Состояние пенсионного фонда россии на сегодняшний день

Содержание

Позор пенсионной реформы: Наши пенсии не дотянут до Эстонии даже через 3 года

В ПФР гордятся, что к 2022 выплаты вырастут до 18 тысяч руб., хотя это намного ниже мировых стандартов

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что за три года пенсии в России вырастут более чем на 18% по сравнению с нынешним уровнем. Таким образом, к 2022 году средний размер пенсии составит 18,3 тысячи рублей.

«В среднем опять же — у кого-то больше, у кого-то меньше», — пояснил Дроздов, очевидно, гордясь результатами пенсионной реформы и связаной с ней повышением пенсионного возраста.

Глава ПФР напомнил, что с 1 января 2019 года пенсии выросли более чем на 7% при инфляции в 4,3% в 2018-м, следовательно, в реальном выражении рост выплат составляет примерно 3%. В следующие три года планируется увеличить пенсии на 6,6%, 6,3% и 5,9% соответственно. Напомним, что средняя пенсия в России в 2019-м году, по данным Минтруда, составляет 14 825 руб. Правда, по данным ПФР она превышает 15 тысяч.

Повышение пенсий на 18% до 18 тысяч рублей глава ПФР представляет, как большое достижение. Хотя необходимо сделать поправку на инфляцию, пусть и низкую. Даже если она будет расти всего на 3% в год, рост пенсий составит всего 9%. Кроме того, для такой страны, как Россия, цифры по-прежнему смехотворны. По большому счету — это позор пенсионной реформы Путина/Медведева.

В той же Польше средняя пенсия составляет свыше 2000 злотых или около 500 евро. В переводе на наши деньги по текущему курсу — 35, 5 тыс. руб. Даже в Эстонии, которую нам часто приводят, как пример экономического упадка, средняя пенсия составляет свыше 300 евро (21,3 тыс. рублей). Работник с 15-летним стажем получает 291 евро (20,6 тыс. руб.), а те, кто проработал 44 года, — 483 евро (34,2 тыс. руб.).

В КПРФ, к примеру, считают, то и в России не средняя, а минимальная пенсия должна составлять не 14 тыс. и даже не 18 тыс., а 25 тысяч рублей. Об этом говорил и лидер партии Геннадий Зюганов, и другие члены КПРФ, например, Сергей Обухов.

«Минимальная пенсия на сегодняшний день должна быть 25 тысяч рублей. Это то, что может позволить пенсионеру выжить в нынешних условиях. Ниже — говорить не о чем. Все расчеты, откуда их взять, представлены в соответствующем законопроекте, одним из авторов которого я являюсь», — рассказал Сергей Обухов.

Тем не менее, власти, похоже, не слишком интересуются этими расчетами, ведь тогда нужно серьезно реформировать экономику, повышать зарплаты, перераспределять бюджеты. Вместо этого в качестве способа увеличения дохода в старости россиянам предлагают различные сомнительные схемы вроде новой любимой идеи Минфина — гарантированного пенсионного плана (ГПП).

Однако, как пояснил «СП» руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов, ГПП — это не более чем попытка государства снять с себя социальную ответственность, втянув людей в пенсионные пирамиды. В нынешнем виде российские пенсии не дотягивают даже до минимальных стандартов Международной организации труда, и без серьезных изменений к 2022 году ситуация никак не изменится.

— 18 тысяч — это средняя по России цифра, которая может что-то сказать макроэкономистам, но не простому человеку. Дело в том, что субъекты РФ очень сильно отличаются по прожиточному минимуму, и в каждом субъекте этот показатель свой. Разброс между ними достаточно существенный. Озвученная цифра не может соответствовать такому субъекту, как Москва, там она будет гораздо выше. А для какого-то региона это, напротив, большая сумма, которую его жители не получат в ближайшей перспективе.

Эту цифру можно сравнить со средней зарплатой по России. Сегодня этот параметр составляет 46 тысяч в месяц, а средняя пенсия — 14−15 тысяч. Вполне очевидно, что коэффициент замещения получается достаточно низкий и не выходит даже на 30%. В целом у нас коэффициент замещения утраченного заработка не соответствует нормам, принятым в мире.

Я имею в виду 102-ю конвенцию Международной организации труда от 1952 года, где сказано о минимальных нормах социального обеспечения. Там говорится, что пособие по старости должно быть не ниже 40% утраченного заработка, а мы в среднем имеем 30%. То есть по экономике и пенсионной системе этот параметр не выполняется, и не выполняется достаточно существенно.

10% — это большая величина, мы не добираем четверть от необходимой нормы, и это существенно для людей. В целом, когда мы говорим о наших пенсиях, нужно учитывать, что у нас особая специфика. Система очень запутанная.

С 2015 года мы перешли на балльную систему, и сегодня снова возвращаемся к проблемам дифференциации пенсий. По законодательству пенсия не может быть ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Где-то это 9−10 тысяч рублей, а где-то 18−19 тысяч. Разница в два раза и выше. Поэтому говорить о том, что цифра в 18 тысяч как-то показательна, нельзя.

Нужно исходить из того, как жители страны в каждом конкретном субъекте Российской Федерации обеспечены пенсиями. Мы прекрасно понимаем, что уровень обеспечения достаточно низкий, и всем бы хотелось иметь гораздо более высокие пенсии. Прожить сегодня даже на среднюю пенсию по субъекту РФ затруднительно. Люди, которые выходят на пенсию, вынуждены продолжать работать или искать подработку, чтобы выжить.

«СП»: — Может ли гарантированный пенсионный план улучшить ситуацию с пенсиями?

