Качество образования в законе об образовании рф

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшее значение в системе образования имеет его качество.

Качество образования — это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество является одним из определяющих критериев развития системы образования, оно свидетельствует об уровне знаний, получаемых обучающимися в том или ином образовательном учреждении. В получении обучающимися качественного образования заинтересованы и они сами, и их родители, и работодатели, и, в конечном итоге, все общество.

Качество образования включает три основные характеристики, оценивающие качество:

  • 1) содержания образования;
  • 2) процесса образования;
  • 3) результата образования.

Определение степени достижения целей управления качеством образования предусматривает наличие эффективной методики оценки такого качества. Существующая система аттестации обучающихся не всегда справляется с данной задачей.

Статья 95 Федерального закона об образовании предусматривает независимую оценку качества образования.

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Такая работа предполагает независимое оценивание качества:

  • 1) подготовки обучающихся;
  • 2) образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Законом предусмотрено, что независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, которые выполняют конкретные виды такой оценки.

Независимая оценка осуществляется открыто, с размещением основной информации в сети Интернет.

Полученная в результате осуществления такой оценки информация поступает в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также в органы местного самоуправления и подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок. Эта информация учитывается данными органами при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности. В то же время результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности либо приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Фактически результаты независимой оценки вообще не имеют конкретных правовых последствий. Однако они могут послужить основой для формирования рейтингов образовательных организаций.

Законодательство предусматривает различные механизмы осуществления независимой оценки качества подготовки обучающихся и качества образовательной деятельности организаций.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях сбора информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — образовательная деятельность организаций), осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Законодательство предусматривает наличие общих критериев для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций:

  • 1) открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • 3) доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • 4) удовлетворенность обучающихся качеством образовательной деятельности организаций.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления с участием общественных организаций имеют право формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций.

Общественная аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет финансовых обязательств со стороны государства, но требует финансовых затрат от самих образовательных учреждений.

Качественное образование требует с качественной учебной литературы. В связи с этим Министерство образования и науки ежегодно утверждает на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников.

Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870.

В соответствии с этим актом федеральный перечень учебников состоит из трех частей:

  • • часть 1 — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
  • • часть 2 — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
  • • часть 3 — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники, которые рекомендованы Научно-методическим советом по учебникам. Такой совет создается Минобрнауки России. Решение принимается на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной — для учебников по истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Для учебников установлены следующие требования:

  • 1) принадлежность к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);
  • 2) представленность в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и в электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, включающей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
  • 3) наличие методического пособия для учителя, содержащего материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;
  • 4) наличие инструкции по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

Федеральный закон об образовании вводит такое понятие, как педагогическая экспертиза, он говорит о педагогической экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов, связанных с образованием и воспитанием. Педагогическая экспертиза представляет собой оценку нормативного акта (проекта нормативного акта) с точки зрения его соответствиям интересам обучающихся, их гармоничному развитию. Необходимость ее проведения определяется целесообразностью учета интересов и потребностей обучающихся, развитием субъектно-субъектного подхода в образовании.

Закон предусматривает обязательное рассмотрение результатов педагогической экспертизы федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения, а также публикацию результатов этого рассмотрения в сети Интернет.

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания».

Данный документ вводит такое понятие, как негативное воздействие на качество обучения.

Под негативным воздействием на качество обучения в Правилах понимаются:

  • 1) введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;
  • 2) установление педагогически не обоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

Педагогическая экспертиза проводится в отношении:

  • • проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, — до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции РФ;
  • • проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти — до их государственной регистрации Министерством юстиции РФ;
  • • нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, — при мониторинге их применения.

Проведение педагогической экспертизы не предусмотрено в отношении проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов или их отдельных положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо сведения конфиденциального характера.

Проведение педагогической экспертизы организуется Минобрнауки России.

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию и включенные в перечень экспертов Минобрнауки России по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Читайте также:  Оформления займа по телефону

К имеющим необходимую квалификацию экспертам относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее пяти лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

В силу ряда причин руководство страны особое внимание обращает на качество юридического образования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» Правительству РФ предписывалось оказать содействие Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Опыт, полученный при проведении общественной аккредитации юридических вузов, предлагалось распространить на всю систему образования.

Наряду с общественной аккредитацией, о которой говорилось выше, законодательство предусматривает и возможность профессионально-общественной аккредитации. Последняя отличается тем, что осуществляется работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями. В отличие от иных общественных организаций, объединения работодателей способны сформулировать лучше профессионально ориентированные требования к выпускникам образовательных организаций, учесть в первую очередь потребности рынка труда в специалистах определенного уровня подготовки.

Сведения об имеющейся у образовательной организации общественной аккредитации рассматриваются государственным аккредитационным органом. При этом не установлено никаких юридических последствий наличия или отсутствия такой аккредитации, что усиливает ее необязательный характер и снижает эффективность.

