Законодательство рф о предупреждении распространения вич инфекции в повседневной жизни

Содержание

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

Информация об изменениях:

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) — граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Андрей Кирилловых — Комментарий к Федеральному закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (постатейный)

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Комментарий к Федеральному закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (постатейный)»

Описание и краткое содержание «Комментарий к Федеральному закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (постатейный)» читать бесплатно онлайн.

В постатейном комментарии к Федеральному закону от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», учтены изменения в нормативных актах по состоянию на начало 2010 года.

Закон принят в развитие положений политики государства в сфере благополучия населения и защиты от массовых инфекционных заболеваний, признаваемых во всем мире в качестве угрозы существованию человечества; определяет направления деятельности государства в области профилактики, мероприятия по обеспечению гарантий прав граждан при возникновении ВИЧ-инфекции.

Регламентируются вопросы организации и финансирования предупреждения ВИЧ-инфекции, условий оказания медицинской помощи и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных, а также граждан, находящихся под угрозой заражения ВИЧ-инфекцией.

Комментарий рассчитан на руководителей и специалистов уполномоченных государственных и муниципальных органов в сфере здравоохранения, организаций социальной защиты, медицинских учреждений, граждан – ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также работников организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных.

Комментарий к Федеральному закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (постатейный)

(в ред. федеральных законов от 12 августа 1996 г. № 112-ФЗ, от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ)

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире,

Читайте также:  Образец иска на возмещение по дтп с виновника и госпошлиной

абзац утратил силу,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Губительное воздействие на организм этот вирус проявляет в разрушении клеток крови, защищающих организм от болезней, наличие его в крови еще не означает СПИД. Однако СПИД – это болезнь, синдром приобретенного иммунодефицита, являющийся следствием ВИЧ-инфекции. На фоне ослабления иммунной системы происходит стойкое снижение способности организма противостоять инфекциям, что ведет к возникновению и развитию различных заболеваний. В среднем от заражения ВИЧ-инфекцией до развития СПИДа без лечения проходит 8—10 лет.

Всестороння защита граждан различных стран от распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа выходит за рамки только этой функции государства и ставит задачу не только предупредить заражение, но и создать условия для социальной адаптации и защиты от дискриминации лиц, подвергшихся заражению.

Пандемия ВИЧ/СПИДа и сопутствующие ей нарушения прав человека вывели проблему на международный уровень.

В сентябре 1996 г. вторая международная консультация по ВИЧ/ СПИДу и правам человека одобрила Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека[1], основанные на нормах и стандартах в области прав человека, принятых на международном и региональном уровнях.

Уже сам факт появления Международных принципов свидетельствует о признании этой проблемы человечеством и возведении ее в ранг международного (глобального) масштаба.

Главная цель названных принципов, основными пользователями которых предполагаются государства в лице законодательных и исполнительных органов власти, включая должностных лиц, заключается в реализации на практике международных норм.

Большая роль принципам отводится в свете гармонизации национального законодательства в области ВИЧ/СПИДа, сбалансированности в них интересов общества и личности.

Поэтому распространение ВИЧ/СПИДа во всех государствах мира стало основанием для разработки национальных правовых актов, определяющих свою систему мер в этой сфере.

Однако опыт правового регулирования иностранных государств свидетельствует о неоднозначности подходов к проблеме ВИЧ/ СПИДа в разное время. При этом характерным для общества является первоначальное неприятие возникающей ситуации и желание пойти по пути ограничения прав человека как в повседневной жизни, так и на законодательном уровне.

Для нашей страны, как и для других государств, расстановка приоритетов в сфере борьбы с заболеваниями, поразившими значительную часть населения земного шара, весьма своеобразна. В число социально опасных заболеваний в России включены ВИЧ-инфекция и туберкулез, что явилось основанием для формирования специального законодательства, направленного на решение комплекса проблем, связанных с этими болезнями.

Принятый в 1995 г. и действующий по настоящее время Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» является воплощением практики мирового регулирования борьбы с ВИЧ-инфекцией и международных руководящих принципов.