— Это разные виды пенсий. Мы с вами сейчас говорили о тех выплатах, которые получаются в обязательном пенсионном страховании. Гарантированный пенсионный продукт, который сегодня так рекламирует Минфин, относится к добровольному страхованию.

Обязательное пенсионное страхование гарантируется государством, в нем участвуют все работники РФ своими страховыми отчислениями. Добровольное страхование относится к коммерческой деятельности, в нем каждый участвует своими отчислениями по желанию.

Говоря о ГПП нужно понимать, что он не для каждого может быть приемлем. Сегодня за людей в системе обязательного пенсионного страхования взносы платит работодатель в размере 22% от зарплаты. В ГПП человеку предлагают платить 6% с собственной заработной платы.

Это несопоставимые величины. Ясно, что чем больше ты платишь, тем больше получаешь. Экономический эффект для человека, который будет откладывать со своей зарплаты 6%, сомнителен. Кроме того, многое будет зависеть от того, куда именно вкладывать эти деньги и получит ли человек от выбранной организации желаемый инвестиционный доход, чтобы не только сохранить покупательную способность денег, но и их приумножить. Финансовые риски в этой схеме достаточно серьезные.

«СП»: — Какие именно?

— Во-первых, инвестиционный риск. Насколько эффективно можно будет вложить эти деньги, от самого человека практически не зависит. Это зависит от общего состояния экономики страны и других параметров. В инвестировании участвуют негосударственные пенсионные фонды, управляющая компания, спецдепозитарии, то есть достаточно много коммерческих структур. Но ни одна коммерческая структура себе в убыток не работает. Она хочет зарабатывать, и делает это за счет вкладчиков. Все накладные расходы покрываются за счет взносов вкладчиков.

Во-вторых, это инфляционный риск. Большой вопрос, покроет ли этот доход инфляцию. В лучшем случае, покупательная способность будет сохранена, а для большей части населения она и вовсе будет убыточной. Конечно, возможны исключения — уникальный НПФ найдет уникальную управляющую компанию, и они очень хорошо вложат деньги. Но, как правило, эти вероятностные явления не выполняются и денежный дождь с неба не льется.

Словом, инфляционные риски очень высокие. А если учесть состояние нашей экономики, которая растет на 1−1,5% в год, реальных инвестиционных инструментов не существует.

Если есть лишние деньги, которые некуда деть, то можно рискнуть. Но остальным такое вложение я бы не советовал, тем более что эти средства откладываются с заработной платы. А у нас зарплаты таковы, что люди за их счет решают текущие проблемы, и отложить им нечего.

ГПП может быть интересен только для работников с зарплатой порядка 140 тысяч рублей в месяц. Таких людей у нас очень мало. А большинство получает порядка 22−25 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, в законодательстве существует масса нюансов. Это только звучит красиво — гарантированный пенсионный план. На деле же это не более чем рекламный трюк, потому что ничего он не гарантирует. Все зависит от рынка: получилось — хорошо, не получилось — ничего не поделаешь.

«СП»: — Что может сделать государство, чтобы все-таки повысить пенсии?

— Сегодня государство снимает с себя социальные обязательства, которые достаточно велики. Социальный пакет для населения в России разветвленный, и его не планируют расширять. Все, что предлагают сегодня — это коммерческие предложения. Государство старается как можно меньше брать на себя новых обязательств, так как их и так много.

В обязательном пенсионном страховании, то есть в солидарной распределительной системе, существует один риск — демографический.

Он заключается в том, что через какое-то время количество работников станет слишком маленьким, а пенсионеров — слишком большим, и первые больше не смогут обеспечивать вторых.

Но этот риск предсказуем, над ним нужно просто работать и понимать, как будет изменяться пенсионная система, и принимать соответствующие решения. Для купирования этого риска был повышен пенсионный возраст, хотя без этого шага можно было обойтись. Достаточно было повысить страховой тариф и отчисления за наемных работников для повышения пенсий.

Проблемы функционирования пенсионного фонда РФ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Б. Балашев, А. Д. Конивец

В статье рассматриваются основные проблемы функционирования пенсионной системы и пути их решения. Анализируется динамика величины межбюджетного трансферта из Федерального бюджета в ПФ, величины расходов бюджета ПФ и его дефицита. Анализируется проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда и его причины. Предоставляется статистика возраста выхода на пенсию в развитых странах, в сравнении с продолжительностью жизни. Рассматривается динамика соотношения численности населения пенсионного возраста и работающих граждан в РФ.

Читайте также:  Какие документы для брачного договора

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н. Б. Балашев, А. Д. Конивец

PROBLEMS IN THE FUNCTIONING OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main problems of the pension system and their solutions. The dynamics of the size of the inter-budget transfer from the Federal budget to the PF, the size of the PF budget expenditures and its deficit are analyzed.. The problem of the budget deficit of the Pension Fund and its causes are analyzed. Statistics are provided on the retirement age in developed countries, in comparison with life expectancy. The dynamics of the ratio of the population of retirement age and working citizens in the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования пенсионного фонда РФ»

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

Н.Б. Балашев, канд. техн. наук, старший преподаватель А.Д. Конивец, студент

Тульский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы функционирования пенсионной системы и пути их решения. Анализируется динамика величины межбюджетного трансферта из Федерального бюджета в ПФ, величины расходов бюджета ПФ и его дефицита. Анализируется проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда и его причины. Предоставляется статистика возраста выхода на пенсию в развитых странах, в сравнении с продолжительностью жизни. Рассматривается динамика соотношения численности населения пенсионного возраста и работающих граждан в РФ.

