Законодателно правововая деятельности литвы

Содержание

Правовая система Литвы

Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. Литовское право имеет богатую историю, наиболее яркий период которой приходится на время существования Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.). Выдающиеся памятники европейского средневекового права — Литовские статуты XVI в. — действовали на территории края (а также Белоруссии) до 1840 г. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права (Соборное уложение 1649 г.). В знак преемственности государственно-правовой традиции в преамбуле к Конституции 1992 г. Литовские статуты названы в качестве правового фундамента государства наряду с самой Конституцией.

Самобытность литовской правовой традиции была сначала нарушена царским правительством, которое в XIX в. распространило на Литву основные русские законы, а затем и вовсе искоренена после включения страны в состав СССР в 1940 г. Уже в ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел на территории Литвы (как и других прибалтийских республик) законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы у Литовской ССР появились только в 1960-е гг.

После восстановления независимого государства в Литве осуществляется коренная правовая реформа, имеющая целью перестроить всю систему законодательства в соответствии с нормами новой демократической Конституции, международными стандартами и европейской правовой традицией. Каждый кодекс подвергся существенным изменениям, почти все законы советских времен были заменены новым законодательством, ориентированным на западноевропейские образцы. Литовская правовая система стала приобретать индивидуальные черты. Язык, стиль и само содержание новых законов существенно отличаются от того, что принято в государствах СНГ, и весьма близки латвийским и эстонским образцам. В то же время смена основ законодательства в Литве осуществляется медленнее, чем в государствах СНГ, и не столь радикально, как в соседних Латвии и Эстонии: фундамент ее правовой системы к 2000 г. все еще составляли обновленные советские кодексы. Это позволяет говорить о том, что Литва по-прежнему входит с государствами СНГ в одну «постсоветскую» группу в рамках романо-германской правовой семьи, хотя и занимает в ней автономное положение.

Правовая система Литвы основана на следующей иерархии нормативных актов: Конституция; международные соглашения, ратифицированные парламентом; законы (конституционные или обычные) и другие акты, принятые парламентом; декреты Президента Республики; постановления Правительства, принятые во исполнение законов или в порядке делегирования законодательных полномочий парламентом; распоряжения Премьер-министра; приказы и другие акты министерств, министров; акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Гражданское право Литвы с 1990 г., как и другие отрасли права, трансформируется в связи с утверждением в стране новой социально-экономической системы. В отличие от Латвии, восстановившей Гражданский закон 1937 г., и Эстонии, принявшей большую часть нового ГК, в Литве пока предпочитают вносить изменения в ГК 1964 г. В частности, Законом от 17 мая 1994 г. в ГК были целиком заменены главы 4 и 5, касающиеся авторских и смежных прав.

Гражданское право Литвы с 1990 г., как и другие отрасли права, трансформируется в связи с утверждением в стране новой социально-экономической системы. Основы новых имущественных отношений закреплены в Конституции Литвы 1992 г., согласно которой (ст.46) хозяйство Литвы основывается на праве частной собственности, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе. Основным источником гражданского права является Гражданский кодекс Литвы, принятый 1 июля 2001 г. и заменивший прежний ГК 1964 г.

Особое внимание литовский законодатель уделяет созданию правовой базы для развития предпринимательской деятельности. В 1990-е гг. приняты законы о конкуренции (1992), об основах свободных экономических зон (1995), о публичном обращении ценных бумаг (1996), об акционерных обществах (1994), о банкротстве предприятий (1997), о страховании (1996), о торговом судоходстве (1996), о предприятиях Республики Литва (1999), об иностранных капитальных инвестициях в Республике Литва (1995).

На коренное изменение отношений собственности в стране направлены законы о приватизации государственной и муниципальной собственности (1995), о приватизации государственного имущества и имущества самоуправлений (1997), о восстановлении прав собственности граждан на сохранившееся недвижимое имущество (1997).

Достаточно радикально и последовательно в Литве осуществляется земельная реформа. По Закону о земельной реформе (1991) существуют два способа приобретения земли в частную собственность: восстановление права собственности и покупка земельного участка. Бывшие собственники, получившие землю, имеют наряду с работниками приватизируемого сельскохозяйственного предприятия преимущественное перед другими гражданами право на приобретение имущества этого предприятия. Основной формой, в которую преобразованы колхозы и совхозы, являются сельскохозяйственные общества (представляют собой, по сути, производственные кооперативы).

В 1996 г. принят специальный конституционный закон, впервые допустивший приобретение земельных участков в собственность иностранцами.

Уголовное право и процесс

Литовское уголовное право в последнее столетие воспроизводило сначала русское, а затем и советское законодательство. В 1918 г. в Литве немецкими оккупационными властями было введено русское Уголовное уложение 1903 г., которое оставалось в силе и после провозглашения независимости республики. В 1940 г. на территории Литвы стал действовать УК РСФСР и уголовные законы СССР. В 1960 г. принят УК Литовской ССР, копировавший кодексы других союзных республик. Этот Кодекс с многочисленными изменениями будет действовать до конца 2002 г.