В свою очередь, Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»[2] дополняет нормативную базу и является продолжением политики государства в сфере преодоления массовых заболеваний.

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – Закон) является уже третьим законодательным актом, специально посвященным ВИЧ/ СПИДу.

Преамбула Закона содержит основные причины, послужившие основанием для его принятия. В преамбуле сказано, что это заболевание приобретает массовое распространение во всем мире; вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для нашей страны; создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества; вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания.

При этом Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ[3] в преамбулу Закона были внесены изменения. Они касались признания ВИЧ хроническим заболеванием, а также исключения из текста упоминания о неизлечимости и неотвратимом смертельном исходе как результате этого заболевания.

Надо сказать, что российский Закон, развивая идеи международных принципов, в некотором смысле «ушел» вперед по сравнению с аналогичными актами других государств. Помимо декларируемых общегражданских прав Закон содержит общие положения о социальной поддержке ВИЧ-инфицированных лиц и членов их семей.

Между тем, для понимания сущности современного законодательства следует обратиться к практике отечественного нормотворчества, хронология которого определяет различные аспекты политики государства в области ВИЧ/СПИДа.

Впервые проблема распространения ВИЧ нашла отражение в приказе Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. № 776 «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИД», который предусматривал ряд превентивных мер в системе здравоохранения.

Однако первым законодательным актом в этой области является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД». Указ отдавал приоритет интересам общественного здравоохранения и носил ограничительный характер в отношении прав личности. Данный нормативный правовой акт имел силу закона и вводил ряд норм, направленных на предотвращение распространения инфекции среди населения.

В соответствии с положениями Указа вводилось обязательное медицинское освидетельствование[4] на ВИЧ для отдельных категорий граждан с принудительным доставлением в медицинские учреждения в случаях уклонения от такого освидетельствования. Для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалась возможность выдворения из пределов СССР. Устанавливалась и уголовная ответственность за заведомое постановление другого лица в опасность заражения и заражение ВИЧ-инфекцией, сохраняющаяся в Уголовном кодексе РФ и сегодня. Указ больше был направлен на защиту интересов общественного здравоохранения.

В целях совершенствования борьбы со СПИДом в 1989 г. был издан приказ Минздрава РСФСР «Об организации службы профилактики СПИДа в СССР».

Следует отметить, что заболеваемость ВИЧ/СПИДом существенным образом влияет на права лиц, контактирующих с носителями иммунодефицита. В Законе СССР от 23 апреля 1990 г. «О профилактике заболевания СПИД»[5] такие лица получили права на медицинскую и социальную помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении и пенсионное обеспечение.

В законе СССР содержалась и общая антидискриминационная норма, согласно которой не допускались увольнение с работы, отказ в приеме на работу, приеме в лечебные и учебные заведения, приеме детей в детские дошкольные учреждения, а также ущемление иных прав и ограничение законных интересов лиц с ВИЧ/СПИДом только на основании того, что они являются носителями вируса или больными СПИДом.

Признавались также и права родных и близких ВИЧ-инфицированных, в частности родители или лица, их заменяющие, получили право на совместное пребывание в стационарах с детьми в возрасте до 14 лет с освобождением их от работы на срок пребывания и выплатой по месту работы за это время пособия по временной нетрудоспособности. Заражение ВИЧ-инфекцией медицинских и фармацевтических работников при исполнении служебных обязанностей было отнесено к профессиональным заболеваниям.

ФЗ 38 «О предупреждении ВИЧ»

Вич инфекция представляет собой хроническое заболевание человека, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека. При попадании в кровь человека инфекция медленно разрушает иммунитет и он перестает бороться с опухолями и заболеваниями.

Согласно статистическим данным количество вич инфицированных в России на 2017 год составило 1 167 581 человек.

Для урегулирования всех вопросов, связанных с этой инфекцией и для борьбы за права инфицированных был принят Федеральный закон №38.

