Слияние ск и прокуратуры последние новости

Содержание

Реорганизация следственного комитета России в 2020 году

Реорганизация следственного комитета России в 2020 году и является плановым мероприятием. Изменения начались год назад, и сегодня глава ведомства обращает внимание на то, что современные следователи смогли раскрыть больше 5000 совершенных преступлений, которые не раскрывались в прошлых годах. И большая часть из них является тяжкой.

В последнее время в прессе очень часто появляются новости о том, что в России наблюдается огромное количество заведённых дел на чиновников, которые связаны с коррупционной деятельностью. Не так давно к уголовной ответственности было привлечено 150 человек, которые входят в местные муниципалитеты. В результате подобной методики наказаний в бюджет страны вернулось около 3,5 миллиарда рублей.

Недавно председатель ведомства сказал, что основным направлением работы следственного комитета можно считать защиту социально незащищенных слоев населения. И особенного внимания заслуживают несовершеннолетние дети, ведь за прошлый год именно этой категории граждан было совершено больше 10 000 преступлений, в результате чего погибла примерно одна 1000 человек.

Прогнозы по поводу реформирования СК

Плановая реорганизация СК России 2019-2020 годов началась с увольнений и отставок членов руководящего состава разных подразделений комитета по следствиям. В самом начале волны этих событий можно было увидеть, что работу потерял президент Свердловского подразделения, затем «под прицел» попал Челябинский комитет, а потом Краснодарский край.

Сегодня волна смещения руководителей уже приостановилась, но ожидать того, что сокращения должностей и увольнения некоторых сотрудников в 2020-м году произойдёт, всё-таки стоит.

Откровенно говоря, реформа следственного комитета требовалась довольно давно, ведь оснований к этому было больше, чем достаточно.

Новости по теме:

Сегодня даже не профессиональным взглядом заметны недоработки в кадровой политике следственного комитета. Некоторые эксперты вообще считают, что подобная политика отсутствует. Проявляется это в коррупционной деятельности руководителей высшего звена власти, которые, надо сказать, могут похвастаться вполне высокими заработными платами.

В 2019-м году власти решили провести комплекс антикоррупционных мероприятий, основной целью которых является изменение состава членов правления высших представителей власти комитета. И из отчетов видно, что реформирование прошло довольно успешно, потому что на сегодняшний день уровень коррупции в следственном комитете существенно снизился.

Какие изменения планируются на 2020 год?

Просматривая последние новости о реорганизации в СУ СК России нужно сказать, что планируется увеличение числа следователей, а также направление работы. Программа говорит о том, что в первую очередь увеличится число следователей, которые находятся при председатель СК РФ. Подобные изменения коснутся также главного управления.

Параллельно в его составе появятся новые подразделения, среди которых особенно выделяется один, который будет заниматься расследованиями по отношению к несовершеннолетним, а также отдел нарушений в сфере медицины и тот, который ответственен за федеральный розыск.

Обсуждая последние новости о реорганизации следственного комитета РФ в 2020 году стоит сделать отдельно акцент на том, что изменения коснутся не только центрального аппарата власти, а и региональных органов следствия. Здесь количество должностей будет доведено до максимума. Однако будут соблюдены пределы установленной штатной численности человек, которые равны 70 %.

Ликвидация ведомства – что известно?

Отдельного внимания заслуживает упразднение следственного комитета. Сегодня не совсем понятно, идёт ли речь о полном упразднении данной структуры, либо о его реорганизации. Дело в том, что ликвидация, как процедура, также возможна.

Однако без людей, которые сегодня работают в ведомстве СК, невозможно представить себе работу государства, то есть на месте старой структуры должна быть сформирована новая. Речь идёт о формировании Федеральной службы расследований, в рабочий штат которой войдут как раз таки сотрудники Следственного комитета. Дополнительный состав сотрудников будет пополняться из ведомств МВД и ФСБ.

На сегодняшний день расформирование следственного комитета ещё находится на рассмотрении. Однако за внедрение подобного законопроекта выступают члены совета администрации президента. В пользу подобного решения говорят то, что это позволит улучшить силовую структуру каждого субъекта федерации. При этом, ликвидация СК вполне возможна по причине того, что на эту процедуру не потребуется большое количество денег из государственного бюджета.