Изменения, внесенные в последнее время в уголовное законодательство Литвы, как и в других бывших социалистических государствах, отражают новые политические и социально-экономические реалии в обществе, а также общую гуманизацию уголовной политики. 1 января 1995 г. вступил в силу Закон о поправках и дополнениях УК и УПК, который сокращал число основных видов наказания до четырех (смертная казнь, лишение свободы, исправительные работы и штраф), а дополнительных — до трех (конфискация имущества, штраф и лишение права выполнять определенную работу). Новый Закон существенно снизил возможность применения мер наказания, не связанных с лишением свободы. С октября 1991 г. УК был дополнен положением о возможности замены смертной казни пожизненным заключением. В 1995 г. в последний раз были приведены в исполнение два приговора к смертной казни. В 1996 г. Литва объявила о введении моратория на смертную казнь. 9 декабря 1998 г. смертная казнь была признана Конституционным судом противоречащей Конституции, после чего 22 декабря того же года Сейм окончательно отменил этот вид наказания.

26 сентября 2000 г. парламент Литвы одобрил новый Уголовный кодекс, который планируется ввести в действие с 1 января 2003 г. одновременно с новыми уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным кодексами. К наиболее существенным чертам нового УК следует отнести разделение уголовно противоправных деяний на собственно преступления и проступки (что характерно для уголовного права большинства стран мира), а также значительное сокращение среди санкций удельного веса наказаний, связанных с лишением свободы.

Основным источником уголовно-процессуального права Литвы к 2003 г. остается УПК 1960 г. С конца 1980-х гг. уголовный процесс Литвы подвергается реформам, преследующим цели укрепления в нем правовых гарантий для личности. Некоторые новые демократические нормы и принципы уголовного судопроизводства получили закрепление в Основном законе страны 1992 г. Так, согласно Конституции (ст.20) задержанное на месте преступления лицо в течение 48 часов должно быть доставлено в суд, где в присутствии задержанного решается вопрос об обоснованности задержания. В случае непринятия судом постановления об аресте лица задержанный незамедлительно отпускается.

В последние годы принят ряд актов, направленных на борьбу с новыми формами преступности. Среди них Закон «О предупреждении организованной преступности» от 1 июля 1997 г., Закон «О превенции отмывания денег» от 19 июня 1997 г.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Литвы включает Верховный суд, Апелляционный суд, окружные и апилинковые (местные) суды. Согласно Конституции для рассмотрения административных, трудовых, семейных и других дел могут быть учреждены специализированные суды. До своего упразднения в 1998 г. в качестве специализированного в Литве действовал также Хозяйственный суд. В настоящее время в качестве специализированного в Литве действует Хозяйственный суд. Суды с особыми полномочиями в мирное время учреждаться не могут. Компетенция и порядок образования судов определены Законом «О судах Литвы» от 31 мая 1994 г.

Верховный суд является высшим судебным органом в Литве. Он руководит юрисдикционной деятельностью всех других судов, анализирует и обобщает судебную практику и статистику. Местные суды рассматривают основную массу дел; решения в них принимаются единоличным судьей. Принятые ими решения могут быть обжалованы в окружные суды, которые (как и вышестоящие суды) рассматривают дела в составе трех судей. Институт народных заседателей был отменен в конце 1994 г. Хозяйственный суд решает споры между предприятиями и другими коммерческими организациями.

Закон о судах предусматривает особый орган — Сенат судей, который состоит из председателей Верховного, Апелляционного и окружных судов, а также председателей и членов департаментов Верховного суда. Сенат рассматривает судебную практику и дает рекомендации по применению законов, а также рассматривает жалобы на решения судейских квалификационных коллегий и судов чести.

В соответствии с Законом «Об учреждении административных судов» от 14 января 1999 г. в Литве были учреждены отделение административных дел Апелляционного суда, Высший административный суд, административные суды Вильнюсского, Каунасского, Клайпедского, Шяуляйского и Паневежского округов. Административные суды рассматривают вопросы законности административных правовых актов, споры, возникающие в сферах общественного управления и налогов.

Судьи Верховного суда, а из их числа — председатель назначаются и освобождаются Сеймом по представлению Президента Республики. Судьи Апелляционного суда, а из их числа — председатель назначаются Президентом Республики с одобрения Сейма. Назначение судей и председателей апилинковых, окружных и специализированных судов и изменение места их работы осуществляются Президентом. Советы относительно назначения, повышения, перевода или освобождения от занимаемых должностей Президенту дает специальная судейская институция. Эта институция была учреждена в феврале 1995 г. на съезде судей путем прямых выборов.

Конституционный суд не входит в судебную систему. Он принимает решение о соответствии законов и других актов Сейма Конституции, а актов Президента Республики и Правительства — Конституции и законам. Конституционный суд представляет заключения относительно того: 1) имелись ли нарушения законов о выборах в ходе выборов Президента Республики или членов Сейма; 2) позволяет ли состояние здоровья Президента Республики исполнять им в дальнейшем свои обязанности; 3) не противоречат ли Конституции международные договоры Литовской Республики; 4) противоречат ли Конституции конкретные действия членов Сейма и государственных должностных лиц, в отношении которых возбуждено дело об импичменте.

Читайте также:  Нужен ли юрист при покупке дома с земельным участком

Статус Конституционного суда и порядок осуществления его полномочий установлены Законом «О Конституционном суде» от 3 февраля 1993 г. Суд состоит из 9 судей, назначаемых на 9 лет и только на один срок полномочий. Состав Конституционного суда каждые три года обновляется на 1/3.