Описание ФЗ 38

Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» был принят Госдумой РФ 24 февраля 1995 года. Вступил в силу ФЗ-38 30 марта того же года. Последние изменения в закон вносились 1 января 2017 года.

ФЗ-38 был принят для:

  • общественного признания, что вич инфекция приобретает массовое распространение на территории РФ, и переходит заболевание в СПИД;
  • устранения тяжелых социально-демографических и экологический последствий для населения Российской Федерации;
  • предотвращения угрозы здоровью нации;
  • законной защиты прав и интересов населения РФ.

Краткое содержание Федерального закона №38:

Глава 1 — включает в себя 6 статей и регламентирует общие положения об инфекции, обозначенные в Настоящем законе.

Глава 2 — включает в себя 10 статей и описывает методы медицинской помощи для вич инфицированных.

Глава 3 — содержит 4 статьи и регламентирует порядок социальной поддержки вич инфицированным и их семьям.

Глава 4 — содержит 2 статьи, одна из которых утратила силу. В главе описываются способы социальной поддержки для лиц, которые подвержены заражению в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

Читайте также:  Какое наказание за экономические преступления в россии

Глава 5 — содержит 4 статьи и включает в себя заключительные положения.

Настоящий Федеральный закон распространяется на лица, находящиеся на территории Российской Федерации с иностранным гражданством и без прописки, а также проживающих на постоянной основе в РФ.

В ФЗ-38 прописаны гарантии, которые предоставляет государство:

  • постоянно информировать граждан о новых профилактических мерах в борьбе с вич инфекциями;
  • эпидемиологический надзор за распространением инфекции на территории РФ;
  • производство необходимых препаратов для профилактики и лечения инфекции;
  • контроль за качеством произведенных препаратов;
  • обеспечение инфицированных граждан бесплатной медицинской помощью в соответствии с установленными законодательством программами;
  • стимулирование научных центров по изучению болезни вич;
  • помощь в социально-бытовой сфере вич инфицированным. Помощь в получении ими образования и официального трудоустройства;
  • обучение специалистов для помощи зараженным лицам;
  • международное сотрудничество с иностранными предприятиями и обмен информацией о новейших технологиях в сфере предотвращения вич заболеваний;
  • бесплатное обеспечение больниц необходимыми лекарствами.

Перечисленные выше гарантии возлагаются на:

  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

В соответствии с положениями ФЗ-38, ВИЧ-инфицированные граждане обладают правами и обязанностями на территории РФ в соответствии с Конституцией.

Изменения в законе о ВИЧ-инфицированных

Последние поправки в ФЗ-38 вносились 1 января 2017 года. В ходе последних изменений поправки были внесены в п 1 ст 22.

Пункт 1 статья 22

При последней редакции закона п 1 ст 22 был дополнен словами «и федеральных государственных органов».

Ниже будут рассмотрены статьи в которые при последней редакции не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения.

Статья 6

В ст 6 описаны органы государственной власти, которые отвечают за финансовое обеспечение деятельности по предотвращению распространения вич инфекций на территории Российской Федерации. Согласно закону, финансовое обеспечение относится к обязательным расходам субъектов РФ.

Профилактические мероприятия, которые проводятся в муниципальных учреждениях приравниваются к обязательным расходам муниципальных образований. Законом предусматривается, что все мероприятия по предотвращению иммунного заболевания должны проводится в приоритетном порядке и финансироваться гос органами.

Статья 7

В ст 7 обозначено, что медицинское освидетельствование наличия ВИЧ-инфекции или ее отсутствие должно проводиться в специализированных центрах. Заключение о наличии или об отсутствии заболевания должно быть выдано в муниципальных или государственных специализированных учреждениях.

Освидетельствование проводится на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных в ст 9 Настоящего закона. В процессе проведения медицинского освидетельствования гражданин имеет право на присутствие своего законного представителя. Порядок его назначения обозначен в Законодательстве РФ.

Процедура проведения медицинского освидетельствования — бесплатна.

