Преступления против контитуции болгарии

Преступления против контитуции болгарии

Статья из серии Политическая система Болгарии. Административное деление Местное самоуправление Областная администрация. Политические партии Внутренняя политика Внешняя политика. Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Болгария о Второй мировой. Время покажет. 06.09.2019

Государственный строй Болгарии

Статья из серии Политическая система Болгарии. Административное деление Местное самоуправление Областная администрация.

Политические партии Внутренняя политика Внешняя политика. Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей.

Согласно ст. Конституционный суд КС создан в соответствии с Конституцией Болгарии г. Единственно Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того он является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров.

И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС , КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной.

Следует отметить, что толкование даётся до ратификации данного договора. Выборный кодекс Болгарии определяет правила, по которым выбираются все выборные органы государственной власти в стране. Законодательная власть в Болгарии осуществляется Народным собранием. Оно состоит из депутатов , которые выбираются на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 4-х лет.

В случае войны , военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях.

Президент выбирается всеобщим и тайным голосованием на срок до пяти лет. Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи.

Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента. Совет министров осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии , в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами.

Совет министров руководит выполнением государственного бюджета , организует уход за государственными благами , заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан , юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи , прокуроры , судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом. Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Территория Болгарии делится на общины , которые административно объединяются в 28 областей. Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Обычно большинством обладает партия или коалиция , из которых происходит кмет , так как выборы кмета и Общинного совета происходят одновременно.

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета. Территория Болгарии делится на 28 областей , в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.

Вероисповедание в Болгарии свободно. Религиозные общности и учреждения отделены от государства, и не могут быть использованы в политических целях. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 14 июня ; проверки требуют 3 правки.

Основная статья: Конституция Республики Болгарии. Основная статья: Конституционный суд Болгарии. Основная статья: Народное собрание Болгарии. Основная статья: Президент Болгарии. Основная статья: Совет министров Болгарии. Основная статья: Административное деление Болгарии. Основная статья: Религия в Болгарии. Дата обращения 24 августа Болгария в темах.

Страны Европы : Государственный строй. Категория : Болгария. Пространства имён Статья Обсуждение. В других проектах Викисклад. Эта страница в последний раз была отредактирована 19 апреля в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Подробнее см. Условия использования. Народное собрание. Народным собранием. Депутаты Болгарии в Европейском парламенте. Общинные советы и кметы. Армянский апостолизм.

Преступления против контитуции болгарии

Статья из серии Политическая система Болгарии. Административное деление Местное самоуправление Областная администрация. Политические партии Внутренняя политика Внешняя политика. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст.

Разработка и принятие Тырновской Конституции Болгарии года : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Актуальность темы. Исполнилось лет со дня освобождения Болгарии от многовекового турецкого ига. Освобождение наступило как результат победоносное русско-турецкой войны гг. Тогда, сто лет назад, Россия не только помогла болгарскому народу изгнать со своей родины ненавистных турецких поработителей, но и способствовала осуществление его заветной полутысячелетней мечты — создание своего национального государства. Возрождение Болгарии, создание болгарской государственности c ее венцом — конституцией, проект которой, названный Органическим уставом , был разработан русской администрацией и принят Собранием болгарских представителей — одно из самых замечательных политико-правовых событий второй половины XIX века. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Преступления против контитуции болгарии

+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории «Советика». Свидетельство о регистрации средства массовой информации — Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

Посмотрите еще..

Источник: http://www.pro-dinamo.ru/novosti/shinnik-vs-dinamo-prognoz.html.
Болгария, конституция Болгарии, глава 3.

Глава III ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 34. Болгарское гражданство приобретается и утрачивается в порядке, установленном законом.

Статья 35. 1. Все граждане Народной Республики Болгарии равны перед законом.

2. Не допускаются никакие привилегии или ограничения в правах, основанные на национальности, происхождении, религии, поле, расе, образовании и общественном и материальном положении.

3. Государство обеспечивает равенство граждан, создавая условия и возможности для использования их прав и для выполнения их обязанностей.