Нужно сказать, что сегодня в состав рабочего штата СК входит более чем 20 тысяч человек, и на их финансовое обеспечение тратится порядка 40 миллиардов рублей. Страна переживает довольно тяжелые времена, хотя кризис закончился, поэтому экономия продолжается, и ликвидация одного из комитетов, а также формирование новых должностей может стать тем шагом, который позволит немного сэкономить на растратах, поэтому не воспользоваться им нельзя.

Некоторые специалисты делают акцент на том, что ликвидация может вызвать понижение уровня управляемости в стране, что наблюдалось во время создания Росгвардии. Тогда управляемость силовыми структурами была потеряно на пол года, но на сегодня есть возможность избежать подобных сценариев, учитывая ошибки прошлого.

Что можно сказать в качестве вывода?

На самом деле предложение о расформировании СК поступило от Дмитрия Медведева, то есть от премьер-министра страны. Он подсчитал, что подобная реформа позволит не только сэкономить бюджетные средства, а и сделает уровень безопасности в государстве более высоким.

Именно такие заявления поступали в прессу сразу после новости о реорганизации структуры. Сегодня новостей по поводу того, как будет происходить реорганизация ведомства в дальнейшем, мало, поэтому приходится довольствоваться текущей информацией.

Реорганизация СК России 2019-2020

Реорганизация СК России 2019-2020 – это, что сегодня находится на слуху множества граждан. Поскольку наблюдаются постоянные лишения насиженных мест руководителей из данной госструктуры.

Всё началось с того, что Владимир Путин отправил искать занятость начальников отделений:

  • Свердловской области;
  • Челябинской области;
  • Краснодарского края;
  • Пензенской области;
  • Белгородской области;
  • Псковской области.

Среди перечисленных выше регионов сейчас только Свердлов и Челябинск получили новых руководителей – судьба остальных следователей пока что решается в кулуарах власти. Описанный расклад служит доказательством проведения масштабных преобразований – посмотрим, какие перспективы ожидают бюджетников в Новом году.

Почему депутаты решились на изменение деятельности комитета?

Вопрос непраздный, поскольку аналитические специалисты отмечали профанацию кадрового состава. Более того, система кадров в СК попросту сильно не продумана и не доработана.

Читайте также:  Мурманск куда жаловатся не гибдд

Члены административного звена довольствуются приличными жалованиями, но в то же время «забывают» исполнять вверенные обязанности. Да и текучка рабочих кадров внутри начальствующей группы способствует активизации финансовых махинаций.

Реорганизация следственного комитета России в 2020 году проявится в том, что политические силы введут ряд антикоррупционных схем. Используемые методики призваны обновить руководящую часть федерального госоргана. Вообще, речь идёт об изменениях в составе, но люди, создававшие соответствующий закон, предпочли использовать термин «обновление».

Решили и не дожидаться наступления 2020 года, а приняться наказывать высокопоставленных чинов уже сейчас. Эксперты видят в подобных предпринимаемых мерах единственный выход разрешения проблемы коррупции и прочего злоупотребления рабочими местами.

С этой новостью читают:

Противостояние ведомств как причина упразднения

Но взятки – не единственный спусковой рычаг на пути к проведению реорганизации. То же самое касается и процесса смены главных следователей в регионах. Эта история длится уже в течение 8 лет, когда Следственный комитет отделили от Генпрокуратуры.

Отправившись в «свободное плавание», с 2011 года начальники обсуждаемой госструктуры принялись обвинять прокуроров в содействии незаконным казино в пределах Москвы. Лидером Следственного комитета тогда числился Александр Бастрыкин, который и начал проводить «антипрокурорскую» деятельность.

В те далёкие годы пост президента занимал Медведев, решивший положить конец вражде. Иначе непонятно, куда могло завести столь скандальное противостояние объектов страны.

Следом пошли бурные обсуждения вероятности закрытия СК РФ. Однако даже с учётом былых скандалов не факт, что произойдёт ликвидация следственного комитета. Может быть, текущую область государства изменят, исключив полное упразднение.

Аргументом в сторону обозначенной позиции являются слухи о создании Федеральной службы расследований. Там будут трудиться прежние члены комитета, и основа подразделения останется такой же. Прогнозируется присоединение к ФСР полицейских и ФСБшнков.