Статья 8

Ст 8 регламентирует то, что медицинское освидетельствование может быть проведено анонимно. Это возможно при желании самого проверяемого.

Статья 9

В ст 9 обозначены лица, которые подлежат обязательному прохождению медицинского освидетельствования:

  • доноры крови;
  • доноры биологических жидкостей;
  • тканей и органов.

Согласно 9 ст, в случае отказа граждан от процедуры обязательного осмотра, они автоматически теряют возможность стать донорами.

Также работники медицинских учреждений и отдельных профессий, которые прописаны в Законодательстве РФ, должны в обязательном порядке проходить осмотр.

Статья 10

В 10 ст ФЗ-38 прописаны условия, при наличии которых иностранные граждане могут въехать на территорию РФ. Для получения визы сроком на три месяца, въезжающие граждане должны предъявить в Посольстве России свидетельство об отсутствии ВИЧ-инфекции. Данное правило не распространяется на:

  • сотрудников дипломатических организаций;
  • работников иностранных консульств;
  • сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Статья 11

В ст 11 прописаны действия Правительства России в случае обнаружения ВИЧ-инфекции у иностранных граждан. Такие люди подлежат немедленной депортации. Ее порядок устанавливает Законодательство РФ.

Если иностранные лица проживают на российской территории со своей семьей, то им делается предупреждение и высказывается просьба покинуть страну. Данное действие поможет обезопасить остальных жителей и даст возможность гос органам провести все необходимые профилактические меры.

Статья 12

Положения, прописанные в ст 12, дают возможность гражданам пройти повторное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции. Повторный осмотр проводится не зависимо от срока проведения первого.

Статья 13

В ст 13 прописан список информации, которую должен медицинский работник сообщить человеку, у которого была обнаружена ВИЧ-инфекция:

  • результаты освидетельствования;
  • профилактические меры по предотвращению заражения других граждан;
  • гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных;
  • уголовная ответственность за умышленное заражение окружающих людей.

Статьей предусмотрены случаи, когда ВИЧ-инфекция была обнаружена у несовершеннолетнего или недееспособного. В этой ситуации вся вышеперечисленная информация сообщается родителю ребенка или его законному представителю.

Скачать закон о ВИЧ-инфекции

Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» содержит 5 глав и 26 статьи. В законе обозначено, что все ВИЧ-инфицированные граждане имеют право на бесплатное освидетельствование болезни и в случае ее обнаружения на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно положениям закона, медицинские работники обязаны создать комфортные условия для осмотра и лечения ВИЧ-инфицированных.

Хотите подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-38? Скачайте его по ссылке.

Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции») Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция — заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 4. Гарантии государства

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее — медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.10.2006 N 608 утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Заявление в прокуратуру о невыплате по исполнительному листу решению суда

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

Права ВИЧ инфицированных в России, что вам положено законом

Заболеваемость ВИЧ-инфекцией неумолимо растет во всем мире, при этом до сих пор болезнь остается неизлечимой. Это ведет к росту смертности населения, неблагоприятной социально-экономической обстановке, снижению рождаемости. Ущемление прав ВИЧ-инфицированных людей в России встречается нередко, поэтому они должны владеть достоверной информацией о всех правовых аспектах. Это позволит зараженным вирусом иммунодефицита человека знать свои полномочия и обязанности, в результате чего они смогут постоять за себя в непростой ситуации. Права ВИЧ инфицированных в России гарантированы законом.

Законодательство

Надо понимать, что права и обязанности у ВИЧ-инфицированных и здоровых людей абсолютно идентичны. Они все прописаны законодательством в главном документе нашей страны – Конституции РФ. Но для больных этой инфекцией существует специальный Федеральный закон №38, в котором обговорены основные моменты, касающиеся жизни ВИЧ-инфицированных граждан в обществе. Этот закон несколько раз подвергался пересмотрам и дополнениям, в результате чего права таких людей под надежной защитой.