4. Всякая проповедь ненависти или унижения человека за его расовую, национальную или религиозную принадлежность запрещается и наказывается.

Статья 36. Женщина и мужчина в Народной Республике Болгарии имеют равные права.

Статья 37. Женщина-мать пользуется особым покровительством и заботой государства, хозяйственных и общественных организаций; ей обеспечиваются отпуск до и после родов при сохранении ее трудового вознаграждения, бесплатная акушерская и медицинская помощь, родильные дома, облегчение ее труда, расширение сети детских учреждений, предприятий коммунального и бытового обслуживания и общественного питания.

Статья 38. 1. Брак и семья находятся под покровительством государства.

2. Законным является только гражданский брак.

3. Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.

Родители имеют право и обязаны заботиться об уходе за своими детьми и об их коммунистическом воспитании.

4. Дети, рожденные вне брака, имеют одинаковые права с рожденными в браке.

Статья 39. 1. Воспитание молодежи в коммунистическом духе является обязанностью всего общества.

2. Семья, школа, государственные органы и общественные организации проявляют особую заботу об интеллектуальном, нравственном, эстетическом, культурном и физическом развитии молодежи, о ее трудовом воспитании и политехническом образовании.

3. Молодежь пользуется особым покровительством.

Статья 40. 1. Граждане имеют право на труд.

2. Каждый гражданин имеет право свободно избирать себе про
фессию.

3. Государство обеспечивает право на труд, развивая социали
стическую общественно-экономическую систему.

Статья 41. 1.Труд вознаграждается в зависимости от его количества и качества.

2. Трудящиеся имеют право на безопасные и здоровые условия труда, которое обеспечивается внедрением достижений науки и техники.

Статья 42. 1. Граждане имеют право на отдых.

2. Это право обеспечивается сокращением рабочего времени без уменьшения трудового вознаграждения и ущемления других трудовых прав, ежегодным оплачиваемым отпуском и широкой сетью домов отдыха, клубов, народных читален, домов культуры и других мест отдыха и культуры.

Статья 43. 1. Граждане имеют право на материальное обеспечение, пенсию и пособие по нетрудоспособности вследствие болезни, увечья, материнства, инвалидности, старости или смерти и по уходу за детьми, а также на помощь в установленных законом случаях.

2. Это право осуществляется путем единого социального страхования и выделения необходимых средств из национального дохода для финансирования страховых взносов.

3. Застрахованные участвуют в управлении социальным страхованием.

Статья 44. Малолетние, несовершеннолетние, нетрудоспособные и престарелые, которые не имеют близких или остались без ухода со стороны своих близких, находятся под особым покровительством государства и общества.

Статья 45. 1. Граждане имеют право на бесплатное образование в учебных заведениях всех видов и ступеней при определенных законом условиях.

2. Учебные заведения являются государственными.

3. Образование основывается на достижениях современной науки и на марксистско-ленинской идеологии.

4. Основное образование обязательно.

5. Государство создает условия для осуществления всеобщего среднего образования.

6. Государство поощряет образование, всесторонне улучшает условия работы учебных заведений, предоставляет стипендии и поощряет учащихся, проявивших особые дарования.

7. Граждане неболгарского происхождения наряду с обязательным изучением болгарского языка имеют право изучать также свой язык.

Статья 46. 1. Творчество в области науки, искусства и культуры служит народу и развивается в духе коммунизма.

2. Государство проявляет особую заботу о развитии науки, искусства и культуры, создавая высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, книгоиздательства, библиотеки, музеи, художественные галереи, театры, кинотеатры, систему радиовещания и телевидения.

Статья 47. 1. Государство проявляет всестороннюю заботу о здоровье народа, организуя лечебно-профилактические и другие учреждения и службы здравоохранения.

2. Государство и общественные организации распространяют среди народа здравоохранительное просвещение и культуру и поощряют развитие физической культуры и туризма.

3. Каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь.

4. Государство и общественные организации проявляют особую заботу о здоровье детей и юношества.

