Как оспорить торги по банкротству

Содержание

Основания признания торгов по банкротству недействительными

По смыслу норм гражданского законодательства (ст. 449 ГК РФ) торги, организованные и проведенные с несоблюдением порядка, установленного законом, могут быть признаны в судебном порядке недействительными по требованию заинтересованного лица. Гражданский кодекс не раскрывает понятие такого лица, при этом устанавливает специальный срок исковой давности — один год со дня проведения торгов. Законодатель в общем виде установил критерии оспаривания незаконных торгов.

Так, торги будут недействительными и при необоснованном недопуске до аукциона одного из участников, и при непринятии организатором от участника торгов самого выгодного предложения, и при несоблюдении сроков реализации, и при существенном нарушении порядка определения цены, и при нарушении правил, установленных специальными законами.

Таким образом, для признания в судебном порядке недействительными результатов аукциона может выступать нарушение процедуры проведения торгов, установленных гражданским законодательством, а также нарушение императивных требований отдельных законов.

Следовательно, указанная норма закона в самом общем виде определяет причины признания торгов недействительными и является бланкетной.

Банкротное законодательство, вопреки ГК РФ, не заключает в себе четких причин, по которым можно расценить торги как не соответствующие закону. Однако оно определяет способы защиты прав заинтересованного лица: обжалование определенных судебных актов и действий при проведении торгов.
По законодательству о несостоятельности может быть обжаловано определение суда об утверждении положения о реализации имущества должника, а также отчет об определении начальной продажной цены предприятия на торгах (п.7.1 ст. 110, п.6 ст.130, п.2 ст.139 Закона о банкротстве).

Закон допускает возможность опротестовать конкретные итоговые резолюции арбитражного управляющего (Письмо ФАС России № РП/44252/16 от 30.06.2016г.):

— решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов (абзац 7 п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).

— решение о признании участника торгов победителем (абзац 9 п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).

Учитывая, что суды расширительно толкуют вышеприведенные нормы, то целесообразно значимые основания признания аукциона недействительным разделить на несколько групп, исходя из конкретных судебных прецедентов.

1. Распространена практика, когда участник торгов, соревнуясь сам с собой, с одинаковой периодичностью делает ценовые предложения несколько сотен раз, а впоследствии отказывается от заключения договора купли-продажи. Так он «убивает» торги, о несостоятельности которых потом заявляет конкурсный управляющий, и договор подписывается с участником, предложившим более низкую цену.

Порочность данного «метода» была признана постановлением Президиума ВАС РФ от 24.06.2014г. по делу № А36-408/2013. Высшая судебная инстанция вернула дело в суд первой инстанции, сославшись на применение ст.10 ГК РФ (злоупотребление правом), и указала, что данная ситуация возможна при совершении действий, согласованных в интересах одного из участников, несколькими участниками торгов (группой лиц). Такое участие в торгах создает видимость состязательности и направлено на отсечение добросовестных участников аукциона.

Примечательно, что при повторном рассмотрении дела Арбитражный суд Липецкой области не стал исследовать доказательную базу и в требованиях заинтересованного лица отказал.

Верховный суд РФ в постановлениях от 27.11.2017г. по делу № А57-15765/2011, от 22.03.2018г. по делу № А32-37641/2013 применил положения о недействительности сделок, указав, что значительное количество поданных ценовых предложений без реального намерения впоследствии заключить договор купли-продажи свидетельствует о наличии признака притворности (п. 2 ст. 170 ГК РФ) таких предложений, на самом деле прикрывавших действия по ограничению доступа к торговой площадке другим лицам, что не соответствует стандарту добросовестного поведения.

2. Возможны ситуации недопущения потенциальных участников до торгов по причинам указания в извещении о торгах неактуальных банковских реквизитов для внесения задатка либо неправильного определения сроков его внесения, а также в иных случаях.

  • В одном деле организатор торгов отказал участнику в допуске до участия в аукционе под предлогом нарушения срока внесения задатка, который должен быть внесен заявителем на счет не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты торгов.

Нарушение такого «оптимистичного» срока не может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах только в случае непоступления задатка на счет должника на дату принятия решения об определении участников торгов. Суд посчитал, что определение указанного срока неправомерно отсекает потенциальных участников по формальным основаниям, что не соответствует целям реализации имущества, в связи с чем такие торги были признаны не соответствующими закону (Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2016г. по делу № А57-494/2014).