Влияние дефицита средств на реформу

Парламентарии уделяют внимание проработке предполагаемого легитимного новшества. Последнее слово остаётся за лидером державы – президент должен подписать законопроект. Но и Путин не против такого способа решения неполадок в нынешней работе следователей.

Важно понимать, что в Следственном комитете занято примерно 20 тыс. уполномоченных граждан. Это повлекло расходы из государственного бюджета в размере 40 млрд. «деревянных» только за один год.

Поэтому финансовый аспект деятельности также влияет на решение о реформе. Упразднение Следственного комитета– один из методов снижения нагрузки на казну.

Порядок работы членов Федеральной службы расследований

Преобразование СК гласит, что круг типичных задач расширяется. Теперь бюджетники обязаны выполнять:

  • контроль недобросовестных субъектов, «пойманных» на коррупции;
  • выяснение обстоятельств лишения жизни;
  • расследование дел, связанных с уклонениями от налогообложения.

Генпрокуратуре поручено наблюдать за функционированием новоиспечённого объекта. Её члены вправе заводить уголовные разбирательства на сотрудников ФСР. Основания для оформления дела – превышение полномочий.

Кто возглавит федеральную службу?

На данный момент определены несколько претендентов на пост начальника организации. Так утверждают последние новости о реорганизации в СУ СК России. Кресло лидера делят между собой Игорь Краснов, замглавы комитета, и Александр Романов, начальник службы управления МВД.

Первый из названых кандидатов обладает надёжной репутацией. Это почётный криминалист, повлиявший на раскрытие преступления против ныне покойного Бориса Немцовым. Также Краснов приложил свою руку к завершению дела по поводу покушения на жизнь Чубайса.

Но и МВДшник Романов завоевал немалый авторитет в своих кругах. Сначала стоит сказать о высокой компетенции этого человека в юридической сфере и позитивных откликах о проводимой деятельности. И в плане преданности профессии Александр Романов тоже находится далеко не в аутсайдерах. Глава государства упоминал о верности работе данного кандидата.

Подводя итоги вышесказанному

Слухи о реформе СК РФ инициированы Дмитрием Медведевым, занимавшим пост президентства в лучшие годы госструктуры. Политик уверен в том, что проведение преобразования поможет улучшить безопасность в государстве. По крайней мере, подобные заявления звучали из уст Медведева перед избирательной кампанией на пост главы державы.

А что касается комментариев со стороны самих членов комитета, то бюджетники не разделяют оптимизма насчёт реформы. Они убеждены, что депутаты плохо продумали систему изменения ведомства. Кто же из названых субъектов глаголет истину по поводу реорганизации следственного комитета РФ. В 2020 году последние новости прояснят ситуацию с судьбой следователей.

14 тысяч увольнений. Как Генпрокуратура планирует расформировать Следственный комитет

Каждую осень начинаются слухи об ослаблении Бастрыкина и скорой «кончине» Следственного комитета. Но сейчас это могут быть больше, чем слухи: как стало известно Центру «Досье» , глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, в котором он находится с начала августа. В распоряжении Центра «Досье» оказался план Генпрокуратуры о реформировании СК, согласно которому из Следственного комитета будут уволены 14 тысяч человек, а сам он снова станет частью «надзорного» ведомства.

У них есть план

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, узнал Центр «Досье». Место руководителя займет один из заместителей Бастрыкина, утверждает «Досье» источник в Следственном комитете, но кто именно, не называет. При этом в Генпрокуратуре, по данным Центра «Досье», уже разработан план реструктуризации СК. Подлинность плана, полученного «Досье» от надежного источника, подтвердили еще два человека, имеющих отношение к Генпрокуратуре.

По плану реструктуризации, Следственный комитет должен превратиться в Главное следственное управление в структуре Генпрокуратуры с прямым подчинением первому заместителю генпрокурора. Сейчас эту должность занимает Александр Буксман. Он знаком с Юрием Чайкой давно: в 2005 году работал с будущим генпрокурором в Министерстве юстиции, а затем перешел вслед за ним в прокуратуру.

План предполагает сокращение численности СК на две трети (это 14 тысяч человек, всего в СК работает 21 тысяча).