Статья 48. 1. Гарантируются свобода и неприкосновенность личности.

2. Никто не может быть задержан более чем на двадцать четыре часа без разрешения суда или прокурора.

Статья 49. Жилище неприкосновенно. Без согласия обитателя никто не может ни входить в его жилище или помещения, ни производить там обыск, кроме как в случаях и при условиях, предусмотренных законом.

Статья 50. Каждый гражданин имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь и от посягательства на его честь и доброе имя.

Статья 51. Тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений неприкосновенна, кроме как при мобилизации, военном положении либо при наличии разрешения суда или прокурора.

Статья 52. 1. Граждане могут образовывать организации с политическими, профессиональными, культурными, художественными, научными, религиозными, спортивными и другими нехозяйственными целями.

2. Для совместной хозяйственной деятельности граждане могут объединяться в кооперативы.

3. Запрещаются организации, которые направлены против социалистического строя Народной Республики Болгарии и прав граждан, проповедуют фашистскую или иную антидемократическую идеологию.

4. Общественные организации и кооперативы могут образовывать союзы или другие объединения.

Статья 53. 1. Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Они могут совершать религиозные обряды и вести антирелигиозную пропаганду.

2. Церковь отделена от государства.

3. Правовое положение, вопросы материального содержания и право внутреннего устройства и самоуправления различных религиозных общин регулируются законом.

4. Запрещается злонамеренное использование церкви и религии в политических целях, равно как образование политических организаций на религиозной основе.

5. Религия не может служить основанием для отказа от выполнения обязанностей, возложенных Конституцией или законами.

Статья 54. 1. Граждане имеют свободу слова, печати, собраний, митингов и манифестаций.

2. Эти свободы обеспечиваются путем предоставления гражданам необходимых для этого материальных условий.

Статья 55. Граждане имеют право обращаться с просьбами, жалобами и предложениями. Это право осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 56. 1. Государство отвечает за ущерб, причиненный незаконными актами или незаконными служебными действиями его органов и должностных лиц.

2. Каждый гражданин имеет право требовать предания суду должностных лиц за преступления, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей.

3. Граждане в соответствии с установленными законом условиями имеют право на возмещение должностными лицами ущерба, причиненного незаконным исполнением ими служебных обязанно
стей.

Статья 57. Болгарские граждане за границей пользуются покровительством Народной Республики Болгарии и обязаны выполнять свои обязанности перед ней.

Статья 58. Граждане обязаны точно и добросовестно соблюдать и исполнять Конституцию и законы страны.

Статья 59. 1. Каждый трудоспособный гражданин обязан заниматься общественно полезным трудом в соответствии со своими способностями и квалификацией.

2. Выполнение трудовых обязанностей является делом чести для каждого члена социалистического общества.

Статья 60. Граждане обязаны беречь и увеличивать социалистическую собственность как неприкосновенную основу социалистического строя, содействовать укреплению политической, экономической и оборонной мощи Родины, развитию культуры и благоденствию народа.

Статья 61. 1. Защита Отечества является верховным долгом и делом чести для каждого гражданина.

2. Измена и предательство по отношению к Отечеству являются тягчайшими преступлениями против народа. Они наказываются по всей строгости закона.

Статья 62. Военная служба обязательна для всех граждан согласно закону.

Статья 63. 1. Каждый гражданин обязан содействовать сохранению и укреплению мира.

2. Подстрекательство к войне и пропаганда войны, как тяжкие преступления против мира и человечества, запрещаются и наказываются законом.

Статья 64. Налоговые обязанности граждан определяются законом в соответствии с их доходами и имуществом.

Статья 65. Народная Республика Болгария предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за участие в национально-освободительной борьбе, за прогрессивную политическую, научную и художественную деятельность, за борьбу против расовой дискриминации или за защиту мира.

«Държавен вестник», бр. 39 от 18 май 1971 г.

