Земельное право — 9

Земельное право.

1. Понятие земельного права как отрасли права.

Земельное право как отрасль права — это системно упорядоченная совокупность правил поведения, выражающая волю российского государства и направленная на регулирование отношений по рациональному использованию и охране земель. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему (совокупность норм права, объединенных в институты, регулирующих отдельные группы однородных отношений), включает:

общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства, т.к. она имеет:

собственный предмет правового регулирования;

собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

2. Предмет земельного права.

Предмет земельного права — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Эти группы отношений составляют предмет земельного права, а общим у них выступает объект — земля:

как сухопутная территория, включающая иные объекты — водное пространство, лесной фонд и др.

как часть поверхности земли, расположенной над недрами и именуемая почвенным слоем, который может характеризоваться признаком плодородия.

Отношения, входящие в предмет земельного права:

характеризующие статус частиков земельных отношений;

характеризующие взаимодействие землепользователей и государства (обеспечение соблюдения земельного законодательства землепользователями);

характеризующие правовой режим отдельных категорий земель;

по управлению земельным фондом;

связанные с ответственностью.

3. Соотношение земельного права со смежными отраслями права (гражданским правом, административным правом, природоресурсными отраслями права, экологическим правом).

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе:

С гражданским правом в части родства земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

С административным правом в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

С экологическим правом в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, а земельное право регулирует лишь охрану земель.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.

Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009)

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 9. Конституционные основы земельного права
  • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
  • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
  • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
  • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Конституционные основы земельного права

Среди всех законов есть основой закон – Конституция РФ.

Конституционные основы являются отправными для земельного права.

Земельные нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям.

К ней относятся статьи Конституции РФ:

а) от. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

б) ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

в) ст. 42 – право каждого на благоприятную окружающую среду;

г) ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

д) ст. 72 —об отнесении к совместному ведению РФ и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности;

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

К ней относятся:

а) ст. 2, 17 и 18 – 0 человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов;

б) ст. 1, 7 – о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

в) ст. 8 – о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

г) ст. 19 – О равенстве всех перед законом и судом;

д) ст. 25, 40 —о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

е) ст. 57 – об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Конституция предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу других высших нормативных актов – законов – и обладает прямым действием на всей территории РФ. Это значит, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Читайте также:  Радары гибдд 2019 виды

Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для всех источников права, прежде всего для законов, но еще важнее для подзаконных актов.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 9. Конституционные основы земельного права
  • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
  • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
  • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
  • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Земельное право — 9

Земельное право: Шпаргалка

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает прежде всего как материальное благо, недвижимость. В частности, имущественные – это отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них.

Роль и значение земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особенностью земли. Земля является таким признаком, который объединяет отношения имущественного и неимущественного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.

Земля, представляя собой важнейший природный ресурс, уникальный дар природы, одновременно выполняет экологическую, социальную, экономическую и политическую функции, а комплексный подход к такому многогранному объекту призвано обеспечить земельное законодательство.

Метод – это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектности земли (с одной стороны, природного объекта, а с другой – объекта собственности) предопределило особое сочетание способов, присущих как частному, так и публичному праву. Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон. Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве находят применение оба эти метода.

Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны, в этих отношениях один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для исполнения предписаний и запретов. Императивным методом регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного управления земельным фондом, привлечении виновных лиц к ответственности.

Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом.

2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Земельное право это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране земель с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охраны жизни и здоровья человека и сочетания интересов общества и законных интересов физических и юридических лиц. Земельное право как систему норм, регулирующих соответствующую группу общественных отношений, следует отличать от земельного законодательства – совокупности нормативных актов, регулирующих отношения по управлению, использованию и охране земель.

Земельное право можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину.

В круг изучения науки земельного права входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений. Задачами науки земельного права являются: исторический анализ земельного законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения с целью обнаружения пробелов, противоречий в правовом регулировании земельных отношений; выявление тенденций развития земельного законодательства. Как наука земельное право призвано определить эффективность правового регулирования земельных отношений и предложить рекомендации по приведению земельного законодательства в соответствие с жизненными реалиями, разработать научные основы кодификации и систематизации земельного законодательства. Соответственно наука земельного права изучает земельные нормативные акты, их связь с нормативными актами других отраслей законодательства и правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система земельного права, понятие, объект земельного правового отношения и др.).