Оценка качества образования в положениях и нормах федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Автор рассматривает понятие «Оценка качества образования» в контексте Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе понятие качества образования, оценки качества образования, формы оценки качества образования.

Качество образования – одна из центральных тем Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки. Значимость оценки качества в Законе подчеркнута выделением и включением в структуру системы образования Российской Федерации в качестве самостоятельных элементов организаций, осуществляющих оценку качества образования.

Законом определены разнообразные формы оценки качества образова-ния, а ее регулярное проведение введено в норму функционирования си-стемы образования.

1. Понятие качества образования, оценки качества образования.
В Законе качество образования определено как комплексная харак-тери¬стика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, вы-ражаю¬щая степень их соответствия федеральным государственным образователь¬ным стандартам, федеральным государствен¬ным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной про¬граммы. Закон определяет федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки и как основу объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности. Сравнивая эти два определения, следует охарактеризовать федеральный государственый образовательный стандарт как одну из основ оценки качества образования.

При реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, неподчиненных федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные профессиональные программы), основами оценки становятся потребности физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, планируемые результаты образовательной программы. Из определения качества образования в Законе следует, что эту же основу оценки качества можно использовать и при реализации образовательных программ, подчиненных стандартам, чередуя и комбинируя оценки.

Вполне естественно, что Закон относит оценку качества образования к одной из функций управления системой образования. В соответствии с Законом управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Согласно Закону управление системой образования включает в себя такие функции, как:
государственную регламентацию образовательной деятельности (лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования);

независимую оценку качества образования, общественную и профессионально-общественную аккредитацию.

Закон раскрывает эти функции, определяя формы оценки качества образования.

2. Формы оценки качества образования.
2.1. Государственную аккредитацию образовательной деятельности следует отнести к одной из форм оценки качества образования по следующим соображениям. Согласно Закону:
2.1.1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
2.1.2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.
Учитывая, что согласно Закону качество образования – степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, следует сделать вывод о совпадении цели и сущности государственной аккредитации с оценкой качества образования. Таким образом, государственная аккредитация – это оценка качества по двухуровневой шкале: соответствует (не соответствует).
2.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования, согласно Закону, включает в себя: федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования. Или: федеральный государственный контроль – это оценка качества образования.
2.3. Независимая оценка качества образования, согласно Закону, осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность; повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Положения Закона в части осуществления независимой оценки качества образования развиты в Методических рекомендациях Минобрнауки по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14 октября 2013 года. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
2.4. Общественную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, также следует отнести к одной из форм оценки качества образования. Согласно Закону под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Признание уровня образовательной деятельности установленным проводящей аккредитацию организацией критериям и требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на иных критериях и требованиях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2.5. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может проводиться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями. В соответствии с Законом профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Признание качества и уровня подготовки выпускников установленным требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на требованиях, которые могут отличаться от требований федеральных государственных образовательных стандартов. По результатам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций.
Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации предоставляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
2.6. Внутренняя система оценки качества образования реализует выбранную образовательной организацией модель оценки качества. Функционирование системы является атрибутивным требованием к образовательным организациям, а положение о внутренней системе оценки качества образования, согласно Закону, – необходимый локальный нормативный акт образовательной организации.
2.7. Многообразие введенных Законом форм оценки качества образования и их классификация приведены на представленной схеме.

Читайте также:  Ошибка 508 программы арм фсс версия 4 0 2 50

Качество образования в законе об образовании рф

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Новый Закон об образовании — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе — Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
  • Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
  • Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
  • Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
  • Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
  • Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
  • Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
  • Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».
  • В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
  • Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013 года.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Ст. 28 Закон об образовании в последней действующей редакции от 15 июня 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

  • 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
  • 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
  • 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 8) прием обучающихся в образовательную организацию;
  • 9) определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
  • 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • 10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 11) индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
  • 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
  • 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • 15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  • 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
  • 18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
  • 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
  • 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
  • 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Заявление об уменьшении суммы взыскания по исполнительному производству

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

  • 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

273 закон об образовании в Российской Федерации

Все требования и условия обучения в Российской Федерации регулируются 273 Федеральным Законом. С принятием этого закона работа в образовательных учреждениях стала эффективнее, грамотных граждан стало больше, многие конфликтные ситуации, связанные с учебой, стали решаться проще и т. д. При его составлении были учтены нюансы и специфика обучения на территории Российской Федерации.