Прокуратура — независимая часть судебной власти. Структура и порядок деятельности установлены Законом «О прокуратуре» от 13 октября 1994 г. Она состоит из Генеральной прокуратуры при Верховном суде, региональных прокуратур при окружных судах и местных прокуратур при местных судах. Прокуроры поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, производят уголовное преследование, контролируют деятельность органов дознания.

Защиту граждан в Литве осуществляет независимая адвокатура, действующая на основании Закона «Об адвокатуре» от 6 октября 1992 г.

Система защиты прав граждан в Литве включает и институт, аналогичный омбудсману (парламентскому уполномоченному по правам человека). Согласно Конституции жалобы граждан относительно злоупотреблений или бюрократизма со стороны государственных должностных лиц (за исключением судей) и должностных лиц самоуправлений рассматриваются контролерами Сейма. Они вправе вносить предложения в суд об освобождении виновных должностных лиц от занимаемых должностей. При необходимости Сейм создает и другие институты контроля.

Финансово-экономический контроль в стране осуществляет орган, именуемый «Государственный контроль». Руководство им осуществляет Государственный контролер, который назначается Сеймом на 5 лет по представлению Президента Республики. Государственный контроль осуществляет надзор за законностью управления государственным имуществом и его использования и за исполнением государственного бюджета. Государственный контролер представляет в Сейм заключение о годовом отчете об исполнении бюджета.

Развитие права в Литовском государстве. В русских землях в качестве источников
В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. — первый
Статуты предусматривают ответственность за государственные (оскорбление величества, измена.

Войны Московского и Литовского великих княжеств за восточнославянские земли, находившиеся в составе Литвы. Общественный и государственный строй централизованного.

ДЕЛА ЛИТОВСКИЕ. Положение Литвы по сравнению с Владимирским княжеством было весьма. выигрышным.
предложили королеве ради государственных интересов сочетаться с литовским.

В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине — новая уния об
Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских

Законодателно правововая деятельности литвы

С распадом СССР в году было связано окончательное установление современного суверенного Литовского государства. Источниками права в Литвe являются законы и подзаконные акты , международные договоры и соглашения Литовской Республики, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые правом обычаи. Литва занимает одно из первых мест в ЕС по числу заключённых. На содержание в день тратится по 50 лит, что в сочетании с порядка 2 тыс. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Правовая система Литовской Республики

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЛИТВА. ОБЗОР ЦЕН НА АВТО. ИЮНЬ 2019г.

С конца II-го тысячелетия до н. В ночь с 23 на Там же Д. Но уже 5. СВ 7,8 тысяч человек, в т. ВВС человек, в т. Сая, Л. Шульц, А. В году профессор университета Ж. Гердт, А. В году В. Пройдите регистрацию , если вы еще не являетесь экспертом Энциклопедии. Энциклопедия Всемирная история. Рубрики Периоды А … Я. Вход для экспертов. Литература Петров Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. Wilno, Studia nad dziejami Wielkiego Ksiestwa Litewskiego.

Музыкальная культура Советской Литвы. Vilnius, Jurginis J. Renesansas ir humanizmas Lietuvoje. Vilnius, Гаудримас Ю. Из истории литовской музыки. Litewski ruch narodowo-kulturalny w XIX wieku do r. Litewska granica etniczna na wschodzie od epoki plemiennej do XVI wieku. Historia Litwy. Vilnius, Архитектура Советской Литвы.

Киноискусство Советской Литвы. Искусство Литвы. Vilnius, Lebedys J. Вильнюс, Гаудримас Ю. Композиторы и музыковеды Советской Литвы. Вильнюс, Дагите Э. Писатели Советской Литвы: Биобиблиографический словарь. Вильнюс, Ясюлис Л. Изобразительное искусство Литовской ССР. Памятники архитектуры Литвы. По Неману в Литве. Vilnius, Kubilius V. Vilnius, Минкявичюс Й.

Новая архитектура Литвы. Вильнюс, XX a. Вильнюс, памятников культуры. Vilnius, Tapinas L. Lietuvos kinematografininkai. Vilnius, Michelbertas M. Vilnius, Auryla V. Жизнь Мильтиниса. Vilnius, Литва. Краткая энциклопедия. Vilnius, Шахматы. Энциклопедический словарь. Vilnius, Ivinskis Z. Akimirkos vaikai. Kaunas, Rodkiewicz W.

Russian nationality policy in the western provinces of the Empire Lublin, Бокс. Vilnius, Лавринец П. Вильнюс, Ефремов Г. Звездный век [О литовской поэзии XX в. Vilnius, Kiaupa Z. The history of Lithuania before Vilnius, Кен О. Опыт комментария. Vilnius, The theatre of O. Vilnius, Rachuba A. Dictionnaire historique de la Lettonie. Vilnius, Petrauskas R. Vilnius, Гудавичюс Э.

История Литвы с древнейших времен до г. Senosios Lietuvos istorija Vilnius, Комзолова А. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху Великих реформ.

Vilnius, Большая олимпийская энциклопедия. Vilnius, Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, Квасков В. Lietuvos nacionalinis operos ir baleto teatras. Balerinos L.

