Международные медико санитарные правила 2019

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 г. N 27 «О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 г. N 27
«О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)»

ГАРАНТ:

О реализации Международных медико-санитарных правил (2005) см. также приказ Федерального медико-биологического агентства от 15 мая 2008 г. N 166

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, основываясь на факте вступления в силу в 2007 году Международных медико-санитарных правил (2005), проанализировав риск заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении, имеющие международное значение, в том числе новых возникающих особо опасных инфекционных болезней, угрозу пандемии гриппа, этиологическим агентом которой может быть новый подтип высокопатогенного для человека вируса, и в целях совершенствования мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29) постановляю:

1. Обеспечить реализацию на территории Российской Федерации Международных медико-санитарных правил — ММСП (2005) и соответствующие приложения к ним, принятые 58 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения.

2. Функции национального координатора по Международным медико-санитарным правилам (2005) возложить на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом требований Международных медико-санитарных правил (2005).

4. Просить Пограничную службу Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, поручить подведомственным органам и организациям оказывать содействие специалистам органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил (2005).

5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту при осуществлении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации на основе Международных медико-санитарных правил (2005):

5.1. обеспечить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу в соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил — ММСП (2005).

5.2. пересмотреть комплексные планы мероприятий по санитарной охране территорий от заноса и распространения инфекционных болезней относительно событий, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения и международных сообщений, как чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение, в том числе связанных с трансграничным перемещением товаров и грузов.

6. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать схему оповещения о выявлении больных, ассоциируемых с риском возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение.

7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, госпитализации, проведению диагностических обследований лиц, пораженных болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения международного значения.

8. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации зарубежных туристических поездок информировать граждан о рисках, связанных с болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2007 г.

Регистрационный N 9575

В июне 2007 г. начинает действовать новая редакция Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), в соответствии с которой предусматривается принятие защитных и контрольных мер для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение.

В связи с этим определен план действий по реализации на территории РФ требований ММСП 2005 г. В частности, необходимо: рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий; обеспечить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ при содействии со стороны органов, осуществляющих иные виды контроля; усовершенствовать организацию работы по санитарной охране территорий от заноса и распространения болезней, ассоциируемых с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения; разработать схему оповещения о выявлении лиц, пораженных такими болезнями, привести лечебно-профилактические учреждения в состояние готовности к своевременному выявлению, госпитализации, проведению диагностических обследований данных лиц; при организации туристических поездок информировать граждан о рисках, связанных с указанными болезнями.

Функции национального координатора по ММСП 2005 г. возложены на Роспотребнадзор.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 г. N 27 «О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2007 г.

Регистрационный N 9575

Настоящий постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 июня 2007 г. N 24

Лабораторные новости

Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее – проект постановления) предусматривает уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Международные медико-санитарные правила 2005 года (далее – ММСП, Правила), принятые Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года (резолюция WHA58.3) и вступившие в силу 15 июня 2007 года, являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Цель и сфера применения ММСП (ст. 2 ММСП) состоит в «предотвращении международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими».

ММСП не являются тематическим направлением ВОЗ, а представляют собой разработанный в рамках ВОЗ универсальный юридически-обязывающий инструмент реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Существующие программы ВОЗ по развитию инициатив в целом в области общественного здравоохранения реализуются в рамках рутинной деятельности Организации, а не в рамках ММСП.

Согласно ММСП страны-члены обязаны уведомлять ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой эпиднадзора, которые в соответствии с определёнными критериями, прописанными в статье 6 и Приложении 2 Правил, имеющих потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в Российской Федерации по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Читайте также:  Как воспользоваться оспоренной кадастровой стоимостью бывший собственник

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» _______ № ____

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 5.16 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 52, ст. 5587; 2009, № 30, ст. 3823; 2013, № 5, ст. 405, № 22, ст. 2812, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 31, ст. 4680; 2016, № 28, ст. 4741; 2017, № 5, ст.807, № 39, ст. 5705; 2018, № 18, ст. 2647), дополнить словами «, в том числе по вопросам внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)».

