Механизм исчисления ндс

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

Регулирование порядка уплаты и учета данного налога производится НК РФ.

Учет сумм НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, который является формой, в которой взимается и перечисляется в бюджет определенная сумма, рассчитанная по установленным законом налоговым ставкам.

Данная сумма прибавляется к стоимости товаров (работ или услуг).

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, его применение обязательно на всей территории РФ. Объектом налогообложения данным налогом являются четыре разновидности операций:

  • реализация товаров (работ или услуг), которая производится на территории РФ, включая реализацию залога и передачу имущественных прав;
  • передача на территории РФ товаров (работ или услуг) выполненных для собственных нужд, если расходы по ним принимаются к вычету при расчете налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы, которые выполнялись для собственного потребления;
  • операции по ввозу товаров на территорию РФ.

Определение налоговой базы с целью исчисления налога добавленную стоимость производится от стоимости реализуемых товаров (работ или услуг) с учетом акциза (если товар является подакцизным).

Цена товаров, которая устанавливается сторонами сделки, должна соответствовать рыночным ценам.

Контроль за правильностью применения цен осуществляют налоговые органы.

Особенностью исчисления налога на добавленную стоимость является то, что принять к вычету НДС по товарам, которые приобретены налогоплательщиком, он имеет право в том налоговом периоде, в котором им производится исчисление НДС, включая получение авансовых платежей.

Важное значение в учете НДС играет момент определения налоговой базы, которым является более ранней из таких дат:

  • дата отгрузки товаров;
  • дата оплаты предстоящей поставки товара.

Налоговый период для исчисления и уплаты налога добавленную стоимость принимается равным в один квартал.

Налоговые ставки зависят от вида товаров и устанавливаются в размере 0%, 10%, 18%.

Когда производится реализация товаров работ, услуг продавец дополнительно к цене своего товара прибавляет сумму НДС.

Основанием принять к вычету НДС, который предъявлен продавцом у покупателя является счет-фактура.

Плательщики налога обязаны вести журнал учета счетов-фактур, которые они получили и выставили, а также книгу покупок и продаж.

Исчисление налога на добавленную стоимость

При совершении налогооблагаемой операции у налогоплательщиков появляется обязанность исчислить НДС. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость устанавливают положения статьи 166 НК РФ.

Исчисление сумм НДС производится по соответствующей налоговой ставке, которая составляет процентную долю от налоговой базы.

Если операции облагаются по разным ставкам, ведется раздельный учет, а сумма НДС определяется путем сложения сумм налогов, рассчитанных отдельно по каждой операции.

Раздельный учет налогоплательщик обязан вести также в том случае если, часть осуществляемых им операций освобождена от налогообложения.

Исчисление НДС производится по итогам каждого налогового периода, а оплата не позднее 20 числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.

Исчисленный НДС уменьшается на сумму налогового вычета. К вычету принимается сумма налога, которую покупатель уплатил, приобретая товар на территории РФ либо при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Право использовать налоговый вычет есть только у плательщиков НДС.

Если налогоплательщик не производит исчисления налоговой базы по НДС, то принять к вычету уплаченную в стоимости приобретенного товара сумму НДС, он не имеет оснований.

Принимать входной НДС к вычету налогоплательщик может только в том случае если принял к учету приобретенные им товары, работы, услуги, что подтверждается соответствующими первичными документами и счетами-фактурами, выставленными поставщиком.

Для возможности применения налогового вычета Налоговый кодекс устанавливает определенные требования, при неисполнении которых применить налоговый вычет налогоплательщик не может. Нельзя применять налоговый вычет если:

  • расходы налогоплательщика экономически необоснованные;
  • его хозяйственные операции нерентабельны и убыточны;
  • счета-фактуры не отражены (несвоевременно отражены) в журнале учета;
  • отсутствует государственная регистрация приобретенного объекта, в случае если она является обязательной;
  • контрагент выбран без должной осмотрительности и осторожности, контрагентом у которого налогоплательщик приобрел имущество, не соблюдаются требования налогового законодательства;
  • в действиях налогоплательщика усматривается стремление извлечь необоснованную налоговую выгоду.

