Ст 7 таможенного кодекса еаэс

Статья 119. Сроки выпуска товаров

Статья 119. Сроки выпуска товаров

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, — в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. При предварительном таможенном декларировании товаров сроки выпуска товаров, предусмотренные настоящей статьей, исчисляются с момента наступления одного из следующих обстоятельств:

1) изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, — при условии, что таможенным органом, зарегистрировавшим таможенную декларацию, получено уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами, — таможенным органом выдано разрешение на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 3 статьи 114 настоящего Кодекса;

2) получение таможенным органом, зарегистрировавшим таможенную декларацию, уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами, — выдача таможенным органом разрешения на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 3 статьи 114 настоящего Кодекса, — при условии, что таможенный орган уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в поданную таможенную декларацию либо изменения (дополнения) внесены в сведения, заявленные в таможенной декларации до получения таможенным органом уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, или получения разрешения на выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 3 статьи 114 настоящего Кодекса в отношении товаров, перевозимых водными судами.

3. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, наступило одно из следующих обстоятельств:

1) таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 настоящего Кодекса запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 настоящего Кодекса;

3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса.

4. Срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 настоящей статьи, может быть продлен на время, необходимое для:

1) проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2) выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса;

3) предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 121 и 122 настоящего Кодекса.

5. Срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих.

6. При продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

7. В случае если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи, и выпуск товаров в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 121 настоящего Кодекса, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, на срок проведения такой проверки.

8. В случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 122 настоящего Кодекса, либо выпуск товаров в соответствии со статьей 122 настоящего Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 122 настоящего Кодекса, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, на срок проведения таможенной экспертизы.

9. При продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4 — 8 настоящей статьи таможенный орган направляет декларанту или таможенному представителю уведомление о таком продлении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что в уведомлении указываются причины, на основании которых продлевается срок выпуска товаров.

10. Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки выпуска товаров, чем сроки, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.

11. Срок выпуска товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 124 настоящего Кодекса и (или) международными договорами в рамках Союза.

Краткий обзор Таможенного кодекса ЕАЭС

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который в отличие от Таможенного кодекса Таможенного союза больше соответствует современности, так как содержит в себе массу новшеств. И так, что изменилось?

В новом Таможенном кодексе гораздо больше вопросов было поднято на уровень Евразийской экономической комиссии. Документ стал намного шире. Он не делится на части, в нем 61 глава, 9 разделов, включая переходные положения, в которых указано, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС еще не начнут действовать дополнительные Решения ЕЭК.

Новый Таможенный кодекс устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в письменной форме, к примеру, в отношении товаров, пересылаемых в МПО, при декларировании товаров для личного пользования и так далее.

Декларация без лишних документов

Новый Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары, а также транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными.

Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций

Новый Таможенный кодекс разрешает использовать информационную систему и выпускать грузы без участия человека.

Новый Таможенный кодекс сделал возможным работу принципа «Единого окна». Если раньше статья 176 ТК ТС гласила, что лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров, то теперь такая информация может и не предоставляться таможенному органу, если необходимые сведения таможенники могут получить сами из информационных систем государственных органов, в том числе из систем стран-членов ЕАЭС. Фактически новый Таможенный кодекс создаст возможность для более широкого межведомственного взаимодействия.

Предварительное информирование по-новому

В новом документе сильно изменятся положения относительно предварительного информирования. Теперь положения ТК ЕАЭС по предварительному информированию стали шире. Состав предварительной информации разделился на два вида. На информацию, которая будет предоставляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. И предварительную информацию для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет предоставляться по желанию участника ВЭД.

При этом новый кодекс разрешает предоставлять предварительную информацию в виде электронного документа. Такая информация будет использоваться при прибытии товаров на территорию стран ЕАЭС, помещении товаров на хранение и в некоторых других случаях. Кроме того, теперь установлено, что в качестве предварительной информации могут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа.

Также ЕЭК разработает отдельные решения для предварительного информирования на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.

Грузы будут выпускаться быстрее

В новом кодексе заложена возможность сокращения сроков выпуска. Выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля. Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять не позднее одного дня. При этом в новом кодексе осталась прежняя норма о том, что в определенных случаях срок выпуска может продлеваться до 10 рабочих дней.

Читайте также:  Паспорт выдается по месту прописки

Новое в таможенных процедурах

Таможенный кодекс ЕАЭС регулирует все 17 таможенных процедур, что удобно для их единообразного применения во всех странах ЕАЭС.