Александр Бастрыкин (слева). Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Также план предполагает упразднить академию Следственного комитета, оставив институты МВД и академию Генпрокуратуры. Чтобы сделать роспуск менее болезненным, образовательные учреждения СК сначала передадут в ведение прокуратуры. Кстати, ректор академии при прокуратуре — Оксана Капинус, супруга Буксмана.

Больше всего Генпрокуратуру интересуют уголовные дела. Она хочет жестче контролировать расследования уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, следует из плана присоединения Следственного комитета. Предлагается наделить прокуроров «исключительным правом организовывать и контролировать расследование уголовных дел о преступлениях», совершенных следственными работниками, судьями, адвокатами и иными «спецсубъектами». Также планируют объединить надзор за следствием и обвинение в рамках одного дела.

Слишком много полномочий

Как объяснить людям, почему Следственный комитет нужно вернуть Генпрокуратуре, если раньше его специально из нее же вычленяли? И на этот вопрос в плане есть ответ: полномочия СК чрезмерны. «По существующим правилам, следователь СК России или его руководитель может провести проверки или возбудить и расследовать уголовное дело в отношении любого из своих оппонентов — адвоката, прокурора или судьи. При этом в отношении самого следователя СК России никто кроме его руководителя вопрос об ответственности поставить и разрешить не может», — утверждается в документе.

Эту реформу начали планировать осенью 2017 года, рассказал Центру «Досье» источник в Генеральной прокуратуре. По его словам, концепцию разрабатывали сотрудники управления по надзору за расследованиями особо важных дел. Разработка плана поглощения Следственного комитета заняла месяц, после чего план представили Юрию Чайке. Судя по официальным высказываниям генпрокурора, именно эту концепцию он взял за основу. « Я вижу единый Следственный комитет, и он действительно должен быть при прокуратуре, — заявил Чайка 15 июня 2018 года. — Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ».

Читайте также:  Бесплатное школьное питание где оформлять

Генпрокуратура давно мечтает вернуть Следственный комитет в родные пенаты: несмотря на формально разное начальство, две структуры очень близки друг другу. «Все вместе бухают, вместе работают. Все эти политические разборки в высших эшелонах — они людей, которые работают на земле, не касаются», — рассказывал экс-сотрудник прокуратуры « Медиазоне ».

Прогнозировали, что большая реформа (слияние Генпрокуратуры и Следственного комитета) стартует сразу после инаугурации президента. Но тогда ответа «сверху» Чайке не последовало. Возможно, что на этот раз ему повезет.

Впрочем, нельзя исключать и того, что у Следственного комитета могут быть свои виды на дальнейшее существование. «Чайка очень хочет собрать ресурс в своих руках, но кто же ему даст управлять такой сильной структурой? — сказал один из источников Центра «Досье», близкий к СК. — Может быть, это не единственный план».

Слияние ск и прокуратуры последние новости

Главное управление процессуального контроля (ГУПК) Следственного комитета России (СКР) фактически упразднено. Об этом сообщили РБК два источника, близких к ведомству, и два собеседника в центральном аппарате комитета. Еще один собеседник РБК, бывший сотрудник ведомства, располагает информацией о сокращении сотрудник​ов СКР, занимавшихся процессуальным контролем.

9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня сотрудники управления выведены за штат, уточнил один из собеседников РБК в комитете.

При этом 30 мая начальник ГУПК Григорий Житенев участвовал в межведомственном совещании в Генпрокуратуре именно в качестве руководителя главка. Связаться с Житеневым и его заместителями РБК не удалось.

«Органы процессуального контроля занимаются тем, что отслеживают качество работы следователей с формальной юридической точки зрения. Если говорить очень грубо, они проверяют качество оформления документов и соблюдение сроков», — объяснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, Виктор Долженко и Александр Дрыманов, недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он заявил, что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР говорил 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, призывал органы прокуратуры усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы готовят законопроект об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Читайте также:  Как выманивание денег по расписке признать мошеничесивом

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Следственный комитет России будет ликвидирован

В Кремле рассматривают инициативу по реформированию следственных органов страны

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о реструктуризации следственных органов. Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.

Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел, в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это», — заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70%.

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства: Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.

Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента, и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо», — заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения. Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым. Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы, а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений.

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.

Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков. По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура», которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК». Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования». По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам».

Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии». Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура», поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей». Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу», — отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом», потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы». По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...