Порядок исчисления налога

Сумма НДС представляет собой разницу между суммой НДС, которая уплачена налогоплательщику покупателями реализуемого им товара, стоимость которого увеличена на сумму НДС, и суммой НДС, которая уплачена непосредственно самим налогоплательщиком при расчетах с поставщиками за приобретенный им товар. Данная разница подлежит уплате в бюджет.

Если налогоплательщик применяет в единую ставку НДС ко всем своим операциям, то определять налоговую базу необходимо суммарно в соответствии с требованиями статьи 153 НК РФ.

Если по итогам расчета налога в определённом налоговом периоде сумма налогового вычета больше общей суммы НДС, рассчитанной по итогам всех налогооблагаемых операций, совершенных налогоплательщиком, полученная отрицательная разница должна возмещаться налогоплательщику (зачитываться), НДС к уплате в бюджет в данном случае принимается равным нулю.

В некоторых случаях обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС может быть возложена на налоговых агентов.

Например, в случае с иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ и не являются российскими налогоплательщиками.

Если такие лица реализует товары на территории РФ, то на предприятия и индивидуальных предпринимателей, приобретающих такие товары, возлагается обязанность уплатить НДС.

В данном случае они выступают в качестве налоговых агентов (п. 3 ст. 166 НК РФ). Учет в данном случае осуществляется отдельно по каждой операции, связанной с реализацией товаров иностранными налогоплательщиками.

Сумма НДС, которая должна быть уплачена налоговым агентом в бюджет, определяется на основании счета-фактуры и уплачивается им в полном объеме.

Спорным моментом в вопросе начисление НДС и применение налогового вычета является отсутствие налогооблагаемых операций у налогоплательщика в отчетном периоде.

Согласно сложившейся на данный момент арбитражной практике, по мнению судов, глава 21 НК РФ устанавливает зависимость налогового вычета, право на который дает приобретение товаров с НДС от осуществления налогоплательщиком в этом же отчётном периоде налогооблагаемых операций.

По мнению судов закон не называет это обязательным условием применения налогового вычета. Такой подход разделяет большинство арбитражных судей.

Данная проблема была урегулирована в письме Минфина РФ от 19.11.2012 N 03-07-15/148 после рассмотрения обращений ФНС России и Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05.

В данном письме Минфин прокомментировал ситуацию, сославшись на то, что такая позиция может спровоцировать злоупотребление со стороны недобросовестных налогоплательщиков, а также дает необоснованные преимущества налогоплательщиком, использующем нулевую ставки НДС.

Минфин пришел к выводу, что применение налогоплательщиком налоговых вычетов в тех налоговых периодах, в которых у него не возникло налоговая база, является обоснованным. Такого же мнения придерживается ФНС России.

Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Такое определение налога было дано в последней редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость», на смену которому пришел Налоговый кодекс РФ. Глава 21 Налогового кодекса определением налога не оперирует.

Несмотря на данное определение налога, фактический механизм исчисления налога состоит не в определении добавленной стоимости, а в расчете налога от налоговой базы и наличии права уменьшения исчисленного налога на суммы налоговых вычетов.

Для дальнейшего понимания механизма необходимо остановится на понятийном аппарате, применяемом в налоговом законодательстве. Налог считается установленным, если для него определены: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, могут быть установлены налоговые льготы.

В общем случае налог исчисляется налогоплательщиками, имеющими объект налогообложения за налоговый период путем применения налоговой ставки к налоговой базе.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:

лица, у которых возникает обязанность по уплате налога при перемещении товаров через границу Таможенного союза.

Налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Такое освобождение возможно в добровольном порядке для организаций и индивидуальных предпринимателей с незначительными объемами выручки от реализации (в настоящее время не более двух миллионов рублей за каждые три последовательных календарных месяца). Не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и лица, применяющие специальные налоговые режимы в форме упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения, согласно Налоговому кодексу, могут быть — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Применительно к налогу на добавленную стоимость объектом налогообложения являются:

операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, к операциям по реализации приравниваются передача прав собственности на безвозмездной основе (в общем случае безвозмездная передача реализацией не признается);

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Имеются льготы по налогу, представленные операциями, не подлежащими налогообложению.

Следует различать освобождение от обязанностей налогоплательщика и операции, не подлежащие налогообложению. В последнем случае налогоплательщик не освобождается от обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и обязан определять объект налогообложения и исполнять иные обязанности, а также представлять налоговую декларацию.

В целях исчисления налога на добавленную стоимсоть принципиальным является определение места реализации товаров, работ услуг, поскольку только реализация на территории Российской Федерации является объектом налогообложения.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал (исключение составляет уплата налога на добавленную стоимость в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008, согласно которому налоговым периодом является месяц).

Читайте также:  Где получить консультацию по начислению пенсии

Налоговые ставки дифференцированы и представлены следующими:

налоговая ставка 0 процентов для экспортируемых товаров, работ, услуг;

налоговая ставка 10 процентов для продовольственных, медицинских и детских товаров, периодических изданий и племенного фонда, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;

налоговая ставка 18 процентов для остальных операций.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Применительно к налогу на добавленную стоимость налоговой базой является стоимость операций, признаваемых объектом налогообложения. В действующей редакции Главы 21 Налогового кодекса исправлены коллизии, существовавшие ранее, когда использовалась формулировка, что налоговая база увеличивается на некоторые определенные суммы — например, авансы полученные. Тем самым предполагалось, что налог должен уплачиваться с того, что не является объектом налогообложения и принципиально не соответствует общему механизму исчисления и уплаты налога. Ведь из предлагаемой терминологии следует, что налоговая база является только характеристикой объекта и не может толковаться как расширение объекта. Особенно странным было включение в налоговую базу авансов полученных, в счет экспортных поставок, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов. Это в корне не соответствовало косвенному налогообложению, поскольку взимание происходило не за счет покупателя (в составе аванса не был уплачен НДС), а за счет налогоплательщика. В настоящее время это противоречие устранено. Однако с полученных авансов, облагаемых по ставкам отличным от 0 процентов, по-прежнему существует обязанность по уплате налога. В действующей редакции такая обязанность возникает из понятия «момент определения налоговой базы», который определяется как наиболее ранняя из двух дат — дата отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав или день их оплаты (частичной оплаты).

В заключение рассмотрения вопросов объекта налогообложения и налоговой базы следует остановиться на включении в объект налогообложения операций по внутреннему потреблению и строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом. Логика законодателя в этом вопросе понятна — данные работы создают добавленную стоимость и должны быть обложены налогом, независимо от факта внутреннего потребления. Кроме того, происходит увеличение поступлений в бюджет.

Однако такой аргумент не является однозначно бесспорным, по следующим причинам:

независимо от источника и сроков отнесения произведенных затрат в целях налогообложения, в конечном итоге они покрываются за счет выручки и учитываются при расчете экономических издержек производства и обращения, а значит так или иначе они попадают в расчет налога на добавленную стоимость, что приводит к двойному налогообложению;

налог, исчисленный со стоимости строительно-монтажных работ хозяйственным способом, принимается к вычету в периоде определения налоговой базы, что фактически приводит к дополнительным трудовым затратам по исчислению налога и его администрированию без увеличения сумм налога к уплате.

Исчисленный налог на добавленную стоимость в результате определения налоговой базы и налоговой ставки, налогоплательщик имеет право уменьшить на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками или исчисленные самим налогоплательщиком (исчисленных с сумм авансовых платежей, исчисленных по строительно-монтажным работам, уплаченным в качестве налогового агента, уплаченным при ввозе товаров на территорию РФ, исчисленным при реализации в случае возврата товаров). Необходимо обратить внимание, что применение таких вычетов — это право налогоплательщика, а не обязанность и о таком праве он должен заявить, отразив указанные суммы в налоговой декларации. Налоговый орган не обязан учитывать суммы вычетов, если о таком праве не было заявлено. Воспользоваться таким правом можно в течение трех лет с момента возникновения права.