Все, что касается таможенных процедур, теперь содержится в четвертом разделе и охватывает целых 18 глав. Законодатели решили внести массу изменений и в различные аспекты функционирования таможенных процедур. Так, например, были разделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур, было указано, какие процедуры являются завершающими, а какие – приостанавливающими действие других процедур. В новом документе четко разграничено, какие процедуры применяются к отечественным товарам, а какие – к иностранным.

Была дополнена терминология. Появились термины «условия помещения под таможенную процедуру» и «условия использования в соответствии с таможенной процедурой», которые внесли ясность для участников ВЭД.

В новом документе множество дополнений и уточнений по отдельно взятым таможенным процедурам. Так, например, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов, существенно расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов.

По процедуре беспошлинной торговли будет разрешено создавать магазины DUTY FREE не только в зоне вылета, но и в зоне прилета. В статье 243 ТК ЕАЭС теперь сказано: «Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются: физическим лицам, убывающим с таможенной территории Союза; физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза; физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена».

Изменятся формы и меры таможенного контроля

В старом Таможенном кодексе все инструменты таможенного контроля назывались формами. Они регламентировались статьей 110 ТК ТС, которая предусматривала 12 форм: проверку документов, устный опрос, получение объяснений и так далее. В новом кодексе подход сильно изменится. Будет 8 форм таможенного контроля и 13 мер – способов, которые будут их обеспечивать.

Деятельность в области таможенного дела

В Таможенном кодексе ЕАЭС для лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выделили отдельный восьмой раздел. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец таможенного склада», – раньше он регулировался отдельным соглашением между странами.

Однако больше всего изменений претерпели положения, которые касаются деятельности уполномоченных экономических операторов. Многие аспекты работы, которые раньше регулировались на национальном уровне, теперь содержатся в ТК ЕАЭС.

По новому законодательству, Уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения. По новым правилам, статус УЭО может получить только юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом.

Еще одно новшество заключается в том, что теперь свидетельство, которое получит компания-УЭО, может быть трех типов. Каждое из них предполагает разный перечень специальных упрощений, которыми тот будет пользоваться. Свидетельство первого типа предполагает 7 преимуществ, второго типа − 6, третьего типа – 13. При этом свидетельство третьего типа соединяет в себе требования, условия и преимущества двух других типов свидетельств.

Установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню рисками, и это будет влиять на проведение досмотров и осмотров товаров.

Таможенный кодекс ЕАЭС расширил перечень субъектов, которым может быть предоставлен статус УЭО. Раньше это мог быть только декларант, однако теперь этот статус могут получить также таможенные представители, владельцы складов, таможенные перевозчики и владельцы таможенных складов.

Для того, чтобы компанию включили в реестр, необходима сумма, эквивалентная не менее 1 миллиону евро, однако в новом кодексе эту сумму можно уменьшить. Например, если свидетельство первого типа не приостанавливалось в течение 6 лет, то на 7-й год УЭО достаточно будет заплатить обеспечение не менее чем на 150 тысяч евро.

Еще одно нововведение в том, что статус УЭО будет признаваться всеми государствами-членами ЕАЭС. Более того, государства, не входящие в ЕАЭС, тоже смогут предоставлять уполномоченным экономическим операторам специальные упрощения на взаимной основе.

В новом кодексе будут важные изменения не только для лиц, работающих в таможенной сфере, но и для всех россиян, совершающих интернет-покупки за границей. Согласно документу, Евразийская экономическая комиссия будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли, а на национальном уровнен сами страны смогут устанавливать еще более низкие нормы.

При этом лимиты на беспошлинные покупки уже установили. В 2018 году товаров беспошлинно можно будет закупить на 500 евро: сверх этой суммы покупателю придется заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления ТК ЕАЭС беспошлинно можно будет приобрести товары в зарубежных интернет-магазинах только на сумму 200 евро, с покупок сверх указанной суммы будет взиматься таможенная пошлина в размере 15%, но не менее 2 евро за килограмм.

Отсрочка таможенных платежей и отложенное определение таможенной стоимости

Новый Таможенный кодекс предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов. В ряде случаев можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев – если какой-то форс-мажор, поставка в рамках международных договоренностей или поддержка сельскохозяйственной деятельности, отмечается в статье 59 ТК ЕАЭС.

Еще одно нововведение состоит в том, что вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. В п. 16 ст. 38 говорится, что в случае, если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений. Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.

