Пожертвование денег в церковь

Содержание

Зачем и на что церковь собирает деньги?

К сожалению, сегодня от многих людей можно услышать рассуждения в духе: «Почему в храме все стоит денег? Разве не изгнал Христос торгующих? Почему свечку сделать дешево, а продают ее втридорога? Ясное дело, чтоб „попам мерседесы“ покупать. Или часы.» Таких народных налоговых инспекторов, которые со знанием дела рассуждают о церковных доходах, очень много Попробуем разобраться, зачем же на самом деле церкви нужны деньги, куда они тратятся и должны ли прихожане платить за духовность?

Как было раньше

В древние времена, когда церковные общины только начинали формироваться, церковная атрибутика и набор необходимого для богослужения были крайне скудными — вино и хлеб для Таинства Причастия, свечи (которые в те времена носили практический смысл и освещали темные древние храмы), и ладан или смола хвойных деревьев для благовония. Этого было вполне достаточно, чтобы совершить богослужение.

В первые века христианства действительно церковь не взимала никаких плат — напротив, христиане несли в храм все необходимое. Но как жили люди тогда, особенно простые? Натуральным хозяйством. Вино использовалось то, что люди делали сами дома из своего винограда. Хлеб тоже все пекли самостоятельно. В Греции, Сербии и других родственных странах, от которых мы переняли устои и правила проведения служб, было и свое домашнее масло из оливок, которые росли буквально в каждом дворе, и вино.

Люди, которые обрели веру во Христа, с радостью несли в храм то, что смогли вырастить и сделать у себя дома. Человек не мог рассчитывать только на свои силы — для хорошего урожая помимо усилий крестьянина нужен был и дождь, и определенная температура воздуха, и многое другое. Христиане верили, что все необходимое для жизни им дает Господь, поэтому с радостью разделяли с Ним плоды трудов.

Как стало сейчас

Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.

Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.

Цена или жертва

Как раньше крестьянин понимал, что не является единоличным творцом своего урожая и что без Бога он может умереть от голода, так и современный верующий христианин должен понимать, что его достижения не происходят без участия Господа. И, получая свою заработную плату, совершенно нормально хотеть отнести ее часть Тому, Кто по милости Своей заботился о человеке.

В определенный период развития церкви существовало понятие «десятины». Первый киевский христианский храм носил название «Десятинной церкви». Десятина предполагала, что прихожанин отдает на нужды и развитие своего прихода десятую часть заработанного дохода.

В современных условиях невозможно обязать прихожан к таким пожертвованиям. Много людей в России и без того находятся за чертой бедности и подобный церковный налог означал бы, что и без того мизерные пенсии и зарплаты многих, станут еще меньше. Поэтому церковь не взимает никакой обязательной платы.

Никто не мешает человеку ходить на службы, молиться, приступать к самым главным Таинствам исповеди и причастия совершенно бесплатно. За все эти вещи не предусмотрено никаких оплат и пожертвований. Но если человек считает себя христианином, почему он не хочет поддержать свой храм, в котором он прокладывает свой путь к Богу?

Принося деньги в храм и покупая свечи, оплачивая записочки и т.д., человек несет пожертвование. Он делится плодами своей благословленной Господом работы, отдавая часть дохода в свой приходи и поддерживая его существование. Поскольку сейчас не нужно самому делать вино и нести его в церковь, можно прийти и «обменять» заработанные купюры на вино, необходимое для совершения богослужения.

Читайте еще о церковной практике:

Куда уходят пожертвования

Человеку, глубоко не вникшему в церковную жизнь, может показаться, что все деньги уходят в карман священникам. Но это совершенно не так — у церкви очень много финансовых потребностей.

Помимо элементарных богослужебных вещей, таких как ладан, лампадное масло, вино, свечи и т.д., каждый приход платит заработные платы тем, кто трудится. В больших храмах это может быть довольно широкий штат — и охранники, и дворники, и уборщицы, и работницы свечных лавок, и повара. Отдельно следует упомянут хор — если хор профессиональный, его участие в богослужениях часто накладывает ощутимую нагрузку на приходской бюджет.

