Бюджетный учет счет 205 11 активный или пассивный

Содержание

Обновлен Единый план счетов бухгалтерского учета

pressmaster / Depositphotos.com

Изменения обусловлены введением федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора и нового порядка применения КОСГУ. В связи с разделением поступлений, перечислений на текущие и капитальные, а выплат – на денежные и натуральные, добавлена новая аналитика к счетам 205 00, 206 00, 208 00, 302 00 и уточнены названия некоторых аналитических счетов, применявшихся до внесения изменений. Теперь аналитические счета учета расчетов соответствуют подстатьям КОСГУ, применяющимся с 2019 года (приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. № 298н).

Вероятно, что в межотчетный период после сдачи отчетности за 2018 год придется пересматривать «входящие» остатки на 1 января 2019 года согласно обновленному Плану счетов – о необходимости этого Минфин России упомянул в своих недавних разъяснениях (совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 21 января 2019 г. №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932). Полагаем, в ближайшее время финансовое ведомство определится с порядком проведения такой корректировки.

Предлагаем посмотреть, как изменились счета, применявшиеся для учета расчетов в прошлом году:

Редакция 2018 года

Редакция 2019 года

Счет 205 00 «Расчеты по доходам»

205 10 «Расчеты по налоговым доходам»

205 10 «Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование»

205 50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

205 50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»

205 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»

205 60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера»

205 11 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

205 11 «Расчеты с плательщиками налогов»

205 51 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 51 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 52 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

205 53 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»

205 53 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

205 61 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»

205 61 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 83 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

205 84 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам»

206 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

206 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям»

206 11 «Расчеты по оплате труда»

206 11 «Расчеты по заработной плате»

206 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

206 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

206 42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

206 62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»

206 62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»

206 63 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»

206 63 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»

206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

Счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»

208 12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»

208 12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

208 20 «Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам»

208 20 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг»

208 62 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению»

208 62 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в денежной форме»

208 63 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления»

208 63 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в натуральной форме»

208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов»

208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

Счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам»

302 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

302 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характераорганизациям»

302 70 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям»

302 70 «Расчеты по приобретению финансовых активов»

302 12 «Расчеты по прочим выплатам»

302 12 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

302 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

302 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

302 62 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»

302 62 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»

302 63 «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»

302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»

302 72 «Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций»

302 72 «Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов»

302 73 «Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»

302 73 «Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов»

302 96 «Расчеты по иным расходам»

302 96 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам»

Особенности отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений расчетов с дебиторами по доходам в 2011 году

Автор: И. Гарнов, генеральный директор ООО «Интера»

Существенное изменение системы бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, вызванное регламентированными Федеральным законом № 83-ФЗ [1] новыми требованиями к организации и финансовому обеспечению их хозяйственной деятельности, отразилось и на изменении порядка отражения в бухгалтерском учете учреждений их расчетов с различными дебиторами и кредиторами. В статье будут рассмотрены особенности отражения расчетов с дебиторами по доходам в соответствии с требованиями Инструкции № 174н [2] .

Основными причинами изменения системы бухгалтерского учета являются:

  • исключение значительной части государственных (муниципальных) учреждений из числа получателей бюджетных средств с лишением их права выполнять функции администраторов поступлений в соответствующие бюджеты [3] ;
  • детализация новых организационно-правовых форм государственных (муниципальных) учреждений по уровню самостоятельности в использовании получаемых бюджетных и внебюджетных средств, в результате которой казенные учреждения практически утратили самостоятельность в использовании средств, полученных от осуществления ими приносящей доход деятельности, в то время как бюджетные и автономные учреждения получили не только значительную самостоятельность в использовании таких средств, но и заметное расширение перечня источников получения таких средств (например, за счет изменений требований к начислению и использованию арендной платы за сдачу в аренду закрепленного за ними имущества);
  • значительное сближение структуры планов счетов бухгалтерского учета, применяемых с 01.01.2011 в государственных (муниципальных) учреждениях на основании Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), с общим Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.10.2000 № 94н (далее – Инструкция № 94н), что сняло определенные ограничения с возможности отражения учреждением в своем бухгалтерском учете отдельных финансово-хозяйственных операций (например, формирование расходов будущих периодов, различных резервов и т. п.).