Таким образом, это всего лишь часть изменений таможенного законодательства.

Новации Таможенного кодекса ЕАЭС

С 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС), который заменит действующий в настоящее Таможенный кодекс Таможенного союза. Все изменения, внесенные в таможенное законодательство, можно подразделить на общие и специализированные изменения. Общие изменения таможенного законодательства определяют общие правовые подходы к таможенному регулированию. Специализированные изменения таможенного законодательства касаются правового регулирования конкретных таможенных процедур и режимов.

Общие изменения таможенного кодекса заключаются в повышении роли Таможенного кодекса ЕАЭС в регулировании таможенных процедур и правил на едином рынке Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Так, на 25% увеличилось количество статей в Таможенном кодексе ЕАЭС. Теперь Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя 465 статей и 3 приложения.

Увеличение размера Таможенного кодекса ЕАЭС связано с повышение роли данного нормативного документа в регулировании таможенного законодательства на территории ЕАЭС. Теперь в случае возникновения противоречий между Таможенным кодексом ЕАЭС и иными нормативными документами регулирующим таможенные правоотношения, верховенство будут иметь положения кодекса.

Важной новацией Таможенного кодекса ЕАЭС является закрепление принципов таможенного регулирования в ЕАЭС, чего ранее не было. Так, таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций. Данные положения расширяют права бизнеса занимающегося внешнеэкономической деятельностью на рынке ЕАЭС.

Дополнен Таможенный кодекс ЕАЭС и новыми понятиями, используемыми при регулировании таможенных правоотношений. Там в таможенное законодательство дополнительно введены следующие понятия и определения: водные суда, денежные инструменты, информационные ресурсы таможенных органов, искусственные острова, меры защиты внутреннего рынка, назначенный оператор почтовой связи, наличные денежные средства, предварительная информация, преступления, сооружения, установки, транспортное средство для личного пользования. Расширение списка таможенной терминологии позволит сократить перечень спорных и неоднозначных ситуаций, возникающих у бизнеса при применении норм таможенного законодательства.

Общие изменения затронули и структуру построения самого Таможенного кодекса, сделав его более последовательным и понятным в понимании. Так, например, во 2 главу включены общие положения о перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Ознакомление с данной статьей позволяет понять общие принципы таможенного регулирования в странах ЕАЭС, которые направлены на либерализацию таможенного законодательства на рынке ЕАЭС.

Специальные изменения таможенного законодательства касаются нововведений в таможенные операции и процедуры, осуществляемые в процессе ввоза и вывоза товаров, осуществлении иных процедур таможенного оформления. Так, например, в новом Таможенном кодексе ЕАЭС будет расширен перечень случаев, когда не определяется таможенная стоимость товара. Если ранее таможенная стоимость товара не определялась только при процедуре таможенного транзита, то теперь таможенная стоимость также не определяется при процедурах таможенный склад, уничтожение товаров, отказа в пользу государства или специальных таможенных процедур. Указанное нововведение позволит сократить финансовые расходы бизнеса на оформление таможенных документов по вышеперечисленным таможенным процедурам.

В целом следует отметить, что в главе 5 Таможенного кодекса ЕАЭС, касающейся определения таможенной стоимости товаров достаточно подробно прописаны принципы, процедуры, права и обязанности бизнеса и таможенных органов при определении таможенной стоимости товаров. Следует отметить, что государство расширило права бизнеса при отстаивании своих прав при обосновании таможенной стоимости товара, что делает таможенное законодательство ЕАЭС более либеральным. Последнее весьма важно, так как от размера таможенной стоимости товара зависит размер таможенной пошлины, влияющей в свою очередь на ценовую конкурентоспособность и окончательную стоимость, товара, ввозимого на рынок ЕАЭС. Чем меньше таможенная стоимость товара, тем конкурентоспособнее по цене ввозимый на территорию ЕАЭС товар.

Читайте также:  Уволилась в декабре будет ли индексация пенсии

Изменен в Таможенном кодексе ЕАЭС подход к понятию обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Если ранее использовалось понятие «обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов», то теперь будет использоваться понятие «обеспечение исполнений обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов». Фактически по экономической и правовой сути понятия очень похожи, но есть и некоторые новации.

Во-первых, расширился перечень случаев, когда обеспечение исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин необходимо предоставлять. Помимо ранее действующих случаев сюда добавилась ситуация, когда выпуск товаров происходит до подачи декларации на товар, а также случаи перевозки товаров из одного государства ЕАЭС в другое морем или транзитом через другие государства, не являющиеся членами ЕАЭС.