  • В другом деле организатор торгов определил, что размер вносимого задатка на стадии публичного предложения должен исчисляться от первоначально установленной на торгах цены имущества, а не от цены на определенном этапе публичного предложения. Данное условие увеличило законодательно установленный размер задатка в 20% и привело к нелегитимности торгов, поскольку заблокировало доступ к участию в них претендентов, способных оплатить цену текущего этапа публичного предложения.

По приведенному делу размер задатка превышал стоимость имущества в несколько миллионов раз, что очевидно противоречит как смыслу внесения задатка, так и принципу поиска покупателя посредством торгов (Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2016г. по делу № А40-117109/2010).

  • В третьем деле конкурсный управляющий указал в извещении о проведении торгов неверные реквизиты должника в части наименования, что привело к непоступлению задатка от претендентов на участие в аукционе. Такое злоупотребление существенно ограничило круг потенциальных покупателей активов должника (Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2016г. по делу № А56-59924/2010).
  • Еще одним примером нарушения прав претендента на участие в торгах является отказ в его допуске по мотиву неподписания договора о задатке, хотя все условия торгов, включая оплату задатка, им были выполнены (Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2016г. по делу № А21-3324/2011).

3. Нередко организаторы торгов указывают в публикациях о торгах неактуальную информацию, чем вводят потенциальных участников в заблуждение, либо просто не размещают сведения, предусмотренные законом.

  • По делу о признании торгов недействительными судом была установлена совокупность нарушений: поздняя публикация о торгах и недостоверная информация об адресе электронной торговой площадки повлекли ограничение круга приобретателей имущества. Конкурсный управляющий должен был до даты торгов знать о том, что требования кредиторов погашены и приняты обеспечительные меры в виде обязания приостановить торги (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2017г. по делу № А07-6983/2016).
  • По другому судебному спору было выяснено, что организатор торгов – конкурсный управляющий, в публикации о проведении торгов указал некорректный ИНН должника, сделал ссылку на обременение имущества в отсутствие такового. Кроме того, в сообщении о торгах одновременно было указано на проведение спорных торгов в форме публичного предложения и в форме открытого аукциона. Указанное было расценено судом в качестве обстоятельства, вводящего в заблуждение участников торгов относительно формы их проведения. Данные нарушения ограничивают доступ к торгам, являются неустранимыми и влекут ущемление прав и законных интересов потенциальных покупателей (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2017г. по делу № А65-14880/2011).

Резюмируя сказанное, рекомендуем обращать особое внимание на тексты извещений в газете «Коммерсантъ», в местном печатном источнике, на ЕФРСБ и электронной торговой площадке, подробно изучать и рассчитывать сроки приема заявок на участие в торгах, а также сроки внесения задатка. Необходимо более полно взаимодействовать с организатором торгов, и в случае выявления проблем при проведении торгов вы не лишены возможности обратиться с жалобой на него в уполномоченный орган – ФАС России, и в суд.

Обжалования результатов торгов в банкротстве — сроки, причины, образец заявления

Как не пропустить срок обжалования результатов торгов в банкротстве и сколько он вообще составляет в рамках дела по одному аукциону? От грамотного составления жалобы и своевременной ее подачи зависит конечный успех тендера. Ведь если права были нарушены, обязательно следует добиваться их восстановления.

Основания и причины для отмены результатов аукциона

Существует несколько оснований, по которым можно обжаловать как действия организатора или арбитражного управляющего, так и конечный исход торгов в целом. Причины признать торги несостоявшимися либо недействительными, были описаны в пункте 71 Постановления Пленума ВС № 50 от 2015 года . Все эти ситуации стоит разобрать подробнее:

