Банкротство без налоговой проверки

Содержание

Банкротство предприятия при налоговой проверке

В последнее время наблюдается устойчивый рост качества предпроверочного анализа ФНС, проводимого в целях отбора кандидатов для проведения выездных налоговых проверок. Поэтому если налоговая приняла решение проверять ту или иную компанию — значит, почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что по итогам запланированных мероприятий организацию обяжут доплатить налоги.

Может ли компания подать на банкротство, если идет налоговая проверка?

Прежде всего отметим, что руководство должно помнить, что в одних случаях подача заявления о банкротстве является их правом, а в других – обязанностью. Ст.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит о том, что должник вправе обратиться в арбитражный суд, если к банкротству есть объективные предпосылки. Например, в компании складывается ситуация, свидетельствующая о том, что в скором времени она не сможет оплатить налоги, перечислить зарплату своим сотрудникам и т.д.

Ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень ситуаций, когда руководитель компании обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Например, такое заявление должно быть подано, если задолженность по зарплате перед сотрудниками по причине отсутствия денег составляет 3 месяца и более.

Отсюда можно сделать вывод, что сама по себе налоговая проверка не является основанием подачи заявления о банкротстве. Тем более, что пока проверка не завершилась, невозможно утверждать, какую недоимку обнаружат налоговики и обнаружат ли ее вообще.

А теперь рассмотрим, что происходит, когда компания подала на банкротство, а ФНС еще не завершила налоговую проверку.

  1. Налоговая проверка будет продолжена, а налоговики могут подавать заявление о включении в реестр кредиторов. Причем на это право не будет влиять то обстоятельство, что окончательного акта по итогам налоговой проверки еще нет. ФНС будет пользоваться всеми правами конкурсных кредиторов (налоговая инспекция сможет участвовать в собраниях кредиторов, возражать против включения в реестр требований других субъектов и т.д.). Возможен второй вариант: ФНС не включается в реестр требований кредиторов, проводит проверку и выносит свое решение, а далее использует свое право на приостановку срока и включается в реестр.
  2. Арбитражный суд не может включить в реестр требований кредиторов недоимки без вступившего в силу акта ФНС. Поэтому орган правосудия приостанавливает срок рассмотрения дела о включении налоговой в реестр кредиторов до тех пор, пока ФНС не вынесет решение о доначислениях.

Как известно, требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В первую очередь должник делает текущие платежи — оплачивает судебные расходы, связанные с ведением его дела в суде, далее компания должна выплатить зарплату сотрудникам, работавшим по трудовым договорам после того, как заявление о банкротстве было принято и т.д. Не стоит забывать и об обязательствах, обеспеченных залогом: предмет залога реализуется отдельно, а средства от его продажи поступают залоговым кредиторам и никому больше. Налоговые недоимки, образовавшиеся по итогам налоговой проверки, не относятся к текущим платежам, поэтому на практике могут возникать ситуации, когда денег и имущества компании не хватит, чтобы удовлетворить требования ФНС. Следовательно, ничто не мешает арбитражному суду списать долг компании-банкрота по налогам.

Важно! Однако стоит помнить, что компания не всегда может рассчитывать на списание налогового долга. Так, например, если обнаружится, что к банкротству компанию умышленно привел руководитель, то он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Кроме того, арбитражный управляющий может оспорить сделки компании и вернуть в конкурсную массу незаконно отчужденное имущество.

Отсюда следует, что банкротство предприятия при налоговой проверке может стать хорошим вариантом избавления от больших недоимок. Однако чтобы воплотить данный вариант развития событий в жизнь, необходимо, чтобы процедуру банкротства юридических лиц сопровождал опытный юрист, который:

  • проконтролирует порядок проведения выездной налоговой проверки, оценит ее риски;
  • поможет инициировать процедуру банкротства;
  • приложит все усилия (в рамках закона), чтобы максимально защитить активы предприятия;
  • не допустит привлечения контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности.

Если ваша компания стала объектом налоговых проверок, и вы опасаетесь доначисления налогов, пени и штрафов – обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы знаем, как юридически грамотно списать долги перед ФНС и свести все возможные риски к нулю.

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

Бегать бесполезно

В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

Как не попасть под прицел ФНС

Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

  • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
  • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
  • закрыть долги, если это возможно;
  • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
  • правильно подготовить документы к проверке;
  • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
  • промониторить сделки.

Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

«Злые шалости» ФНС: как защитить себя и деньги компании

Случается, что проверяющие выходят за рамки закона:

  • Подделывают подписи руководства в документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2012 г. по делу № А19-6680/10)
  • Дописывают «нужные» данные в акт налоговой проверки (Постановление АС Республики Татарстан от 07.10.2013 г. по делу № А65-11811/2013)
  • Фальсифицируют отказы в предоставлении документов бухучета (Решение АС Республики Татарстан от 13.04.2012 г. по делу № А65-30385/2011)

Только своевременное выявление недобросовестных действий налоговых инспекторов в указанных делах позволило отменить незаконные акты по результатам проверок.

Внимание: грядущие нововведения законодательства о банкротстве 2017 года усилят позицию налоговых органов в делах о банкротстве, и ФНС превратится в опасного оппонента. Чтобы закрыть компанию в сжатые сроки и без серьезных затруднений, обращайтесь за правовой помощью к специалистам, которым доверяете.

Налоговая проверка при банкротстве. Быть или не быть?

Или как налоговая реагирует на банкротство компании

Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?

Зона риска

Самые популярные критерии в работе компании, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум, данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса);
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности, может стать также поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод, как минимум, вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.

Банкротство как повод для налоговой проверки?

Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия. Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции.

Банкротство как основание не проводить проверку

При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы. Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.

Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.

Включение налоговых требований в реестр

Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.

Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.

Мнение суда первой инстанции

На момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер. Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб. (пени), 65 431 214 руб. (штраф).

Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.

Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.

Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  • не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;
  • инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.

Судебный акт можно скачать здесь:

Апелляция

Не согласившись с данным судебным актом, ФНС обращается в апелляцию суд, который поддерживает позицию уполномоченного органа и возвращает заявление ФНС на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляция делает вывод, что, отказав ФНС в приостановке производства, суд ограничил ФНС доступ к правосудию. В условиях неоконченных мероприятий налогового контроля Арбитражный суд пришел к преждевременному и необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФНС. Судебный акт можно скачать здесь:

Кассационный суд иного мнения

Суд кассационной инстанции сделал противоположенные выводы и отменил Постановление апелляционного суда. Вывод суда кассационной инстанций сводится к тому, что при проведении налоговой проверки срок на подачу заявления о включении в реестр (2 мес. ст. 142 Закона о Банкротстве) не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Реестр для ФНС остается открытым до тех пор, пока со стороны налогового органа не будут выполнены все мероприятия налогового контроля. В данном правиле есть одно исключение: если со стороны ФНС будут нарушения сроков проведения налогового контроля, то правило о приостановки сроков (пункт 1, ст. 142 Закона о Банкротстве) не действует. Судебный акт можно скачать здесь:

Жирная точка Верховного Суда

И решающее слово по данному спору высказал Верховный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2018г. Разберем по порядку:

  • ФНС может заявиться в реестр кредиторов и без наличия решения по результатам налогового контроля. Предъявляя свои требования в реестр, налоговый орган тем самым реализует свои права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований сторонних кредиторов. Соответственно, еще не находясь в реестре (но подав соответствующее требование в суд) ФНС уже может активно выражать свою позицию по заявлению других кредиторов. Тем самым, законодатель дал налоговой право сопротивляться размытию реестра и включению в него «рисованных» кредиторов
  • Между тем, суд не может включить в реестр доначисленные налоговые недоимки без вступившего в законную силу решения по результатам мероприятий налогового контроля (как это может сделать любой из кредиторов на основании первичных документов).
  • Исходя из этой позиции Верховный суд сделал вывод, что суд первой инстанции обязан приостановить дело по включению налоговой в реестр до момента вынесения ею решения о доначислениях, а не отказывать ей.
  • Кроме того, у налоговой остается право заявить свои требования на включение в реестр и по истечении двухмесячного срока, если мероприятия налогового контроля были завершены ею после окончания этого срока.
  • Последний, и наверное самый интересный вывод Верховного суда заключается в том, что он приравнял решение по результатам налоговой проверки к судебным актам, «так как налоговое решение, как и вступивший в законную силу судебный акт, подлежит принудительному исполнению». А это значит, что арбитражные суды обязаны приостанавливать производство по ходатайству налоговой до вступления решения налоговой проверки в законную силу. Соответственно требование ФНС не будет рассмотрено до вступления в законную силу решения, вынесенного налоговой.