Ключевые слова: пенсионная система, бюджет Пенсионного фонда, межбюджетный трансферт, пенсионный возраст.

Основой социальной политики любой страны является пенсионная система, в которой Пенсионный фонд занимает важное место, поскольку в нашей стране более 46 миллионов граждан, нуждающихся в выплатах из Пенсионного фонда России (ПФР) [1].

ПФР был создан в конце 1990 года с целью «управления финансами пенсионного обеспечения» [2], и вместе с пенсионной системой прошел через ряд реформ и преобразований [3, с. 348].

Самой актуальной и важной проблемой пенсионного обеспечения и ПФР является недостаточность объема бюджета ПФР, которая наблюдается на протяжении всего его существования. Причинами этого стали следующие факторы:

— небольшой объем экономики страны, низкие темпы ее развития и нестабиль-

ность макроэкономических показателей не обеспечивают необходимую величину бюджета Пенсионного фонда;

— занижение фонда оплаты труда из-за выплат «неофициальных» зарплат, и как следствие, отсутствие страховых взносов в Пенсионный фонд;

— не заинтересованность населения в системе дополнительных страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии для осуществления дополнительных выплат при выходе на пенсию из-за нестабильности экономических условий для формирования и опережающего инфляцию роста накопительной части пенсии.

Эти факторы обуславливают зависимость бюджета ПФР от федерального бюджета (рис. 1).

2OO8 2OO9 2OlO 2Oll 2O12 2O13 2O14 2O15 2O16 2O17 2O18

I Межбюджетные трансферты из ФБ ■ Расходы ■ Профицит(+), Дефицит (-)

Рис. 1. Динамика величины межбюджетного трансферта из ФБ, дефицита и расходов

бюджета ПФР [4, 5].

Как видно из графика доля межбюджетного трансферта в качестве источника расходов бюджета ПФР постепенно снизилась с 64,6% в кризисном 2009 году до 38,3% в 2018 г., что является важным положительным фактором повышения самостоятельности ПФР.

До 2015 года доходы превышали расходы, однако с 2015 года и по сегодняшний день бюджет ПФР является дефицитным, правда его доля в расходах 2017 года составила всего 0,7%, а доля в 2018 г. по предварительным данным в пределах 1,9%.

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции их недостаточно, чтобы

компенсировать демографические провалы в численности населения из-за мировых войн и революций ХХ-го века и низкой рождаемости в конце ХХ-го начале ХХ1-го вв., которые привели к очень низкому соотношению между количеством пенсионеров и работающих граждан.

На 1 января 2019 года в России число пенсионеров составляет уже более 46 млн. человек или 31,7% от общего числа граждан [6]. А занятое население, по данным Росстата, в феврале 2019 году составило 76 млн. человек, или 51% от общей численности населения страны (рис. 2).

100000,0 80000,0 60000,0 40000,0 20000,0 0,0

5676,1 75528,9 75428,4 76587,5 76636,1 76108,5 76011,4

42367 42837 43327 43797 45182 45709 460′

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 2.Динамика численности населения пенсионного возраста и работающих граждан,

Из рисунка 2 видно, что на одного пенсионера приходится примерно 1,65 работающего, а доля численности граждан в возрасте старше трудоспособного с каждым годом растет, в то время как в 2009 году число занятых составляло 75694 тысяч [7], а пенсионеров 38598 тысяч [8], это означает, что на одного пенсионера приходилось примерно 1,96 работающего.

Если такая тенденция будет продолжаться, то ситуация с пенсионным обеспечением будет только ухудшаться.

Увеличение возраста выхода граждан на пенсионное обеспечение наряду с обеспечением роста экономики страны и уменьшения «теневого» сектора являются важнейшими стратегическими инструментами управления экономикой руководством страны и регионов наряду с уже повсеместно внедряемыми мерами эконо-

мического стимулирования развития регионов [9, с. 31], усиления контроля расходования средств бюджета [10, с. 14, 11, с. 15], повышения эффективности бюджетных расходов [12, с. 355].

1 января 2019 года закон о повышении пенсионного возраста вступил в действие. Теперь женщины будут выходить на пенсию не в 55, а в 60 лет, а мужчины в 65, а не в 60 [13]. Однако данные изменения будут происходить поэтапно в течение 5 лет, и окончательное изменение возраста выхода на пенсионное обеспечение будет установлено только в 2023 году, в котором граждане, достигшие 60-и летнего возраста для мужчин и 55- летнего возраста для женщин будут должны отработать еще 5 лет до момента получения страховой пенсии по возрасту (табл. 1).

Таблица 1. Переходный период повышения пенсионного возраста [13]

Выход на пенсию по старому закону Пенсионный возраст по новому закону Год выхода на пенсию по новому закону

I полугодие 2019 60 + l — 0,5 = 60,5 55 + l — 0,5 = 55,5 II полугодие 2019

II полугодие 2019 I полугодие 2020

I полугодие 2020 60 + 2 — 0,5 = 6l,5 55 + 2 — 0,5 = 56,5 II полугодие 2021

II полугодие 2020 I полугодие 2022

2021 60 + 3 55 + 3 2024

2022 60 + 4 55 + 4 2026

2023 и т.д. 60 + 5 55 + 5 2028 и т.д.

Для сравнения рассмотрим статистику выхода на пенсию мужчин и женщин в разных странах мира (табл. 2).

Таблица 2. Пенсионный возраст мужчин и женщин в странах ми

Страна Пенсионный возраст, лет [14] Средняя продолжительность жизни, лет [15]

Россия 65 60 73

Япония 70 70 84

Германия 67 67 82

Канада 65 65 81

Норвегия 67 67 83

Великобритания 65 65 81

Бельгия 65 65 81

Из таблицы 2 видно, что пенсионный возраст в мире в среднем 65-67 лет. Россия стремится к этому значению, однако стоит учитывать, что продолжительность жизни в нашей стране значительно отличается от других стран.