Важно! Очень распространен миф, что церковь не платит налоги. Существует ряд официальных льгот, но полностью налогообложение никто не отменял.

Большой статьей расходов для любого прихода являются коммунальные платежи. Для того чтобы в храме было тепло и комфортно каждому молящемуся, необходимо обеспечить достаточное отопление, освещение, своевременный ремонт и замену коммуникаций, труб, кровли и многого другого.

В конце концов, нельзя забывать и о священниках. Если служит белое священство, то дома батюшку ждет семья, часто многодетная. Эту семью необходимо кормить и содержать. Священник молится за своих прихожан, выслушивает исповеди, ездит на требы, ежедневно совершает огромный духовный труд на благо верующих. Разве не справедливо, что паства, духовно окормляющаяся у батюшки, содержит его?

Покупая в свечной лавке иконку или подавая записку, мы можем подумать, что мы осуществляем не покупку, как в магазине, а совершаем акт милости. Простое действие может предстать перед нами совершенно в другом свете.

Платить или не платить?

Как бы ни казалось странным, но часто основную массу пожертвований несут в храмы непостоянные прихожане. Если люди все время ходят в храм, регулярно участвуют в Таинствах, имеют своего духовника — никто и никогда с них не будет требовать какой-либо оплаты за требы или молитвы.

Часто бывает ситуация, когда человек заходит в храм чуть ли не впервые в жизни, и с порога качает права. Он ничего не сделал для прихода, он не вложил никаких усилий для того, чтобы храм существовал и в нем служились службы. Но стоит такому человеку увидеть рекомендованную сумму за свечу или записочку — тут же начинаются возмущения о несметных богатствах церкви. Такие люди не понимают, что храм нужен, прежде всего, им самим. И придя туда, было бы неплохо вложить посильный труд в поддержание прихода.

К тому же, если человек не может или даже не хочет по каким-либо причинам вносить пожертвования — он все равно может участвовать в богослужениях, приходить на исповедь и причастие. Очень часто внешним ритуалам, таким как постановка свечи или подача записки, придается слишком сакраментальное значение. Подчас можно увидеть, как человек забегает в храм, совершенно не обращает внимания на течение богослужения, но при этом покупает строго определенное количество свечей, да еще и ставит в какой-то особой последовательности. И с чувством выполненного долга покидает храм. Такой человек очень превратно понимает веру и замещает духовное внешним деланием.

Читайте также:  Пройти вод комиссию в люксмедика

Читайте о поведении в храме:

Напоследок необходимо сказать о тех случаях, когда священство действительно злоупотребляет пожертвованиями. Как и в любой сфере человеческой жизни, в церкви тоже бывают неблагочестивые служащие. К сожалению, не все с достоинством несут свой крест служения Богу и людям. Но и вся история христианства тоже строится не только на благочестивых мучеников, верных Господу до смерти. Одним из первых учеников Христа был Иуда, который лично знал Спасителя, ходил следом за ним, видел его чудотворения. И тем не менее, предал Его. Но ведь мы не оцениваем все учение Христово, Его заповеди и веру в целом по примеру и поведению Иуды.

Так и в храме — грехи отдельных служащих всегда останутся на их совести, и им отвечать за них перед Богом. И отвечать строго, поскольку своим греховным поведением они многих отвращают от веры. Но и нам, обычным прихожанам, не надо забывать, что отдельно взятый неблагочестивый священник (которых единицы по сравнению с прекрасными искренне верующими пастырями) совершенно не характеризует ни христианство как таковое, ни Церковь. Ведь если мы пришли в булочную, и нас обманул нечестный продавец, мы же не перестанем есть хлеб. Мы просто пойдем искать другую булочную, верно?

Надо ли жертвовать на храм?

Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.

Зачем нужна жертва на храм

Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.

На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.

И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.

Куда на самом деле идут деньги с тарелки

В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.

В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.

О налоге с прихода

Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.

Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос, насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.

Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.

Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.

В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.