  1. Недопущение организатором некоторых или всех граждан к участию в аукционе. Сюда относятся ситуации, когда организатор сознательно допускает ошибки в предоставляемой информации, например, публикует неактуальные банковские реквизиты, из-за чего никто не может внести задаток. Если потенциальный участник считает, кто организатор специально опубликовал неверные данные либо ввёл в заблуждение, и это привело к недопуску к участию в аукционе, то это повод обратиться в ФАС или суд.
  2. Незаконное отстранение от участия в аукционе. Например, когда лицо выполнило все установленные законом требования, но организатор всё равно не позволил участвовать в торгах.
  3. Договор купли-продажи заключается заранее, до прекращения тендера, иногда в обход других участников.
  4. Существенное отклонение от максимальной стоимости объекта, а также любые причины, из-за которых цена продажи объекта была определено неправильной.
  5. Ненадлежащее уведомление о будущих торгах, в том числе случаи, когда информация о них была опубликована в неподходящем издании, либо если опубликованные данные были неполными. Или же если организатор нарушил установленный срок публикации.
  6. Злоупотребление правом. Например, в том случае, когда один из участников подает фиктивные заявки, чтобы создать видимость конкуренции. Иногда подобное происходит и в результате сговора с организатором. Такие аукционы другие заинтересованные участники легко могут оспорить в суде, поскольку нарушены их права.

Как обжаловать незаконный аукцион в УФАС

Ранее существовал только один способ оспаривания торгов – судебный. Однако с 2014 года существует возможность подать жалобу в ФАС. Внесудебный порядок возможен только в том случае, если организатор ещё не успел заключить договор купли-продажи с победителем. Если это произошло, значит, спор нужно рассматривать в суде.

Читайте также:  Инструкция по охране труда для артиста вокалиста

После подачи жалобы происходит приостановка тендера. Его проведение возобновится только после того, как рассмотрят обращение. Конечно, в том случае, когда нет оснований для его отмены. Заключать договор в этот момент организатор не имеет права, так как он сразу будет признан недействительным.

Решение ФАС обязательно для исполнения. Если организатор проигнорирует его, участник торгов вправе приложить текст обращения, а также предписание, если оно было выдано, к перечню документов, подаваемых с иском. Это станет отличным официальным доказательством и может значительно повлиять на позицию суда.

После принятия в работу жалобы, УФАС вправе наложить ограничение на публикацию информации об аукционе, то есть, по сути приостановить его.

Образец жалобы в ФАС на организатора

Составить жалобу можно в карточке лота на официальном сайте торгов – torgi.gov.ru . Доступны электронные способы подачи документа при помощи сайта ФАС, а также Портала госуслуг. Обращение, посланные таким способом, рассматриваются в тот же срок, что и направленные заказным письмом. Ответ на обращение направят по электронной почте.

Перед тем как направить жалобу, необходимо заполнить обязательные поля. Первым делом необходимо отметить подразделение УФАС, которое будет рассматривать его. Следует выбирать отделение по месту нахождения реализуемого имущества.

Далее указываются личные данные. Если обращение направляется от юридического лица либо фирмы, следует указать полное наименование. Установленного образца документа не существует, однако есть рекомендации по изложению сути жалобы. После заполнения личных данных на сайте УФАС появится форма «Содержание», где необходимо изложить суть своих претензий. Для подтверждения доводов к жалобе можно прикрепить различные файлы. Далее останется пройти капчу и оставить согласие для обработки данных. В тексте обращения можно сослаться на законы и НПА, способные подтвердить позицию, а также те положения, которые, по мнению участника, были нарушены.

Важно очень точно изложить суть жалобы, поскольку в противном случае могут оставить без рассмотрения.

Отстранение участника

Если потенциальный участник считает, что организатор нарушил его права и отстранил его от аукциона неправомерно, значит необходимо подать обращение в территориальный орган ФАС. Правила оформления жалобы общие. В самом тексте необходимо понятно изложить суть своих претензий, а также обосновать их, ссылаясь на ФЗ «О банкротстве», ГК или иные акты.

В случае если организатор принял заявку от третьего лица, поданную с нарушениями, то обращаться следует в ФАС, если аукцион не завершился. В таком случае тендер приостановится. А если по результатам проверки информация подтвердится, то такого участника отстранят. Торги в дальнейшем будут проходить без него.

В судебном порядке можно оспорить оконченный аукцион, по которому уже были заключены договора купли-продажи. То есть существует 2 главных правила, согласно которым результат торгов аннулируется через судебную инстанцию:

  • подача искового заявления заинтересованным лицом;
  • факт проведения тендера (он окончен, несмотря на нарушения).