2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

В 2015-2016 годах Россия окажет помощь странам-партнерам во внедрении Международных медико-санитарных правил

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2015-2016 годах Россия окажет содействие странам-партнерам во внедре-нии и долгосрочном выполнении Международных медико-санитарных правил ВОЗ – уникального международного механизма, имеющего критически важное значение для глобального реагирования на угрозы в области общественного здравоохранения, подобные текущей вспышке лихорадки Эбола.
Международные медико-санитарные правила Всемирной организации здравоохранения (ММСП) – это юридически обязательные правила, принятые во всех государствах-членах ВОЗ, чтобы препятствовать угрозам заболеваний, которые могут быстро распространяться между государствами и представлять собой чрезвычайную ситуацию международного значения.
Вместе с тем, не все государства обладают достаточным организационным и техническим потенциалом для внедрения и реализации требований ММСП.
В целях поддержки внедрения и долгосрочного выполнения ММСП в странах-партнерах Правительство Российской Федерации взяло на себя обязательство по финансированию соответствующей двухлетней программы помощи.
Помощь будет оказана путем внесения дополнительного целевого взноса во Всемирную организацию здравоохранения на реализацию меро-приятий по усилению национальных возможностей стран по осуществлению ММСП.
Кроме того, ряду стран-партнеров, в первую очередь в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, помощь будет оказана на двусторонней основе силами Роспотребнадзора, который является ответственным за осуществление ММСП в Российской Федерации. Успешный опыт внедрения ММСП в России, достигнутый на системной основе благодаря мощному научному и практическому потенциалу, позволяет рассчитывать на высокую эффективность используемых подходов на пространстве других стран.
К реализации программы будет привлечен ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора – крупнейшее ведущее научно-исследовательское учреждение, занимающееся вопросами санитарно-эпидемиологической охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, включая вопросы осуществления ММСП. На базе РосНИПЧИ «Микроб» функционирует Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников СНГ, а также располагаются специализированные противоэпидемические бригады Роспотребнадзора (СПЭБ), одна из которых в настоящее время работает на ликвидации вспышки лихорадки Эбола в Гвинейской Республике.
В рамках программы специалистами РосНИПЧИ «Микроб» будут разработаны электронные учебные пособия, организовано обучение специалистов стран региона по вопросам внедрения ММСП, санитарной охраны территории, лабораторной диагностики инфекционных болезней и др. Будет оказано содействие в разработке и адаптации основных нормативно-методических документов, необходимых для имплементации ММСП. Кроме того, с целью усиления национальных возможностей в отношении оперативного выявления и реагирования на вспышки опасных инфекционных болезней программой предусмотрена поставка в страны-партнеры мобильных индикационных лабораторий.
В результате реализации программы будет укреплен методологиче-ский, технологический и кадровый потенциал для оперативного выявления и реагирования на угрозы опасных инфекционных болезней в ряде стран, наименее готовых в настоящее время к полноценному осуществлению требований ММСП, что снизит риск развития чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, Россия не только оказывает помощь непосредственно пострадавшим от вспышки лихорадки Эбола странам, но и вносит существенный вклад в укрепление существующих международных механизмов, являющихся основой для эффективного реагирования на подобные чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, имеющие международное значение.
Данная программа помощи станет продолжением последовательных усилий России по оказанию содействия странам-партнерам, в первую оче-редь в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, в профилактике и борьбе с инфекционными болезнями.
Справочно:
Основная цель ММСП – предупредить международное распространение болезней, проводя различные профилактические и противоэпидемические мероприятия и не создавая при этом излишних препятствий для международных поездок, перевозок и торговли. ММСП также нацелены на то, чтобы уменьшить риск распространения болезней в международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах.
Для выполнения ММСП государства-участники должны обеспечить, чтобы их система эпидемиологического надзора и реагирования на чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия соответствовала определенным функциональным критериям.
В Российской Федерации требования ММСП внедрены в полном объеме. Национальным координатором, ответственным за осуществление ММСП в Российской Федерации, является Роспотребнадзор.
Помимо программы помощи странам во внедрении ММСП, в 2015 году Роспотребнадзором в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации будет продолжена реализация начатых ранее программ помощи странам СНГ в борьбе с ВИЧ/СПИД и корью, реципиентами которых в 2014 году стали 7 стран СНГ, а также оказание практической и организационной поддержки Гвинейской Республике в ликвидации вспышки лихорадки Эбола.
Дополнительная информация:
— Об итогах международной деятельности Роспотребнадзора в 2014 г;
— Об участии Роспотребнадзора в международных усилиях по ликвидации вспышки лихорадки Эбола в Гвинейской Республике;
— Раздел Международных медико-санитарных правил на сайте ВОЗ.