«Теневая» экономика, «зарплата в конвертах», неофициальное трудоустройство — проблема, влияющая не только на Пенсионный фонд, но и на всю экономику страны в целом.

«По оценке Росстата на конец сентября 2018 г., в российской экономике неформально заняты 14,9 миллионов человек (20,4% в общей численности занятых). А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах в неофициальном секторе) составил в 2017 году 11,8% ВВП (около 10,9 трлн. руб.)» [16].

Это связано с тем, что работодатели чаще всего пытаются сэкономить на отчислениях в социальные фонды, а работник хочет получать высокую заработную

плату в настоящее время, не задумываясь о будущей пенсии в виду нестабильности экономического положения страны.

Для решения существующих проблем и недостатков пенсионной системы страны Президент РФ в своем указе от 07.05.2018 № 204 поставил следующие задачи Правительству РФ:

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году -до 80 лет);

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции [17].

В их осуществлении должны учувство-вать не только государственные органы и Пенсионный фонд, но и общественные, партийные, образовательные организации и средства массовой информации.

1. Старшее поколение. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:

2. Постановление Верховного совета СССР № 442-1 от 22.12.1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 30.

3. Балашев Н.Б., Аленичев Н.В. Проблемы сбалансированности Пенсионного фонда России в современных условиях // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2018. — № 1. — С. 348-350.

4. Статистика. Минфин России [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/statistics/

5. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ. Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902191530,

6. Трудовые ресурсы. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/

7. Численность рабочей силы в возрасте 15-72 года по субъектам РФ. Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud1.htm.

8. Численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФ РФ. Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm

9. Балашев Н.Б., Ашуркова К.С. Влияние бюджетного финансирования на экономическое развитие регионов на примере Тульской и Ярославской областей // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 4-1. — С. 28-36.

10. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2016. — № 1. — С. 1415.

11. Балашев Н.Б., Гончарова К.О. Государственный финансовый контроль в системе управления финансами на современном этапе // Вестник Тульского филиала Финунивер-ситета. — 2018. — № 1. — С. 15-18.

12. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 2-1. — С. 355-359.

13. График выхода на пенсию по новому закону. Современная пенсионная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://pensiology.ru/news/vyhod-na-pensiju-po-novomu-zakonu-s-2019^^/

14. Возраст выхода на пенсию в странах мира. РИА новости [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20180614/1522718699.html

15. Средняя продолжительность жизни. Всемирный банк [Электронный ре-сурс]:https://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=sp_dyn_le00_in & >

16. Теневая экономика РФ выше расходов бюджета на 2019 год. Вести [Электронный ресурс]: https://www.vestifinance.ru/articles/115216

17. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. Президент России [Электронный ресурс]: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

PROBLEMS IN THE FUNCTIONING OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN

N. B. Balashev, candidate of technique science, headteacher A.D. Konivets, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)

Abstract. The article deals with the main problems of the pension system and their solutions. The dynamics of the size of the inter-budget transfer from the Federal budget to the PF, the size of the PF budget expenditures and its deficit are analyzed.. The problem of the budget deficit of the Pension Fund and its causes are analyzed. Statistics are provided on the retirement age in developed countries, in comparison with life expectancy. The dynamics of the ratio of the population of retirement age and working citizens in the Russian Federation is considered. Keywords: pension system, pension Fund budget, inter-budget transfer, pension age.

Читайте также:  Куда подовать в суд на развод

Статистика и рейтинг НПФ в 2019 году в России по надежности и доходности

Прежде, чем переводить свои накопления из государственного фонда в НПФ, необходимо ознакомиться с рейтингом лучших НПФ. Рейтинги НПФ составляются по разным критериям (объем накоплений, количество застрахованных, доходность).

Лучшие фонды 2018-2019 года по надежности и доходности

НПФ представляют собой фирмы, занимающиеся выгодными инвестициями денег граждан в разные проекты. От того, насколько грамотно фонд распорядится инвестициями, зависит доход его клиентов.

Плюсы хранения пенсионных накоплений в подобной организации заключаются в следующем:

  1. Можно повлиять на собственную пенсию. Гражданин может самостоятельно решить, сколько взносов он будет делать в фонд.
  2. Можно получать пенсионные выплаты от разных организаций. Диверсификация источников пассивного дохода положительно влияет на материальное благосостояние. Хранение накоплений даже в одном НПФ позволяет получать 2 пенсии (от государства и от НПФ). Кроме того, можно принимать участие сразу в нескольких фондах.
  3. Государство регулирует деятельность фондов. Все НПФ должны следовать законам государства, располагать разрешениями для занятия собственной деятельностью, предоставлять отчеты государству. Это выступает одним из факторов надежности, который уменьшает риски перевода накоплений в негосударственный фонд.
  4. Налоговые льготы. При этом они предоставляются не только гражданам, но и нанимателям, которые делают отчисления. Внесенные в фонд деньги не учитываются при налогообложении участника фонда и нанимателя.
  5. Прозрачная деятельность. Участники фонда могут в любой момент получить данные по собственным счетам и узнать, сколько отчислений было сделано, какой доход был начислен.

