Земельное право — 10

10.3. Права на земельные участки граждан и юридических лиц — несобственников земли

право пожизненного наследуемого владения земельным участком; •

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; •

Земельный кодекс продолжил практику реформирования земельного правопорядка России, также подразделив субъектов земельных отношений на собственников и несобственников земельных участков. Собственники земельных участков по закону наделяются наиболее широким спектром земельных прав, включая право на отчуждение своего участка другому субъекту земельных отношений, на совершение сделок с земельными участками, не изъятыми из оборота.

К несобственникам земельных участков отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенном гражданином до введения в действие Земельного кодекса 2001 г., сохраняется. Однако распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно и бесплатно приобрести их в собственность.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения нового Земельного кодекса РФ не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ).

Запрет на предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования не исключает и возможности приобретения земельных участков на основании этих правовых титулов при приобретении недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках. Так, ст. 271 ГК РФ установлено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Статьей же 35 Земельного кодекса РФ устанавливается, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В советское время этот юридический титул был основным и единственным (за некоторыми исключениями) основанием законного пользования земельными участками для граждан и юридических лиц. С принятием действующего Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного пользования) находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие действующего Земельного кодекса РФ, сохраняется (п. 2,3 ст. 20 ЗК РФ), при некотором ограничении их прав по распоряжению сохранившимся в их пользовании земельным участком.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.

В настоящее время земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Под сервитутом (от лат. servitus — служение вещи) понимается право ограниченного пользования чужой вещью. Сервитуты отнесены ст. 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав. Содержание сервитутов раскрывается в ст. 274—277 гл. 17, но сервитуты могут быть не только земельными, но и личными, а также относиться к недвижимости.

Например, наследственное право предусматривает такой личный сервитут, как право пользования жилым помещением или его определенной частью, который может быть установлен в силу завещательного отказа (ст. 1137).

Действующее российское законодательство различает частный и публичный сервитуты.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправлениями в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Правовой режим публичного сервитута регулируется Земельным кодексом РФ.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Необходимым условием его установления является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким- либо иным способом, помимо сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК РФ) закрепляет в отношении сервитутов такой признак, характерный для вещных прав, как право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность — не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указывается содержание и сфера действия серви- тута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут обременяет весь земельный участок, предоставление плана земельного участка не требуется. В документах об установлении сервитута должно быть указано его наименование и содержание (например, частный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный участок), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений, срок, на который установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Безвозмездное (срочное) пользование земельными участками. Субъектами этого вида землепользования закон признает граждан и юридических лиц.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий либо органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления земельные участки предоставляются религиозным организациям в соответствии с Земельным кодексом.

Из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются другим гражданам и юридическим лицам по договору.

Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком признаются служебные земельные наделы. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам из земельных участков, принадлежащих организациям, с которыми у них уста- новлены трудовые отношения. Такой надел выделяется на основании заявления работника и решения организации, в которой он работает и на время его работы в ней.

Читайте также:  Акция сбербанка 300 тысяч в мае

Основы земельного права

o использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

o временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

o свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При введении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если это приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23). Также лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23).

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земельным кодексом (ст. 24) закреплено право безвозмездного срочного пользования земельными участками, которое не является совершенно новым институтом для современного российского законодательства. Первым отличительным признаком данного права на землю выступает безвозмездность пользования. Кроме того, предоставление земельных участков в срочное пользование подразумевает установление срока пользования — в договоре или прямо в законе (1 год в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса). При предоставлении земельных участков на этом праве из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, срок определяется договором: например, при предоставлении служебного надела — сроком трудового договора.

· Земельный кодекс предусмотрел три случая предоставления земельных участков на этом этапе:

o из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст. 29 Кодекса, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, т.е. государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;

o из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иными гражданами и юридическими лицами на основании договора;

o из земель организаций, указанных в п. 2 ст. 24, гражданам в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций указанных отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы выделяются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

7. Плата за землю

Земельное законодательство (ст. 65 Земельного кодекса) устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» 7 использование земли Российской Федерации является платным. Формами платы выступают: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли, но из общего правила могут быть исключения.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (инфляция, финансовая реформа и т.п.).

В настоящее время перечень случаев полного освобождения от уплаты земельного налога приведен в ст. 12 Закона РФ «О плате за землю». Статья 14 этого же Закона предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Оговорка о законодательном уровне установления исключений из принципа платности обратной силы не имеет.