Особо опасные инфекции — условная группа чрезмерно опасных заболеваний

Особо опасные инфекции (ООИ) или инфекционные заболевания — болезни, которым свойственна высокая степень заражаемости. Они внезапно появляются и быстро распространяются, отличаются тяжелой клинической картиной и высокой степенью летальности.

К особо опасным инфекциям относят условную группу острых заразных болезней человека, которые соответствуют двум характеристикам:

  • могут появиться внезапно, быстро и массово распространиться;
  • тяжело протекают и предполагают высокую летальность.
Читайте также:  Использование имущества родственника после его смерти до вступления в наследство

Список ООИ впервые был представлен на 22-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 26 июля 1969 года. Помимо перечня, ассамблея также установила Международные медико-санитарные правила (ММСП). Они были обновлены в 2005 году на 58-й сессии ВОЗ. Согласно новым поправкам, ассамблея имеет права делать выводы о состоянии с теми или иными болезнями в стране и по официальным отчетам государства, и по сообщениям из СМИ.

ВОЗ получила значительные полномочия по медицинскому регулированию инфекционной заболеваемости, спровоцированной ООИ.

Важно отметить, что сегодня в мировой медицине нет понятия «ООИ». Этот термин преимущественно используется в странах СНГ, а в мировой же практике под ООИ подразумевают инфекционные болезни, вошедшие в перечень событий, которые могут представлять собой чрезмерную опасность в системе охраны здоровья в международном масштабе.

Перечень ООИ

Всемирной Организацией Здравоохранения был составлен целый список из более ста болезней, способных быстро и массово распространяться среди населения. Изначально, по данным на 1969 год, в этот список входило всего 3 заболевания:

Однако позднее список был значительно расширен и все патологии, которые в него вошли, условно были разделены на 2 группы:

1. Заболевания, которые носят необычный характер и могут повлиять на здоровье населения. К ним относят:

  • оспу;
  • грипп человека;
  • полиомиелит;
  • тяжелый острый респираторный синдром.

2. Заболевания, любое проявление которых оценивается как угроза, поскольку эти инфекции способны оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространиться в международных масштабах. Сюда же относят заболевания, которые представляют региональную или национальную проблему. К ним относят:

  • холеру;
  • легочную форму чумы;
  • желтую лихорадку;
  • геморрагические лихорадки (Ласса, Марбург, Эбола, лихорадка Западного Нила);
  • лихорадку денге;
  • лихорадку Рифт-Валли;
  • менингококковую инфекцию.

В России к этим болезням добавлены еще две инфекции — сибирская язва и туляремия.

Все эти патологии характеризуются тяжелым протеканием, высоким риском смертности и, как правило, составляют базу для биологического оружия массового поражения.