Основные минусы участия в НПФ таковы:

  1. Малый уровень дохода от инвестиций. Процент увеличения капитала в НПФ обычно весьма небольшой (примерно 10 процентов в год).
  2. Невозможно получить свои деньги раньше положенного срока. Получить накопления из негосударственного фонда возможно лишь в исключительных ситуациях (смерть, получение статуса «инвалид», тяжелая болезнь, эмиграция). В прочих ситуациях получить собственные деньги раньше срока невозможно.
  3. Отсутствие влияния клиентов НПФ на то, куда будут инвестированы их деньги. НПФ вкладывают деньги участников туда, куда захотят. Для рядовых граждан подобный недостаток несущественен, однако опытный инвестор, возможно, мог бы гораздо выгоднее распорядиться своими денежными средствами.
  4. Прибыль облагается налогом. Делая отчисления в НПФ, гражданин получает налоговые льготы. Однако при получении денег из фонда нужно платить налог, начисляемый при операциях с капиталом.

«Европейский» НПФ является одним из самых известных. Он пользуется популярностью среди граждан по причине неплохой доходности. У данной фирмы больше миллиона клиентов, которые доверили ей собственные накопления.

В НПФ предусмотрены европейские стандартны обслуживания. Так, граждане могут создать личный кабинет на сайте фонда, а также следить за движениями денежных средств. Можно переводить деньги в другой НПФ при банкротстве.

Повышенная процентная ставка определена для граждан, которые вкладывают свои накопления в «Сургутнефтегаз». Фирма вовремя выплачивает пенсии, находится на рынке больше 20 лет, имеет положительную репутацию среди россиян.

По статистике и рейтингу НПФ России 2019 по надежности и доходности можно определить, насколько полно и своевременно компания выполняет свои обязательства перед застрахованными гражданами.

По данным Центробанка в 2019 г. рейтинг НПФ по надежности выглядит так:

  1. «Сбербанк». Множество россиян предпочитают переводить собственные накопления именно в официальный фонд Сбербанка. Основным стимулирующим фактором здесь выступает то, что накопления находятся под защитой государства. Обязательное страхование позволяет увеличить свои накопления посредством периодических взносов. Для людей, которые планируют продолжить работать даже в пожилом возрасте, предусмотрены особые программы. Есть корпоративные программы, направленные на увеличение эффективности работы бизнеса.
  2. «ВТБ».
  3. «ГАЗФОНД».
  4. «НЕФТЕГАРАНТ».
  5. «Атомгарант».
  6. «Альянс».
  7. «Алмазная осень».
  8. «Сургутнефтегаз».
  9. «Ренессанс пенсии».
  10. «Социум».
  11. Лукойл Гарант (Открытие).
  12. НПФ Электроэнергетики.

По объему накоплений

Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего пенсионных сбережений граждан. По состоянию на 2019 г. рейтинг компаний по количеству накоплений следующий:

  1. «Сбербанк».
  2. «ГАЗФОНД».
  3. «Открытие».
  4. «БУДУЩЕЕ».
  5. «ВТБ Пенсионный фонд».
  6. «САФМАР».
  7. «НЕФТЕГАРАНТ».
  8. «Доверие». Данный фонд был открыт 18 лет назад. Его учредили фирмы, участвующие в экономической жизни Нижнего Новгорода, а также крупные банковские организации. НПФ принимает участие в программе софинансирования, которая позволяет значительно увеличить пенсионные накопления.
  9. «Большой».
  10. «Социум».

По числу застрахованных

Если сравнивать организации по количеству участников, то рейтинг будет выглядеть так:

Рейтинг доходности – список фондов

Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.

Ознакомившись с рейтингом доходности НПФ за 2019 г., вы сможете перевести свои накопления в фирму, заработавшую для собственных клиентов максимально высокие суммы.

Таблица доходности негосударственных пенсионных фондов:

Название фондаДоходность с начала года, %
«ГАЗФОНД»9.13
«Согласие-ОПС»6.82
«Первый промышленный альянс»6.81
«Алмазная осень»6.8
«ВТБ Пенсионный фонд»6.8
«УГМК-Перспектива»6.63
«НЕФТЕГАРАНТ»6.43
«Сбербанк»6.35
«Сургутнефтегаз»6.26
«Согласие»6.04
«Оборонно-промышленный фонд имени Ливанова»5.82
«Стройкомплекс»5.75
«Ханты-Мансийский фонд»5.72
«Владимир»5.46
«Транснефть»5.16
«АКВИЛОН»5.1
«Национальный»4.94
«Роствертол»4.7
«Гефест»4.5
«Атомфонд»4.29
«Федерация»4.19
«Доверие»4.1
«Волга-Капитал»3.97
«Социум»3.86
«Альянс»3.75
«Ростех»3.03
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ»2.94
«Большой»2.62
«Магнит»2.16
«САФМАР»1.16

Все рейтинги в России разрабатываются при учете информации, публикуемой организациями. Соответственно с данными НПФ, предыдущий год оказался весьма благоприятен для этих организаций. Общее количество накоплений увеличилось на 3.11 процента, дойдя до отметки в 3.3 триллиона рублей.

Полезное видео

Стоит ли переводить свои накопления в НПФ? Смотрите в видео:

Прогноз дефицита пенсионного фонда России на основе актуарного моделирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 22.03.2015 2015-03-22

Статья просмотрена: 2158 раз

Библиографическое описание:

Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионного фонда России на основе актуарного моделирования // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 349-355. — URL https://moluch.ru/archive/87/16507/ (дата обращения: 02.01.2020).

Анализ развития пенсионных систем основывается на актуарных расчетах. Актуарное оценивание предполагает анализ способности пенсионной системы выполнить принятые на себя финансовые обязательства по выплате пенсий в долгосрочной перспективе при различных сценариях демографического и социально-экономического развития страны.