Само по себе наличие нарушений не является законной причиной для оспаривания результата торгов через суд. Аннуляция возможна в рамках статьи 449 ГК . Здесь четко сказано, что недействительным можно признать аукцион только при подаче заинтересованным лицом иска. То есть если сторонний наблюдатель, который не принимал участия в тендере, заметит нарушение, аннулировать результат невозможно.

В п. 1 абз. 1 ст. 449 ГК не указан точный перечень заинтересованных лиц. Однако по судебной практике, а также по толкованию нормативных актов, можно выделить их самостоятельно. И к ним относятся не только граждане, непосредственно подававшие заявки. К заинтересованным лицам можно отнести:

  • приставов-исполнителей;
  • граждан, которые не имели возможности принять участие вследствие допущенных организатором нарушений;
  • стороны, которые принимали участие в исполнительном производстве;
  • кредиторы;
  • должник;
  • приобретатели имущества;
  • другие граждане, которые обосновали свои интересы в участии в аукционе.

Определить статус заинтересованного лица можно по трём критериям:

  1. Интересы либо права были нарушены в результате данного тендера.
  2. Оспаривание результатов аукциона приведет к восстановлению нарушенных прав.
  3. Заинтересованное лицо может вернуть незаконно отобранные права либо имущество, если торги аннулируют.

Срок обжалования

Стандартный срок исковой давности составляет 3 года. Однако для торгов по банкротству действуют специальные сроки. Если участник аукциона считает результат противоречащим закону, он может опротестовать его в суде в течение одного лишь года. Отсчет даты начинается с момента завершения торгов. Когда договор купли-продажи уже был заключён с другим лицом и требуется его оспорить, то отсчитывается давность с момента его заключения.

Если указанный период будет пропущен, изменить решение будет невозможно. Суд попросту не примет исковое заявление.

Что касается подачи жалобы в ФАС, то сделать это возможно на любом этапе тендера, пока он не завершен. Если гражданин не согласен с полученным ответом, то в течение 3 месяцев у него есть возможность оспорить его через суд.

Судебная практика

Согласно сложившейся практике, большая часть споров возникает со ссылкой на нарушения в правилах публикации информации о торгах либо из-за указания неполных данных в извещении. По закону организатор обязан опубликовать данные о предстоящих торгах за 30 дней или раньше. Если этот срок нарушен, то можно считать, что произошло необоснованное ограничение круга покупателей.

Второй случай, часто встречающийся в арбитражной практике по делам об оспаривании аукционов по банкротству – жалобы на нарушения при внесении задатка, а также случаев принятия заявок не по правилам, установленным в ФЗ «О банкротстве». Например, при открытом аукционе он не может быть признан состоявшимся, если была подана только одна заявка. Однако в судебной практике бывали дела, в которых для признания торгов действительными участвовали супруги. В результате договор аннулировали из-за недобросовестной конкуренции. Поэтому не стоит пользоваться подобным способом.

При оспаривании результатов тендера можно ссылаться на уже рассмотренные дела, чтобы повысить шансы выиграть дело. Вот несколько важных тезисов, которые можно выделить, изучив судебную практику:

  1. Организатор обнаружил ошибки в предоставленной заявке и принял ее, не сообщив о них и не дав возможности устранить. А после отказался подписывать договор купли-продажи с победителем, ссылаясь на неправильно оформленную заявку. На основании данного факта можно аннулировать аукцион, согласно постановлению Президиума ВАС РФ № 18346/13 от 2014 года .
  2. Согласованные действия нескольких лиц в аукционе с целью не допустить иных лиц к участию признается недобросовестным манипулированием стоимостью. Заключённый в таком случае договор купли-продажи можно отменить. Этот факт закреплен в постановлении Президиума ВАС РФ № 3894/14 от 2014 года .
  3. Если один из участников превысил установленный шаг аукциона, это не является поводом к тому, чтобы признать его недействительным (То же постановление).
  4. Если земля под зданием находилась в собственности должника, а дом построен либо куплен в ипотеку, то сооружение реализуется вместе с участком. Причём даже в том случае, когда сама земля не является предметом залога. Установлено в определении ВС РФ № 306-ЭС14-60 от 2014 года .
  5. Когда собрание кредиторов было признано недействительным, существует возможность оспорить и тендер.
  6. Слишком высокая сумма задатка, как и необоснованно резкое снижение стоимости на этапе публичного предложения, является возможностью признать недействительными торги. Решение вынесено определением ВС РФ № 306-ЭС14-3497 от 15 года .
  7. Если организатор допускает произвольное снижение стоимости на этапе публичного предложения, игнорируя установленный график снижения цен, это является прямым основанием для оспаривания заключённого договора и признания результатов недействительными. Установлено определением ВС РФ № 308-ЭС14-9028 от 16 года .
  8. Размер задатка не может составлять полную начальную стоимость, а должен определяться в проценте от назначенной цены ( определение ВС РФ № 305-ЭС16-3457 от 2016 года ).