Классификация особо опасных инфекций

Все ООИ классифицируют на три типа:

  1. Конвенционные заболевания. На такие инфекции распространяются международные санитарные правила. Это:
  • бактериальные патологии (чума и холера);
  • вирусные заболевания (оспа обезьян, геморрагические вирусные лихорадки).
  1. Инфекции, которые требуют международного надзора, но не подлежат проведению совместных мероприятий:
  • бактериальные (сыпной и возвратный тифы, ботулизм, столбняк);
  • вирусные (ВИЧ, полиомиелит, грипп, бешенство, ящур);
  • протозойные (малярия).
  1. Не подлежат надзору ВОЗ, находятся под регионарным контролем:
  • сибирская язва;
  • туляремия;
  • бруцеллез.

Самые распространенные ООИ

Наиболее часто встречаемые опасные инфекции:

Чума

Острое особо опасное заболевание, которое относится к зоонозным инфекциям. Источником и распространителем инфекции являются грызуны (в основном, крысы и мыши), а возбудителем — чумная палочка, устойчивая к условиям внешней среды. Чума передается преимущественно трансмиссивным путем через укусы блох. Уже с начала проявления болезни она протекает в острой форме и сопровождается общей интоксикацией организма.

К отличительным симптомам можно отнести:

  • сильный жар (температура может подниматься до 40°С);
  • невыносимая головная боль;
  • язык покрывается белым налетом;
  • гиперемия лица;
  • бред (в запущенных случаях, когда болезнь не лечится правильным образом);
  • выражение страдания и ужаса на лице;
  • геморрагические высыпания.

Лечится чума антибиотиками (стрептомицином, террамицином). Легочная форма всегда заканчивается летальным исходом, так как возникает острая дыхательная недостаточность — больной погибает в течение 3-4 часов.

Холера

Острая кишечная инфекция с тяжелой клинической картиной, высоким процентом летальности и повышенной степенью распространяемости. Возбудитель — холерный вибрион. Заражение происходит в основном через зараженную воду.

  • внезапный обильный понос;
  • обильная рвота;
  • уменьшение мочевыделения вследствие обезвоживания;
  • сухость языка и слизистой оболочки рта;
  • понижение температуры тела.

Успех терапии во многом зависит от своевременности поставленного диагноза. Лечение подразумевает прием антибиотиков (тетрациклина) и внутривенное обильное введение специальных растворов, чтобы восполнить дефицит воды и солей в организме больного.

Черная оспа

Одна из самых высоко заразных инфекций на планете. Относится к антропонозным инфекциям, болеют ею исключительно люди. Механизм передачи — воздушно-капельный. Источником вируса натуральной оспы считается зараженный человек. Инфекция передается и от зараженной матери плоду.

С 1977 года не зарегистрировано ни одного случая заражения оспой! Однако вирусы черной оспы до сих пор хранятся в бактериологических лабораториях США и России.

  • внезапное повышение температуры тела;
  • резкие боли в области поясницы и крестца;
  • сыпь на внутренней поверхности бедер, нижней части живота.

Лечение оспы начинается с немедленной изоляции больного, основа терапии — гамма-глобулин.

Желтая лихорадка

Острая геморрагическая трансмиссивная инфекция. Источник — обезьяны, грызуны. Переносчиками являются комары. Распространена в странах Африки и Южной Америки.

Симптомы протекания болезни:

  • покраснение кожи лица и шеи на первой стадии болезни;
  • отек век и губ;
  • утолщение языка;
  • слезотечение;
  • боль в печени и селезенке, увеличение размеров этих органов;
  • покраснение сменяется желтушностью кожи и слизистых.

Если несвоевременно поставлен диагноз, самочувствие больного ухудшается с каждым днем, отмечается кровоточивость из носа, десен и желудка. Возможен летальный исход от полиорганной недостаточности. Заболевание легче предотвратить, чем лечить, поэтому проводится вакцинация населения в районах, где часты случаи патологии.