Предъявление налога осуществляется выставлением налогового документа — счета-фактуры, обязанность по выставлению которого должна быть исполнена в течение пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Полученный счет-фактура является основанием для принятия налога к вычету. Допускается представление счета-фактуры в электронном виде.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит сумму, исчисленную к уплате, то разница подлежит возмещению по заявлению налогоплательщика или может быть зачтена в счет будущих платежей.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за истекший налоговый период, производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Заканчивая рассмотрение действующего механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость необходимо остановиться на порядке уплаты налога налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость не зависят от того, обладает ли лицо статусом налогоплательщика по данному налогу.

Согласно действующему законодательству, обязанность выступать налоговым агентом по НДС возникает в случаях:

приобретения товаров, работ, услуг на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

при получении на территории РФ у органов власти и управления разных уровней в аренду имущества, находящегося в их ведении;

при реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов, ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный в качестве налогового агента, может быть принят налогоплательщиками к вычету.

Налоги и налогообложение

Порядок исчисления НДС

Порядок исчисления налога определяется ст. 166 и 173 НК. Сумма НДС, как и большинства других российских налогов, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (НДСбюдж), определяется по итогам каждого налогового периода как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов (НДСвыч) и увеличенная на сумму налога, подлежащего восстановлению (НДСвосст). Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке (Ст) процентная доля налоговой базы (НБ); а при производстве и реализации продукции, которая облагается по разным ставкам, общая исчисленная сумма НДС представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз:

Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога с учетом восстановленного НДС, то в этом налоговом периоде НДС в бюджет не уплачивается, а указанная разница подлежит возмещению или зачету налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 НК.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, могут быть покрыты за счет различных источников.

В частности, указанные суммы НДС могут быть:

  • приняты к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (ст. 171, 172 НК);
  • включены в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК);
  • отнесены на затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 5 ст. 170 НК);
  • покрыты за счет собственных источников предприятия или ИП.

В качестве дополнения к информации, представленной на рисунке 8.6,

необходимо отметить следующие моменты.

1. Одним из обязательных условий принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию от своего имени) сумм НДС к вычету является наличие счета-фактуры.

Согласно ст. 169 НК счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет- фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов- фактур, книги покупок и книги продаж.

Счета-фактуры не составляются по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению. При реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав, а также при получении авансов счета-фактуры выставляются продавцом не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав или получения авансов. В расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой. При реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика от соответствующих обязанностей в соответствии со ст. 145 НК в расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными лицами. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), а также при передаче имущественных прав, должны быть указаны продавцом (налогоплательщиком):

  1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
  2. наименование, адрес и идентификационные номера (ИНН) налогоплательщика и покупателя;
  3. наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  4. номер платежно-расчетного документа (при получении авансовых и иных платежей);
  5. наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
  6. количество (объем) товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения;
  7. цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета НДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя НДС, с учетом суммы налога;
  8. стоимость за все количество товаров (работ, услуг), имущественных прав без НДС;
  9. сумма акциза по подакцизным товарам;
  10. налоговая ставка;
  11. сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  12. стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом НДС;
  13. страна происхождения товара;
  14. номер грузовой таможенной декларации.

В счете-фактуре, выставляемом при получении авансов, должны быть указаны:

  1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
  2. наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя;
  3. номер платежно-расчетного документа;
  4. наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
  5. сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  6. налоговая ставка;
  7. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

2. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих обложению НДС операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС вычету не подлежит и в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ для ИП), не включается. Раздельный учет вести не обязательно только в тех налоговых периодах, в которых доля расходов на производство не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.

