Семейное право китая в новое время

Содержание

Брак и развод в Китае: формы оформления отношений, законы и необходимые документы

Прочная и тесная связь брачно-семейного права с религиозной традицией определяла довольно устойчивую преемственность его норм еще в древнем праве Китая.

Устои семьи того времени заключались в патриархате. Это говорит о том, что главой семьи обязательно был только мужчина. Причем брачные узы между представителями отдельных сословий строго наказывались и даже преследовались действующими законами.

Тогда брак считался своеобразным долгом, выполнить который должен был каждый гражданин государства. Союз между мужчиной и женщиной обязательно должен был служить на благо новоиспеченной семьи. Он ни в коем случае не должен противоречить требованиям культа предков.

Целью официально оформленных отношений между представителями обоих полов являлось появление на свет мужского потомства. В этой статье можно подробнее ознакомиться с тем, какие именно браки запрещало семейное право в Китае?

Формы брака в Китае

На данный момент практикуется несколько различных форм брака в Китае:

  1. традиционный союз. Когда мужчина и женщина оформляют свои отношения согласно действующему законодательству;
  2. полигамия (многобрачие). Традиционная культура не запрещает это, но и не одобряет многоженство. Конечно, исключением из правил являются случаи, когда это совершается на благо рождения наследника. На практике такой вид взаимоотношений между полами ограничивается как количеством жен, так и материальным положением мужа. Важно обратить внимание, что он обязан содержать всех своих женщин. Многоженство свойственно только представителям высших и средних классов общества. А вот моногамия — норма для всего остального населения;
  3. сорорат. Это так называемый обычай, согласно которому представитель сильного пола вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родственницами жены. Такой союз может заключаться как во время официального нахождения в отношениях, даже когда супруга жива, так и после ее кончины. Такая практика имела место несколько веков назад.

Помимо этого, существует еще несколько форм оформления официальных отношений:

  • несколько жен, статус которых абсолютно одинаков;
  • гражданский брак;
  • полиандрия (многомужество).

Семейное право КНР о бракосочетании

Действующее законодательство определяет основные требования и правила заключения и расторжения официальных отношений, а также режим совместного имущества мужа и жены, их обязанности, средства правовой помощи и юридическую ответственность за нарушение закона.

Условия заключения брака

Союз между мужчиной и женщиной может быть заключен только в том случае, если им исполнилось по 22 и 20 лет соответственно.

Это допустимое количество лет, которое требуется от сторон для вступления в официальный брак.

Он может быть оформлен между парнем и девушкой, только если они не находятся в законных отношениях с другими людьми.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Кому запрещается регистрировать отношения?

На данный момент действующее правительство Китая запрещает вступать в брак представителям одного и того же пола. Это совершенно противоречит законам страны.

Замужество с иностранными гражданами

Действующее законодательство КНР не запрещает регистрировать отношения жителям Китая и иностранцам.

Конечно, при условии, что лицо из другого государства легально находится на территории страны. Если у него имеется виза, вид на жительство и официальная работа, то проблем возникнуть не должно.

Самое главное, предварительно обратиться в консульство или посольство своей страны для того, чтобы взять справку о том, что вы не находитесь в официальных взаимоотношениях у себя на родине. Помимо этого, следует заранее ознакомиться с перечнем бумаг, которые требуются для того, чтобы подать документы в муниципальное учреждение.

Развод в Китае

Для традиционного бракоразводного процесса существует три способа аннулирования брака. Первый оформляется по обоюдному согласию сторон.

Союз может быть расторгнут только в том случае, если имеет место личная несовместимость супругов. В данном случае муж обязательно должен написать соответствующее бракоразводное письмо.

Второй способ состоит в том, что необходимо санкционированное признание брака недействительным. Это касается только тех случаев, когда одна из сторон совершает серьезное преступление против другой. Последний, третий способ: супруг имеет полное право подать заявление на развод в одностороннем порядке.