Судебная практика постоянно пополняется новыми делами, поэтому перед тем как составлять иск, обязательно стоит изучить новые категории дел об оспаривании результатов аукционов по банкротству. Ссылаться на них можно в тексте искового заявления. Если права действительно были нарушены, стоит обратиться к юристу, чтобы грамотно обосновать свои требования и добиться положительного решения по делу.

И самое главное, не всегда аннулирование торгов одним участником означает его победу. Если они будут признаны недействительными, то в таком случае имущество может вернуться к должнику (в случае если были нарушения со стороны пристава при аресте, оценке или изъятии) или по объекту будут назначены повторные торги.

Оспорить результат торгов по банкротству

Я один из участников торгов по банкротству, признали победителем участника, внесшим задаток в значительно меньшем размере, чем установлен процедурой. Возможно ли оспорить результат торгов, признав победителем другого участника или аннулировать торги? На сегодняшний день заключен договор купли продажи со сроком оплаты полной стоимости лота до 11.02.2019г.

Ответы юристов ( 4 )

Здравствуйте Виталий, Согласно статьям 329, 380 Гражданского кодекса РФ задаток представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательства. Торги являются способом заключения договора. Обязанность участника торгов внести задаток установлена в целях обеспечения заключения договора между организатором торгов и лицом, выигравшим торги.

В Вашем случае обжалуйте в суд, сошлитесь на нарушения:

п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

На какой результат можно рассчитывать при обращении в суд? Признание победителем иного участника, аннулирование торгов или что-то иное? Исходя из практики, какова вероятность вынесения решения в пользу истца?

Сложно ответить без изучения документации и протоколов. Согласно пункту 15 статьи 110 Вы вправе признать торги недействительными.

Если действительно ситуация, как Вы ее описали зафиксирована документально, то шансы очень высоки. К тому же возможно заявить требования об упущенной выгоде и компенсации морального вреда

  • 8,6 рейтинг
  • 2204 отзыва

Логически внесение задатка в меньшем размере, чем предусмотрено документацией об аукционе нарушает права других участников аукциона, а также лиц, которые могли подать заявку, если бы размере задатка оказался меньше. Победитель вообще не должен был быть признан участником.

Считаю, что по жалобе в УФАС, поданной в соответствии со ст. 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатора торгов признают нарушившим порядок организации торгов и их аннулируют.

Плюс организатора могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Признание победителем иного участника, аннулирование торгов или что-то иное?

Будет аннулирование торгов и признание договора недействительным. Следовательно никакого победителя не будет

Читайте также:  Если забирать из исполнительное производство от судебных приставов

ч. 2 ст. 449 ГК РФ

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Исходя из практики, какова вероятность вынесения решения в пользу истца?

Вряд ли ответчик найдет вразумительные доводы по допуску победителя к аукциону. Поэтому шанс примерно 99%.

Но я бы начала с антимонопольной. Это проще.

Проще но не всегда эффективнее, решение можно же обжаловать в суд

Как и решение суда первой инстанции…

Обратитесь в чат для передачи контактов

Передача контактов запрещена правилами сайта.

С разрешения администрации можно

  • 8,2 рейтинг
  • 2535 отзывов эксперт

В соответствии со статьей 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Поскольку задаток внесен не в полной сумме, то фактически задаток не считается внесенным, то есть данного участника не должны были допустить к торгам.

Чтобы более определенно сказать, нужно смотреть документы.

С Уважением,
Рябинин Олег

Добрый день, Виталий!

Относительно вашего вопроса о судебных перспективах нашел судебную практику, более или менее, подходяющую под Вашу ситуацию.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф04-6360/16 по делу N А81-935/2016

Порядок организации и проведения торгов определен статьей 448 ГК РФ.