Vilnius, Парсонс Дж. Прибалтика и Кремль. A concise history of Lithuanian ballet. Vilnius, Lithuanian theater. Авторы статьи Ч. Лауринавичюс, М. Ратанова, В. Нестёркин, В. Нечаев, В. Линдер, А. Мурашев, В. Мясников, В. Мосо-лов, Г. Нечаева, Р. Квашите, П. Павлинов , Р. Васинаускайте, Х.

Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. Выдающиеся памятники европейского средневекового права — Литовские статуты XVI в. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права Соборное уложение г.

Развитие бизнеса в Литве

Условия использования материалов ИАА Социальная реклама. Разработано Лабораторией социальной рекламы. Сделать стартовой. Добавить в избранное. Закрыть Логин: Пароль: Запомнить меня на этом компьютере Забыли свой пароль? Назначение и применение закона 1.

Хорошие возможности инвестирования и торговли в Литве в последние годы привлекают всё больше зарубежных предприятий и иностранцев, которые выбирают Литву, как стабильное государство, со сравнительно несложной и безопасной политикой инвестирования. Привлечение инвестиций в Литву — это одна из самых важных стратегических целей государства, поэтому для обеспечения наиболее эффективного осуществления упомянутой цели Литва постоянно совершенствует свой имидж и свою привлекательность среди инвесторов не только внутри страны, но и в отношениях с зарубежными государствами или физическими лицами, проживающими в зарубежных государствах. Для максимального увеличения числа инвестиций и их объёма в Литве даже развита государственная система поддержки зарубежных инвесторов, желающих обосноваться в Литве и заниматься здесь своей деятельностью. Предпринимательский сектор Литвы был реформирован и в настоящее время соответствует всем требованиям и стандартам Европейского Союза, поэтому Литва привлекает инвесторов из-за обеспечения безопасности, прозрачности инвестирования и его соответствия установленным требованиям. Во избежание изолированности бизнеса в Литве и обеспечения его глобальности Литва заключила соглашения об исключении двойного налогообложения с 53 государствами мира, в том числе с Великобританией, США, Канадой, Китаем, Швейцарией.. Поэтому бизнес в Литве становится глобальным и более доступным для инвесторов из зарубежных стран.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Таких цен на авто из Литвы я еще не видел!

Государственное устройство. Литва — унитарное государство

Литва — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 11 городов центрального подчинения, 10 уездов.

По Конституции, принятой на референдуме 25 октября 1992 г., Литва является полупрезидентской республикой с демократическим режимом.

Законодательная власть в Литве принадлежит однопалатному парламенту Сейму, который состоит из 141 депутата, избираемого сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Досрочные выборы могут проводиться по постановлению Сейма, принятому большинством голосов не менее чем 3/5 всех его членов. Кроме того, досрочные выборы вправе объявить Президент Республики: 1) если Сейм в 30-дневный срок после представления не принял решения о новой программе Правительства или в течение 60 дней два раза подряд не одобрил программу Правительства; 2) если Сейм выражает недоверие Правительству. Объявить о досрочных выборах нельзя, если до истечения срока полномочий Президента осталось менее 6 месяцев, а также если после досрочных выборов Сейма не прошло 6 месяцев.

Право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а также гражданам Литовской Республики. 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, могут представить в Сейм проект закона, который тот обязан рассмотреть. Законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Сейма, участвовавших в заседании. Конституционные законы принимаются большинством голосов всех членов Сейма, а изменения в них — большинством в 3/5 голосов всех его членов. Законы Литовской Республики могут приниматься и референдумом.

Сейм наделен значительными правами: помимо собственно законодательных функций он принимает постановления относительно референдумов; назначает выборы Президента Республики; учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей; по предложению Правительства образует или упраздняет министерства; назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов; назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы; образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; устанавливает налоги; ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики; устанавливает административное деление Республики; вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.

Важнейшей функцией Сейма является формирование и парламентский контроль деятельности Правительства. Сейм одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики; рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения; осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выразить недоверие Премьер-министру или министру.

Главой государства в Литве является Президент Республики, избираемый непосредственно населением сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может избираться Президентом не более двух раз подряд.

Президент решает важнейшие вопросы внешней политики и совместно с Правительством осуществляет внешнюю политику; подписывает международные договоры Литовской Республики и представляет их в Сейм для ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей и т.д.

С одобрения Сейма Президент назначает Премьер-министра, поручает ему образовать Правительство и утверждает его состав; также с одобрения Сейма освобождает Премьер-министра. В случае отставки Правительства или сложения им своих полномочий Президент в 15-дневный срок представляет на рассмотрение Сейма кандидатуру Премьер-министра; по представлению Премьер-министра назначает и освобождает министров. Он также представляет в Сейм кандидатуры судей Верховного суда и председателя Верховного суда; назначает судей Апелляционного суда, а из их числа — председателя Суда; назначает судей и председателей окружных и апелляционных судов (в случае одобрения их кандидатур Сеймом), меняет места их работы и вносит в Сейм предложения об освобождении судей; представляет в Сейм кандидатуры 3 судей Конституционного суда, а после назначения всех судей этого Суда из их числа представляет в Сейм кандидатуру председателя Конституционного суда; представляет в Сейм кандидатуру Государственного контролера и председателя правления Банка Литвы; может вносить в Сейм представление о выражении им недоверия; с одобрения Сейма назначает и освобождает командующего войсками и руководителя службы безопасности; в установленных Конституцией случаях объявляет досрочные выборы в Сейм. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы.