Для того чтобы развод в одностороннем порядке юридически был признан, необходимо наличие любой из данных причин:

  1. жена не проявляет уважения к родителям мужа;
  2. супруга не может родить сына;
  3. женщина ведет себя вульгарно и является виноватой в измене;
  4. ревнивая жена, которая категорически против того, чтобы мужчина взял себе еще одну супругу;
  5. болезнь супруги;
  6. болтливость жены;
  7. жена совершила серьезное преступление.

Есть три исключения, при которых муж никогда не получит развод:

  1. если у представительницы слабого пола нет семьи. В данном случае ей попросту некуда вернуться;
  2. если супруга соблюдала траур по свекрови или свекру. Особенно, если он продолжался на протяжении нескольких лет;
  3. если супруг был достаточно беден до того, как пара вступила в официальный брак. Развод невозможен, если благодаря жене мужчина стал богат, и семья живет зажиточно.

Крепкие семейные отношения могут быть только в том случае, если жена будет чтить и уважать мнение своего супруга, а также его решения. Особенно важно, чтобы иностранки, которые желают связать себя браком с китайцем, понимали это.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Брачно-семейное право Китая

Древнекитайский термин чиа означал то же самое, что и древнегреческий oikos. В ранние эпохи рабы также входили в состав семьи, тогда она получала наименование чиа шеи цзу, равное по значению oiketes. Считалось обязательным, чтобы все члены семьи носили одну и ту же фамилию. Глава семьи был истинным ее paterfamilias, власть его была неограниченной.

Исследователи давно подметили, что брак по-китайски начисто был лишен какой бы то ни было религиозной формы. Китаянка совершенно свободно могла выходить замуж за иностранца, правда, при этом ему и ей запрещалось навсегда покидать пределы страны. Самым сильным препятствием на пути вступления в брак был запрет инцеста. Запрет был настолько строг, что исключались браки между однофамильцами (Тан люй шуи. 182). Подобный запрет было довольно трудно выполним, так как на весь Китай (в древности, конечно, населения было гораздо меньше) насчитывалось только 350 родовых имен (т.е. фамилий по- нашему). Из трудного положения китайцы выходили довольно традиционно — занимались «похищением сабинянок». Однако в минскую эпоху китайцы были вынуждены установить систему брачных классов, и тогда браки между однофамильцами, но из разных брачных классов, стали разрешаться. Наличие родства в четвертом колене также служило препятствием к браку.

По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом брачной церемонии было сы юе — заключение формального соглашения между сторонами, где оговаривались все меркантильные стороны брака, в том числе свадебные подарки. По своему характеру такой договор был консенсуальным. Интересно отметить, что расторжение брачного контракта наказывалось, причем наказывали телесно только сторону невесты, если она выступила инициатором расторжения соглашения, подарки возвращались. Также подлежала наказанию эта сторона за подмену невесты, за подмену жениха, впрочем, наказание было еще строже.

Китайский брак знал полигамию в полной ее форме, т.е. наличие нескольких законных жен, и конкубинат. Старшинство жены особо оговаривалось при заключении брака. Правда, старшей считалась всегда первая по вступлении в брак. Ее власть в женской половине дома была огромной. Даже остальные законные жены были обязаны ее слушаться. Здесь же стоит упомянуть, что китайская полигамия наиболее предпочтительной формой считала сорорат. Об этом мы говорили выше. В эпоху Тан, впрочем, полигамия была запрещена, за двоеженство наказывали, но этот запрет не был действительным для верхов общества, конкубинат оставался в силе вплоть до установления республиканских порядков в Китае.

Китайский брак знал развод. Прежде всего он допускался по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развода у мужа только в одном случае: при нарушении последним долга и цзюе, который заключался в следующем:

«Когда муж причинит побои деду, бабке жены по отцу или матери или убьет. ее дядей по отцу, старшего и младшего братьев, сестер. » и пр. [Кычанов, 1986, с. 179].