Перевод с болгарского Б.А. Страшуна
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

Глава 15. Политические институты и конституционное право Болгарии

Действующее в настоящее время в Болгарии конституционное право является продуктом перестроечных процессов начала 90-х годов. Отказ Болгарии от социалистического пути развития и стремление перейти от тоталитарной государственности к демократической, обрести самостоятельность и найти свое место в современном мире привели к изменению политической системы этой страны и преобразованию конституционного права.

В мае 1989 г. были внесены изменения в действовавшее ранее законодательство о гражданстве, паспортах и ряд других нормативных актов, что привело к существенному расширению правового статуса болгарских граждан. Закон об изменении конституции от 15 января 1990 г. исключил положения о руководящей роли Болгарской коммунистической партии из действовавшей в то время конституции Болгарии 1971 г. Принятый 29 января 1990 г. Закон о собраниях, шествиях и манифестациях ввел уведомительный порядок проведения этих политических акций и тем самым расширил сферу политической свободы. Закон об именах болгарских граждан от 6 марта 1990 г. был призван обеспечить национальное равноправие граждан НРБ, восстановить их нарушенные права и законные интересы. На следующий день Народное собрание приняло Закон о разрешении коллективных трудовых споров, который создал правовую основу проведения забастовок. Закон об изменении и дополнении конституции от 3 апреля 1990 г. содержал целый ряд радикальных изменений подхода к регулированию общественных отношений и полностью исключил социалистическую терминологию. Этот акт впервые в послевоенной Болгарии провозгласил принцип разделения властей, создал конституционную основу равноправия всех политических партий (эти положения были детализированы в принятом в этот же день Законе о политических партиях), и их одинакового правового статуса.

Важным этапом преобразования конституционного права Болгарии стало принятие в 1991 г. ее нового основного закона. На основе его положении были разработаны и приняты акты о различных государственных органах.

Таким образом, принятию новой конституции предшествовало преобразование прежнего законодательства, базирующегося на принципиально ином, чем социалистический, подходе к правовому регулированию общественных отношений. С принятием нового основного закона этот процесс приобрел большую четкость и глубину. Победа социалистов и их сторонников на выборах 18 декабря 1994 г., по мнению оппозиции, может повлечь существенные изменения во внутренней политике и конституционном праве Болгарии.

Конституция Болгарии

Действующая ныне конституция Болгарии была принята седьмым Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Это четвертая по счету болгарская конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.). Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) и переходных и заключительных положении, имеющий отдельную нумерацию (9 параграфов).

В преамбуле конституции содержится заявление о верности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности, ее достоинство и безопасность, провозглашается решимость создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.

Первая глава «Основные начала», состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, закрепляет основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы Болгарии, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенных в эту главу норм «определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности» 1 ).

Вторая глава «Основные права и обязанности граждан» (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев. Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указывает, что пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этой конституцией, за исключением тех, для которых конституция и законы требуют болгарского гражданства.

Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства (соответственно: «Народное Собрание», «Президент Республики», «Совет министров», «Судебная власть”).

Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.

Восьмая глава носит название «Конституционный суд» и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такой текстуальный «отрыв» от других органов государства не случаен: тем самым законодатель подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне других органов власти.

Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей конституции, а также принятия новой конституции.

Новая конституция Болгарии может быть принята только Великим народным собранием. Изменение и дополнение конституции осуществляется Народным собранием или Великим народным собранием. Народное собрание может дополнять и изменять все положения конституции, за исключением отнесенных к компетенции Великого народного собрания. Право законодательной инициативы по этим вопросам принадлежит 1/4 народных представителей и Президенту. Предложение рассматривается Народным Собранием не ранее, чем через месяц и не позднее трех месяцев с момента поступления. Закон об изменении и дополнении конституции считается принятым, если за него проголосовало 3/4 народных представителей в три голосования в разные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов народных представителей, то оно может быть поставлено на новое голосование не ранее двух и не позднее пяти месяцев; при новом голосовании предложение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 народных представителей.