Сибирская язва

Инфекция зоонозного характера, рассматривается как оружие массового поражения. Возбудитель — неподвижная палочка-бацилла, которая обитает в почве, откуда и заражаются животные. Основным переносчиком болезни считается крупный рогатый скот. Пути заражения человека — воздушно-капельный и алиментарный. Выделяют 3 вида заболевания, отчего и будет зависеть симптоматика:

  • Кожный. У больного образуется на коже пятно, которое со временем превращается в язву. Болезнь носит тяжелый характер, возможен летальный исход.
  • Желудочно-кишечный. Отмечаются такие признаки: внезапное повышение температуры тела, кровавая рвота, боли в животе, кровавый понос. Как правило, данная форма носит летальный характер.
  • Легочный.Протекает самым тяжелым образом. Отмечается высокая температура, кровавый кашель, нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы. Через несколько дней больной умирает.

Лечение заключается в приеме антибиотиков, но важнее — введение вакцины, которая препятствует заражению.

Туляремия

Бактериальная зоонозная инфекция. Источник — грызуны, крупный рогатый скот, овцы. Возбудитель — грамотрицательная палочка. Механизм проникновения в организм человека — контактный, алиментарный, аэрозольный, трансмиссивный.

  • высокая температура;
  • общее недомогание;
  • боли в пояснице и икроножных мышцах;
  • гиперемия кожи;
  • поражение лимфоузлов;
  • пятнистая или петехиальная сыпь.

По сравнению с другими ООИ, туляремия поддается лечению в 99% случаев.

Грипп

К перечню ООИ относят птичий грипп — тяжелую инфекцию вирусного характера. Источник инфекции — перелетные водоплавающие птицы. Человек может заболеть при неправильном уходе за зараженными птицами или при употреблении мяса зараженной птицы в пищу.

  • высокая температура (может держаться до нескольких недель);
  • катаральный синдром;
  • вирусная пневмония, от которой и погибает больной в 80% случаев.

Карантинные инфекции

Это условная группа инфекционных заболеваний, при которой накладывают карантин той или иной степени. Она не равнозначна с ООИ, но в обе группы попадают многие инфекции, которые требуют накладывания строго государственного карантина с привлечением военных сил, чтобы ограничить передвижения потенциально зараженных людей, оградить очаги поражения и т. п. К таковым инфекциям относятся, например, оспа и легочная чума.

Стоит отметить, что в последнее время ВОЗ сделала несколько заявлений о том, что нецелесообразно накладывать строгий карантин при возникновении в той или иной стране холеры.

Методы диагностики ООИ

Выделяют следующие методы диагностики ООИ:

  1. Классические:
  • микроскопия — изучение микроскопических объектов под микроскопом;
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР);
  • реакция агглютинации (РА);
  • реакция иммунофлюоресценции (РИФ, метод Кунса);
  • проба с бактериофагом;
  • биопроба на подопытном животном, иммунитет которого снижен искусственно.
  1. Ускоренные:
  • индикация возбудителя;
  • антигены возбудителя (АГ);
  • реакция обратной пассивной гемагглютинации (РОПГА);
  • реакция коагглютинации (РКА);
  • иммуноферментный анализ (ИФА).

Профилактика

Профилактика ООИ проводится на самом высоком уровне, чтобы предотвратить распространение заболеваний по территории государства. В комплекс первичных профилактических мероприятий входит:

  • временная изоляция зараженного с дальнейшей госпитализацией;
  • постановка диагноза, созыв консилиума;
  • сбор анамнеза;
  • оказание больному первой помощи;
  • забор материала для лабораторного исследования;
  • выявление контактных лиц, их регистрация;
  • временная изоляция контактных лиц до момента исключения их заражения;
  • проведение текущей и заключительной дезинфекции.