У мужа право на развод было шире. Называют семь поводов потребовать на законных основаниях развода: 1) отсутствие детей; 2) прелюбодеяние жены; 3) ссоры со свекром и свекровью; 4) болтливость жены, причем здесь законодатель под этим понимал скорее сварливый характер жены; 5) воровство, совершенное женой; 6) ревность, если она его чрезмерно замучит; 7) неизлечимое заболевание жены. Однако муж не мог воспользоваться этими поводами, если: 1) жена носила траур по свекрови и свекру; 2) во время брака они разбогатели; 3) жене не к кому было уйти. В этой связи надо особо заметить, что особенностью брачно-семейного права китайцев было полное незнакомство их с институтом левирата. Вернее, они его знали, соседние с ними племена его практиковали, но сами китайцы так никогда и не захотели его перенять:

Читайте также:  Оплатить другому лицу за преобретенный товаров

«Те западные варвары жуп и северные ди [обладают] лицом человека и сердцем зверя, [по отношению к ним] праздность и покой — [все равно, что| отрава ядовитой лекарственной настойкой: [и к тому, и к другому нельзя пристраститься]. [Они] считают что убивать и предавать смерти — эго [проявление] умения следовать по истинному пути и духовной внутренней силы; полагают, что прелюбодействовать с [овдовевшими] женами [отцов, дядей и братьев] — это человеколюбие и справедливость» [Кроль, 1973, с. 15].

Последствия развода были следующими: китайское право допускало здесь фикцию о том, что брачный контракт в случае развода никогда не был заключен. Разведенная жена при этом возвращалась в дом своих родителей. Дети от брака оставались с отцом. Приданое, однако, возвращалось в дом родителей жены.

Китайское право знало институт усыновления. Усыновление имело форму договора купли-продажи. Наибольшее предпочтение китайцы оказывали племянникам. Также бездетные супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей собственных племянников, каковые, правда, при этом считались их внуками.

Правовая система Китая в новое время

Маньчжурская династия Цин

Иностранная маньчжурская династия Цин подчиняла своей власти Китай с 1644 по 1911 г. В полной мере овладев Китаем в конце семнадцатого века, маньчжуры принялись покорять соседние государства. На границе между восемнадцатым и девятнадцатым веком в Восточной и Центральной Азии установилась сильнейшая и всевластная Цинская империя с народонаселением, количество которого было больше четырехсот миллионов человек.

Основная разница установившейся ортодоксальной китайской общественности времен Цинской династии от западноевропейской заключалась в ее статичности и отсутствии развития, вызванных непоколебимостью жизненных традиций и норм (мировоззрение, величина и порядок определения ценностей, основные политические и экономические убеждения, структура социальных отношений).

Эта своеобразная страна представлялась европейцам диковинным и причудливым, объятым сном царством. Опираясь на высказывания известного французского палеонтолога, философа и богослова Пьера Тейяр де Шарден (1881–1955) о цинском Китае, мы можем установить, что это огромное государство, практически не изменившееся за почти десять тысяч лет его существования, представляло собой удивительно особенную картину:

  • его население состояло практически исключительно из земледельцев, и в основном подчинялось иерархии территориальных участков;
  • невероятно утонченная и совершенная культура, однако, не изменившая своей системы со времен своего начала;
  • в конце девятнадцатого века – практически неолит, не обновившийся, как в других местах, а только весьма усложненный.

Структура Китая начала 19 века

На начало девятнадцатого века Китай являлся отсталым феодальным обществом где преобладало натуральное и мелкотоварное производство.

Маньчжурские властители предпринимали всяческие меры для сохранения старых феодальных традиций и недопущению доступа иноземного воздействия в Китай. Классическая китайская государственность обладала твердой и властной субординацией, утвержденной на основе военно-юридического принуждения. Она делилась на:

  • «благородных» (управляющих) – людей имперской администрации, которые занимали верховное положение во властно-государственном «табеле о рангах» и были наделены преимущественными правами и официальными категориями;
  • «простолюдинов» (управляемых) – людей, занимающихся земледелием, ремеслами, торговлей, не обладающих какими-либо рангами и привилегиями, а лишь несущих выполнение функции производителей требующихся товаров.

Замечание 1

Основанием сельскохозяйственной экономики Китая являлось соединение небольших крестьянских хозяйств с примитивной бессистемной промышленностью.

В северных районах преобладало натуральное и мелкотоварное хозяйство. На юге государства возникло достаточно обширное формирование товарно-денежных связей. Началось развитие концентрирования земельной собственности и лишение земли крестьянства.