Принятие новой конституции, решение вопросов изменения формы государственного устройства и управления, порядка изменения и дополнения конституции, непосредственного действия конституции и некоторые другие, перечисленные в ст. 158 конституции относятся к компетенции Великого народного собрания, которое принимает решения по внесенным проектам большинством в 2/3 голосов всех народных представителей в три голосования в разные дни.

Десятая глава «Герб, печать, флаг, гимн, столица» посвящена символам государства.

Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.

Конституция Болгарии представляет собой типичный акт постсоциалистического государства, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. В ней можно выделить три крупных «слоя» конституционного регулирования.

Во-первых, очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права личности, народный суверенитет и т.д.). Для Болгарии — это еще и возвращение к собственному опыту, парламентским традициям и конституционным идеям досоциалистического периода. Об этом свидетельствует и тот факт, что местом заседания седьмого Великого народного собрания стала не столица Болгарии, а город Тырново, в память о месте принятия первой болгарской конституции 1879 г. В Конституции обрели новую жизнь и некоторые своеобразные дореволюционные институты, например, институт Великого народного собрания, созываемого специально для принятия конституции; институт министра-председателя (вместо председателя Совета министров). Параллели со статьями Тырновской конституции при подготовке конституции 1991 г. служили дополнительными аргументами в пользу включения тех или иных положений 1 .

Вместе с тем нельзя не отметить, что в отличие, скажем, от российской конституции, насыщенной идеями раннебуржуазного конституционного романтизма, болгарская опирается, главным образом, на послевоенный конституционный опыт и поэтому является весьма «социализированным» актом: в ней провозглашается право на труд (при запрете принудительного труда), на социальное обеспечение в случае безработицы и по нетрудоспособности, запрещение детского труда, ночной работы для женщин, социальная функция собственности, охрана окружающей среды.

Во-вторых, в ряде статей очевидно влияние социалистического конституционализма, в частности, в ст. 18, посвященной объектам исключительной государственной собственности, Болгария — одна из немногих постсоциалистических стран, сохранившая, хотя и в измененном виде, такие нормы.

В-третьих, текст конституции отражает стремление законодателя создать механизм, препятствующий возрождению социалистических общественных отношений. Нормы, закрепляющие запрет объявления или утверждения какой-либо партии или идеологии в качестве государственной (ст. 11), запрещение насильственной ассимиляции (ст. 29), объявление основных прав граждан неотменимыми (ст. 57) и другие придают данному акту ярко выраженный постсоциалистический характер.

Конституция Болгарии

Действующая ныне конституция Болгарии была принята седьмым Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Это четвертая по счету болгарская конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.). Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) и переходных и заключительных положении, имеющий отдельную нумерацию (9 параграфов).

В преамбуле конституции содержится заявление о верности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности, ее достоинство и безопасность, провозглашается решимость создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.

Первая глава «Основные начала», состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, закрепляет основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы Болгарии, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенных в эту главу норм «определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности»[127]).

Вторая глава «Основные права и обязанности граждан» (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев. Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указывает, что пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этой конституцией, за исключением тех, для которых конституция и законы требуют болгарского гражданства.

Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства (соответственно: «Народное Собрание», «Президент Республики», «Совет министров», «Судебная власть»).

Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.

Восьмая глава носит название «Конституционный суд» и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такой текстуальный «отрыв» от других органов государства не случаен: тем самым законодатель подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне других органов власти.

Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей конституции, а также принятия новой конституции.

Новая конституция Болгарии может быть принята только Великим народным собранием. Изменение и дополнение конституции осуществляется Народным собранием или Великим народным собранием. Народное собрание может дополнять и изменять все положения конституции, за исключением отнесенных к компетенции Великого народного собрания. Право законодательной инициативы по этим вопросам принадлежит 1/4 народных представителей и Президенту. Предложение рассматривается Народным Собранием не ранее, чем через месяц и не позднее трех месяцев с момента поступления. Закон об изменении и дополнении конституции считается принятым, если за него проголосовало 3/4 народных представителей в три голосования в разные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов народных представителей, то оно может быть поставлено на новое голосование не ранее двух и не позднее пяти месяцев; при новом голосовании предложение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 народных представителей.