Судебный акт можно скачать здесь:

В описанной ситуации ВС РФ не отменил решения нижестоящих судов только по той причине, что, налоговый орган вновь обратился с аналогичным требованием к должнику. Суд первой инстанции принял данное заявление и приостановил производство до вступления решения в законную силу. Таким образом, права ФНС восстановлены и решения нижестоящих судов отмене не подлежат.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Процедура банкротства не является самостоятельным поводом для проведения налоговой проверки в случае отсутствия дополнительных критериев для её инициирования. Скорее наоборот: если у компании нечего «брать», то банкротство сделает организацию «не интересной» для выставления претензий.
  • В случае начала выездной проверки налоговый орган имеет право заявиться в реестр и подать ходатайство о приостановке производства по делу (ч. 1 ст. 143 АПК РФ) до вступления Решения по результатам налогового контроля в законную силу. При этом ФНС может занимать активную позицию при рассмотрении требований иных кредиторов. Или второй вариант: налоговая может не заявляться в реестр до вступления налогового Решения в законную силу, а далее воспользоваться свои правом приостановки срока (ст. 142) и включиться в реестр.
  • Приостановка производства по рассмотрению требования ФНС либо сама налоговая проверка не препятствует проведению основных мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Порой бывает, что к моменту включения требования кредитора в реестр арбитражным управляющим уже выполнены все мероприятия, предусмотренные процедурой, и суду ничего не мешает вынести решение о завершении конкурсного производства с автоматическим списанием свежевключенных требований ФНС. Данный вариант возможен при наличии грамотной команды во главе с арбитражным управляющим и хорошей предварительной подготовкой должника. И первое, и второе вы можете найти в «Игумнов Групп».

Ратников Евгений

старший партнер «Игумнов Групп», эксперт по списанию долгов, арбитражный управляющий

Специализация: Нелинейные банкротства с долгами перед контрагентами, банками, работниками и бюджетом. Разработка комплексной стратегии и реализация мер, направленных на списание задолженности юридических и физических лиц.

Ликвидация фирмы (ООО) без налоговой проверки

Время на чтение: 7 мин.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно!

После того как собственники предприятия приняли решение о его ликвидации, в их интересах завершить процедуру в максимально короткий срок и без лишних осложнений. К проблемным моментам могут быть отнесены, в том числе, проверки уполномоченных органов и привлечение руководителя общества к административной ответственности. Поэтому вопрос о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, весьма актуален.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка?

Проверка – это один из вариантов контроля предприятий. Проводятся как плановые, так и внеплановые виды проверок. В последнем случае должны быть объективные основания для выезда. Например, появилась информация о том, что не был правильно исчислен и уплачен конкретный налог.

Как она может выявить этот факт? При проверке налоговой декларации, поданной компанией за отчетный период. Второй вариант – проведение процедуры ликвидации или реорганизации при наличии признаков нарушения закона в деятельности компании. Например, происходит слияние предприятий, и ФНС предполагает, что таким образом организации хотят уклониться от уплаты налогов.

Если ФНС назначит проверку в ходе ликвидации или реорганизации, то до тех пор, пока проверка не закончится, нельзя приступать к следующему этапу. То есть процедура замораживается как минимум на 2 месяца.

Даже если проверка внеплановая, о ее начале руководитель общества уведомляется заранее. Ему направляется решение о проверке, и только после этого он должен выделить инспекторам ФНС помещения для изучения документов.

Порядок проведения проверки

Проверка проводится только после того, как руководитель территориального органа ФНС принял соответствующее решение. Он издает документ за своей подписью, в котором содержится следующая информация:

  • наименование компании, в отношении которой будет проведена проверка;
  • года, за которые будут проверены налоги;
  • вид налога, который будет проверяться;
  • ФИО и должности инспекторов.

Это решение вручается представителю юридического лица.

Причина проверки – правильность исчисления и уплаты конкретного налога. В некоторых случаях ФНС проверяет предприятие по нескольким налогам. Как правило, период проверки составляет не более 3 лет.

Законодатель, несмотря на то что наделяет ФНС контрольными и надзорными функциями, не разрешает проверять одну и ту же организацию по одному и тому же налогу за один период 2 и более раз подряд. Это делается в целях защиты прав бизнесменов и руководителей компаний.

В случае ликвидации организации налоговая проверка может быть назначена за период, не превышающий 3 года, даже если она была проведена ранее.

Инспекторы ФНС могут проверять ООО не более 2 месяцев. Если нет каких-либо документов или необходимо запросить дополнительные сведения, срок проверки может быть продлен до полугода.