Данная книга позволяет узнать всю нужную информацию, как о правах, так и обязанностях. Она также опубликована в интернете

Описание ФЗ 38

Данный закон начал действовать с 30 марта 1995 года, а последние правки были внесены 1 января 2017 года. Закон РФ по инфекции вируса иммунодефицита дает четкую характеристику всех прав зараженных, их обязанностей по отношению к другим гражданам. Закон Российской Федерации о заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита, выполняет ряд поставленных перед ним задач, а именно:

  1. Общество начинает понимать, что ВИЧ-инфекция приобретает характер пандемии, не говоря уже о неумолимом ее росте в России. Спустя некоторое время после заражения приобретенная инфекция переходит в СПИД.
  2. Уменьшаются масштабы социально-экономических, демографических последствий, которые касаются всего населения РФ.
  3. Осуществляется защита интересов ВИЧ-инфицированных граждан, подкрепленная данным законом.
  4. Уменьшается угроза состоянию здоровья граждан за счет разработки целого комплекса мер по профилактике заражения вирусом.

Статья 1. Основные понятия

В законе упоминаются понятия, требующие расшифровки, к ним относится:

  • ВИЧ-инфекция – под этим понимается заболевание, имеющее хронический характер, причиной которого является вирус иммунодефицита.
  • ВИЧ-инфицированные – те люди, у которых в организме выявлен вирус иммунодефицита человека.

В ФЗ №38 включены также пункты, касающиеся обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы. Также если выясняется, что иностранные граждане и лица без гражданства находятся на территории РФ и имеют ВИЧ-положительный статус, они немедленно могут быть депортированы в установленном законодательством РФ порядке.

Статья 2. Законодательство российской федерации о предупреждении распространения ВИЧ инфекции

В ФЗ о предупреждении распространения ВИЧ инфекции статья 2 говорит о том, что все меры по предупреждению массового характера распространения ВИЧ регламентируются настоящим ФЗ, а также другими правовыми актами и ФЗ, которые принимаются субъектами РФ.

Все законодательные документы, принятые субъектами Российской Федерации, не имеют права понижать гарантии, которые установлены рассматриваемым законом о профилактике заражения, вызываемого ВИЧ.

Если вдруг случается ситуация, когда международные документы о предупреждении распространения ВИЧ устанавливают правила, которые различаются с прописанным в настоящем ФЗ, то в ход идут правила международного договора.

Помимо информации, указанной в статье 2, необходимо помнить, что сведения об инфицировании вирусом иммунодефицита и другими патогенными агентами могут быть оглашены без согласия больного при возможном риске распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, в связи с судебным разбирательством при наличии необходимой документации и др.

Статья 3. Применение настоящего федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

В данном пункте говорится, что закон распространяется на всех граждан, которые находятся на территории РФ вне зависимости от наличия российского гражданства.

Незнание закона не может освободить человека от наказания за совершенное деяние. Имеется статья в УК РФ под номером 122, где прописано, что если один человек подвергает другого риску заражения, то он лишается свободы на срок до одного года. Если же заражение все-таки произошло, то заразивший лишается свободы на срок до пяти лет.

Статья 4. Гарантии государства

Законодательством установлено, что государство гарантирует людям:

  • обеспечение информацией о профилактике инфицирования ВИЧ с помощью средств массовой информации и других источников;
  • тщательный контроль эпидемиологических служб за распространенностью инфекции в пределах РФ;
  • всеобщая доступность диагностики ВИЧ-инфекции, включая анонимную, с соблюдением мер безопасности;
  • обеспечение всем необходимым для диагностики, профилактики ВИЧ-инфекции, а также осуществление контроля за доступностью, качеством и эффективностью медицинских препаратов для лечения;
  • бесплатное оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, в том числе и бесплатные препараты для лечения ВИЧ-инфекции;
  • проведение активных исследований для выявления новых и эффективных методов лечения ВИЧ-инфекции;
  • активная подготовка кадров, которые будут воплощать в жизнь меры по профилактике распространения ВИЧ;
  • возможность получения образования и дальнейшего трудоустройства по профессии;
  • налаживание международных связей для обмена информацией по заболеванию.