Читайте также:  Какие дркументы нудны для подаси заявления о твердой денежнлй форин алмментов

3 Следует учитывать, что в некоторых случаях суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению согласно п. 3 ст. 170 НК. Условия и размеры восстанавливаемого НДС представлены в таблице.

Условия восстановления НДС, ранее принятого к вычету налогоплательщиком
Условия восстановления НДСРазмер восстанавливаемого НДСПримечание
1. Передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативовНДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам — в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценкиВосстановленная сумма НДС указывается в документах, оформляемых при передаче, но не включается в стоимость имущества (активов, прав), а подлежит налоговому вычету у принимающей организации
2. Дальнейшее использование товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления операций, при которых суммы НДС учитываются в их стоимости, в частности при переходе на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, а также при их передаче правопреемнику при реорганизации юридических лицНДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам — в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценкиВосстановленная сумма НДС не включается в стоимость имущества (активов, прав), а учитывается в составе прочих расходов
3. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Не применяется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налогаНДС, ранее принятый к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценкиСумма НДС подлежит восстановлению в налоговом периоде, предшествующему переходу на указанные режимы
4. В случае перечисления покупателем авансов, т.е. сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных правНДС в размере, ранее принятом к вычету в отношении авансовСумма НДС подлежит восстановлению в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм авансов, полученных налогоплательщиком

Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере (табл. 8.4) взаимосвязанных предприятий, приобретающих продукцию у предприятий-смежников и реализующих готовую продукцию конечному покупателю.

Как видно по данным таблице, общая сумма добавленной стоимости, созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. руб., и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то, что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости.

Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой — обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

Как было показано ранее, в случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

Порядок возмещения НДС налогоплательщику установлен ст. 176 НК.

1 После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган в процессе камеральной налоговой проверки в течение трех месяцев проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению.

2 По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при этом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3 В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки и руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с ним выносится соответствующее решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении полностью или частично, а также решение о зачете или возврате налогоплательщику суммы НДС. О любом принятом решении налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику в течение пяти дней со дня его принятия.

4 В случае принятия положительного решения о возмещении (полного или частичного) и при наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности. Причем, если данное решение принято при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между подачей декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению, пени на сумму недоимки не начисляются.

5 В случае принятия положительного решения о возмещении (полного или частичного) и при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащие возврату суммы налога по соответствующему письменному заявлению налогоплательщика либо перечисляются на указанный им банковский счет, либо направляются в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.

6 Поручение налогового органа на возврат суммы налога налогоплательщику подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом такого решения. Получив указанное поручение территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней осуществляет налогоплательщику возврат суммы налога и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7 При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Механизм исчисления ндс

Значение НДС для современной экономики РФ довольно сложно преувеличить. В то же время он является одним из самых спорных налогов в российской системе налогообложения. Устранению проблем, связанных с налогообложением НДС, способствуют вопросы совершенствования организации взимания данного налога.

Во всех странах процент НДС строго фиксирован законом. Те страны, которые имеют меньший процент налога, считаются импортозависимыми, так, за импортные товары платит именно продающая сторона, а следственно, она выплачивает и сам налог. Самое интересное, что практически все страны ЕС на данный момент импортозависимы друг от друга и от других стран. Распространяется данный налог только на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на граждан других стран.

Таким образом, любое государство зарабатывает абсолютно на всем, на чем можно заработать. Физических лиц НДС никоим образом не касается, так как с таковыми по закону невозможно вести товарно-торговые отношения. Но как только физическое лицо получает статус индивидуального предпринимателя, при этом перемещает товары через таможенную границу, оно сразу облагается положенным налогом.

Актуальность темы обуславливается растущей проблемой исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, сложностью определения налоговой базы, наличием спорных моментов законодательства и частыми изменениями в действующем законодательстве.

Добавленная стоимость служит мерилом межгосударственного сравнения темпов и уровней макроэкономического развития, структуры общественного производства, он также позволяет углубить экономическое сравнение на макроуровне, рассматривать хозяйственно-экономические процессы через призму концепции сферы производства валового продукта государства, охватывающего как материальное производство, так и область нематериальных услуг.