3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при разрешении конкретных дел.

Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общепризнанные принципы права, договоры, обычаи.

Нормативный правовой акт является наиболее характерной формой правового регулирования земельных отношений. Статья 2 ЗК РФ определяет иерархию правовых актов, регулирующих земельные отношения. В п. 1 названной статьи термин «земельное законодательство» используется в узком смысле – под земельным законодательством понимаются только Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и регулирующие земельные отношения, не относятся к земельному законодательству, но являются иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы земельного права. К категории последних относятся акты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют земельные отношения, хотя акты этих органов не поименованы в ст. 2 ЗК РФ.

Иные источники находят не столь широкое применение в земельном праве. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Например, международные договоры могут определять правовое положение в земельных отношениях граждан иных государств.

Нормы, регулирующие отношения по поводу земли, можно обнаружить и в соглашениях между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Подобного рода нормативные договоры были заключены с Иркутской, Свердловской, Ростовской областями и др. Что же касается примерных (типовых) договоров, то в силу ст. 427 Гражданского кодекса РФ они применяются только в случаях, если есть отсылка в конкретном договоре, заключенном между сторонами, на их условиях. Когда же в договоре такой ссылки нет, то примерные условия могут применяться к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота.

Под обычаем понимается сложившееся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством.

4. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. В ряде случаев конституционное право регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это – отношения по государственному и общественному устройству РФ, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Читайте также:  Договор аренды помещения скачать бланк

Земельное право России

Статья посвящена описанию отрасли Земельного права и его регулированию в российском законодательстве

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Понятие «система земельного права»

Понятие «системы земельного права» относится к предметной характеристике земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель).

Содержание «земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные в нормативно-правовых актах. Предмет земельного права составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков. Статья 3 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» – государства, регионов, отдельных населенных пунктов.

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение земельное права с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура земельного права отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Методы земельного права

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту, можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы земельного права

Основные принципы развития земельно-правовых отношений определены в ст.1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами, «земля» рассматривается в качестве главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита ценных и особо оберегаемых территорий. Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предмет, объект, субъекты земельного права

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

Источники земельного права

К источникам земельного права России относятся – Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ 2001 г. – нормативный акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве», ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д. В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы. Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством. Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков. Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.

А. Потапова — Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие»

Описание и краткое содержание «Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Земельное право», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

1. Понятие земельного права. Земельные отношения как предмет земельного права

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения по использованию и охране земель.

Земельное право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как право собственности и другие вещные права на землю, охрана земель, право землепользования, защита прав на землю, плата за землю и оценка земли, мониторинг земель, контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ответственность за земельные правонарушения и др. К Особенной части относятся понятие и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

Читайте также:  Получаю пенсию мужа если выйду в замуж яее буду получать

Земельное право тесно связано с гражданским правом, экологическим правом, градостроительным правом, жилищным правом, лесным правом, водным правом, административным правом.

Предметом земельного права являются земельные правоотношения.

Земельное правоотношение — это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами земельного права своих прав и обязанностей по использованию и охране земель. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Объектами земельных отношений являются:

• земля как природный объект и природный ресурс;

• части земельных участков.

2. Принципы земельного права

Земельное право основывается на следующих принципах:

• учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

• приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

• приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

• участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

• единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

• приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

• платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

• разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

• дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

• сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

3. Земельное законодательство РФ. Понятие и общая характеристика источников земельного права

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Источники земельного права — это нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.

К источникам земельного права относятся:

• законы субъектов РФ;

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• международные договоры, межгосударственные соглашения.

Конституция РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В ст. 72 Конституции РФ установлено, что земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 года. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Земельный кодекс состоит из 19 глав: Общие положения; Земельные участки; Охрана земель; Собственность на землю; Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками; Возникновение прав на землю; Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков; Прекращение и ограничение прав на землю; Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров; Плата за землю и оценка земли; Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд; Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль); Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель; Земли сельскохозяйственного назначения; Земли населенных пунктов; Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Земли особо охраняемых территорий и объектов; Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...