Расчеты с дебиторами по доходам отражаются в бухгалтерском учете учреждений на специальном счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», являющемся аналогом применяемого коммерческими организациями счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Несмотря на то что применяемые в общем порядке активно-пассивные счета (каковым, в частности, и является счет 62) в планах счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, как правило, детализируются на отдельные активные и пассивные счета, в отношении счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» данное требование не применяется, что вызывает необходимость дополнительной детализации указанного счета на отдельные аналитические субсчета для раздельного отражения в бухгалтерском учете учреждений операций по получению ими авансов от покупателей и заказчиков, а также по окончательным расчетам с ними. Такой порядок применения счета 0 205 00 000 использовался учреждениями и до 01.01.2011.

Читайте также:  Как откосить от обязательных работ

Анализу введенных с 01.01.2011 изменений бухгалтерского учета расчетов, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями и связанных с получением ими доходов, и посвящен данный материал [4] .

1. Особенности отражения в бухгалтерском учете расчетов, связанных с получением бюджетными и автономными учреждениями бюджетных субсидий.

В связи с тем, что бюджетные учреждения в соответствии с требованиями ст. 6 БК РФ с 01.01.2011 не признаются получателями бюджетных средств и не могут быть администраторами доходов бюджетов, операции, связанные с администрированием соответствующих доходов бюджетов, в их бухгалтерском учете не отражаются.

Учитывая изменение с 01.01.2011 порядка финансового обеспечения бюджетных учреждений, операции по получению ими бюджетных субсидий стали отражаться в их бухгалтерском учете как получение «прочих доходов» с отражением соответствующих расчетов на счете 0 205 81 000 «Расчеты по прочим доходам» [5] .

Изменился и перечень источников получения указанными выше учреждениями доходов в форме бюджетных субсидий. Если до 01.01.2011 государственные (муниципальные) учреждения все бюджетные средства, полученные не в рамках прямого бюджетного финансирования от своего вышестоящего распорядителя, отражали в бухгалтерском учете в качестве своих прочих внебюджетных доходов, то с переходом бюджетных и автономных учреждений на финансовое обеспечение в форме бюджетных субсидий, получаемых как из различных источников (бюджета, государственных внебюджетных фондов и т. п.), так и на различные цели (под обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, на развитие своей материально-технической базы и т. д.), возникла необходимость детализации всех получаемых учреждениями бюджетных поступлений по их источникам.

Общий порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений операций по получению ими бюджетных субсидий и иных форм целевого финансового обеспечения можно проиллюстрировать следующими бухгалтерскими проводками:

Содержание операции

Бухгалтерские проводки [6]

Примечания

Дебет

Кредит

Назначение и получение бюджетных субсидий и их учет в составе утвержденных бюджетным (автономным) учреждением смет доходов и расходов (в учете казенных учреждений не применяется)

Утверждены размеры бюджетных субсидий для бюджетного учреждения, а также смета его доходов и расходов (финансовый план):

Бухгалтерские проводки формируются на основании:

– на обеспечение выполнения доведенного до него государственного (муниципального) задания

— извещений о выделении бюджетных субсидий под выполнение государственного (муниципального) задания;

— утвержденной сметы доходов и расходов.

Проводки формируются на основаниях, аналогичных назначению бюджетных субсидий под выполнение государственного (муниципального) задания.

– целевые средства из ФОМС для медицинского учреждения, осуществляющего деятельность в рамках программ ОМС [7]

Проводки формируются на основаниях, аналогичных назначению бюджетных субсидий под выполнение государственного (муниципального) задания

Получены на лицевой счет в ОФК суммы выделенных учреждению бюджетных субсидий:

– на обеспечение выполнения доведенного до него государственного (муниципального) задания

– целевые средства из ФОМС

2. Особенности отражения в бухгалтерском учете расчетов, связанных с получением доходов от оказания учреждениями платных услуг.

С переходом государственных (муниципальных) учреждений на новые планы счетов бухгалтерского учета общий порядок отражения ими операций, связанных с получением выручки от оказания платных услуг, в основном не изменился.