НДС является формой изъятия в бюджет некоторой части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров (услуг) [6].

Экономическая сущность и основное отличие от других видов налогообложения, добавленной стоимости заключается в том, что она устанавливается суммой реализации товарной продукции (работ, услуг) без учета валового оборота. Валовая продукция выражается в денежной форме и охватывает как вновь созданную стоимость, так и перенесенную. В случае, если бы добавленная стоимость была и перенесенной (т.е. имел бы место повторный счет), это бы неминуемо сказалось на типе налогообложения, т.е. имело бы место двойное налогообложение.

НДС – относительно новый для России вид налога, но в то же время он занимает существенное место в Налоговой системе нашей страны. Как уже говорилось выше, НДС относится к числу косвенных налогов, поскольку он включается в цену товаров и услуг, а значит переносится на конечного потребителя. Для более четкого понимания того, в чем заключается сложность администрирования НДС для плательщика, надо разобрать основные элементы этого налога.

Объектами налогообложения НДС являются:

– реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС:

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

– передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;

– ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг, услуги по уходу за больными и детьми, реализация предметов религиозного назначения, услуги по перевозке пассажиров, образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг, банковские операции, услуги страховщиков, адвокатские услуги, реализация жилых домов и помещений, коммунальные услуги.

Читайте также:  Муж избивает жену а она не хочет писать заявление

Налоговая ставка НДС может быть равна 0, 10 и 18 %. По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта, трубопроводный транспорт нефти и газа, передача электроэнергии, перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10 %-ной ставке – некоторые продовольственные товары, большинство товаров для детей, лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых, племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18 процентов [2].

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров.

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Сумма НДС, как и большинство других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек. Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

Кроме общепринятых реквизитов, в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС. При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога. Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им
от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д. Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и тому подобного на территорию России. Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения. [7].

Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой – обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя. В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

В таблице приведена динамика поступлений рассматриваемых налогов в бюджетную систему и соответствующих налоговых баз за последние десять лет.

Поступление в бюджет основных видов налогов, % ВВП [8]

Механизм исчисления косвенных налогов

Ознакомившись с основами налогового законодательства, необходимо разобраться с механизмом расчета налогов, которые уплачивают налогоплательщики.

Как отмечалось выше, НДС взимается с каждого акта продажи в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до предметов потребления.

Акцизы также направлены на обложение потребления, но не всего, а лишь его определенных частей и несут не только фискальную, но и иную целевую нагрузку (часто ограничительную). Например, акцизами облагаются определенные товарные группы (прежде всего алкогольная и табачная продукция), что дает возможность с помощью высоких цен несколько ограничить потребление этой продукции.

Налоговая база и механизм исчисления НДС

Продавцы товаров (работ, услуг) включают НДС в цену каждого товара (работы, услуги) и выделяют их отдельной строкой, чтобы было видно, какую сумму компания получила от своего покупателя и должна перечислить в бюджет. Однако покупатель имеет право сумму НДС, предъявленную продавцом, принять к вычету при расчетах с бюджетом. Таким образом, в общем случае компания имеет право уменьшить суммы НДС, которые были предъявлены ей при приобретении материальных ресурсов поставщиками таких ресурсов:

где НДСпач — начисленный НДС, исчисленный с реализации:

ПДСВЫЧ — сумма НДС, предъявленная покупателю продавцом.

Основной документ для осуществления такого вычета — счет-фактура, полученная от поставщика. В счете-фактуре цена ресурса указывается без НДС, а сумма НДС — отдельно.

Однако если поставщик материальных ресурсов не является плательщиком НДС, например работает по УСН, то он не выставляет счет-фактуру, у покупателя нет оснований для вычетов, так как он не уплачивает НДС в цене приобретенного ресурса. В этом случае сумма НДС к уплате в бюджет равна сумме НДС, начисленной со стоимости реализованной продукции:

Если же сам покупатель приобретает ресурс для совершения операций, не облагаемых НДС, то сумму НДС, выставленную ему поставщиком, он относит на расходы компании.