Как избежать налоговой проверки при прекращении деятельности ООО

Организация может быть освобождена от проведения налоговой проверки при ее закрытии по таким причинам:

  • имеет нулевой баланс;
  • отсутствуют обязательства перед кредиторами – физическими и юридическими лицами;
  • отсутствуют обязательства перед бюджетными и внебюджетными фондами;
  • своевременно предоставляется отчетность в ФНС;
  • отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках;
  • отсутствуют ошибки в бухгалтерском учете и т. д.

Какие формы прекращения деятельности компании обходятся в большинстве случаев без проверки налоговой инспекцией:

  • слияние, присоединение;
  • смена региона, в котором осуществляется основная деятельность;
  • продажа бизнеса;
  • отчуждение долей третьим лицам;
  • банкротство в добровольном порядке и т. д.

Если у предприятия не было активной деятельности 2 и более года, ФНС это видит по представленным декларациям. Она может не заинтересоваться компанией и завершить регистрационные действия в общем порядке.

Дополнительные факторы, снижающие «опасность» для организации:

  • отсутствие наемных сотрудников (кроме руководителя, которому может не платиться зарплата);
  • не должны проводиться никакие зарплатные выплаты;
  • счета должны быть «пустыми».

При подаче документов на регистрацию прекращения деятельности общества необходимо проверить правильность их заполнения, проставление подписей. Уведомления по формам Р15001 и Р16001 должны быть заверены у нотариуса. На всех бланках должна стоять подпись уполномоченного лица. Все бумаги, которые представляют в оригинале, ни в коем случае не должны быть заменены копиями.

В случаях, предусмотренных законом, компания должна получить разрешение от ФАС для продолжения дальнейшей процедуры реорганизации. Если этого разрешения нет, налоговая может заинтересоваться компанией.

Что делать, если проверка назначена?

После того, как компания узнала о том, что принято решение о назначении налоговой проверки, необходимо провести внутренний аудит по налогу. Безусловно, сделать это за короткий промежуток времени будет сложно. Можно привлечь к работе квалифицированных специалистов, которые имеют опыт участия в проверках и знают их подводные камни.

Аудит бывает внутренний и внешний. Первый проводится, как правило, бухгалтерской службой предприятия. Но он не всегда бывает объективен. Например, бухгалтерия может скрыть какие-либо недочеты, чтобы не получить взыскание от руководства, надеясь на то, что налоговая инспекция их не заметит.

Внешний аудит проводится аудиторскими компаниями. Они изучают документацию организации за определенный период и указывают на имеющиеся недочеты. По результатам аудита составляется акт, который передается на изучение руководству компании.

Аудит необходим для того, чтобы узнать, какие нарушения имеются в организации. По его итогам предлагаются варианты, выбрав один из которых, предприятие защитит себя от последствий налоговой проверки.

Какие обстоятельства указывают на то, что проверка будет назначена

Зачастую результатом проверки может быть прекращение регистрационных действий, направленных на закрытие общества. Если налоговая найдет какие-либо недочеты, ее задачей будет вернуть деньги в бюджет соответствующего уровня и тем самым снизить издержки государства. Но на практике у организации может не оказаться достаточно средств для оплаты налогов, и дело может перейти в суд.

ФНС не проверяет абсолютно все компании, которые начали процедуру ликвидации или реорганизации. Только те, в отношении которых возникли сомнения.

Есть ряд обстоятельств, которые могут повлиять на решение инспектора назначить проверку:

  • компания не сдавала декларации вовремя или сдавала с ошибками;
  • у организации имеются долги перед бюджетом;
  • имеется информация о наличии больших оборотов, но сумма для налогообложения указывается намного меньше;
  • часть контрагентов ООО – неплательщики налогов;
  • общество применяло методы по оптимизации налоговой базы;
  • компания не предоставляла документы по запросу ФНС;
  • предприятие возмещало НДС и т. д.

Предусмотреть все спорные ситуации, которые могли бы заинтересовать ФНС, невозможно. Однако, если имеются основания для сомнений, инспекторы должны проверить компанию во избежание неуплаты налога.

О чем еще стоит знать

Налоговая проверка – это одна из форм контроля за деятельностью юридических лиц. Если она все же назначена, то руководителю компании не стоит чинить препятствия и скрывать первичные документы. В противном случае у ФНС может появиться недоверие к предприятию, и они станут проверять еще более тщательно.

Результатом проведения проверки всегда является акт, который доводится до руководителя организации. Если по каким-то причинам он отказывается получить документ, его направляют по почте заказным письмом.

После изучения акта проверки, руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий. В этом случае оповещается руководитель компании, которого вызывают в инспекцию для присутствия при изучении документов.