В большей степени указанные изменения коснулись казенных учреждений, которые в соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 5 ст. 41 БК РФ (с учетом изменений, внесенных ст. 13 Федерального закона № 83-ФЗ) с 01.01.2012 будут лишены самостоятельности в использовании средств, полученных ими от осуществления приносящей доход деятельности. Поэтому все суммы поступлений, полученные ими от осуществления приносящей доход деятельности и оставшиеся после уплаты установленных действующим законодательством налогов, они обязаны перечислить в соответствующий бюджет в качестве неналоговых доходов [8] .

Вместе с тем определенные трудности после 01.01.2011 вызывает наличие в перечне счетов к счету 0 205 000 «Расчеты по доходам», помимо применявшегося ранее счета 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности», счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» с детализацией его по видам активов (0 205 71 000 – по основным средствам, 0 205 72 000 – по нематериальным активам, 0 205 73 000 – по непроизведенным активам, 0 205 74 000 – по материальным запасам и 0 205 75 000 – по финансовым активам). Данный счет аналогичен имевшемуся в ранее действовавшем плане счетов бюджетного учета, утвержденном Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), счету 0 205 09 000 «Расчеты по доходам от реализации активов». Однако изменение с 01.01.2011 его названия внесло некоторую неопределенность в понимание порядка его применения. Ведь сдача учреждением закрепленного за ним имущества в аренду (или пользование) сторонним организациям, расчеты по которой, как и раньше, отражаются в его бухгалтерском учете на счете 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности», также является одной из разновидностей операций с активами. Исключение же из названия счета 0 205 70 000 уточнения об именно «реализации активов» формально позволяет относить на указанный счет и расчеты по арендной плате.

Таким образом, чтобы избежать рисков отражения одних и тех же сумм дебиторской задолженности по доходам на двух разных субсчетах бухгалтерского учета учреждения, предлагаем:

  • расчеты по арендной плате и иным платежам за пользование закрепленным за учреждением имуществом, не влекущим его отчуждения у учреждения, отражать на счете0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности»;
  • расчеты же, связанные с отчуждением соответствующего имущества (то есть снятием его закрепления за учреждением для последующей реализации или иной передачи сторонним организациям или лицам) – на счете 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (с детализацией по видам активов).

В рамках мероприятий по сближению структуры указанных выше планов счетов бухгалтерского учета государственные (муниципальные) учреждения с 01.01.2011 получили возможность применять целый ряд ранее не использовавшихся ими счетов.

Например, до 01.01.2011 существовала неопределенность в отношении порядка отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений операций по начислению ими НДС с полученных от покупателей и заказчиков авансов и предоплат, а также с выданных ими авансов (при наличии счетов-фактур, оформленных получателями этих авансов на основании ст. 168 НК РФ).

Дело в том, что действовавшей тогда Инструкцией № 148н регламентировался порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению НДС лишь со стоимости окончательных расчетов с покупателями и заказчиками и только в корреспонденции со счетами учета соответствующих доходов (Дебет 2 401 01 130 / Кредит 2 303 04 730). В результате применения таких правил к отражению в бухгалтерском учете операций по начислению НДС с полученных авансов и предоплат уменьшение на сумму данного налога доходов учреждения происходило по времени раньше, чем собственно начисление в учете соответствующих доходов. Попытки заменить в приведенной выше бухгалтерской проводке счет учета доходов на какой-либо иной счет (например, Дебет 2 205 10 560 / Кредит 2 303 04 730) приводили к необоснованному занижению размеров кредиторской задолженности учреждения. Начисление же в бухгалтерском учете НДС с авансов, выданных учреждениями сторонним организациям, несмотря на то что данные операции прямо регламентировались ст. 168 НК РФ, в их бухгалтерском учете зачастую вообще не отражалось.

С включением с 01.01.2011 в план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений специальных счетов 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» и 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» решение описанных выше проблем отражения в их бухгалтерском учете операций по начислению НДС с авансов было найдено [9] .

Учитывая вышеизложенное, расчеты по доходам, полученным государственными (муниципальными) учреждениями от оказания ими платных услуг, отражаются в их бухгалтерском учете в следующем порядке:

Формирование развернутого сальдо по счетам расчетов в 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8

Нормативное регулирование

Согласно пункту 2 приказа Минфина России от 19.12.2014 № 157н, начиная с отчетности за 2015 год, сальдо по счетам расчетов отражается в бюджетной отчетности в развернутом виде.