Пример. Компания «А» занимается производством обуви.

Исходные данные: себестоимость продукции — 1000 руб., в том числе стоимость сырья — 600 руб. Плановая норма прибыли — 30%.

Определите сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, и цену готовой продукции.

Добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков:

где Ц — цена без налогов (затратный метод); С стоимость товара (работ, услуг) без НДС; V заработная плата и другие расходы; М прибыль (до налога на прибыль).

Таким образом, С + V себестоимость продукции; V + М добавленная стоимость;

где Ц„ — цена с НДС;

НДСПЫЧ = 600 0,18 =108 руб., сумма НДС уже начисленная и перечисленная в бюджет продавцом сырья и выделенная в счете-фактуре;

Ситуация 1. Допустим, за налоговый период (для НДС — квартал) отгружено своим оптовым покупателям 500 пар обуви по цене 1534 руб. за пару, в том числе 234 руб. НДС (без НДС — 1300 руб.). Тогда

НДСВЫЧ = 54 000 руб. (600 0,18-500) — выделенная сумма в счет-фактуре с реализации продукции, в данном случае сырья.

С реализации продукции НДС к уплате в бюджет: 117 000 — 54 000 = 63 000 руб.

Оптовые покупатели: отгрузили обувь своим покупателям в розничные сети по цене 2000 руб. за пару (без НДС). Тогда

Розничные сети: продали обувь населению по цене 2950 за пару (в том числе НДС 450 руб.). Тогда

Ситуация 2. Допустим, оптовики работают по УСН и не являются плательщиками НДС (ст. 146 гл. 26.2 НК РФ).

Оптовые покупатели: НДС в бюджет нс начисляют, а сумму НДС, выставленную им фабрикой (63 000 руб.), учтут в расходах. Тем самым их прибыль до налогообложения уменьшится на эту сумму.

Розничные сети: начислят к уплате в бюджет сумму НДС в размере 225 000 руб. К вычету 117 000 руб. не могут предъявить, на эту сумму у них увеличатся расходы и снизится прибыль до налогообложения.

Налогообложение производится в основном по налоговой ставке 18%, но также предусмотрена налоговая ставка 10% при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров и др., перечень которых дан в ст. 164 НК РФ.

Согласно ст. 147, 150, 164 ПК РФ товары, отгружаемые с территории РФ и реализуемые за ее пределами, так называемый экспорт, а также некоторые виды услуг, в частности услуги международной телефонной связи, услуги в космическом пространстве и некоторые другие, облагаются по ставке 0%. В этом случае компании не начисляют НДС, а сумму НДС, выставленную им продавцами при приобретении товарно-материальных ценностей (ТМЦ), используемых для производства продукции, облагаемой по ставке 0%, имеют право принять к вычету. Таким образом, компаниям, работающим только на экспорт, бюджет должен возвращать сумму НДС, выставленную им поставщиками. Для возврата такой суммы налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, установленные ст. 165 НК РФ, а именно:

  • — контракт с нерезидентами;
  • — выписку банка о поступлении средств на расчетный счет экспортера;
  • — таможенную декларацию;
  • — транспортные документы, подтверждающие вывоз товара за пределы территории РФ.

Возврат суммы НДС осуществляется по решению налоговых органов после камеральной проверки представленных документов. На представление указанных документов налогоплательщику отводится 180 дней. Если документы не будут представлены в указанный срок, НДС к уплате в бюджет исчисляется в общем порядке с даты отгрузки товара с уплатой пени за несвоевременную уплату НДС.

Ситуация 3. Представим, что оптовые покупатели отгружают обувь на экспорт, тогда НДС в бюджет начисляется по ставке 0%, а компания предъявляет к вычету из бюджета сумму НДС в размере 117 тыс. руб., предъявленную ей обувной фабрикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...