Общие сведения

ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Последние поправки и изменения в него были внесены 29 июля 2017 года.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ N 131 здесь:

Содержание закона об образовании в Российской Федерации:

  • В первой главе описываются все общие положения, основные понятия, принципы и цели составления и принятия. Тут описаны полномочия всех государственных, административных и муниципальных органов власти в сфере образования. Правоотношения и кто имеет право на получение знаний;
  • Во второй главе описывается система образования. Структура, государственные стандарты, язык, на котором преподают, специальные программы и требования к учреждениям и педагогам. Даются подробные условия и требования для реализации всех стандартов, также в какой форме возможно преподавание;
  • В третьей прописаны лица, имеющие право на преподавание в Российской Федерации. Даются категории учреждений и каким образом лица могут открыть свои образовательные организации, условия для открытия;
  • В четвертой подробно описаны все права и обязанности учеников, студентов и других обучающихся (если они несовершеннолетние) и их родителей;
  • В пятой главе подробно описаны все права и обязанности учителей, преподавателей, профессоров и других работников образовательных организаций;
  • В главе номер шесть способы и причины изменений образовательных правоотношений между лицами или прекращение их. Расторжение договоров, специальные случаи, аттестации и экзамены;
  • В седьмой описано общее бесплатное образование, предоставляющееся любому гражданину Российской Федерации;
  • В главе номер восемь описано среднее и высшее образование, требования на приме студентов, стипендии, условия обучения и т. д.;
  • В девятой описано специальное образование, аттестация специалистов, квалификация;
  • В главе номер десять описаны все другие дополнительные виды образования, не входящие в какую-либо область или привычную квалификацию;
  • В 11 описана каждая область образования, как искусство, спорт, наука и т. д. Специфика областей и условия преподавания и обучения. Там же оформлены способы обучения для иностранных граждан или лиц, проявивших себя, с выдающимися способностями и т. д.;
  • В главе номер 12 описаны способы контроля и регламентации образования Правительством Российской Федерации. Оценка учреждений, учащихся и преподавателей;
  • В 13 главе описана вся экономическая сторона образования;
  • В главе номер 14 описано сотрудничество стран с Российской Федерацией в сфере образования, возможности обмена учащимися для повышения квалификации и укрепления отношений;
  • В 15 прописаны все дополнительные положения и заключения.

Целью принятого закона является защита и использование прав граждан на образование. Акт считается основополагающим для сферы обучения.

Условия получения бесплатного образования в РФ по ФЗ 273

Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.

Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.

Последние поправки

Последнее изменение в законе об образовании в РФ произошло 29 июля 2017 года. Изменения произошли в ст. 4 пункт 8 — после слов «на территории свободного порта Владивосток» была дописана фраза «, на территориях инновационных научно-технологических центров».

По последней редакции в статье номер 2 описаны понятия и термины, использующиеся в дальнейшем в Законе. В этой статье дается определение терминам образование, квалификация, воспитание, уровень образования, обучение и т. д. Описывается то, в чем заключается государственный стандарт, уход за детьми, федеральные государственные требования, конфликты интересов, программа образования, правоотношения, качество, направленность и т. д. Перечисляются лица, участвующие и имеющие право на участие в образовательной программе.

По последней редакции 3 статья тоже претерпела определенные изменения. Теперь в ней перечислены важнейшие, главные принципы, по которым государство регулирует правоотношения в сфере образования. Среди этих принципов приоритет обучения для детей, свобода выбора граждан согласно их потребностям и наклонностям, право каждого человека на получение знаний и т. д.

В 9 же статье изменения произошли в пункте номер 2. Все слова «Санкт-Петербург» и указания этого города изменились на «Санкт-Петербург и Севастополь». В этом пункте речь идет о полномочиях органов городов Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в сфере образования.

В статье номер 11 Закона об образовании описаны государственные стандарты и требования, которые должны выполняться учреждениями и организациями в обязательном порядке. Так как стандарты могут меняться, в этой статье написано, что они устанавливаются и предоставляются всем учреждениям Правительством Российской Федерации. Из последних изменений в этой статье были описаны принципы работы и стандарты обучения граждан с ограниченными возможностями в связи с состоянием здоровья.

Согласно 12 статье ФЗ 273 образовательная программа каждого учреждения составляется руководством при помощи специалистов в этой сфере. Военную подготовку и военную кафедру составляют и подписывают специальные органы. Из пункта 13 исключили информацию об органах контроля над психотропными и наркотическими веществами и их оборотом.

Скачать действующую редакцию ФЗ 273

Действующая редакция закона об образовании в РФ была составлена Государственной Думой максимально эффективно и полезно для граждан страны. Он помогает контролировать, регулировать и устанавливать новые нормы в сфере образования.

Правительство РФ и Государственная Дума часто вносят в этот закон корректировки, так как образование населения — одна из важнейших областей развития.

Актуальную редакцию Федерального Закона 273 «Об образовании» Российской Федерации можно скачать по ссылке.

Комментарии к закону об образовании

Для того чтобы более подробно изучить свои права и обязанности, понять как можно защитить себя и своего ребенка, нужно изучить Законодательство. В этом помогают комментарии специалистов. Также комментарии могут помочь лицам, попавшим в конфликтную ситуацию, для того чтобы лучше понять способы реализации своих идей, защиты своих интересов в суде.

Комментарии к Федеральному Закону 273 «Об образовании» Российской Федерации можно скачать по ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...