И в активе, и в пассиве Баланса (ф. 0503130) показываются остатки по счетам:

  • 205 00 Расчеты по доходам;
  • 208 00 Расчеты с подотчетными лицами;
  • 209 00 Расчеты по ущербу и иным доходам;
  • 303 00 Расчеты по платежам в бюджеты.

Согласно пункту 17 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н в редакции приказа Минфина России от 19.12.2014 № 157н, далее – Инструкция № 191н) в разделе «Финансовые активы» Актива Баланса (ф.0503130) отражаются дебетовые остатки по счетам 205 00 (стр. 230), 208 00 (стр. 310), 209 00 (стр. 320), 303 00 (стр. 380). Согласно пункту 18 Инструкции № 191н в разделе «Обязательства» Пассива Баланса (ф.0503130) отражаются остатки кредиторской задолженности по счетам 205 00 (стр. 580); 208 00 (стр. 570); 209 00 (стр. 590), 303 00 (стр. 510–516).

Аналогично формируются разделительный Баланс (ф. 0503230), Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

В формах бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности за 2015 год, сальдо по счетам расчетов также отражается в развернутом виде.

Согласно пункту 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н в редакции приказа Минфина России от 29.12.2014 № 172н, далее – Инструкция № 33н) в разделе «Финансовые активы» Актива Баланса (ф. 0503730, ф. 0503830) отражаются остатки в части дебиторской задолженности по счетам 205 00 (стр. 230), 208 00 (стр. 310), 209 00 (стр. 320), 303 00 (стр. 380). Согласно пункту 19 Инструкции № 33н в разделе «Обязательства» Пассива Баланса (ф. 0503730, ф. 0503830) отражаются остатки кредиторской задолженности по счетам 205 00 (стр. 580); 208 00 (стр. 570); 209 00 (стр. 590), 303 00 (стр. 510–516).

Читайте также:  Приказ на передачу ценностей в кассе

Аналогично формируются Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).

Ранее дебиторская задолженность по счетам 303 00 отражалась в разделе «Обязательства» Пассива Баланса (ф. 0503130, ф. 0503230, ф. 0503730, ф. 0503830) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) по виду задолженности «кредиторская» со знаком минус. Кредиторская задолженность по счетам 205 00, 208 00, 209 00 отражалась в разделе «Финансовые активы» Актива Баланса (ф. 0503130, ф. 0503230, ф. 0503730, ф. 0503830) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) по виду задолженности «дебиторская» со знаком минус.

Согласно пункту 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (п. 9 Инструкции № 33н).

Согласно пункту 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н) по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа осуществляются записи в регистры бухгалтерского учета — Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций записываются в Главную книгу.

Баланс строится на основании главной книги (п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н), главная книга — на основании журналов операций (п. 11 Инструкции № 157н). Следовательно, во всех указанных отчетах сальдо должно формироваться одинаково.

Развернутое сальдо в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»…

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено формирование развернутого сальдо по активно-пассивным счетам в стандартных отчетах, а также в регламентированных регистрах учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Для формирования развернутого сальдо по счетам расчетов в Плане счетов (ЕПСБУ) программы установлен вид счета «активно-пассивный» для следующих счетов расчетов:

  • 205.00 Расчеты по доходам;
  • 208.00 Расчеты с подотчетными лицами;
  • 209.00 Расчеты по ущербу и иным доходам;
  • 303.00 Расчеты по платежам в бюджеты.

… в регламентированных отчетах

Согласно пункту 167 Инструкции № 191н в разделе 1 формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены. Аналогичные требования закреплены в пункте 69 Инструкции № 33н относительно ф. 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения».

Поскольку по дебиторской и кредиторской задолженности составляются отдельные формы 0503169 (0503769), остатки по счетам 205 00, 209 00 следует разворачивать не только по контрагентам, а также по основаниям произведенных расчетов.

Учитывая, что в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» данные приводятся по КБК («В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности», «Номер соответствующего счета бюджетного учета, отражаемый в графе 1, должен содержать в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации, соответствующие указаниям о порядке применения бюджетной классификации, действующим в отчетном периоде» — см. п. 167 Инструкции № 191н), а также что остатки по счетам в форме 0503169 сверяются с остатками по аналогичным счетам в Балансе (ф.0503130), сальдо по счетам расчетов следует разворачивать и по КБК (КПС) во всех перечисленных регистрах учета и регламентированных отчетах.