Принятие новой конституции, решение вопросов изменения формы государственного устройства и управления, порядка изменения и дополнения конституции, непосредственного действия конституции и некоторые другие, перечисленные в ст. 158 конституции относятся к компетенции Великого народного собрания, которое принимает решения по внесенным проектам большинством в 2/3 голосов всех народных представителей в три голосования в разные дни.

Десятая глава «Герб, печать, флаг, гимн, столица» посвящена символам государства.

Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.

Конституция Болгарии представляет собой типичный акт постсоциалистического государства, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. В ней можно выделить три крупных «слоя» конституционного регулирования.

Во-первых, очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права личности, народный суверенитет и т. д.). Для Болгарии — это еще и возвращение к собственному опыту, парламентским традициям и конституционным идеям досоциалистического периода. Об этом свидетельствует и тот факт, что местом заседания седьмого Великого народного собрания стала не столица Болгарии, а город Тырново, в память о месте принятия первой болгарской конституции 1879 г. В Конституции обрели новую жизнь и некоторые своеобразные дореволюционные институты, например, институт Великого народного собрания, созываемого специально для принятия конституции; институт министра-председателя (вместо председателя Совета министров). Параллели со статьями Тырновской конституции при подготовке конституции 1991 г. служили дополнительными аргументами в пользу включения тех или иных положений[128].

Вместе с тем нельзя не отметить, что в отличие, скажем, от российской конституции, насыщенной идеями раннебуржуазного конституционного романтизма, болгарская опирается, главным образом, на послевоенный конституционный опыт и поэтому является весьма «социализированным» актом: в ней провозглашается право на труд (при запрете принудительного труда), на социальное обеспечение в случае безработицы и по нетрудоспособности, запрещение детского труда, ночной работы для женщин, социальная функция собственности, охрана окружающей среды.

Во-вторых, в ряде статей очевидно влияние социалистического конституционализма, в частности, в ст. 18, посвященной объектам исключительной государственной собственности, Болгария — одна из немногих постсоциалистических стран, сохранившая, хотя и в измененном виде, такие нормы.

В-третьих, текст конституции отражает стремление законодателя создать механизм, препятствующий возрождению социалистических общественных отношений. Нормы, закрепляющие запрет объявления или утверждения какой-либо партии или идеологии в качестве государственной (ст. 11), запрещение насильственной ассимиляции (ст. 29), объявление основных прав граждан неотменимыми (ст. 57) и другие придают данному акту ярко выраженный постсоциалистический характер.

Конституция Болгарии

Описание файла

Документ из архива «Конституция Болгарии», который расположен в категории «конституции». Всё это находится в предмете «конституционное право зарубежных стран (кпзс)» из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Онлайн просмотр документа «Конституция Болгарии»

Текст из документа «Конституция Болгарии»

Конституция Республики Болгарии от 12 июля 1991 г.

Глава первая. Основные начала (ст.ст. 1 — 24)

Глава вторая. Основные права и обязанности (ст.ст. 25 — 61) граждан

Глава третья. Народное собрание (ст.ст. 62 — 91)

Глава четвертая. Президент Республики (ст.ст. 92 — 104)

Глава пятая. Совет Министров (ст.ст. 105 — 116)

Глава шестая. Судебная власть (ст.ст. 117 — 134)

Глава седьмая. Местное самоуправление и местная (ст.ст. 135 — 146) администрация

Глава восьмая. Конституционный суд (ст.ст. 147 — 152)

Глава девятая. Изменение и дополнение Конституции. (ст.ст. 153 — 163) Принятие новой Конституции

Глава десятая. Герб, печать, флаг, гимн, столица (ст.ст. 164 — 169)

Переходные и заключительные положения

Мы, народные представители Седьмого Великого народного собрания, стремясь выразить волю болгарского народа,
заявляя о верности общечеловеческим ценностям — свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости;
считая высшим принципом права личности, ее достоинство и безопасность;
сознавая свой непреложный долг сохранять национальное и государственное единство Болгарии;
провозглашаем свою решимость создать демократическое, правовое и социальное государство,
для чего принимаем эту Конституцию.