Под актуарным моделированием в пенсионном страховании понимаются расчеты, отражающие в виде математических зависимостей механизм формирования и расходования накопленного страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения. [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

На сегодняшний день существуют различные виды актуарных моделей, за рубежом чаще используются универсальные (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда), позволяющие проводить анализ пенсионных систем, основанных на распределительных, накопительных и смешанных принципах. Главным преимуществом этих моделей является возможность не рассматривать специфику пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [8], [9], [10], [11], [12]

Для прогноза российской пенсионной системы была спроектирована модель актуарных расчетов, которая отличается большой долей детализации к специфике российского пенсионного законодательства, на основе методики профессора А. К. Соловьева.

Для оценки финансового состояния пенсионной системы выберем в качестве основы данную модель. Для проведения актуарного моделирования воспользуемся данными департамента экономической и социальной политики ООН (прогноз численности населения России), данными федеральной службы государственной статистики, а также информацией министерства экономического развития РФ (прогноз социально-экономического развития России на период 2013–2015 годов, сценарные условия долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года).

Пенсионная система России за последние несколько лет неоднократно претерпевала существенные изменения. До 2002 года в России существовала распределительная система пенсионных накоплений. Модель носила социально-уравнительный характер. Пенсионные средства не участвовали в рыночном инвестиционном процессе. [13], [14], [15], [16]

С 1 января 2002 года в России начала функционировать современная распределительно-накопительная пенсионная система. С этого момента вступила в действие новая система обязательного пенсионного страхования. После проведенных преобразований трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. В ходе развития пенсионной реформы с 2005 года пенсия стала состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Введение новой системы должно было увеличить пенсионные отчисления и уменьшить дефицит пенсионного фонда, но этого не произошло. На конец, 2013 года дефицит пенсионного фонда Российской Федерации составил около 2,3 трлн. долларов, что составило 3,8 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) (таблица 1). [14], [17], [18], [19]

Дефицит пенсионного фонда России

Взносы на пенсионное обеспеченье, млрд. рублей

Взносы на страховую часть пенсии, млрд. рублей

Взносы на накопительную часть пенсии, млрд. рублей

Средства на выплату пенсий, млрд. рублей

Дефицит пенсионного фонда, млрд. рублей

Дальнейшей рост дефицита пенсионной системы становился непосильным бременем для бюджета России, из которого осуществляется его погашение. В связи с этим были предприняты шаги по снижению диспропорции между выплатой пенсий и собираемыми налогами. С 1 января 2015 года в действие вступило новое пенсионное законодательство, главная задача которого снизить дефицит пенсионного фонда РФ. Оценить масштаб изменений позволит созданная актуарная модель.

Построение актуарной модели начнем с оценки доходной части пенсионной системы РФ. Сначала оценим основные финансовые показатели системы обязательного пенсионного страхования, характеризующие развитие пенсионной системы страны.

Для этого проведем ретроспективный анализ данных за 2004–2013 годы и оценим уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на страховую часть пенсии по следующей формуле: [1], [2], [8], [16]

(1)

Ks коэффициент собираемости налогов на страховую часть пенсии,

Is — доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии,

Isr — возможные доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии.

Величину Isrрассчитаем по следующей формуле:

(2)

W — фонд оплаты труда,

N1 — численность работников 1966 года и старше,

N2 — численность работников 1967 года и младше,

N — общая численность работников, занятых в экономике,

Ts1 — тариф на страховые взносы работников 1966 года и старше,

Ts2 — тариф на страховые взносы работников 1967 года и младше,

Фонд оплаты труда определяется по формуле:

(3)

Wсрм — среднемесячная заработная плата в России.

Уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии рассчитаем по следующей формуле: [1], [2], [8], [9], [10], [12]

(4)

Kn коэффициент собираемости налогов на накопительную часть пенсии,

In — доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии,

Inr — возможные доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии.

Величина Inrрассчитывается по следующей формуле:

(5)

Tn тариф на накопительные взносы работников 1967 года и младше.

Полученные результаты анализа приведены в таблице 2.

Коэффициенты собираемости налогов в пенсионный фонд РФ

Величина среднего значения коэффициента собираемости страховых взносов Ks составила 62,89 %, а коэффициента собираемости взносов на накопительную составляющую пенсионной системы Kn 50,26 %.

Построение доходной части актуарной модели по собираемым взносам проводилось по следующей формуле:

+ (6)

Величина доходов на страховую часть пенсии Is может быть рассчитана по следующей формуле:

(7)

Величина Inрассчитывалась по следующей формуле:

(8)

Используя ретроспективный анализ по численности занятых в экономике, распределению работников старше 1966 года и лиц 1967 года и младше, а также динамике средней ежемесячной заработной платы в России, в совокупности с прогнозом развития РФ до 2030 года [20], [21] были получены следующие результаты (таблица 3). При моделировании были взяты следующие показатели страховых взносов Ts1=22 %, Ts2=16 % и Tn=6 %. Тарифы собираемости пенсионных взносов учитывались по максимальному значению, так как влияние регрессивной шкалы было учтено при расчетах коэффициентов собираемости взносов в пенсионный фонд, также в этих коэффициентах учитывались льготные категории застрахованных лиц.

Читайте также:  Исковое заявление по взысканию алиментов + Расчет стоимости иска + Решение суда

Доходы по страховым взносам пенсионного фонда России до 2030 года

Моделирование расходов пенсионного фонда России на выплаты пенсий будем рассчитывать по следующей формуле:

(9)

E — общие выплаты пенсионного фонда РФ на пенсии,

Es — выплаты трудовых пенсий,

Eгособ — выплаты пенсий по государственному обеспеченью.