В китайском обществе правления Цинской династии была социальная угнетенность, то есть эксплуатирование крестьян и беднейшего городского населения феодалами и ростовщиками, усиливалась еще и национальной, а именно владычеством маньчжурских феодалов. На верховные посты в вооруженных силах и гражданской администрации получали назначение только маньчжуры.

Государственное управление элиты малочисленных маньчжурских племен многомиллионным китайским народонаселением обуславливалась союзом захватчиков с китайскими феодалами. Во все время владычества маньчжуров не прекращались крестьянские волнения и бунты, они почти всегда проходили под лозунгами, которые требовали восстановить китайскую Минскую династию.

Структура высших органов

Устройство системы, постоянство и прочность в цинском Китае гарантировала монархия в форме восточного деспотизма. Система высших органов государственного управления Китая эпохи Цинской династии осуществлялась по аналогии с империей Мин. Китайский император, богдыхан, официально представлял собой неограниченную монархическую власть, передающую трон по наследству и по методу первородства. Император являлся господствующим законоположником и верховным оракулом, с принадлежащим исключительно ему правом жертвоприношений, молитв и заклинаний «Верховному небу». Также он осуществлял миссию верховного судьи, который имел неограниченную власть наказания или помилования своих подданных. Владычество императора поддерживалась армией и многочисленной бюрократией, которая отбиралась путем экзаменов. В действительности же всевластие императора ограничивалось придворной аристократией, которая занимала высокие должности в государственных формированиях и организациях имперской администрации.

Наиболее важным государственной организацией при Цинах являлся Верховный императорский совет, который состоял из самых влиятельных вельмож. Им утверждались все самые важные постановления и законодательства, касающиеся всех отраслей государственного управления, осуществлялось рассмотрение наиважнейших докладов и других сообщений от всех правительственных организаций. Следующим по значимости определялся императорский секретариат, в ведении которого было обнародование императорских распоряжений и постановлений и хранение государственной документации.

В императорском секретариате посты разделялись в одинаковом соотношении между маньчжурами и китайцами. В правлении огромнейшей страной маньчжуры не могли полагаться только на свои собственные силы, но реальная власть принадлежала все же в основном им.

Высшую административно-исполнительную власть, собственное управление каждодневными делами империи монарх производил через шесть министерств (ведомства имперской администрации Цинов, которые именовали «любу»):

  • чинов;
  • налогов;
  • процедур, ритуалов и обрядов;
  • военного наказания;
  • уголовного наказания;
  • социально-общественных работ.

Палата цензоров осуществляла контрольную власть, Верховный Суд рассматривал и определял решения по кассационным жалобам по решениям нижестоящих судов.

Структура местного управления

Структура местного управления осуществлялась на методах бюрократической концентрации при дуалистичности общегражданской и военной власти. В ракурсе политического и территориального обустройства в империи было разделение на наместничества, провинции, области, округа, уезды.

Наместничества представляли собой две-три провинции, возглавляемые наместником. Он осуществлял всю гражданскую (административную и судебную) и военную власть.

В авангарде каждой провинции утверждались военный и светский губернаторы (наиболее часто – маньчжуры), которые подчинялись наместнику.

Каждому губернатору был предоставлен свой государственный штат персонала:

  • казначеи, отвечавшие также за гражданскую администрацию;
  • соляные ревизоры;
  • зерновые интенданты.

Области, округа и уезды управлялись начальниками, возглавляющими соответствующие административные единицы с помощью чиновников и старост стодворок и десятидворок.

Судебная власть на всех ступенях была связана с административными органами, но как правило для рассмотрения судебных тяжб определялись и назначались особые чиновники, отличающиеся исключительной преданностью императору. Опираясь на их мнение, наиболее часто решалась участь и предопределение определенного наместника, губернатора, начальника и простого люда.

Необходимость реформ

Империя Цин в начале девятнадцатого века встретилась с обязательностью реформирования государственного строя Китая исходя из влияния двух факторов:

  • ускоренного прироста населения и очевидного запаздывания развития производства, реализующего средства для его существования;
  • разделения Китая на области влияния западными государствами и преобразования его в полуколонию.