Пунктом 4 статьи 448 ГК РФ установлено, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

По смыслу пункта 4 статьи 448 ГК РФ невнесение задатка является нарушением, влекущим признание торгов недействительными.

Суды, оценив доказательства по делу во взаимосвязи и в совокупности по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ (в том числе конкурсную документацию, заявки на участие, протоколы допроса Усковой А.Г., Макарова В.А., а также свидетелей), установили, Ускова А.Г. и Макаров В.А. допущены к участию в торгах; Ускова А.Г. подала заявку на участие в оспариваемых торгах (аукционе), но задаток для участия в аукционе не вносила, документы об его уплате не предоставляла; Макаров В.А. и Ускова А.Г. непосредственное участие в аукционе не принимали; однако торги состоялись, Макаров В.А. определен победителем и с ним заключен договор купли-продажи, в связи с чем сделали правомерный вывод о недействительности проведенных торгов в связи с допущенными при их проведении нарушениями.

Поскольку в нарушение пункта 4 статьи 448 ГК РФ Ускова А.Г. не внесла задаток, суды сделали правомерный вывод о том, что она не может считаться участником аукциона».

Таким образом, раз участник не в полной мере внес задаток, то он приравнивается к лицу не внесшим задаток, то он не может признаваться участником торгов.

Торги по банкротству

Участие в торгах по банкротству — дело не простое, как для самого должника-банкрота, так и взыскателей по делу. При этом часто имущество должника попадает в опись и подлежит реализации. Возникают третьи лица, которые вполне могут купить данное имущество по выгодной цене, пройдя процедуру торгов.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по банкротству граждан и юридических лиц поможет разобраться в порядке проведения торгов по банкротству, а также обжалует результат торгов: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок. Звоните!

Порядок проведения торгов при банкротстве

Имущество должника продается на торгах, которые, как правило, проводятся в форме открытого электронного аукциона. В законе также предусмотрены случаи проведения торгов через конкурсы, а также закрытые торги. При банкротстве имущество, которое имеется у должника, подлежит реализации на торгах.

  1. Сведения о том, что будут проводиться торги по продаже имущества должника, в обязательном порядке должны быть опубликованы в ЕФРСБ. Собрание кредиторов может утвердить порядок, сроки и условия по продаже имущества.
  2. Имущество, выставляемое на торги, подлежит оценке.
  3. Одной из задач конкурсного управляющего является организовать проведение соответствующих торгов.
  4. В торгах может участвовать любое лицо, за исключением отдельных случаев, когда участие может принимать только ограниченный круг лиц.
  5. Торги проводятся на повышение цены, продаваемого имущества, т.е. победителем аукциона становится то лицо, которое предложило наибольшую цену за продаваемое имущество, а победителем конкурса становится лицо, которое предложило наиболее высокую цену, а также, если он гарантирует исполнить все условия конкурса.

Если же торги не состоялись, т.е. никто не предложил повышение цены, то проводятся повторные торги, но начальная стоимость имущества снижается на 10 %.

В ситуации, когда не состоялись и повторные торги, имущество должника продается с помощью публичного предложения, на котором цена снижается.

  1. При проведении торгов, участники в определенное время подают свои предложения по цене с учетом шага аукциона, который должен быть указан в условиях аукциона.
  2. По истечении определенного времени, когда перестали подавать ценовые предложения, аукцион завершается и определяется победитель.
  3. Итоги по определению победителя оформляются протоколом.

Площадки по торгам по банкротству

Электронные торги проводятся на специальных площадках по таким торгам по банкротству. Лица, желающие поучаствовать в торгах, должны быть зарегистрированы на соответствующих площадках. Регистрация проводится оператором площадки бесплатно.

Площадок по торгам по банкротству достаточно много, они указаны в ЕФРСБ.

В перечне площадок по торгам по банкротству указаны такие площадки как:

Всего в ЕФРСБ имеется информация о 68 площадках с указанием их сайтов, операторов электронных площадок и сведений о СРО ЭТП.

Как выиграть торги по банкротству?

С чего начать будущему покупателю имущества при банкротстве?