Контроль за осуществлением всех вышеперечисленных гарантий стоит за органами исполнительной власти в соответствии с их возможностями и порядком, установленным Министерством здравоохранения.

Все полученные медработником сведения хранятся в тайне. За разглашение сведений полагается наказание в соответствии с законом. Сведения могут передаваться только в некоторых исключениях, например, по запросу следственных органов, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Права и обязанности ВИЧ инфицированных граждан в России

Как было уже сказано выше, права и обязанности ВИЧ-инфицированных ничем не отличаются от здоровых людей за некоторым исключением. Права инфицированных граждан также указаны в ФЗ №38.

  • Статья 12. Человек имеет возможность осуществления повторного медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции.
  • Статья 13. ВИЧ-инфицированный имеет право на предоставление ему результатов освидетельствования.
  • Статья 14. ВИЧ-инфицированным лицам оказывается медицинская помощь на общих заболеваниях при заболеваниях в связи с правами, которые указаны законодательством РФ.

Исследование на ВИЧ добровольно

Медицинское исследование на предмет выявления в организме вируса иммунодефицита происходит на добровольных условиях при заполнении информированного согласия пациентом или его представителем, в некоторых случаях является принудительным, например, при донорстве крови и других биологических тканей, при медицинских осмотрах ряда профессий. Диагностика (за исключением принудительных ситуаций) может быть проведена анонимно в том случае, если человек сам изъявит такое желание.

Медицинское освидетельствование осуществить невозможно лицу в возрасте до 16 лет без согласия его родителей или иных законных представителей. При возникновении случая выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего лица врач обязан сообщить результат анализа родителю или представителю интересов ребенка. При проведении диагностических мероприятий несовершеннолетнему в кабинете может присутствовать его законный представитель, оформление которого производится в соответствии с гражданским законодательством.

Права ВИЧ на медпомощь такие же как у всех

Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным оказывается на тех же основаниях, что и здоровым гражданам по социальному страхованию (Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»). Лечение гражданина осуществляется в соответствии со всеми правами, которые обговорены законодательством нашей страны.

Если несовершеннолетний признается ВИЧ-инфицированным, то ему также обеспечивается бесплатное антиретровирусная терапия, пенсия и другие меры поддержки.

Право ВИЧ инфицированного пациента на тайну

Вся информация, которая несет в себе сведения о здоровье пациента, является врачебной тайной и не должна разглашаться. Есть некоторые исключения, когда учреждение, проводившее медицинское освидетельствование, обязано сообщить данную информацию заинтересованным лицам при наличии соответствующих документов. При выявлении ВИЧ инфекции уведомляется сам пациент, а в случае его несовершеннолетия или недееспособности – его представитель.

Права врача

Работники медицинских учреждений обязаны хранить сведения о результатах обследования в тайне от посторонних лиц. В целях сбора статистики или извещения об эпидемии врачом может подаваться сообщение с закодированной информацией об установленном факте заболевания в соответствующие инстанции.

ВИЧ медработник не обязан увольняться

Результаты полученных анализов на ВИЧ или наличия других заболеваний, не связанных с ВИЧ, не могут быть сообщены никому, кроме пациента. Поэтому медицинский работник может продолжать осуществлять работу на своем месте. Но в тех случаях, когда руководству учреждения стал известен диагноз врача, ему подбирается должность в организациях, работа которых не связана с риском передачи ВИЧ. Также он может быть полностью отстранен от работы в больнице, но при этом ему ежемесячно выплачивается пособие. Медицинские осмотры должны проводиться не реже одного раза в год.

Медработники имеют право на доплату

Вопрос довольно спорный, но в государственной системе здравоохранения существует приказ, где написано, что работа в непрофильных учреждениях должна обеспечиваться надбавкой в размере 20% от оклада за проведение диагностических и лечебных мероприятий по отношению к другому ВИЧ-инфицированному лицу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...