Величину выплат по трудовым пенсиям рассчитаем по следующей формуле:

(10)

Eс — выплаты пенсий по старости,

Eи — выплаты пенсий по инвалидности,

Eк — выплаты пенсий по потери кормильца.

Величины пенсий по каждой категории могут быть вычислены исходя из значений среднемесячных пенсий и количества пенсионеров по каждой категории, тогда общие расходы будут рассчитываться по следующей формуле:

+ (11)

Pс — среднемесячный размер пенсии по старости,

Pи — среднемесячный размер пенсии по инвалидности,

Pк — среднемесячный размер пенсии по потери кормильца,

Pгособ — среднемесячный размер пенсии по государственному обеспеченью,

Nс — число пенсионеров по старости,

Nи — число пенсионеров по инвалидности,

Nк — число пенсионеров по потери кормильца,

Nгособ — число пенсионеров по государственному обеспеченью.

На основе ретроспективных данных за 2002–2013 год была спрогнозирована численность российских пенсионеров до 2030 года, которая подтверждается прогнозом по численности пенсионеров по данным департамента экономической и социальной политики ООН (рис.1). [22]

На основе данных государственной статистики был проведен анализ по распределению пенсионеров по видам пенсионного обеспеченья за 2002–2013 год (таблица 4). [17], [21]

Рис. 1 Прогноз численности российских пенсионеров до 2030 года

Распределение пенсионеров по видам пенсий

По потере кормильца

По государственному обеспечению

Величина пенсий по старости прогнозировалась в привязке к среднемесячной зарплате по России, которая на сегодняшний день составляет около 37 % и в прогнозе должна быть не ниже сегодняшнего уровня, а в перспективе достичь величины в 40 % от зарплаты. [21], [23]

Параметры остальных видов пенсий рассматривались во взаимосвязи с трудовой пенсией и на перспективу их величина должна составлять не ниже 70 % от трудовой пенсии. [21], [23]

На основе проведенного моделирования были получены следующие значения для расходной части пенсионного фонда России, связанные с выплатами пенсий (таблица 5).

Расходы по пенсионному обеспеченью пенсионного фонда России

Nс, миллионов человек

Nи, миллионов человек

Nк, миллионов человек

C 2015 года в пенсионное законодательство России вносятся изменения, направленные на перераспределение системы пенсионных накоплений, суть которых перевести накопительную часть пенсий в страховую. Для этого будущим пенсионерам до 2015 года предлагается либо перевести свои накопительные части пенсии в страховую систему, либо оставить свои накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), при этом тем кто переведет свои накопления в страховую систему гарантируется большое начисление баллов при формировании будущей пенсии. [17]

Проанализируем три варианта возможных событий. Первый вариант, когда с 2015 года все россияне заберут свои накопления и перейдут в страховую систему, тем самым ликвидировав накопительную часть пенсий, с точки зрения государства на сегодняшний момент это самый лучший вариант. Второй вариант, когда все будущие пенсионеры оставят накопительную часть пенсий в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с позиции государства это самый худший вариант, потому что в этом случае вся накопительная часть пенсии будет накапливаться для будущего пенсионера и потратить ее на выплату текущих пенсий будет нельзя, следовательно, необходимо изыскивать другие источники для выплаты пенсий. Эти два варианта определяют границы диапазона, в котором будет варьироваться дефицит пенсионного фонда РФ. Третий вариант, является более реалистичным и определяет сложившееся положение в пенсионной системе на сегодняшний день. На конец, 2013 года накопительные вложения в негосударственных пенсионных фондах хранили 22,3 миллиона россиян с общей суммой вложений около 1,1 триллионов рублей, в управляющих компаниях 0,5 миллиона человек с общей суммой 35,09 миллиарда рублей. В системе государственного обслуживания накопительных вложений было 56 миллионов человек с общей суммой накоплений около 1,8 триллионов рублей. [17] Соотношение между россиянами, хранящих накопления в НПФ и в системе государственного обслуживания составляло 29 %. За 2013 год в систему НПФ было подано 18,1 миллиона заявлений о переводе накоплений из системы государственного обслуживания в негосударственный сектор, 9,9 миллионов заявлений было удовлетворено, остальные были отклонены из-за технических ошибок. [17] Вследствие этого, можно предположить, что как минимум 8,2 миллиона человек перейдут в НПФ в 2014 году. Таким образом, общее количество в негосударственном пенсионном секторе составит около 44 % от общего числа будущих пенсионеров на 2015 год. В дальнейшем изменение этой величины может быть связано, с выбором накопительной или страховой системы для лиц достигших 18 лет, у которых впервые наступили страховые отношения. Можно предположить, что достигнутая величина будет достаточно постоянной на ближайшие годы.

На основе проведенного исследования, с учетом того, что накопительные средства всех будущих пенсионеров будут переведены в страховую часть пенсии в 2014 и 2015 году, а также с учетом того, что при переходе в страховую систему все собранные средства накопительной части пенсии, также будут переведены в страховую систему и будут направлены на выплату текущих пенсий равномерно в ближайшие пять лет, были получены следующие результаты (таблица 6).

Дефицит пенсионного фонда России до 2030 года.

Что нового в пенсиях: полный обзор

В конце сентября Пенсионный фонд России подвел итоги своей работы в первой половине 2019 года, а также определил основные задачи до конца года. На основе этой информации предлагаем вашему вниманию обзор изменений в пенсионном законодательстве в 2019 году.

Одна из приоритетных задач перед ПФР в 2019 году — повышение пенсий и социальных выплат пенсионеров, в том числе в соответствии с законодательными изменениями в пенсионной системе 2019, принятыми в конце 2018 года.