В это же самое время в Китае начался кризис из-за все увеличивающегося крестьянского населения, вследствие чего прокатилась волна крестьянских восстаний. Наиболее наглядной и бесспорной устанавливалась дисгармония между приростом населения и произведением материальных благ. На это время оказалось, что все земледельческие участки, которые были пригодны для возделывания, уже освоены.

В связи с этим площадь возделываемой земли на душу населения уменьшилась больше чем в два раза, соответственно стала меньше нормы в 3 му (меньше чем 0,2 га), а это в свою очередь грозило массовым голоданием.

Еще одно обстоятельство, которое вызывало потребность в реформах, состояло в том, что Китай попал в зависимое положение от западных государств. Эти державы стремились контролировать огромные природные богатства Поднебесной.

Внешняя политика Китая в начале 19 века

Самую большую деловитость и энергичность демонстрировали Англия и Соединенные Штаты Америки. В 1840–1842 гг. разразилась первая «опиумная» война, основанием для которой послужили меры, принятые китайскими властями, направленные против контрабанды в Китай опиума из Англии. Всеобщее употребление опиума в Китае в новое время привело к опустошению казны Цинской империи. Основу денежного обращения в государстве составляло серебро в слитках. Под влиянием сложившейся ситуации эти средства, во все возрастающем количестве, отправлялись в Англию. В свете этого в Китае было запрещено употребление опиума, а на английских купцов был наложен запрет по ввозу его в страну. Ответом на это англичан было развязывание широких военных действий, без объявления войны, в 1840 г. Первая «опиумная» война 1840–1842 гг. закончилась полным разгромом Китая.

Единичные китайские воинские части и отряды проявляли чудеса героического сопротивления, но, к сожалению, силы были неравнозначны. Отсталая феодальная армия не могла ничего поставить в противовес высококачественной вооруженной сухопутной армии и флоту Англии.

В Нанкине двадцать девятого августа 1842 г произошло подписание первого в истории Китая не обладающего равными правами договора. Это законодательный документ давал право использовать для торговли с иностранцами кроме Кантона (центра опиумной торговли) еще четыре китайских портовых города. К тому же Англия получила Гонконг. На Цинское правительство, соответственно этому документу, накладывались определенные кабальные обязательства:

  • обязанность выплаты англичанам огромной контрибуции;
  • ликвидация торговой корпорации Кохонг;
  • установление нового таможенного тарифа, соответственно которому величина пошлин на английские товары не могла быть превышена более чем на 5% от стоимости товара.

В октябре 1843 г. к Нанкинскому договору был добавлен Хумыньский протокол. Соответственно этому документу, иностранным гражданам обеспечивалось право «иммунитета» в устанавливаемых ими системах иностранных поселений (сеттльментах). В них устанавливалась структура управления, не подчиняющаяся китайским властям, существовали иностранные войска и полиция. Местные власти обязывались в открытых портах разрешать структуру иностранных поселений (сеттльментов), а также предоставлять для этих целей землю и домовладения за «справедливую» арендную оплату. Иностранцы полностью были неподсудны юрисдикции китайских судов, для них была определена консульская зона ответственности. В довершение всего, Хумыньский протокол утверждал за англичанами право наибольшего содействия и помощи. Следом за Англией неравнозначные договоры с Китаем были установлены США и Францией (1844 г.). Наступило преобразование Китая в полуколониальное государство.

Читайте также:  Какая ответственность предусмотрена за нарушения тахографа

Семейное право китая в новое время

Мусульманское право Особенности возникновения и развития государства и права в Новое время Государство и право Англии в Новое время Государство и право США в Новое время Государство и право Франции в Новое время Государство и право Германии в Новое время История государства и права Японии в Новое время История государства и права Китая в Новое время Особенности развития государства и права в странах Латинской Америки Особенности развития государства и права новейшего времени Соединенные Штаты Америки Основные изменения в праве Тема 1. Введение в курс истории государства и права зарубежных стран История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-. Предмет науки — исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права. История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права.