· По закону от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

o заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

o предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

o При предоставлении этой льготы следует руководствоваться Федеральным законом от 6 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» 8 ;

o научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

o учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения, независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством памятники истории, культуры и архитектуры;

o предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые десять лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

o участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 сентября 1999 г. № 1186 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации» 9 утратил силу Указ от 18 января 1994 г. № 163 «О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда» 10 );

o инвалиды 1-й и 2-й групп;

o граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

o учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

o высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

o государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН

Список литературы по земельному праву

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4147.
3. Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О под-готовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 10.06.2013. — № 23. — ст. 2866.
4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. — 14.07.2003. — № 28. — ст. 2881.

Подобрать список литературы по земельному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Еще один список литературы по земельному праву

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законода-тельства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 11.12.2006. — № 50. — ст. 5278.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 05.06.2006. — № 23. — ст. 2381.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — ст. 16.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4147.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301.
7. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пе-реводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Собрание законодательства РФ. — 27.12.2004. — № 52 (часть 1). — ст. 5276.

Подобрать список литературы по земельному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Земельное право, новый список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4147.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301.
4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 04.07.2016. — № 27 (часть II). — ст. 4294.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ. — 20.07.2015. — № 29 (часть I). — ст. 4344.
6. Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 30.06.2014. — № 26 (часть I). — ст. 3377.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. — 14.01.2002. — № 2. — ст. 133.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О кадастровой деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 30.07.2007. — № 31. — ст. 4017.
9. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4148.
10. Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2010 N 16771) //
11. Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (с изм. от 10.10.2017) «О земле» // http://docs.cntd.ru/document/945011164 (дата обращения: 07.03.2018).

Подобрать список литературы по земельному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

10.3. Права на земельные участки граждан и юридических лиц — несобственников земли

право пожизненного наследуемого владения земельным участком; •

Читайте также:  Может ли работодатель отказать многодетной матери в дополнительном выходном дне

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; •

Земельный кодекс продолжил практику реформирования земельного правопорядка России, также подразделив субъектов земельных отношений на собственников и несобственников земельных участков. Собственники земельных участков по закону наделяются наиболее широким спектром земельных прав, включая право на отчуждение своего участка другому субъекту земельных отношений, на совершение сделок с земельными участками, не изъятыми из оборота.

К несобственникам земельных участков отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенном гражданином до введения в действие Земельного кодекса 2001 г., сохраняется. Однако распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно и бесплатно приобрести их в собственность.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения нового Земельного кодекса РФ не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ).

Запрет на предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования не исключает и возможности приобретения земельных участков на основании этих правовых титулов при приобретении недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках. Так, ст. 271 ГК РФ установлено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Статьей же 35 Земельного кодекса РФ устанавливается, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В советское время этот юридический титул был основным и единственным (за некоторыми исключениями) основанием законного пользования земельными участками для граждан и юридических лиц. С принятием действующего Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного пользования) находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие действующего Земельного кодекса РФ, сохраняется (п. 2,3 ст. 20 ЗК РФ), при некотором ограничении их прав по распоряжению сохранившимся в их пользовании земельным участком.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.

В настоящее время земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Под сервитутом (от лат. servitus — служение вещи) понимается право ограниченного пользования чужой вещью. Сервитуты отнесены ст. 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав. Содержание сервитутов раскрывается в ст. 274—277 гл. 17, но сервитуты могут быть не только земельными, но и личными, а также относиться к недвижимости.

Например, наследственное право предусматривает такой личный сервитут, как право пользования жилым помещением или его определенной частью, который может быть установлен в силу завещательного отказа (ст. 1137).

Действующее российское законодательство различает частный и публичный сервитуты.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправлениями в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Правовой режим публичного сервитута регулируется Земельным кодексом РФ.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Необходимым условием его установления является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким- либо иным способом, помимо сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК РФ) закрепляет в отношении сервитутов такой признак, характерный для вещных прав, как право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Читайте также:  Дополнительно соглашение к трудовому договору об изменении правовой формы

На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность — не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указывается содержание и сфера действия серви- тута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут обременяет весь земельный участок, предоставление плана земельного участка не требуется. В документах об установлении сервитута должно быть указано его наименование и содержание (например, частный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный участок), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений, срок, на который установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Безвозмездное (срочное) пользование земельными участками. Субъектами этого вида землепользования закон признает граждан и юридических лиц.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий либо органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления земельные участки предоставляются религиозным организациям в соответствии с Земельным кодексом.

Из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются другим гражданам и юридическим лицам по договору.

Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком признаются служебные земельные наделы. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам из земельных участков, принадлежащих организациям, с которыми у них уста- новлены трудовые отношения. Такой надел выделяется на основании заявления работника и решения организации, в которой он работает и на время его работы в ней.

Земельное право — 10

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 243
  • КНИГИ 586 892
  • СЕРИИ 21 800
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 543 131

Александр Сергеевич Меденцов

Шпаргалка по земельному праву

1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

2. ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

3. МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...