компании, вполне достаточно для идентификации владельца.

Законами регулируется только минимальное количество информации, которая должна быть приведена в рассматриваемом бланке. Поэтому компания может принять решение о том, что она ставит свою печать на путевом листе. Ошибкой это не будет. Только данное решение нужно зафиксировать в своей учетной политике. И нужно помнить, налоговые инспекторы не вправе исключать расходы по таким путевым листам из налогооблагаемой базы.

Новый бланк 2019 года

Корректировки, которые были внесены в Приказ Минтранса России, потребовали изменения утвержденной формы путевого листа. Компании и индивидуальные предприниматели должны доработать бланки, чтобы они содержали все обязательные данные.

Так, необходимо предусмотреть место для заполнения сведений о техническом состоянии автомобиля перед работой и после нее, владельце ТС, ОГРН и ОГРИП. При этом отметка ставится с указанием даты и времени, а также с подписью ответственного сотрудника и ее расшифровкой.

Логичным с точки зрения наглядности и проверки корректности представляется внесение данных о техническом состоянии автомобиля в табличной форме. Пример такой таблицы представлен ниже.

Дата и время выездаДата и время прибытияСведения о техническом состоянии автомобиля
Дата и время осмотраТехническое состояние автомобиля, подпись и расшифровка подписи механика

Путевые листы должностные лица компании могут оформлять с помощью компьютера, а могут заполнять и от руки. Законодательство допускает оба варианта оформления. Основное требование – это наличие всех данных, которые перечислены в Порядке оформления путевых листов. В 2019 году путевые листы оформляют на день или срок, не больше одного месяца.

Если сотрудники фирмы используют свои автомобили в служебных целях, то компаниям рекомендуется оформлять путевые листы, иначе налоговые инспекторы при очередной проверке могут посчитать, что она не начислила на компенсации за использование личного транспортного средства сотрудника взносы на пенсионное обеспечение и социальное страхование.

В результате ей грозит не только доначисление указанных выплат, но и пеней, и штрафов. В такой ситуации позиция проверяющих однозначна: отсутствие путевого листа говорит о том, что автомобиль не был использован для осуществления основной деятельности фирмы, а сотрудник получил заработную плату, которая, в свою очередь, должна облагаться взносами во внебюджетные фонды. В такой ситуации компании остается только обратиться в суд.

Анализ арбитражной практики показывает, что корректность путевого листа – это гарантия для фирмы отстоять свою позицию. А вот небрежность в оформлении с большой долей вероятности приведет к удовлетворению требований налоговой инспекции или проверяющих со стороны внебюджетных фондов, ведь некорректно оформленный путевой лист считается неполноценным, а значит он не может подтвердить производственный характер поездки.

Такой документ изымается из учета, а затраты по нему восстанавливаются из налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к доначислению налога на прибыль, а в некоторых случаях – к отказу в вычете по налогу на добавленную стоимость.

Неполноценным может быть признан путевой лист, даже если в нем были указаны все необходимые реквизиты, но, например, не был указан маршрут движения. В такой ситуации позиции судей всех инстанций сходятся в том, что по такому путевому листу нельзя подтвердить корректность списания топлива, поэтому такие затраты не могут быть включены в расчет по налогу на прибыль.

Инструкция по заполнению путевого листа в 1С Бухгалтерия представлена ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...