Далее в таблице представлен анализ реализованных Пенсионным фондом изменений в 2019 году.

Вид пенсии/выплаты

Новое и изменения

Страховые пенсииВ январе 2019 г. ПФР провел повышенную индексацию этих пенсий на 7,05%. В результате выплаты 31 млн неработающих пенсионеров увеличены сверх уровня инфляции в среднем чуть больше чем на 1000 рублей в месяц.

Индексация прошла с 01.01.2019 — на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров по итогам индексации вырос до 15,5 тыс. рублей.

Выплаты пенсионерам, проработавшим 30 лет и более в сельском хозяйствеС 01.01.2019 ПФР повысил фиксированную выплату к страховой пенсии жителей села на 25%, или на 1,3 тыс. рублей в месяц.

С начала 2019 г. прибавку к пенсии получили почти 1 млн неработающих сельских пенсионеров.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услугУ 15,2 млн пенсионеров, у которых в соответствии с федеральными законами есть право на льготы и меры социальной поддержки, с 01.02.2019 были проиндексированы на 4,3%Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, вкл. социальныеВ апреле 2019 проиндексированы на 2%.

Повышение коснулось 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. В результате средний размер социальной пенсии в 2019 г. вырос до 9,3 тыс. рублей.

Выплаты работавших в 2018 году пенсионеровВ августе 2019 ПФР пересчитал их с учетом новых пенсионных коэффициентов, сформированных за время трудоустройства.

Повышение страховой пенсии в результате перерасчета получили 12,2 млн пенсионеров.

Выплаты из средств пенсионных накопленийС 01.08.2019 они увеличены:
  • из накопительной пенсии — на 4,9%;
  • срочной пенсионной выплаты — на 5,1%.

Перерасчет проведен по результатам инвестирования средств управляющими компаниями. Он коснулся 88 тыс. пенсионеров.

Что новое в Пенсионном фонде в 2019 году

Ниже в таблице представлен перечень основных направлений работы ПФР до конца 2019 года.

Задача

Пояснение

Установление повышенной пенсии жителям селамОдно из первоочередных направлений работы ПФР. Касается сельских жителей, которые обратятся в Фонд при наличии соответствующего права.

Прибавка будет назначена с учетом постановления Правительства РФ № 805 от 25.06.2019. Оно расширило список профессий и должностей работников сельского хозяйства, у которых есть право на повышенную фиксированную выплату к пенсии.

Досрочное назначение пенсий в соответствии с новыми основаниямиОни введены Законом № 350-ФЗ от 03.10.2018. Это относится к:
  • работникам, имеющим высокий страховой стаж (42 года для мужчин и 37 лет для женщин0;
  • многодетным мамам с 3 и 4 детьми.
Региональная доплата и её передача органам соцзащитыС учетом новой методики определения прожиточного минимума пенсионера, вступившей в силу в июле 2019, с 2020 г. в ряде субъектов РФ вместо выплачиваемой ПФР федеральной доплаты к пенсии будет устанавливаться региональная доплата, которую назначают органы социальной защиты населения региона.

Отделения ПФР в соответствующих регионах до конца года проведут необходимую работу по передаче функции назначения социальной доплаты органам соцзащиты и окажут им необходимую помощь.

Увеличение услуг в электронной формеОтделениям ПФР поручено увеличить долю услуг, оказываемых гражданам в электронной форме, что в т. ч. за счет усиления информационного обмена между ПФР и МФЦ через систему электронного межведомственного взаимодействия.Выдача электронных сертификатов материнского капитала и предоставление средств господдержки семьям с 2 детьмиОтделения ПФР усилят работу по выдаче электронных сертификатов маткапитала и более оперативному предоставлению средств господдержки семьям с двумя детьмиКонтроль за передачей данных об инвалидах в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ)В настоящее время ПФР оказывает государственные услуги на основе сведений ФРИ, в т. ч. назначает пенсии по инвалидности и устанавливает инвалидам ежемесячную денежную выплату.

Особое внимание в рамках этой работы будет уделено контролю со стороны ПФР (как оператора ФРИ) за своевременной передачей данных об инвалидах органами бюро медико-социальной экспертизы, которые не всегда соблюдают установленные сроки загрузки информации в этот реестр.

Контроль за своевременным наполнением Единой информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО)До конца 2019 г. будут активизированы рабочие группы на базе отделений ПФР по контролю за своевременным наполнением ЕГИССО.

Стоит задача по организации равномерной и постоянной поставки сведений в систему от всех органов, для того чтобы она позволяла выполнять различные функциональные проекты. Одним из таких проектов в ближайшее время станет формирование Единого списка детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья.

Сегодня возможности ЕГИССО уже используются для реализации нацпроекта «Демография», в рамках которого ряд субъектов РФ проводит пилотный проект по повышению реальных доходов граждан и снижению уровня бедности.

Перевод пенсионных накоплений между фондамиПеревод пенсионных накоплений между фондами в 2019 г. осуществляется по новым правилам.

Подать заявление на перевод средств с января 2019 можно только через управления и клиентские службы ПФР, а в электронной форме — через личный кабинет на сайте Госуслуг . Заявление в ПФР при этом подается лично самим застрахованным либо его представителем.

По предварительным оценкам, это позволило в 7 раз сократить число переводов между фондами, в т. ч. досрочных, которые происходят с потерей инвестиционного дохода.

ПФР продолжит реализацию нового порядка переходов и обеспечит соответствующую работу с обращениями граждан, а также разъяснительную работу о последствиях досрочной смены пенсионного фонда раньше чем раз в 5 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...