Именно таким образом разворачивается сальдо по счетам расчетов в регламентированных отчетах, формируемых в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Сальдо разворачивается по счетам:

  • 205.00 Расчеты по доходам – по субконто Контрагенты, Договоры и иные основания возникновения обязательств;
  • 208.00 Расчеты с подотчетными лицами – по субконто Контрагенты;
  • 209.00 Расчеты по ущербу и иным доходам – по субконто Контрагенты, Договоры и иные основания возникновения обязательств;
  • 303.00 Расчеты по платежам в бюджеты – по субконто Виды налогов и платежей с учетом КПС; с учетом КФО; без учета ИФО.

… в отчетах «Журнал операций», «Главная книга»

Для формирования регламентированных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета Главная книга (ф. 0504072), Журнал операций (ф. 0504071) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются отчеты Главная книга, Журнал операций.

В отчетах Главная книга, Журнал операций предусмотрено формирование развернутого сальдо по активно-пассивным балансовым счетам.

Как было отмечено выше, настройка развернутого сальдо по счетам расчетов должна быть единообразной как в формах бухгалтерской отчетности, так и в регистрах бухгалтерского учета, на основании которых она формируется, — в Журналах операций (ф. 0504071), Главной книге (ф. 0504072).

Для согласованного формирования развернутого сальдо в регламентированных регистрах учета Главная книга, Журнал операций в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрена единая настройка формирования развернутого сальдо по активно-пассивным балансовым счетам. Настройка выполняется в форме Настройка развернутого сальдо по активно-пассивным счетам, которая открывается по кнопке Открыть настройку развернутого сальдо на закладке Развернутое сальдо формы Настройка параметров учета (Бухгалтерский учет —> Настройка параметров учета, интерфейс Полный).

Для исключения расхождения данных в регламентированной отчетности и регламентированных регистрах учета — Главная книга, Журналы операций — реализована типовая настройка формирования развернутого сальдо в отчетах Главная книга, Журнал операций, как в регламентированной отчетности – балансах, сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности.

Типовая настройка предусматривает формирование развернутого сальдо по счетам:

  • 205.00 Расчеты по доходам – по субконто Контрагенты, Договоры и иные основания возникновения обязательств;
  • 208.00 Расчеты с подотчетными лицами – по субконто Контрагенты;
  • 209.00 Расчеты по ущербу и иным доходам – по субконто Контрагенты, Договоры и иные основания возникновения обязательств;
  • 303.00 Расчеты по платежам в бюджеты – по субконто Виды налогов и платежей.

Настройка формирования развернутого сальдо возможна только для счетов, не имеющих субсчетов. Развернутое сальдо по счету-группе формируется суммированием отдельно дебетовых и кредитовых сальдо по его субсчетам.

Развернутое сальдо в отчетах Главная книга, Журнал операций формируется по счетам и субконто, указанным в форме Настройка развернутого сальдо по активно-пассивным счетам — с учетом КПС и КФО; без учета ИФО, — независимо от того, какие группировки установлены в настройке отчета (Главная книга, Журнал операций).

Для аналитических нужд единая типовая настройка может быть изменена – исключены счета, исключены или добавлены субконто, по которым будет разворачиваться сальдо.

Изменения будут применены в отчетах Главная книга, Журнал операций, а также могут быть применены в отчете Оборотно-сальдовая ведомость. Изменение настройки производится в форме Настройка развернутого сальдо по активно-пассивным счетам. Подробнее об изменении настройки – в Справке к форме Настройка развернутого сальдо по активно-пассивным счетам.

Обратите внимание, изменение типовой настройки приводит к несоответствию данных в регистрах учета и регламентированной отчетности.

Чтобы сверять данные в регистрах учета и регламентированной отчетности, необходимо восстановить типовую настройку. Для восстановления типовой настройки следует использовать кнопку Настройки —> Восстановить стандартные настройки (см. рис. 1).

… в стандартных отчетах

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено формирование развернутого сальдо по активно-пассивным балансовым счетам в стандартных отчетах Оборотно-сальдовая ведомость и Оборотно-сальдовая ведомость по счету.