Читайте также:  Единый платежный документ за коммунальные услуги москва телефон для связи

Осуществляя предоставленные ему полномочия, Президент Республики издает акты-декреты. Для придания силы декретам Президента по ряду вопросов (объявление чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий и др.) они должны быть подписаны (контрасигнованы) Премьер-министром или соответствующим министром.

Совместно с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство Литовской Республики, которое составляют Премьер-министр и министры. Премьер-министр в 15-дневный срок с момента своего назначения представляет Сейму образованное им и утвержденное Президентом Правительство и его программу. Полномочия на осуществление своей деятельности новое Правительство получает в случае одобрения программы простым большинством голосов.

Правительство Литовской Республики управляет делами края, охраняет территориальную неприкосновенность Литовской Республики, гарантирует государственную безопасность и общественный порядок; исполняет законы и постановления Сейма, а также декреты Президента Республики; координирует деятельность министерств и других правительственных учреждений; подготавливает проект государственного бюджета и вносит его в Сейм; исполняет государственный бюджет, представляет в Сейм отчет об исполнении бюджета; подготавливает и вносит в Сейм законопроекты; устанавливает дипломатические отношения и поддерживает связи с иностранными государствами и международными организациями; исполняет иные обязанности, возлагаемые на Правительство Конституцией и другими законами.

Правительство решает вопросы государственного управления на заседаниях путем принятия постановлений большинством голосов. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром и министром соответствующей отрасли. Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом за свою деятельность. Министры, осуществляя руководство порученными им сферами управления, отвечают перед Сеймом, Президентом Республики и непосредственно подотчетны Премьер-министру. По требованию Сейма Правительство или отдельные министры должны отчитаться за свою деятельность.

Премьер-министр представляет Правительство Литовской Республики и руководит его деятельностью.

В настоящее время литовское государство является наиболее либеральным на территории всего бывшего СССР. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не существует откровенной дискриминации русскоязычного населения, хотя и проводится целенаправленная политика ассимиляции последнего.

Правовая система

Общая характеристика

Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. Литовское право имеет богатую историю, наиболее яркий период которой приходится на время существования Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.). Выдающиеся памятники европейского средневекового права — Литовские статуты XVI в. — действовали на территории края (а также Белоруссии) до 1840 г. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права (Соборное уложение 1649 г.). В знак преемственности государственно-правовой традиции в преамбуле к Конституции 1992 г. Литовские статуты названы в качестве правового фундамента государства наряду с самой Конституцией.

Самобытность литовской правовой традиции была сначала нарушена царским правительством, которое в XIX в. распространило на Литву основные русские законы, а затем и вовсе искоренена после включения страны в состав СССР в 1940 г. Уже в ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел на территории Литвы (как и других прибалтийских республик) законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы у Литовской ССР появились только в 1960-е гг.

После восстановления независимого государства в Литве осуществляется коренная правовая реформа, имеющая целью перестроить всю систему законодательства в соответствии с нормами новой демократической Конституции, международными стандартами и европейской правовой традицией. Каждый кодекс подвергся существенным изменениям, почти все законы советских времен были заменены новым законодательством, ориентированным на западноевропейские образцы. Литовская правовая система стала приобретать индивидуальные черты. Язык, стиль и само содержание новых законов существенно отличаются от того, что принято в государствах СНГ, и весьма близки латвийским и эстонским образцам. В то же время смена основ законодательства в Литве осуществляется медленнее, чем в государствах СНГ, и не столь радикально, как в соседних Латвии и Эстонии: фундамент ее правовой системы к 2000 г. все еще составляли обновленные советские кодексы. Это позволяет говорить о том, что Литва по-прежнему входит с государствами СНГ в одну «постсоветскую» группу в рамках романо-германской правовой семьи, хотя и занимает в ней автономное положение.

Правовая система Литвы основана на следующей иерархии нормативных актов: Конституция; международные соглашения, ратифицированные парламентом; законы (конституционные или обычные) и другие акты, принятые парламентом; декреты Президента Республики; постановления Правительства, принятые во исполнение законов или в порядке делегирования законодательных полномочий парламентом; распоряжения Премьер-министра; приказы и другие акты министерств, министров; акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики (на примере опыта регулирования в Латвии, Литве и Эстонии) Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машарова О.В.

Рассмотрены вопросы конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Приводится законодательный опыт указанных стран; дается сравнительно-правовой анализ регулирования данной сферы.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машарова О.В.

Constitutional and legal regulation of freedom of conscience and religion in the Baltic countries (on the example of the regulation in Latvia, Lithuania and Estonia)

The article is dedicated to the study of the constitutional regulation of the freedom of conscience and religion in the Baltic countries on the example of Latvia, Lithuania and Estonia. The legislative experience of the mentioned countries is considered and on this basis comparative and legal analysis of this sphere’s regulation is conducted.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики (на примере опыта регулирования в Латвии, Литве и Эстонии)»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СТРАНАХ ПРИБАЛТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЛАТВИИ, ЛИТВЕ И ЭСТОНИИ)

ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА МАШАРОВА,

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: masharova.ov@gmail.com Научный руководитель: В.А. Виноградов, доктор юридических наук, профессор Рецензент: А.Ю. Кирьянов, кандидат юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания в странах Прибалтики на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Приводится законодательный опыт указанных стран; дается сравнительно-правовой анализ регулирования данной сферы.