Глава Изучение современного института семьи и брака в Китае представляет особый интерес по нескольким причинам. Рост национального капитализма, расширение экономических связей в стране, возникновение крупных экономических и культурных центров создали условия для образования китайской нации, развития национального самосознания. Молодые люди не могли самостоятельно принимать решение о вступлении в брак.

Глава 26. Государство и право Китая в новое время

Государство и право Китая в новое время Еще начиная с XV в. Недовольство правящей династией Мин вылилось в одно из самых продолжительных в истории страны народных восстаний во главе с Ли Цзы-чынем. Минское правительство безуспешно пыталось остановить продвижение восставших к Пекину.

Весной г. Однако китайская аристократия призвала на помощь маньчжуров, которые в г. Но лишь к г. Таким образом, многолетняя внутренняя борьба привела к установлению иностранного господства, которое длилось до г. Длительное правление Цинов объясняется, прежде всего, тем, что они взяли в свои руки политическую власть, но целиком сохранили традиционные китайские порядки в экономической и социальной сфере.

Маньчжуры восприняли китайскую культуру, а к XIX в. В Китае существовала индивидуальная собственность на землю, однако из-за высокой численности населения крупное землевладение не сложилось. Средний размер помещичьих владений составлял 3- -6 га, а крестьянских наделов — — 0,3- -0,6 га.

Основой социальной и экономической жизни Китая была община, которую составляли родственные семьи. Общинные земли делились на коллективные и индивидуальные. Доход от коллективных земель шел на содержание деревенской школы, храма и на другие благотворительные цели. Земли, находившиеся в индивидуальном пользовании, могли быть проданы и сданы в аренду.

Меньшая часть обрабатываемых земель принадлежала государству. В Китае не было четкого сословного деления. Единственной привилегированной прослойкой, стоявшей над всеми сословиями китайского общества, были маньчжурские завоеватели.

На следующей иерархической ступеньке стояли шэньши ученые , из которых набирались чиновники. Стать шэньши мог любой китаец, успешно сдавший экзамен на ученую степень. В то же время помещики и крестьяне составляли одно сословие землевладельцев, были обязаны выполнять трудовые повинности. В одно сословие объединялись ремесленники и торговцы. Вне сословной системы находились нищие, оружейники, рабы. По политическому устройству цинский Китай являлся неограниченной монархией.

Император, как и в средние века, считался божественной особой и сосредоточивал в своих руках всю полноту власти. Существовала система церемоний, которые подчеркивали верховенство императора над его подданными. Под страхом смерти запрещалось видеть лицо императора и даже произносить его имя. На юго-западе объектом интересов цинских правителей стал Тибет, который был насильственно включен в состав Цинской империи конец XVIII в.

Однако в странах Индокитая — — Бирме и Вьетнаме завоеватели встретили упорное сопротивление и не смогли его преодолеть. В результате завоевательной политики территория Китая была значительно расширена. В то же время она требовала огромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Примерно третья часть налоговых поступлений уходила на охрану границ Цинской империи.

Увеличилось налоговое бремя на землевладельцев и ремесленников. Стала остро ощущаться нехватка земли, ухудшились условия аренды. Деревенские низы нищали, превращались в безземельных тружеников, а то и попросту в бандитов. Центральная власть не могла остановить этот процесс обнищания и обезземеливания, поскольку государственный аппарат к этому времени оказался коррумпированным. Императору с большим трудом удалось подавить эти выступления, однако они еще больше ос-лабили Китай табл.

Таблица В г. При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и китайских феодалов, была создана деспотическая монархия. Китайский император — — богдыхан — — сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений «Верховному Небу».

Характерной чертой правления Цинской династии была политика изоляции страны от внешнего мира. Великобритания, в первую очередь, предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С г. Следует отметить, что государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества.

Армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и выучку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вследствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

В результате военных действий в августе г. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную контрибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предоставить иностранцам ряд привилегий, таких как право экстерриториальности, право на концессии, принцип наибольшего благоприятствования. Фактически поражение Китая означало его превращение в полуколониальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вводились произвольные поборы.

Одним из следствий «опиумной войны» стало Тайпинское восстание, которое в г. В ходе восстания была создана дисциплиниро-ванная повстанческая армия и провозглашено создание «Небесного государства всеобщего благоденствия». После ряда крупных военных ус-пехов тайпины в марте г.