В зависимости от типа инфекции, профилактические мероприятия могут различаться:

  • Чума. В природных очагах распространения проводятся наблюдения за численностью грызунов, их обследование и дератизация. В прилегающих районах проводится вакцинация населения сухой живой вакциной подкожно или накожно.
  • Холера. Профилактика включает в себя также работу с очагами распространения инфекции. Проводится выявление больных, их изоляция, а также изоляция всех лиц, контактирующих с зараженным. Осуществляется госпитализация всех подозрительных больных с кишечными инфекциями, проводится дезинфекция. К тому же требуется контроль на данной территории за качеством воды и продуктов питания. Если существует реальная угроза, вводится карантин. При угрозе распространения проводится иммунизация населения.
  • Сибирская язва. Осуществляется выявление больных животных с назначением карантина, дезинфекция меховой одежды при подозрении на заражение, проведение иммунизации по эпидемическим показателям.
  • Оспа. Методы профилактики заключаются в вакцинации всех детей, начиная с 2-х лет, с последующей ревакцинацией. Эта мера практически исключает возникновение оспы.
  • Желтая лихорадка. Также осуществляется вакцинация населения. Детям показано введение вакцины с 9-месячного возраста.
Читайте также:  Аэрофлот стоимость обмена билета

Итак, особо опасные инфекции — это смертельные инфекции, которые обладают высокой степенью заразности. За кратчайшие сроки они способны поразить большую часть населению, поэтому крайне важно соблюдать все меры предосторожности в работе с зараженными животными и птицами, а также своевременно проводить вакцинацию.

Медико-санитарные формальности

Международное правовое регулирование медико-санитарных формальностей. Роль Всемирной организации здравоохранения

Огромные масштабы перемещений людей по планете, в том числе совершение ими туристских поездок, создают идеальные возможности для распространения пищевых инфекций и многих других болезней в мире. Подобные глобальные проблемы заставляют государства искать пути их решения как внутри, так и на общем уровне.

В соответствии со ст. 14 Закона об основах туристской деятельности туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Подобные меры позволяют туристам (экскурсантам) не только уберечь себя от болезней в посещаемой стране (месте), но и избежать возможного заражения по возвращении в свою страну граждан, проживающих либо временно находящихся на ее территории.

Направляющей и координирующей инстанцией в области международного здравоохранения является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в системе Организации Объединенных Наций в 1948 г. Она играет ведущую роль при решении вопросов международного здравоохранения, разрабатывает международные нормы и стандарты в данной сфере, осуществляет контроль за ситуацией в области всемирного здравоохранения [1] . В настоящее время участниками ВОЗ являются 193 государства, включая Россию.

Первые попытки государств создать систему многостороннего сотрудничества в области здравоохранения были предприняты еще до создания ВОЗ, после того, как в 1830—1847 гг. в Европе прокатились эпидемии холеры. Результатом дипломатических переговоров государств стала первая Международная санитарная конференция, проведенная в 1851 г. в Париже. В то же время государства — члены ВОЗ приняли первые Международные санитарные правила, которые спустя время были заменены новыми Международными санитарными правилами 1969 г. (в 1973 и 1981 гг. они подверглись незначительным изменениям).

Задачей Международных санитарных правил 1969 г. (МСП 1969 г.) в основном являлось обеспечение мониторинга и контроля шести серьезных инфекционных заболеваний: холеры, чумы, желтой лихорадки, оспы, возвратного тифа и эпидемического сыпного тифа. При этом согласно МСП 1969 г. к числу болезней, подлежащих международной регистрации, т.е. уведомлению государством — членом ВОЗ о появлении этих болезней на своих территориях, относились только три: холера, чума и желтая лихорадка.

В начале 1990-х гг., когда вновь возобновилось распространение ряда эпидемий, таких, как холера (некоторые районы Южной Америки), чума (в Индии), а также появились новые инфекционные заболевания (в частности, геморрагическая лихорадка Эбола), Всемирная ассамблея здравоохранения приняла на 48-й сессии Резолюцию 1995 г., в которой было предложено пересмотреть МСП 1969 г. В качестве объективных причин для пересмотра МСП 1969 г. назывались узкий охват (всего три болезни), их зависимость от официальной системы уведомления об этих болезнях, а главное — отсутствие международного скоординированного механизма для предотвращения международного распространения болезней.

Результатом десятилетней работы Всемирной ассамблеи здравоохранения стали новые Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые Резолюцией ВОЗ VHA58.3 от 23 мая 2005 г. (далее — ММСП 2005 г.) [2] . Эти правила имеют огромное значение в сфере международного туризма.