Для исключения расхождения данных в регламентированных регистрах учета, регламентированной отчетности и стандартных отчетах, для получения развернутого сальдо по активно-пассивным счетам в стандартных отчетах следует выполнить соответствующие настройки.

В отчете Оборотно-сальдовая ведомость по счету для формирования развернутого сальдо по активно-пассивным счетам следует включить флаг Развернутое сальдо панели Настройка отчета. В многострочном поле Группировка будут отражены субконто счета (рис. 2).

Следует установить флаги напротив субконто, по которым требуется разворачивать сальдо счета.

В отчете Оборотно-сальдовая ведомость для формирования развернутого сальдо по активно-пассивным счетам в разделе Развернутое сальдо панели Настройка отчета следует ввести список активно-пассивных счетов – 205 00, 208 00, 209 00, 303 00 и привести для каждого перечень субконто (в графе Разворачивать по), по которым требуется получать развернутое сальдо по счету (рис. 3).

Развернутое сальдо формируется с учетом настроек в многострочном поле Группировка — сальдо разворачивается по группировкам, напротив которых включены флаги.

Для сличения данных с регистрами учета и регламентированной отчетностью в отчете Оборотно-сальдовая ведомость следует установить аналогичные настройки.

Для применения типовой единой настройки формирования развернутого сальдо по активно-пассивным балансовым счетам следует нажать кнопку Заполнить по умолчанию в разделе Развернутое сальдо панели настройки параметров формирования отчета (рис. 3).

План счетов бухгалтерского учета в 2019 году

В 2019 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Читайте также:  Акт проверки работоспособности системы апс

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ /2008 «Учетная политика организации» (об упрощенной отчетности читайте в статье «Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2019 год: что проверят налоговики»).

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н. Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2019 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Таблица ПСБУ 2019 с расшифровкой

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Обновлен Единый план счетов бухгалтерского учета

pressmaster / Depositphotos.com

Изменения обусловлены введением федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора и нового порядка применения КОСГУ. В связи с разделением поступлений, перечислений на текущие и капитальные, а выплат – на денежные и натуральные, добавлена новая аналитика к счетам 205 00, 206 00, 208 00, 302 00 и уточнены названия некоторых аналитических счетов, применявшихся до внесения изменений. Теперь аналитические счета учета расчетов соответствуют подстатьям КОСГУ, применяющимся с 2019 года (приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. № 298н).

Вероятно, что в межотчетный период после сдачи отчетности за 2018 год придется пересматривать «входящие» остатки на 1 января 2019 года согласно обновленному Плану счетов – о необходимости этого Минфин России упомянул в своих недавних разъяснениях (совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 21 января 2019 г. №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932). Полагаем, в ближайшее время финансовое ведомство определится с порядком проведения такой корректировки.

Предлагаем посмотреть, как изменились счета, применявшиеся для учета расчетов в прошлом году:

Редакция 2018 года

Редакция 2019 года

Счет 205 00 «Расчеты по доходам»

205 10 «Расчеты по налоговым доходам»

205 10 «Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование»

205 50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

205 50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»

205 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»

205 60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера»

205 11 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

205 11 «Расчеты с плательщиками налогов»

205 51 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 51 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 52 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

205 53 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»

205 53 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

205 61 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»

205 61 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 83 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

205 84 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам»

206 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

206 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям»

206 11 «Расчеты по оплате труда»

206 11 «Расчеты по заработной плате»

206 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

206 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

206 42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

206 62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»

206 62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»

206 63 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»

206 63 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»

206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

Счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»

208 12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»

208 12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

208 20 «Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам»

208 20 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг»

208 62 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению»

208 62 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в денежной форме»

208 63 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления»

208 63 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в натуральной форме»

208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов»

208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

Счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам»

302 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

302 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характераорганизациям»

302 70 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям»

302 70 «Расчеты по приобретению финансовых активов»

302 12 «Расчеты по прочим выплатам»

302 12 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

302 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

302 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

302 62 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»

302 62 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»

302 63 «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»

302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»

302 72 «Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций»

302 72 «Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов»

302 73 «Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»

302 73 «Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов»

302 96 «Расчеты по иным расходам»

302 96 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...