Руководители восстания в Нанкине опубликовали «Земельную систему Небесной династии», представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях «крестьянского коммунизма», то есть на началах равенства всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, борьбу с коррупцией и др.

Земля и основные средства производства были национализированы; иметь значительные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено. Политика тайпинов на практике свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению зна-чительной части налогового бремени на помещиков и богачей.

Однако в г. Затем, с г. С захватом столицы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство. В структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования, например, была учреждена Главная канцелярия по иностранным делам, отменена система двух губернаторов в провинциях военного и гражданского ; местная власть сосредоточилась в руках наместников.

Кроме того, в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка. В период с х — — до начала х гг. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав.

Используя права и привилегии, иностранцы попытались усилить свое политическое влияние. В результате в е — е гг. XIX в. Примерно в это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия.

Первоначально это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

Китай потерпел поражение в войне с Японией. Действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил.

Буржуазно-помещичья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая интересы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне г. Этот период г. Проводимые реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге.

В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си Ехонала произвела дворцовый переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия. Китайский народ был крайне возмущен реакционной политикой Цинской династии, поэтому в гг. Шанхай — — г. В октябре г. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской республики. Династия Цин в феврале г. Последующие события были таковы: Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, лидера правого крыла национальной китайской буржуазии, который в августе г.

Почему октябрьское г.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Китай в XIV — XVII веках (рус.) Новая история

История государства и права Китая в Новое время Для семейного права Древнего Китая характерна абсолютная власть отца и. Право цинского Китая: основные источники и институты. содержал нормы уголовного, гражданского, земельного и семейного права. него были внесены поправки и дополнения, и он получил новое название Уголовный кодекс.

Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками. Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей глав и сборника книги в целом. Образование тайпинского государства. Закон о земле и другие реформы тайпинского государства. Разгром тайпинского движения. Китай в последней трети XIX в. Развитее капиталистических отношений. Появление новых общественных классов. Новые веяния в общественно- политической жизни. Начало организованного движения за реформы.

Государство и право Китая в новое время Еще начиная с XV в.

Лекция 3. Государство и право Древнего Рима. Ответы к экзамену по предмету История государства и права зарубежных стран.

Читайте также:  Какую сумму имущества ооо можно списать единовременно

Семейное право в китае законы

Главная Семейное право китая в новое время Интересно, что число неженатых мужчин значительно превышало число незамужних женщин: Последнее связано с серьезным дисбалансом в соотношении полов в Китае: Данная ситуация, бесспорно, окажет влияние на развитие института семьи, поскольку 30 млн. Удивительно, но факт! Традиционные для Китая представления о том, что дети — это гарантия обеспеченной старости, сегодня уходят в прошлое. Причем горожане и молодые люди в возрасте до 20 лет относятся к добрачным связям терпимее, чем жители сельских районов и люди возрастных групп старше По-разному смотрят на этот вопрос мужчины и женщины: Пробный брак 32 в Китае сравнивают с выбором обуви — говорят, что не узнаешь, впору ли тебе пара, пока не примеришь ее. В эпоху реформ и открытости в КНР возродилась полигамия несмотря на то, что она запрещена законом.

Китай в Новое время

Вторжение чужеземного капитала ускорило разложение натурального хозяйства, способствовало расширению рынка рабочей силы, привело к созданию в стране крупной промышленности. Однако иностранные инвесторы не были заинтересованы в экономическом развитии Китая, а стремились использовать его в качестве рынка сбыта, источника сырья и сферы приложения капитала. В Китае активно протекал процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства. Простой люд находился под гнетом китайских и маньчжурских феодалов, торговцев и ростовщиков, а также иностранных буржуа. В гг. Англичане ввозили в страну опиум в обмен на серебро. Более того, 29 августа года на борту английского военного корабля был подписан Нанкинский договор о торговле, согласно которому Китай обязали открыть пять морских портов для иностранных судов , а Англии отошел Гонконг. Более того, ввозимые Англией товары, облагались низким таможенным тарифом. В результате неравноправного договора была ликвидирована китайская монополия в области внешней торговли.