Ключевые слова: свобода вероисповедания, страны Прибалтики, законодательное регулирование, отношения между религиозными институтами и государством.

Annotation. The article is dedicated to the study of the constitutional regulation of the freedom of conscience and religion in the Baltic countries on the example of Latvia, Lithuania and Estonia. The legislative experience of the mentioned countries is considered and on this basis comparative and legal analysis of this sphere’s regulation is conducted.

Keywords: freedom of religion, the Baltic countries, legislative regulation, relations between religious institutions and the state.

Концепция восприятия и правового регулирования института свободы совести и вероисповедания в странах Европы в настоящее время построена на европейских стандартах в области прав человека, в основу которых заложен принцип главенства общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина и его равная защита, в том числе посредством участия государства.

Несмотря на то, что страны Прибалтики, а это страны, ранее входившие в состав СССР (Латвия, Литва и Эстония), на сегодняшний день импле-ментировали указанные европейские стандарты, в указанных странах до сих пор законодательное регулирование общественных институтов развивается

с учетом исторических и национальных особенностей.

Несмотря на различия правовых систем России и стран Прибалтики изучение данного опыта является актуальным с точки зрения развития системного представления о регулировании данной сферы общественных отношений, рассмотрения конституционно-правовой регламентации сферы общественных отношений в данных государствах.

Начать следует с опыта Латвии. Так, согласно ст. 99 Конституции Латвии у каждого жителя страны есть право на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений. И установлено, что церковь отделена от государства. В то же время,

Конституция содержит публично-правовой механизм защиты прав и свобод граждан. Ст. 116 Конституции устанавливает, что распространение религиозных убеждений может быть ограничено и далее Конституция определяет, в каких целях может быть установлено данное ограничение, а именно «для защиты прав других людей, демократического устройства государства, безопасности общества, благосостояния и нравственности».

На законодательном уровне вопросы деятельности религиозных организаций, а также их взаимодействие с государством находят свое закрепление в законе «О религиозных организациях». Данный закон определяет порядок создания организации, получения правового статуса религиозной организации и участие данного рода религиозных институтов в общественной жизни страны.

Анализ законодательных актов, регламентирующих данную сферу, позволяет сделать вывод, что, как правило, на законодательном уровне устанавливается возможность религиозным объединениям участвовать в образовательном процессе либо предоставлять гражданам, исповедующим различные вероучения, которые не являются традиционными для данного государства, самостоятельно определять возможность обучения своих детей в религиозных школах.

Ст. 6 закона Латвии «О религиозных организациях» устанавливает, что «В школах национальных меньшинств, находящихся в ведении государства и самоуправлений, с учетом желания учащихся и их родителей или опекунов в установленном Министерством образования и науки порядке может осуществляться также преподавание вероучения, характерного для соответствующего национального меньшинства». Закон закрепляет, что обучение христианскому вероучению и этике финансируется из государственного бюджета. Таким образом, этот факт косвенно подтверждает, что государство осуществляет финансовую поддержку религиозных институтов, вместе с тем, прямо не вмешиваясь в их деятельность.

Не менее интересен опыт регулирования рассматриваемой сферы в Литве. В ст. 26 Конституции Литовской Республики рассматриваемая

сфера описана более подробно. Согласно данной статье: «Свобода мысли, вероисповедания и совести ограничению не подлежит. Каждый человек имеет право на свободу выбора любой религии или вероисповедания и единолично или сообща с другими, в частном или публичном порядке ее исповедовать, отправлять религиозные обряды, практиковать вероисповедание и обучать ему». Конституционная норма также определяет, что «..никто не может ни подвергать принуждению другое лицо, ни принуждаться выбирать или исповедовать какую-либо религию или веру». Ограничение свободы совести и вероисповедания возможно только на основании закона и только в случаях, если отправление религиозного культа будет нарушать общественную безопасность, общественный порядок, здоровье и нравственность людей.

Ст. 43 Конституции устанавливает, что в Литве нет государственной религии, но государство признает традиционные в Литве церкви и религиозные организации, а другие церкви и религиозные организации — в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности. Положение церквей и других религиозных организаций в государстве устанавливается соглашением или законом. Таким образом, государство позволяет гражданам самостоятельно определить, какие из религиозных организаций и институтов пользуются общественной поддержкой, а какие нет? Тем самым государство может ограничить сферу деятельности других религиозных организаций, не нарушая конституционные права и свободы большинства проживающих граждан Литвы. Законодательно Литва определяет 9 традиционно существующих религиозных общин и сообществ, которые составляют определенную часть исторического, духовного и социального наследия Литвы. В указанное число входят римско-католические, греко-католические, евангелическо-лютеранские, евангелическо-реформатские, ортодоксальные (православные), старообрядческие, иудейские, му-сульманско-суннитские и караимские религиозные общины.

Читайте также:  Какие документы требовать от работодателя

Вместе с тем, законом Литвы «О религиозных общинах и сообществах» установлен порядок

признания других религиозных сообществ, согласно которому признание государством данных сообществ традиционными осуществляется Сеймом Литовской Республики при выполнении ряда условий.

Во-первых, данное религиозное сообщество должно быть зарегистрировано в качестве религиозного и с момента его регистрации до подачи документов на получение статуса традиционного религиозного сообщества должно пройти не менее 25 лет.

Во-вторых, их деятельность, включая учение и обряды не должны противоречить законам и нравственности.

И, наконец, данные религиозные сообщества должны иметь общественную поддержку, чтобы быть признанными государством в качестве исторического и духовного наследия страны.

Безусловно, соответствие данным признаком не означает автоматического признания данных сообществ в качестве традиционных. В случае неудовлетворения ходатайства повторное обращение по этому поводу возможно лишь по истечении 10 лет со дня неудовлетворения ходатайства.

Другой не менее важной проблеме также уделяется внимание в странах Прибалтики, а именно влиянию религии на сферу семейных правоотношений. Так, согласно положению Конституции Литвы «Родители и опекуны свободно заботятся о религиозном и нравственном воспитании детей и подопечных согласно собственным убеждениям». Получается, что с одной стороны, родителям и опекунам предоставляется свобода действий в отношений воспитания несовершеннолетних, с другой — персонифицируется возможная ответственность, которая может наступить в случае, если законные права и интересы детей будут нарушены. В Эстонии, например, начиная с 2001 г. религиозные объединения имеют возможность ходатайствовать своим духовным лицам пра-

ва заключать брачные союзы наравне с государством.

В целом, рассматриваемые страны идут по пути сближения государства и религии, при этом стараясь обеспечивать на должном правовом уровне свободу совести и вероисповедания. Анализ законов показывает, что государства обеспечивают равенство зарегистрированных на их территориях религиозных организаций. Более того, на государственном уровне созданы механизмы взаимодействия с религиозными объединениями. Так, в 2002 г. в Эстонии был заключен протокол между Советом церквей Эстонии и Правительством об общих интересах, в рамках которого ежегодно проводится встреча премьер-министра с членами правления Совета церквей Эстонии. Особый статус имеет Эстонская евангелическо-лютеранская церковь, в целях развития сотрудничества с которой создана правительственная комиссия, в задачи которой входит оказание содействия развитию указанного религиозного объединения.

Подводя итоги краткого обзора законодательства о свободе совести и вероисповедания, включая законодательство о религиозных организациях в Латвии, Литве и Эстонии необходимо отметить, что, несмотря на соблюдение общеевропейских стандартов в области прав человека, а также придерживаясь курса на гармонизацию национального законодательства с общеевропейским правом, законодательство данных стран в рассматриваемой сфере отражает национальные и исторические особенности каждого из рассматриваемых государств. Безусловно, нельзя не оспаривать тот факт, что данные государства официально поддерживают традиционные религиозные объединения, что само по себе не входит в конфронтацию с заявленными в конституциях положениями о свободе совести и вероисповедании, и, в итоге, данные положения реализуются, а не носят декларативный характер.

Государственное устройство. Литва — унитарное государство

Литва — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 11 городов центрального подчинения, 10 уездов.

По Конституции, принятой на референдуме 25 октября 1992 г., Литва является полупрезидентской республикой с демократическим режимом.

Законодательная власть в Литве принадлежит однопалатному парламенту Сейму, который состоит из 141 депутата, избираемого сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Досрочные выборы могут проводиться по постановлению Сейма, принятому большинством голосов не менее чем 3/5 всех его членов. Кроме того, досрочные выборы вправе объявить Президент Республики: 1) если Сейм в 30-дневный срок после представления не принял решения о новой программе Правительства или в течение 60 дней два раза подряд не одобрил программу Правительства; 2) если Сейм выражает недоверие Правительству. Объявить о досрочных выборах нельзя, если до истечения срока полномочий Президента осталось менее 6 месяцев, а также если после досрочных выборов Сейма не прошло 6 месяцев.

Право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а также гражданам Литовской Республики. 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, могут представить в Сейм проект закона, который тот обязан рассмотреть. Законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Сейма, участвовавших в заседании. Конституционные законы принимаются большинством голосов всех членов Сейма, а изменения в них — большинством в 3/5 голосов всех его членов. Законы Литовской Республики могут приниматься и референдумом.

Сейм наделен значительными правами: помимо собственно законодательных функций он принимает постановления относительно референдумов; назначает выборы Президента Республики; учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей; по предложению Правительства образует или упраздняет министерства; назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов; назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы; образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; устанавливает налоги; ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики; устанавливает административное деление Республики; вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.

Важнейшей функцией Сейма является формирование и парламентский контроль деятельности Правительства. Сейм одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики; рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения; осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выразить недоверие Премьер-министру или министру.

Главой государства в Литве является Президент Республики, избираемый непосредственно населением сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может избираться Президентом не более двух раз подряд.

Президент решает важнейшие вопросы внешней политики и совместно с Правительством осуществляет внешнюю политику; подписывает международные договоры Литовской Республики и представляет их в Сейм для ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей и т.д.