  1. Прежде чем участвовать в торгах лицо должно оформить электронно-цифровую подпись.
  2. Далее лицо должно пройти регистрацию на площадки.
  3. Для участия в торгах лицо обязано внести задаток, размер которого определяется конкурсным управляющим.После внесения задатка, чтобы стать участником конкретных торгов, лицо должно подать надлежащим образом оформленную заявку для участия в торгах и документы, указанные в условиях аукциона.
  4. Далее с учетом условий торгов, участники подают ценовые предложения.
  5. По результатам определяется победитель. Вся информацию по тем или иным торгам и условиям их проведения должна быть указана в условиях аукциона.

Чтобы выиграть торги по банкротстве, прежде всего необходимо выполнить ряд формальностей, касающихся регистрации на площадки, внесении задатка, подачи заявки и документов. От правильного оформления заявки зависит, будет ли лицо принимать участие в торгах.

  • Лицу могут отказать в приеме заявки при отсутствии на это законных оснований, поэтому следует обжаловать действия по отказу в приеме заявки.
  • Еще на стадии подачи заявок лицо должно определиться с размером суммы, за которую оно готово приобрести конкретное имущество на торгах.
  • Также лицо может попытаться определить своих конкурентов в конкретных торгах, путем нахождения однотипных торгов, которые уже прошли, и, посмотреть информацию об участниках таких торгов и их ценовых предложениях, спрогнозировав возможный результат по предстоящим аналогичным торгам.

ВНИМАНИЕ: при проведении аукционов могут быть использованы различные незаконные схемы, мешающие добросовестным участникам принимать участие в аукционе и/или выиграть в нем, в связи с чем у участника имеется риск быть обманутым.

Оспаривание результатов торгов по банкротству

Результаты торгов по банкротству могут быть оспорены заинтересованным лицом. Что может послужить основанием для такого оспаривания?

  1. Если соответствующими торгами нарушены права и интересы заинтересованного лица;
  2. Если нарушены права и законные интересы лица, заключенным договором по результатам торгов;
  3. Если нарушен порядок приема заявок и допуска лиц к участию в торгах;
  4. Если нарушен порядок организации и проведения торгов, который установлен законом;
  5. Если организатором торгов не принято от участника самое выгодное предложение;
  6. в иных случаях.

Оспорить результаты торгом может заинтересованное лицо, путем подачи иска в суд или жалобы в ФАС.

ПОЛЕЗНО: нарушения процедуры может привести к оспариванию результатов, еще больше информации про обжалование торгов по ссылке

Помощь адвоката в процедуре участия и оспаривании результата

Лицо, которое желает поучаствовать в торгах по банкротству, но не знает, как это сделать, может обратиться за помощью к нашим адвокатам, которые

  • ♦ проконсультируют по вопросу участия в соответствующих торгах;
  • ♦ помогут получить ЭЦП (ЭЦП получается лично физ.лицом), зарегистрироваться на площадке, оформить правильно заявку и документы для участия в торгах;
  • ♦ разъяснят непосредственно порядок участия в торгах и подачи ценового предложения;
  • ♦ проанализируют процедуру проведения торгов на соответствие закону;
  • ♦ в случае выявления нарушений в процедуре проведения торгов подготовят жалобу;
  • ♦ подготовят заявление об оспаривании результатов торгов.

Если лицо никогда не сталкивалось с торгами, не знает, что это такое, но очень хочет принять участие в торгах, то лучше обратиться к профессиональному адвокату, специализирующемуся на торгах, знающему множество нюансов, который сможет увидеть нарушения при проведении торгов, сориентируют как действовать в той или иной ситуации и т.д.

Образец жалобы на торги по банкротству

Управление ФАС по Свердловской области

г. Екатеринбург, улица Московская, дом 11

Заявитель: К.

ЖАЛОБА

на протокол о результатах проведения открытых торгов

Л. было опубликовано публичное предложение № 000260 «Открытые торги по продаже имущества в форме публичного предложения, находящегося у ООО «Североуральске управление строительства».

Мною была направлена заявка на участие в данных торгах посредством публичного предложения с установлением цены предложения в размере 610 000 рублей.

По результатам проведения открытых торгов моя заявка была признана несоответствующей требованиям нормативно-правовых актов, в результате чего не допущена до торгов. Победителем торгов была признана ИП Маркина Наталья Валерьевна.