По результатам проверки руководитель инспекции может принять одно из 2-х решений:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности.

Если инспекторы ФНС выявят в ходе проверки наличие в деятельности организации признаков состава преступления, они должны уведомить об этом правоохранительные органы. Самостоятельно привлечь к уголовной ответственности они не имеют права.

Если контрольные мероприятия были проведены некорректно, руководитель ООО при нарушении прав может обжаловать результаты проверки в суде или составить жалобу в вышестоящую инстанцию.

Также общество может обжаловать решение о привлечении к ответственности. В документе указан порядок и срок обжалования. Если срок будет пропущен по уважительным причинам, его можно восстановить в судебном порядке, заявив соответствующее ходатайство и приложив его к исковому заявлению.

Подведем итоги

Избежать налоговую проверку при закрытии общества можно, если выбрать надлежащую форму реорганизации, а также при осуществлении ликвидации организации с нулевым балансом. При этом в ФНС должны быть вовремя сданы все декларации. У предприятия не будет задолженности перед третьими лицами, в том числе бюджетными и внебюджетными фондами.

Особенности налоговой проверки при банкротстве

Отчетная налоговая проверка при банкротстве выполняется в порядке определенном НК РФ, ст. 88. Для начала процедуры не требуется разрешение руководства ФНС или бизнес управляющего. В процессе изучаются декларации, поданные в налоговую службу и бухгалтерские документы. При выявлении несоответствий, инспектор требует обоснования и запрашивает дополнительные сведения.

Без выезда на предприятие

Проверка по банкротству проводится с привлечением специалистов и свидетелей. Свидетельствующие документы предъявляют по запросу контрагенты организации.

Камеральная налоговая проверка (КНП) осуществляется на территории ФНС. В таком случае исследованию подвергаются документация, поданная в инспекцию. По надобности делается запрос для сверки или уточнения данных.

КНП не является обязательной процедурой и при соблюдение ряда условий может быть отменена:

если не было нарушений в отчетных документах;

отсутствовали кредиторские и дебиторские долги;

своевременно сдавались нулевые балансы;

у фирмы один учредитель;

банкротящаяся организация не функционировала и не приносила прибыль последние три года.

Если не будет обнаружено нарушений и расхождений, то представителям компании могут не сообщать, что выполнялась КНП.

При выявлении несоответствий налогоплательщику будет отправлен отчет с результатами.

Выездная ревизия

Такого понятия в законодательстве, как проверка при процедуре банкротства по адресу нахождения бизнеса — нет. Это значит, что инспектор и эксперты будут изучать документацию на территории предприятия. Проводиться такая проверка может только с разрешения руководителя ФНС.

Управляющий фирмой или назначенный арбитражный руководитель должен выделить инспекторам помещение, предоставить доступ к документации и не препятствовать проведению проверки. Кроме обязанностей, руководство компании имеет право привлечь понятых для участия в выемке и осмотра отчетности и балансов.

Особенности проведения

При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.

Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.

Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.

Ответственность

Все долговые обязательства при признании компании неплатежеспособной аннулируются, списанию подлежат и неуплаченные налоги. Даже в том случае, когда проверка покажет несоответствие, задолженность будет считаться погашенной, так как средств на счетах фирмы нет.

Но в некоторых ситуациях руководство организации может привлекаться к субсидиарной ответственности по уголовной статье. Для этого составляется акт и принимается решение о дополнительном начислении налоговых выплат. После вступления постановления в силу ответственному лицу направляется требование уплатить обозначенную сумму. На исполнение отводится два месяца. Если в этот срок оплата не производиться, то материалы дела отправляются в ОВД, где принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Сроки проведения

В соответствие с законом на проверку ФНС при банкротстве отводится не больше двух месяцев. После обозначенного срока для составления акта выездной проверки будет еще 60 дней. Отчет с результатами передается руководству компании. Документ может быть обжалован в судебном порядке.

Следовательно, с момента назначения ревизии и до вступления в силу постановления о взыскании может пройти минимум шесть месяцев.

Ликвидация

Когда банкротится компания с нулевым балансом, сверка проводится за три предшествующих года. Производится инвентаризация, документация изымается, осматриваются все помещение (в присутствие понятых), и выдается справка с детальным описанием выполненных мероприятий, и сроков ревизии. Все изъятые бумаги анализируются в течение двух месяцев. После оформляется акт, в котором указываются все несоответствия или их отсутствие. На оспаривание отчета отводится один месяц.

Читайте также:  Грекова юлия владимировна юрист
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...