ММСП 2005 г. вступили в действие с 15 июня 2007 г. Они представляют собой юридически обязательное соглашение для государств — членов ВОЗ, в котором участвует 194 государства, в том числе Россия. Странам — участницам ММСП было предложено в два этапа провести следующие мероприятия: в течение двух лет оценить свой потенциал и разработать национальные планы действий, а затем в течение трех лет выполнить правила в отношении национальных систем санитарно-эпидемиологического надзора и реагирования, а также требования, установленные в назначенных аэропортах, портах и определенных наземных транспортных узлах (при этом предполагалось возможное продление последнего мероприятия на два года, а в исключительных случаях еще одно дополнительное продление, не превышающее двух лет).

Главная цель ММСП 2005 г. состоит в предупреждении международного распространения болезней, создавая при этом как можно меньше препятствий на пути свободного передвижения путешествующих лиц. Однако во время чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения международного значения, а также в случаях возникновения конкретных рисков для здоровья населения в целях предотвращения международного распространения болезней возможно рекомендовать принятие мер, ограничивающих поездки. Государства вправе предъявлять по отношению к лицам, совершающим поездки, требование о предоставлении информации о состоянии своего здоровья и документов о прохождении прививок, а также требование пройти базовое медицинское обследование. В то же время согласно ММСП 2005 г. государства обязаны обращаться с лицами, совершающими поездки, с полным уважением к их достоинству, правам человека и основным свободам, а также обеспечивать конфиденциальность их личных данных.

Учитывая то, что при подготовке ММСП 2005 г. широко использовался практический опыт, данный документ позволил расширить масштабы МСП 1969 г. Прежде всего ММСП 2005 г. охватывают не только существующие, но также новые и вновь возникающие болезни. Благодаря своей правовой основе указанные Правила должны обеспечить быстрый сбор информации при возникновении или угрозе возникновения международных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Кроме того, в ММСП 2005 г. была принята новая процедура оповещения о наступлении реальных и потенциально опасных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, а также дано определение чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСОЗМЗ).

Правила 2005 г. содержат нормы о пунктах въезда, что должно минимизировать риски для здоровья населения, вызываемые распространением болезней в результате международных поездок и перевозок. Выделяются три вида пунктов въезда: международные аэропорты, порты и наземные транспортные узлы, которые должны быть надлежащим образом оборудованы.

Реагирование ВОЗ на ЧСОЗМЗ включает предоставление государствам-участи 1 [кам временных и постоянных рекомендаций.

В свою очередь государства — участники ММСП 2005 г. обязаны:

  • ? назначить национального координатора по ММСП;
  • ? проводить оценку событий, происходящих на их территории, и оповещать ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;
  • ? отвечать на запросы, касающиеся проверки информации относительно событий, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;
  • ? принимать меры для устранения рисков для здоровья населения, которые могут распространиться в международном масштабе;
  • ? разрабатывать, усиливать и поддерживать ключевые ресурсы, необходимые для обнаружения, уведомления и реагирования на любые события, представляющие угрозу для здоровья населения;
  • ? обеспечивать и постоянно поддерживать материально-технические условия и службы, а также проведение инспекций и контрольных мероприятий в назначенных международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах в целях предупреждения международного распространения болезней;
  • ? направлять в ВОЗ любые фактические данные об идентифицированных за пределами их территории рисках для здоровья населения, которые могут вызвать международное распространение болезни и которые проявились в результате вывоза или завоза случаев заболевания людей, переносчиков инфекции или неинфекционных болезнетворных агентов, а также контаминирова- ных товаров;
  • ? прилагать все усилия для проведения мер, рекомендуемых ВОЗ;
  • ? сотрудничать с другими государствами-участниками и ВОЗ в целях выполнения ММСП 2005 г.

Требования ММСП 2005 г., участницей которых, как уже было сказано, является Россия, учтены в отечественном законодательстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...