Глава первая. Основные начала

1. Болгария — парламентарная республика.
2. Вся государственная власть принадлежит народу. Она непосредственно осуществляется им через органы, предусмотренные этой Конституцией.
3. Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить себе осуществление народного суверенитета.

1. Республика Болгария — унитарное государство с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования.
2. Территориальная целостность Республики Болгария неприкосновенна.

Официальный язык в Республике — болгарский.

1. Республика Болгария является правовым государством. Управление в ней осуществляется согласно Конституции и законам страны.
2. Республика Болгария гарантирует каждому гражданину жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества.

1. Конституция — высший закон, и другие законы не могут ей противоречить.
2. Предписания Конституции имеют непосредственное действие.
3. Никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое в момент его совершения не являлось по закону преступлением.
4. Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, опубликованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Они имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат.
5. Все нормативные акты публикуются. Они вступают в силу через три дня после их опубликования, кроме тех, для которых в них определен другой срок.

1. Все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и в правах.
2. Все граждане равны перед законом. Не допускаются никакие ограничения в правах или привилегиях на основании расы, национальности, этнической принадлежности, пола, происхождения, религии, образования, убеждений, политической принадлежности, личного общественного положения или имущественного состояния.

Государство отвечает за вред, причиненный незаконными актами или действиями его органов и должностных лиц.

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Вооруженные Силы гарантируют суверенитет, безопасность и независимость страны и защищают ее территориальную целостность.

Выборы, общенациональные и местные референдумы проводятся на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Политическая жизнь в Республике Болгария основывается на политическом плюрализме.
2. Ни одна политическая партия или идеология не может быть объявлена или утверждена в качестве государственной.
3. Партии содействуют формированию и выражению политической воли граждан. Порядок образования и прекращения существования политических партий, а также условия их деятельности регулируются законом.
4. Не могут быть образованы политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, а также партии, целью которых является насильственный захват государственной власти.

1. Объединения граждан служат для удовлетворения и защиты их интересов.
2. Объединения граждан, включая и профсоюзные, не могут ставить перед собой политические цели и заниматься политической деятельностью, которые присущи только политическим партиям.

1. Вероисповедание свободно.
2. Религиозные учреждения отделены от государства.
3. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание.
4. Религиозные общности и учреждения, как и религиозные убеждения, не могут быть использованы в политических целях.

Семья, материнство и дети находятся под защитой государства и общества.

Республика Болгария обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, поддержание живой природы и ее разнообразие и разумное использование природных богатств и ресурсов страны.

Труд гарантируется и защищается законом.

1. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом.
2. Собственность может быть частной и публичной.
3. Частная собственность неприкосновенна.
4. Режим объектов государственной и общинной собственности определяется законом.
5. Принудительное отчуждение собственности для государственных и общинных нужд может происходить только на основе закона, при условии, что эти нужды не могут быть удовлетворены другим образом и после предварительного и равноценного возмещения.

1. Подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, республиканские дороги, а также воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе, являются исключительно государственной собственностью.
2. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования, охраны и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам этих морских пространств.
3. Государство осуществляет суверенные права в отношении спектра радиочастот и позиций геостационарной орбиты, определенных для Республики Болгария международными соглашениями.
4. Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телекоммуникационные сети, использование ядерной энергии, производство радиоактивных продуктов, оружия, взрывчатых и биологически сильнодействующих веществ.
5. Условия и порядок, на основании которых государство предоставляет концессии и разрешения на деятельность в соответствии с предыдущими пунктами, регулируются законом.
6. Государственное имущество подлежит хозяйственному использованию и управляется в интересах граждан и общества.