Гражданское, торговое и семейноеражданское, торговое и семейное право. Гражданское право КНР применимо, как к жителям государства, так и иностранным гражданам, находящимся на территории страны.

2. Право Китая в Новое время

Право империи Цинов. Цинский Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой — к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянъ) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом из 1293 уездов империи.

Тексты сводов законов не составлялись, как уже отмечалось ранее, каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им династий. Напомним, что еще в 1644 г. Цинский двор поручил особой комиссии рассмотреть минский свод законов Дамин люй с целью внесения в него изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов <люй).Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений (ли). По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать, впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять—десять лет. Этот второй свод законов назывался Дацин люйли (Основные законы и постановления Великой династии Цин). Он ставил маньчжурских завоевателей в привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания другим — более легким или менее унизительным.

Своеобразной была систематизация норм в Дацин люйли. Он состоял из семи разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых наказания могут быть смягчены, в остальных содержались составы преступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. Так, например, раздел министерства налогов содержал санкции за неуплату поземельного и других налогов, за посягательство на государственное имущество, за преступное нарушение публичного интереса при производстве и обмене товаров и т. п. Раздел военного министерства перечислял наказания за нарушение безопасности путей следования императора, повреждение городских стен, недоброкачественные поставки для армии, воинские, в том числе пограничные, преступления и преступления против государственной почтовой службы. Наибольшее число составов преступлений содержалось в разделе министерства уголовных наказаний. Туда входили и воровство, и убийство, и насилие, и поджог, и словесные оскорбления, и множество других, в том числе и преступления, связанные с отправлением правосудия.

Из анализа Дацин люйли следует, что в его установлениях (в том числе и предусматривающих наказание) так или иначе отразилась система действовавших в традиционном Китае частноправовых норм. Так, брачно-семейные отношения, оформлявшиеся договором между главами семейств, регулировались широким комплексом норм обычного права, в которых дух конфуцианской морали проявлялся нагляднее всего. Отношения по наследованию имущества также регламентировались достаточно развернутыми правилами. В сфере земельного права особенно подробно были разработаны арендные отношения. Кодекс косвенно свидетельствовал о существовании в цинском Китае, правда в неразвитой форме, рынков, торговых агентов, банков, торговых товариществ, акционерного капитала. В регламентации деятельности торговцев и кустарей исключительную роль играли гильдии, располагавшие своими уставами и правилами ремесла и торговли, а также органами разрешения споров.

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Оценивая значение последнего в системе социального регулирования традиционного Китая, следует иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал хозяйственно-атомизированное общество с господством натурального и мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай, традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка, было сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось крайней жестокостью.

Дацин люйли предусматривал около трех тысяч преступлений, многие из них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной ссылкой, ударами большой и малой палки. По остальным преступлениям предусматривалась ссылка в дальние гарнизоны и с отдачей в рабство. Все виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Вместе с тем допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни, а также наем других лиц для отбывания наказания (в случае, например, битья палками). Некоторые преступления влекли за собой наказание не только виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко применялись пытки.

Как и многие другие своды законов средневековья, Дацин люйли описывал преступления преимущественно в форме казусов. Причем, чем опаснее были те или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и различных подзаконных актах. Например, Дацин люйли устанавливал ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою очередь детализировались на более конкретные составы в зависимости не только от формы вины, количества преступников и т.д., но и от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата; наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний. В результате этого Дацин люйли и представал в виде собраний огромного числа казусов.

Буквально накануне революции была проделана большая работа по совершенствованию Дацин люйли, приведению его норм в соответствие с реалиями китайского общества. Из кодексов исключили уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. Из Кодекса было исключено большое количество устаревших положений. К Дацин люйли как своду законов обращались суды и после падения империи Цинов. Во многих своих положениях он действовал до 5 мая 1931 г., т. е. до вступления в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики. Что касается цинского Свода узаконений (Дацин хуэйдянь), то он практически прекратил свое действие с провозглашением республики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...