В силу пункта 12 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках рассматриваемой процедуры торгов мною была предложена цена контракта 610 000 рублей, что на 260 000 рублей больше, чем предложенная ИП Маркиной Н.В. сумма (350 000 р.).

Более того, я подал заявку на участие в закупке на день раньше, чем ИП Маркина Н.В. При таких обстоятельствах, с учетом приведенной нормы федерального закона организатору торгов надлежало признать победителем конкурса меня.

Читайте также:  Расчоформление больничнлгл листа в казахстане кадровиком

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube

В противном случае имеет место быть нарушение требований законодательства в части проведения торгов, что по смыслу абзаца 9 статьи 110 Закона о банкротстве является основанием для признания принятого по результатам торгов решения недействительным с одновременным определением законного победителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами, Положением о Федеральной антимонопольной службе,

ПРОШУ:

  • провести проверку по факту допущенных нарушений федерального законодательства.
  • вынести предписание в адрес организатора торов по публичному предложению «открытые торги по продаже имущества в форме публичного предложения, находящегося у ООО «Североуральске управление строительства» об устранении допущенных нарушений федерального законодательства.
  • о принятом по настоящей жалобе решении уведомить меня путем направления письменного ответа в адрес места жительства не позднее 15 календарных дней с момента получения настоящей жалобы.

Предложения:

  1. Заявка на участие в торгах;
  2. Извещение о проведении торгов;
  3. Протокол об определении участников торгов;
  4. Протокол о результатах проведения открытых торгов по лоту № 2.

НА ЗАМЕТКУ: читайте также про признание торгов недействительными в судебном порядке на нашем сайте

Как оспорить торги по банкротству

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2016 г. № РП/44252/16 «Об обжаловании действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции»

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.

Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.

Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет, в том числе организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее — уведомление).

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Исходя их положений пункта 19 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия оформляется договором купли-продажи, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.

Учитывая изложенное, в случае обжалования действий (бездействия) специализированной организации как организатора торгов, в перечень лиц, которым антимонопольный орган направляет уведомление, следует включать конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в целях информирования его как лица, осуществляющего заключение договора купли-продажи по итогам торгов, о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на следующее.

По общему правилу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства Российской Федерации, рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения организатора торгов.

Такое правило обусловлено тем, что при рассмотрении антимонопольным органом жалоб необходимо соблюдение принципа оперативности, а также в целях всестороннего рассмотрения жалобы и принятия мотивированного решения, получения исчерпывающей информации о проводимых торгах и обеспечения присутствия организатора торгов на рассмотрении жалобы для защиты своих прав и интересов.

Учитывая изложенное, при поступлении в антимонопольный орган жалоб на действия (бездействие) организатора торгов по реализации имущества (предприятия) должника-банкрота в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо определять подведомственность рассмотрения жалобы исходя из того, на территории какого территориального органа ФАС России согласно сведениям, указанным в жалобе, фактически находится организатор торгов (специализированная организация, внешний управляющий, конкурсный управляющий), в случае если адрес государственной регистрации организатора торгов не совпадает с фактическим адресом его местонахождения.

Кроме того, в случае если проведение торгов в рамках Закона о банкротстве осуществляется специализированной организацией и обжалуются действия такого организатора торгов при проведении процедуры торгов, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится специализированная организация. При этом в случае если обжалуются действия организатора торгов в части заключения договора, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится конкурсный управляющий (внешний управляющий).

Таким образом, антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов или осуществляет заключение договора купли-продажи по итогам проведения торгов в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим (внешним управляющим) своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определением начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Обзор документа

В силу Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в т. ч. на действия (бездействие) юрлица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров или в случае, если торги, проведение которых является обязательным, признаны несостоявшимися.

По итогам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. В последнем случае (либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений) принимается решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.

Если при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве организатором выступает конкурсный (внешний) управляющий, то антимонопольный орган вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. Если привлекается специализированная организация, то предписание направляется ей.

При этом в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет в т. ч. организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до ее рассмотрения по существу.

Организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В случае обжалования действий (бездействия) специализированной организации как организатора торгов, в перечень лиц, которым направляется уведомление, следует включать конкурсного (внешнего) управляющего в целях информирования его как лица, осуществляющего заключение договора купли-продажи по итогам торгов, о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Отмечено, что рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным (внешним) управляющим своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определением начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...