1. Экономика Республики Болгария основывается на свободной хозяйственной инициативе.
2. Закон создает и гарантирует всем гражданам и юридическим лицам одинаковые правовые условия для хозяйственной деятельности, в то же самое время предотвращает злоупотребления, связанные с монополизмом, недобросовестной конкуренцией и защищает интересы потребителя.
3. Инвестиции и хозяйственная деятельность болгарских и иностранных граждан и юридических лиц защищены законом.
4. Закон создает условия для кооперирования и других форм объединения граждан и юридических лиц, для достижения хозяйственного и социального прогресса.

Государство создает условия для равномерного развития отдельных районов страны и оказывает помощь территориальным органам в их деятельности путем финансовой, кредитной и инвестиционной политики.

1. Земля — основное национальное богатство, которое пользуется особой защитой государства и общества.
2. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей. Изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого изменения и при условиях и в порядке, определенных законом.

1. Иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме случаев, когда они получают ее в качестве наследства. Но и в этом случае они должны передать эту свою собственность лицу, имеющему болгарское гражданство.
2. При наличии условий, определенных законом, иностранцы и иностранные юридические лица могут приобретать право на пользование землей, право на застройку и другие вещные права.

Государство создает условия для свободного развития науки, образования и искусства и в этом оказывает необходимую помощь. Оно заботится об охране национального, исторического и культурного наследия.

1. Внешняя политика Республики Болгария осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права.
2. Основными целями внешней политики Республики Болгария являются национальная безопасность и независимость страны, благоденствие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка.

Глава вторая. Основные права и обязанности граждан

1. Болгарским гражданином считается всякий, у кого хотя бы один из его родителей является болгарским гражданином, или тот, кто рожден на территории Республики Болгария, в том случае, если он не приобрел другого гражданства по происхождению. Болгарское гражданство можно получить и на основании натурализации.
2. Лица болгарского происхождения получают болгарское гражданство в более облегченном порядке.
3. Болгарский гражданин по рождению не может быть лишен болгарского гражданства.
4. Гражданин Республики Болгария не может быть выслан из страны или передан другому государству.
5. Болгарские граждане, пребывающие за границей, находятся под защитой Республики Болгария.
6. Условия и порядок приобретения, сохранения и утраты болгарского гражданства определяются законом.

1. Граждане Республики Болгария, где бы они ни находились, имеют все права и обязанности согласно данной Конституции.
2. Иностранцы, которые находятся в Республике Болгария, имеют все права и обязанности согласно данной Конституции, за исключением прав и обязанностей, для которых Конституция и законы требуют болгарского гражданства.

1. Иностранцы, пребывающие в стране на законном основании, не могут быть высланы из нее или переданы другому государству против их воли и желания, за исключением случаев, определенных законом.
2. Республика Болгария предоставляет убежище иностранцам, преследуемым в связи с их убеждениями или деятельностью в защиту международно признанных прав и свобод.
3. Условия и порядок предоставления убежища определяются законом.

Каждый имеет право на жизнь. Посягательство на жизнь человека наказывается как самое тяжкое преступление.

1. Никто не может быть подвергнут истязаниям, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека отношению, а также насильственной ассимиляции.
2. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или другим опытом без его добровольного письменного согласия.

1. Каждый имеет право на личную свободу и неприкосновенность.
2. Никто не может быть задержан, подвергнут осмотру, обыску или другому посягательству на его личную неприкосновенность, кроме как при условиях и в порядке, определенных законом.
3. В специально указанных законом неотложных случаях компетентные государственные органы могут задержать гражданина, о чем немедленно уведомляют органы судебной власти. В срок 24 часа после задержания орган судебной власти выносит решение о законности этого задержания.
4. Каждый имеет право на адвокатскую защиту с момента его задержания или привлечения его в качестве обвиняемого.
5. Всякий имеет право встречаться наедине с лицом, которое его защищает, тайна их беседы неприкосновенна.

Читайте также:  Как в бухгалтерской отчетности за 2019 год отражаются арендованные основные средства
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Поделитесь ссылкой пожалуйста: