Земельное право — 11

Земельное право.

1. Понятие земельного права как отрасли права.

Земельное право как отрасль права — это системно упорядоченная совокупность правил поведения, выражающая волю российского государства и направленная на регулирование отношений по рациональному использованию и охране земель. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему (совокупность норм права, объединенных в институты, регулирующих отдельные группы однородных отношений), включает:

общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства, т.к. она имеет:

собственный предмет правового регулирования;

собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

2. Предмет земельного права.

Предмет земельного права — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Эти группы отношений составляют предмет земельного права, а общим у них выступает объект — земля:

как сухопутная территория, включающая иные объекты — водное пространство, лесной фонд и др.

как часть поверхности земли, расположенной над недрами и именуемая почвенным слоем, который может характеризоваться признаком плодородия.

Отношения, входящие в предмет земельного права:

характеризующие статус частиков земельных отношений;

характеризующие взаимодействие землепользователей и государства (обеспечение соблюдения земельного законодательства землепользователями);

характеризующие правовой режим отдельных категорий земель;

по управлению земельным фондом;

связанные с ответственностью.

3. Соотношение земельного права со смежными отраслями права (гражданским правом, административным правом, природоресурсными отраслями права, экологическим правом).

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе:

С гражданским правом в части родства земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

С административным правом в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

С экологическим правом в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, а земельное право регулирует лишь охрану земель.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.

Земельное право (стр. 11 из 27)

7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) ЗУ ОМС на основании заявления гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении ЗУ, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ и утверждает проект его границ.

Границы и размеры ЗУ определяются с учетом фактически используемой площади ЗУ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законод-ва. Границы ЗУ устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных ЗУ (при их наличии), естественных границ ЗУ.

8. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2недельный срок со дня представления проекта границ ЗУ принимает решение о предоставлении этого ЗУ лицам, указанным в п.5 наст. статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ ЗУ.

На основании проекта границ ЗУ за счет указанных лиц устанавливаются границы ЗУ на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ.

9. Иност-е гр-не, лица без гражд-ва и иностр-е юр-кие лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение ЗУ в собственность в порядке, установленном наст. ст., и в соот. с п. 2 ст. 5, п. 3 ст.15 и п. 4 и 5 ст. 28 ЗК.

23 Сделки как основание приобретение прав на земельные участки. Ограничение оборото способности.

Ст. 37. Особенности купли-продажи ЗУ

1. Объектом купли-продажи м.б. только земельные участки, прошедшие гос-ый кадастровый учет. Продавец при заключении дог-ра купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях ЗУ и ограничениях его использования.

2. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи ЗУ:

устанавливающие право продавца выкупить ЗУ обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение ЗУ, в тч ограничивающие ипотеку, передачу ЗУ в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на ЗУ третьими лицами.

Указанные требования применяются также к дог-ору мены.

3. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях ЗУ и ограничениях его использования в соот. с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного ЗУ; об использовании соседних ЗУ, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого ЗУ; о качественных свойствах земли, кот-е могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого ЗУ; иной информации, кот-я может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного ЗУ и требования о предоставлении которой установлены фз, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения дог-ра купли-продажи ЗУ и возмещения причиненных ему убытков. 4. Требования, установленные п. 3 наст. Ст., применяются также в случаях обмена ЗУ, передачи его в аренду.

Ст. 38. Приобретение ЗУ из земель, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, или права на заключение договора аренды такого ЗУ на торгах (конкурсах, аукционах)

1. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого ЗУ.

2. В качестве продавца ЗУ или права на заключение договора аренды такого ЗУ выступает исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК.

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

3. Собственник ЗУ определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

4. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже ЗУ или права на заключение договоров аренды таких ЗУ определяется Правительством РФ в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ЗК.

28 ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗУ ДЛЯ ГОС-НЫХ И МУН-НЫХ НУЖД.

Ст. 57. Возмещение убытков при изъятии ЗУ для гос-ных или мун-ных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии ЗУ, ограничении прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ.

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием ЗУ для гос-ных или мун-ных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием ЗУ;

4) ограничением прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам ЗУ в случаях, предусмотренных п. 1 наст.ст.;

2) собственникам ЗУ в случаях, предусмотренных подп. 2, 3 и 4 п. 1 наст. Ст..

3. Возмещение убытков осущ-тся за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу кот-х изымаются ЗУ или ограничиваются права на них, а также лицами, деят-сть которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии ЗУ, о временном занятии ЗУ или об ограничении прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ.

5. Порядок возмещения убытков собственникам ЗУ, землепользователям, землевладельцам и арендаторам ЗУ, причиненных изъятием или временным занятием ЗУ, ограничением прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устан-тся Правительством РФ.

Читайте также:  Если не оформлено право собственности на землю что делать наследникам

Ст. 58. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства

1. Потери сельскохоз-ного производства подлежат возмещению в 3месячный срок после принятия решения об:

1) изъятии с/х угодий, оленьих пастбищ, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства;

2) изменении целевого назначения с/х угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юр-ких лиц.

2. Потери сельскохоз-го производства возмещаются:

1) лицами, кот-м предоставляются земли сельскохоз-ого назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства;

2) лицами, для кот-х устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

3. Потери сельскохоз-го производства возмещаются в случаях, если зу предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно. В случаях продажи ЗУ или передачи их в аренду потери сельскохозя-го производства включаются в стоимость ЗУ или учитываются при установлении арендной платы.

4. При расчете потерь сельскохоз-го производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохоз-х угодий, а также в зависимости от качества сельскохоз-х угодий иные устан-е Правительством РФ методики.

5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохоз-го производства, зачисляются в соотв-й местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения гос-ной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соот-и с бюджетным законод-вом. 6. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства. Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, кот-м предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда. Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ.

24 ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.

Ст. 234.гкрф Приобретательная давность 1. Лицо — гражданин или юр-кое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее гос-ной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. 2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусм-го законом или договором основания. 3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. 4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения кот-го они м.б. истребованы в соот. со ст. 301 и 305 ЗК, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

По ст. 6 Закона, право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит госу-ной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законе порядке. Исходя из буквального толкования положения ст. 6 Закона «О гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», многие авторы считают необходимым обращение в суд в порядке особого производства (гл. 27 ГПК РФ) для установления факта владения на праве собственности.Решение суда станет как раз тем документом, без кот-го невозможна регистрация права собственности на ЗУ Правила ст. 234 ГК РФ применительно к земельным отношениям откорректированы действующим законод-вом. Введено допол-ные условия или реквизиты, без кот-х невозможно возникновение права собственности на землю на этом основании, а именно гос-ная регистрация и предшествующее ей решение судебного органа о возникновении права. Из этого вывод, что собственник зу, которым давностно владеет др.лицо, вправе обратиться к нему с негаторным иском,. По ст. 208 ГК РФ на требования, вытекающие из негаторных исков, сроки исковой давности не распространяются. Итак, ч. 4 ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случае использования зу, если имеется собственник, значит, течение срока приобретательной давности на зу никогда не начнется. А коль скоро срок приобретательной давности на зу не начинает течь, то в таком случае нельзя говорить о давностном владении зу как основании приобретательной давности. Особенность земли как объекта недвижимости, и обусловленные этим требования действующего законод-ва, исключают возможность возникновения права собственности на зу в силу приобретательной давности, если есть собственник зу. А в случаях, если собственник зу отсутствует, возникновение права собственности в силу приобретательной давности возможно только при исключении самовольности завладения зу

Статья 11 ЗК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений (действующая редакция)

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 11 ЗК РФ

1. В отличие от предыдущих ст. ст. 9 и 10, в которых фактически рассматривались полномочия не Российской Федерации и ее субъектов, а органов государственной власти соответствующего уровня, в комментируемой статье идет речь о полномочиях органов местного самоуправления, что теоретически и терминологически верно, так как властными полномочиями могут быть наделены именно органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований — поселение, муниципальный район, городской округ.

Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится ряд вопросов в области регулирования земельных отношений и градостроительства, в частности:

утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;

утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;

осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Пункт 15 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района в числе иных вопросов относит также:

утверждение схем территориального планирования муниципального района;

утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории;

ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района;

резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Пункт 26 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относит ряд вопросов в сфере земельных отношений и градостроительства, в том числе:

утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки;

утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории;

выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа;

резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;

осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также территорий других муниципальных образований. Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ — это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (подробнее о документах градостроительного зонирования см. в комментарии к гл. XV настоящего Кодекса).

Полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель хотя напрямую и не предусмотрены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», но во многом служат целям обеспечения рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности. Именно местные программы позволяют обеспечить реализацию мероприятий по охране земель на муниципальном уровне, так как их осуществление, как правило, финансируется путем выделения средств из бюджетов муниципальных образований.

Читайте также:  Правда ли что субсидии за январь уменьшили на федеральном уровне

Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, закрепленный комментируемой статьей, аналогичным образом с полномочиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, установленными предыдущими статьями, является открытым. Данный факт предоставляет возможность муниципальным образованиям самостоятельно в пределах, установленных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ, наделять свои органы и иными полномочиями в данной сфере.

Одним из таких полномочий, не закрепленных положениями комментируемой статьи, но упоминаемых в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является полномочие по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 72). Между тем обеспечение эффективности реализации данного полномочия имеет весьма важное значение для охраны земель, находящихся в муниципальной собственности, так как позволяет применить меры юридического воздействия к нарушителям земельного законодательства.

Интересная точка зрения относительно реализации полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений высказана А.П. Анисимовым и А.П. Алексеевым. Так, по их мнению, органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений — физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель.

Указанные авторы отмечают, что органы местного самоуправления в сфере охраны земель вправе:

разрабатывать местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;

согласно ст. 8 ЗК РФ осуществлять отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. Данная норма позволяет им осуществлять, например, перевод земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий с приданием соответствующим земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий местного значения;

осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения;

своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

2. Роль органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными участками в условиях незавершенности разграничения государственной собственности на землю велика. Одним из главных достижений раннего периода земельной реформы в новейшей истории России было закрепление наряду с государственной собственностью права муниципальной и частной собственности на землю в Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 9) и ряде законодательных актов. Однако в целях определения земельных участков, на которые могло быть установлено право муниципальной собственности, в данный период следовало прежде всего осуществить разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации и ее субъектов. Между тем существование права муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации в условиях незавершенного процесса разграничения государственной собственности на землю на раннем его этапе подвергалось определенной критике в научных правовых исследованиях. В настоящее время, после признания утратившим силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», а вместе с ним сложной процедуры разграничения, которая фактически учитывала интересы всех публичных уровней власти в сфере прав на землю, критерии отнесения земельных участков к участкам, находящимся в муниципальной собственности, установлены положениями ст. 19 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

Вместе с тем органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению отнюдь не только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Сложности в разграничении государственной собственности на землю предопределили необходимость в наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению и теми земельными участками, право государственной собственности на которые до сих пор не разграничено. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Как показывает практика, наделение органов местного самоуправления правомочием распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые до сих пор не разграничена, позволяет обеспечить рациональное использование и охрану земель в условиях неопределенности их надлежащего собственника.

Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль – земельное право – не должна.

В то же время из понимания того, что земля – необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. е. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю. Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом защиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42 ЗК РФ).

Читайте также:  Расторжение трудового договора с инвалидом

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Земельное право — 11

Земельное право: Шпаргалка

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает прежде всего как материальное благо, недвижимость. В частности, имущественные – это отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них.

Роль и значение земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особенностью земли. Земля является таким признаком, который объединяет отношения имущественного и неимущественного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.

Земля, представляя собой важнейший природный ресурс, уникальный дар природы, одновременно выполняет экологическую, социальную, экономическую и политическую функции, а комплексный подход к такому многогранному объекту призвано обеспечить земельное законодательство.

Метод – это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектности земли (с одной стороны, природного объекта, а с другой – объекта собственности) предопределило особое сочетание способов, присущих как частному, так и публичному праву. Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон. Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве находят применение оба эти метода.

Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны, в этих отношениях один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для исполнения предписаний и запретов. Императивным методом регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного управления земельным фондом, привлечении виновных лиц к ответственности.

Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом.

2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Земельное право это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране земель с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охраны жизни и здоровья человека и сочетания интересов общества и законных интересов физических и юридических лиц. Земельное право как систему норм, регулирующих соответствующую группу общественных отношений, следует отличать от земельного законодательства – совокупности нормативных актов, регулирующих отношения по управлению, использованию и охране земель.

Земельное право можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину.

В круг изучения науки земельного права входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений. Задачами науки земельного права являются: исторический анализ земельного законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения с целью обнаружения пробелов, противоречий в правовом регулировании земельных отношений; выявление тенденций развития земельного законодательства. Как наука земельное право призвано определить эффективность правового регулирования земельных отношений и предложить рекомендации по приведению земельного законодательства в соответствие с жизненными реалиями, разработать научные основы кодификации и систематизации земельного законодательства. Соответственно наука земельного права изучает земельные нормативные акты, их связь с нормативными актами других отраслей законодательства и правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система земельного права, понятие, объект земельного правового отношения и др.).

3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при разрешении конкретных дел.

Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общепризнанные принципы права, договоры, обычаи.

Нормативный правовой акт является наиболее характерной формой правового регулирования земельных отношений. Статья 2 ЗК РФ определяет иерархию правовых актов, регулирующих земельные отношения. В п. 1 названной статьи термин «земельное законодательство» используется в узком смысле – под земельным законодательством понимаются только Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и регулирующие земельные отношения, не относятся к земельному законодательству, но являются иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы земельного права. К категории последних относятся акты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют земельные отношения, хотя акты этих органов не поименованы в ст. 2 ЗК РФ.

Иные источники находят не столь широкое применение в земельном праве. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Например, международные договоры могут определять правовое положение в земельных отношениях граждан иных государств.

Нормы, регулирующие отношения по поводу земли, можно обнаружить и в соглашениях между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Подобного рода нормативные договоры были заключены с Иркутской, Свердловской, Ростовской областями и др. Что же касается примерных (типовых) договоров, то в силу ст. 427 Гражданского кодекса РФ они применяются только в случаях, если есть отсылка в конкретном договоре, заключенном между сторонами, на их условиях. Когда же в договоре такой ссылки нет, то примерные условия могут применяться к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота.

Под обычаем понимается сложившееся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством.

4. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. В ряде случаев конституционное право регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это – отношения по государственному и общественному устройству РФ, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...