С одобрения Сейма Президент назначает Премьер-министра, поручает ему образовать Правительство и утверждает его состав; также с одобрения Сейма освобождает Премьер-министра. В случае отставки Правительства или сложения им своих полномочий Президент в 15-дневный срок представляет на рассмотрение Сейма кандидатуру Премьер-министра; по представлению Премьер-министра назначает и освобождает министров. Он также представляет в Сейм кандидатуры судей Верховного суда и председателя Верховного суда; назначает судей Апелляционного суда, а из их числа — председателя Суда; назначает судей и председателей окружных и апелляционных судов (в случае одобрения их кандидатур Сеймом), меняет места их работы и вносит в Сейм предложения об освобождении судей; представляет в Сейм кандидатуры 3 судей Конституционного суда, а после назначения всех судей этого Суда из их числа представляет в Сейм кандидатуру председателя Конституционного суда; представляет в Сейм кандидатуру Государственного контролера и председателя правления Банка Литвы; может вносить в Сейм представление о выражении им недоверия; с одобрения Сейма назначает и освобождает командующего войсками и руководителя службы безопасности; в установленных Конституцией случаях объявляет досрочные выборы в Сейм. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы.

Осуществляя предоставленные ему полномочия, Президент Республики издает акты-декреты. Для придания силы декретам Президента по ряду вопросов (объявление чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий и др.) они должны быть подписаны (контрасигнованы) Премьер-министром или соответствующим министром.

Совместно с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство Литовской Республики, которое составляют Премьер-министр и министры. Премьер-министр в 15-дневный срок с момента своего назначения представляет Сейму образованное им и утвержденное Президентом Правительство и его программу. Полномочия на осуществление своей деятельности новое Правительство получает в случае одобрения программы простым большинством голосов.

Правительство Литовской Республики управляет делами края, охраняет территориальную неприкосновенность Литовской Республики, гарантирует государственную безопасность и общественный порядок; исполняет законы и постановления Сейма, а также декреты Президента Республики; координирует деятельность министерств и других правительственных учреждений; подготавливает проект государственного бюджета и вносит его в Сейм; исполняет государственный бюджет, представляет в Сейм отчет об исполнении бюджета; подготавливает и вносит в Сейм законопроекты; устанавливает дипломатические отношения и поддерживает связи с иностранными государствами и международными организациями; исполняет иные обязанности, возлагаемые на Правительство Конституцией и другими законами.

Правительство решает вопросы государственного управления на заседаниях путем принятия постановлений большинством голосов. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром и министром соответствующей отрасли. Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом за свою деятельность. Министры, осуществляя руководство порученными им сферами управления, отвечают перед Сеймом, Президентом Республики и непосредственно подотчетны Премьер-министру. По требованию Сейма Правительство или отдельные министры должны отчитаться за свою деятельность.

Премьер-министр представляет Правительство Литовской Республики и руководит его деятельностью.

В настоящее время литовское государство является наиболее либеральным на территории всего бывшего СССР. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не существует откровенной дискриминации русскоязычного населения, хотя и проводится целенаправленная политика ассимиляции последнего.

Правовая система

Общая характеристика

Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. Литовское право имеет богатую историю, наиболее яркий период которой приходится на время существования Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.). Выдающиеся памятники европейского средневекового права — Литовские статуты XVI в. — действовали на территории края (а также Белоруссии) до 1840 г. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права (Соборное уложение 1649 г.). В знак преемственности государственно-правовой традиции в преамбуле к Конституции 1992 г. Литовские статуты названы в качестве правового фундамента государства наряду с самой Конституцией.

Самобытность литовской правовой традиции была сначала нарушена царским правительством, которое в XIX в. распространило на Литву основные русские законы, а затем и вовсе искоренена после включения страны в состав СССР в 1940 г. Уже в ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел на территории Литвы (как и других прибалтийских республик) законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы у Литовской ССР появились только в 1960-е гг.

После восстановления независимого государства в Литве осуществляется коренная правовая реформа, имеющая целью перестроить всю систему законодательства в соответствии с нормами новой демократической Конституции, международными стандартами и европейской правовой традицией. Каждый кодекс подвергся существенным изменениям, почти все законы советских времен были заменены новым законодательством, ориентированным на западноевропейские образцы. Литовская правовая система стала приобретать индивидуальные черты. Язык, стиль и само содержание новых законов существенно отличаются от того, что принято в государствах СНГ, и весьма близки латвийским и эстонским образцам. В то же время смена основ законодательства в Литве осуществляется медленнее, чем в государствах СНГ, и не столь радикально, как в соседних Латвии и Эстонии: фундамент ее правовой системы к 2000 г. все еще составляли обновленные советские кодексы. Это позволяет говорить о том, что Литва по-прежнему входит с государствами СНГ в одну «постсоветскую» группу в рамках романо-германской правовой семьи, хотя и занимает в ней автономное положение.

Правовая система Литвы основана на следующей иерархии нормативных актов: Конституция; международные соглашения, ратифицированные парламентом; законы (конституционные или обычные) и другие акты, принятые парламентом; декреты Президента Республики; постановления Правительства, принятые во исполнение законов или в порядке делегирования законодательных полномочий парламентом; распоряжения Премьер-министра; приказы и другие акты министерств, министров; акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...