Во-вторых, лицо обеспечивающие исполнения обязанностей по уплате таможенных сборов и налогов теперь вправе осуществить замену одного способа обеспечения обязательств на другой. В-третьих, государства-члены ЕАЭС собственным внутренним законодательством могут устанавливать иные способы обеспечения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов помимо действующих в настоящее время способов. Напомним, что в настоящее время действуют 4 способа обеспечения: деньги, банковские гарантии, поручительство, залог имущества.

Отдельной главой в Таможенном кодексе ЕАЭС прописан порядок совершения таможенных операций. Следует отметить, что теперь в кодексе прописан более четкий и либеральный порядок проведения таможенных процедур. Так, например, в кодексе закреплена обязанность таможенных органов, выдвигать только обоснованные и законодательно установленные требования при совершении таможенных операций по оформлению ввоза-вывоза товаров на рынок ЕАЭС. Кроме того, таможенные органы не вправе отказывать в принятии документов при наличии в них несущественных опечаток и грамматических ошибок. Последнее сокращает излишний формализм и бюрократизм при совершении таможенных операций.

Расширены в Таможенном кодексе ЕАЭС права уполномоченных экономических операторов, в случаях, когда последние являются декларантом товаров. Так, например, при декларировании товаров уполномоченными экономическими операторами не предоставляется обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Кроме того, в случаях, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор, то товар может быть выпущен в свободное обращение до момента подачи таможенной декларации. Таможенная декларация в этом случае подается не позднее 15 числа месяца следующего за месяцем выпуска товаров. При этом таможенные пошлины и ввозные налоги должны быть уплачены до момента подачи таможенной декларации.

Также уполномоченным экономическим операторам предоставлено право хранения товаров и проведения таможенного контроля в сооружения, помещениях, и на открытых площадках принадлежащих этим уполномоченным экономическим операторам. Фактически государство позволяет проводить таможенное оформление в местах принадлежащих уполномоченным экономическим операторам без помещения товаров в зоны таможенного контроля.

Указанные нововведения повышают экономическую выгоду сотрудничества с уполномоченными экономическими операторами, которые оказывают услуги по декларированию товаров – являются декларантами. В этом случае предприятие импортер товаров имеет возможность фактически получать беспроцентную отсрочку в уплате таможенных пошлин и ввозных налогов, экономить время на проведении процедур таможенного контроля. Это существенно экономит оборотные средства предприятия импортера, делает импорт товаров финансово более выгодным. Повторимся, что это касается только случаев, когда декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор.

Отдельно следует остановиться на структуре Таможенного кодекса ЕЭАС. Так, в кодексе появились отдельные главы, описывающие общий порядок ввоза товаров, порядок вывоза товаров, порядок хранения товаров, порядок выпуска товаров на территорию ЕАЭС. В этих главах достаточно подробно и четко прописан перечень документов, необходимых для прохождения указанных процедур,а также подробно описан порядок прохождения каждой из таможенных операций.

Фактически можно говорить об упрощении порядка прохождения таможенных операций, сокращения времени на таможенное оформление. Так, стандартным временем прохождения таможенных операций с 1 января 2018 года будет срок 4 часа, что значительно сокращает временные и финансовые расходы на таможенное оформление. Данное время может быть увеличено до 1 рабочего дня в случае изменения информации в таможенной декларации или проведении таможенными органами дополнительных мер таможенного контроля.

В Таможенном кодексе ЕАЭС сохранены 17, действовавших ранее, таможенных процедуры. Нововведением является установления дополнительных прав для бизнеса по изменению и выбору новых таможенных процедур для товаров в случае завершения таможенной процедуры, приостановления действия таможенной процедуры или при перемещении товара по территории ЕАЭС.

Упростился в кодексе и порядок помещения товаров под таможенные процедуры. Так, теперь выбор таможенной процедуры может производиться тремя способами. Во-первых, при подаче таможенной декларации на товар. Во-вторых, при заявлении товара к выпуску до момента подачи таможенной декларации. В-третьих, выбор таможенной процедуры может производиться путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.

В целом следует отметить, что большинство изменений таможенного законодательства направлены на упрощение процедур и операций таможенного оформления, расширения прав бизнеса и повышения привлекательности и таможенной доступности рынка ЕАЭС. Последнее обстоятельство повышает привлекательность и доходность рынка ЕАЭС при осуществлении бизнесом внешнеэкономической деятельности.

Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза избавит от бумажных деклараций

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. В Санкт-Петербурге 26 декабря состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета, где планируется утвердить новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Работа над документом велась на протяжении трех лет, впервые в разработке Таможенного законодательства в странах Союза принимало участие бизнес-сообщество. О принципиальных отличиях и преимуществах нового таможенного законодательства Евразийского экономического союза в интервью ТАСС рассказал глава рабочей группы по разработке нового Кодекса, министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Мукай Кадыркулов.

На смену Таможенному союзу

Евразийский экономический союз включает в себя пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Документ призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках Евразийского экономического союза.

«На мой взгляд, это очень емкий и выверенный документ, который учитывает интересы всех сторон. Это первый документ Союза, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество. Все конструктивные предложения бизнеса по совершенствованию тех или иных норм, с которыми они регулярно сталкиваются на практике, были учтены», — рассказал Кадыркулов.

В документ заложены новые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами.

Единые правила для всех

По словам министра, основная задача при разработке нового таможенного документа, которую ставили представители бизнеса, заключалась в максимальной унификации таможенных операций: все пункты таможенного администрирования должны быть одинаковые на территории Союза и работать по единым правилам. «Я думаю, нам это удалось», — подчеркнул Кадыркулов.

«Действующий Таможенный кодекс содержит 339 отсылочных норм на национальное законодательство. Две пятых из них — это отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства, в которых мы не интегрируемся. Соответственно, эти две пятых были фактически в своем первоначальном виде сохранены в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. А вот отсылочные нормы, связанные с таможенным регулированием — их в действующем документе 211 — были подвергнуты кардинальному пересмотру», — рассказал собеседник агентства.

Как сообщил министр, часть из таких норм была урегулирована в самом тексте нового Кодекса, а часть была поднята на наднациональный уровень посредством передачи в компетенцию Евразийской экономической комиссии.

«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит 279 норм, предусматривающих компетенцию Комиссии. Это без учета компетенции по формированию сборников, справочников, сводных реестров и информации. Из этих 279 — 183 нормы, которые предусматривают новую компетенцию Комиссии».

Кроме того, в новый документ имплементированы 16 соглашений, действующих на территории Союза, а также 6 проектов соглашений. Сюда входит и соглашение о перемещении товаров физическими лицами, нормы по которым, кстати, с вступлением в силу нового Кодекса будут определяться Комиссией для всех стран Союза.

Впрочем, как рассказал министр, ЕЭК будет определять верхние стоимостные и весовые пороги, единые для всех стран. Стороны же, по своему усмотрению смогут устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне в отношении товаров, перемещаемых посредством международных почтовых отправлений, а также экспресс-перевозчиками.

Современные технологии

Еще одним ключевым преимуществом нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза становится упор на современные информационные технологии. Технологическая база таможенных органов стран Союза готова к переходу в новый режим работы.

«Останутся исключительные случаи, когда будет необходимо подавать таможенную декларацию в письменном виде. Также минимизирован физический контакт участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами», — рассказал Кадыркулов.

По его словам, большим плюсом нового таможенного документа является то, что он позволяет не представлять документы, которые используются для декларирования товаров.

Действующее законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета сопроводительных документов к бумажной декларации. После вступления в силу нового Кодекса эти документы могут понадобиться только в случае, если сработает система управления рисками. Кадыркулов подчеркнул, что система управления рисками сейчас работает во всех таможенных органах Союза, ведется работа по ее модернизации и унификации.

Правда, для перехода на работу по новой системе сотрудникам таможенных органов придется пройти курсы повышения квалификации. «Национальные таможенные службы будут над этим работать, а в дальнейшем мы разработаем комментарии к Таможенному кодексу», — сообщил собеседник агентства.

Читайте также:  Муниципальная собственность жилья в наем как приватизи

Вступление в силу

Предполагается, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 июля 2017 года.

Через год после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в 2018 году, начнется постепенное снижение порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в страны Союза. Первое снижение — это 500 евро в 2018 г. Сверх нормы в €500 предусмотрен платеж в размере 30%, но не менее €4 за 1 кг. По истечении двух лет с момента вступления в силу кодекса предусмотрено снижение до €200, сверх этого — уплата 15%, но не менее €2 за 1 кг.

Новшества нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов – таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора – категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран — членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

• в отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

• часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой – шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии – это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК – возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...